Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 17.05.2013


 

Вся важная информация о применении документа в КонсультантПлюс

Вся важная информация о применении документа уже содержится в его тексте. Как результат - сразу ясно:

  • действует документ или нет;
  • какие нужно учитывать особенности в применении.

А также даны консультации, разъяснения и судебная практика к каждой статье. 

Узнайте больше об этом и других преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super

Обзор законопроектов от 21.05.2013

∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Проект Федерального закона N 232119-6
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.04.2013 N 2063-6 ГД)

Законопроект устанавливает новый порядок формирования Государственной Думы ФС РФ. Так, половина депутатов будет избираться по одномандатным округам (один округ - один депутат), другая половина - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Для проведения выборов депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов и формируются окружные избирательные комиссии. Образование одномандатных избирательных округов производится на основе единой нормы представительства избирателей. Данная норма определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных округов. Субъектам Российской Федерации, в которых число зарегистрированных избирателей меньше данной нормы, выделяется по одному одномандатному избирательному округу. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет.

Проектом предусматривается выдвижение политическими партиями федерального списка кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также самовыдвижение кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Кандидаты, выдвинутые политическими партиями по одномандатным избирательным округам, могут быть, в свою очередь, включены в федеральный список кандидатов.

В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 300 кандидатов, региональных групп депутатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 10 кандидатов, а региональная часть списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.

Самовыдвижение кандидата может осуществляться только по одномандатному избирательному округу. При этом кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут политической партией. В поддержку самовыдвижения кандидата должно быть собрано не менее 0,5% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей - не менее 500 подписей.

Предвыборная агитация может проводиться на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, выпуска и распространения агитационных материалов, а также другими методами, не запрещенными федеральным законом.

Эфирное время и печатная площадь предоставляется как безвозмездно, так и на возмездной основе. Эфирное время, предоставляемое безвозмездно, должно приходиться на период, когда телепередачи и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. Не менее половины общего объема эфирного времени, предоставляемого безвозмездно, должно отводиться для проведения совместных агитационных мероприятий, даты и время выхода которых в эфир определяются жеребьевкой. Отказ от участия в таком мероприятии приводит к уменьшению доли эфирного времени, выделенной политической партии или кандидату.

Законопроектом предусматривается обязанность политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, создать избирательный фонд для финансирования избирательной кампании. Кроме того, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан создать собственный избирательный фонд. Помимо этого, избирательные фонды могут создаваться региональными отделениями политических партий при соблюдении ряда условий. При этом политическая партия, выдвинувшая кандидатов только по одномандатным округам, кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей.

В целях повышения гласности и открытости выборов в помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения в сети Интернет.

Для голосования на выборах изготавливаются избирательные бюллетени для голосования по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, которые должны различаться по форме.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

По результатам голосования определяются федеральные списки кандидатов, которые допускаются к распределению мандатов. При этом предусматривается, что, по общему правилу, к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Депутатские мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов пропорционально полученным голосам избирателей.

Законопроектом регламентируются иные вопросы, связанные с созданием избирательных округов и избирательных участков, составлением списков избирателей, формированием избирательных комиссий, деятельностью наблюдателей, финансированием выборов, проведением и подведением итогов голосования, замещением вакантных депутатских мандатов, а также обжалованием нарушений избирательных прав граждан и ответственностью за нарушение российского законодательства о выборах депутатов.

Проект Федерального закона N 252683-6
"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 26.04.2013 N 2190-6 ГД)

Законопроект разработан в целях реализации правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П, и направлен на совершенствование правового регулирования досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ, члена Совета Федерации ФС РФ в случае нарушения ими запрета на совмещение полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ, члена Совета Федерации ФС РФ с предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью.

Так, законопроектом предлагается внести изменения в части 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающие возможность обжалования в судебном порядке Постановления Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ, члена Совета Федерации ФС РФ по основаниям, предусмотренным в пунктах "в", "в.1", "г" части первой статьи 4 указанного Закона.

Помимо этого, законопроектом закрепляется возможность сохранения парламентского иммунитета у лица, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ, члена Совета Федерации ФС РФ, вплоть до вступления в законную силу решения суда, принятого по результатам рассмотрения заявления об оспаривании постановления Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ о прекращении полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ, члена Совета Федерации ФС РФ.

Также проект Закона закрепляет возможность обжалования депутатскими фракциями решения или бездействия Государственной Думы ФС РФ, касающегося отказа в досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ, в случае, если у них имеются достаточные основания полагать, что этот депутат занимается предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 191229-6
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.04.2013 N 2110-6 ГД)

Представленный проект Закона разработан в целях повышения эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Проектом предусматривается внесение изменений в Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в ряд статей Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

В частности, изменения, вносимые в Закон об ОСАГО, предусматривают увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевшего до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего. Также предлагается увеличить до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего страховую сумму, в пределах которой страховщик возмещает вред, причиненный имуществу потерпевшего.

Проектом предлагается предоставить возможность выбирать способ возмещения нанесенного имуществу вреда: в денежной форме либо в натуральной форме путем выдачи направления на ремонт.

Кроме того, уточняется порядок действий водителей транспортных средств в случае, если документы о дорожно-транспортном происшествии оформлялись без участия уполномоченных сотрудников полиции. Максимальный размер страховой выплаты для таких случаев предлагается увеличить до 50 тысяч рублей. При этом для г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер страховой выплаты в таких случаях устанавливается в пределах 400 тыс. рублей при условии предоставления страховщику фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств.

Законопроектом предлагается более четкая регламентация срока осуществления страховой выплаты и минимальный стандарт обслуживания, уточняются сроки уведомления о страховом случае, сроки осмотра и (или) независимой экспертизы транспортных средств, сроки предоставления транспортных средств.

Необходимо отметить, что проектом закрепляется норма, согласно которой к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Изменениями, вносимыми в Закон о страховании, уточняются полномочия органа страхового надзора выдавать предписания субъектам страхового дела в случае выявления нарушений требований нормативных правовых актов о страховании.

По мнению разработчиков, принятие данного проекта позволит улучшить качество услуг в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Проект Федерального закона N 79403-6
"О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
(внесен депутатами ГД ФС РФ М.Л. Шаккумом, М.Х. Юсуповым, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым, О.Ю. Баталиной, И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым, А.В. Жарковым, а также А.В. Кнышовым в период исполнения им полномочий депутата ГД ФС РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.04.2013 N 2137-6 ГД)

Законопроект разработан в целях введения обременения в виде инвестиционного и эксплуатационного обязательства, которое распространяется на предполагаемые к приватизации объекты электросетевого хозяйства, а также источники тепловой энергии, тепловые сети. Закрепляется порядок определения условий инвестиционного и эксплуатационного обязательства.

Условия инвестиционного и эксплуатационного обязательства включаются в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект электросетевого хозяйства, а также источник тепловой энергии, тепловые сети.

Согласно проекту государственная регистрация ограничений (обременений), установленных инвестиционными и эксплуатационными обязательствами, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав собственности на приватизируемый объект.

Кроме того, проектом закрепляется положение, что в случае нарушения собственником и (или) законным владельцем указанных обязательных условий приватизации органы государственной власти Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта (объектов) по стоимости объекта (объектов), определяемой по результатам проведения оценки объекта (объектов) в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", за вычетом убытков, причиненных потребителям вследствие нарушения обязательных условий приватизации.

Помимо этого, изменениями предусматривается, что отчуждение объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, переуступка прав пользования ими и внесение таких объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускается.

Проект Федерального закона N 136312-5
"О потребительском кредитовании"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Г. Аксаковым, В.К. Гартунгом, Д.Г. Волчеком, О.Л. Михеевым, Ф.С. Тумусовым, А.В. Терентьевым, А.В. Четвериковым, М.А. Мукабеновой, Д.И. Савельевым, А.Ю. Мургой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.04.2013 N 2139-6 ГД)

Проект Федерального закона N 136888-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредитовании"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Г. Аксаковым, В.К. Гартунгом, Д.Г. Волчеком, О.Л. Михеевым, Ф.С. Тумусовым, А.В. Терентьевым, А.В. Четвериковым, М.А. Мукабеновой, Д.И. Савельевым, А.Ю. Мургой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.04.2013 N 2140-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект N 136312-5 направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением кредитной организацией потребительского кредита физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Согласно проекту под потребительским кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику кредитором (основная сумма долга) на основании договора потребительского кредита исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Заемщику предоставляется право на получение от кредитора достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита до заключения договора потребительского кредита.

Разработчиками проекта большое внимание уделяется особенностям содержания договора потребительского кредита, в частности условиям договора.

Так, устанавливается, что договор потребительского кредита состоит из общих условий и индивидуальных условий, а также может содержать элементы других договоров (смешанный договор). Специально оговаривается, что договор потребительского кредита не является договором присоединения.

Общие условия договора потребительского кредита определяются кредитором в одностороннем порядке для многократного применения, за исключением случаев, установленных проектом.

Индивидуальные условия договора потребительского кредита согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и отражаются в табличной форме, установленной нормативным актом Банка России, на первой странице договора потребительского кредита четким, хорошо читаемым аналогичным шрифтом.

Проектом закрепляется открытый перечень индивидуальных условий, а также устанавливается, что такие условия договора потребительского кредита могут отменять, дополнять или изменять общие условия договора потребительского кредита соответствующего вида. При этом если общие условия договора потребительского кредита противоречат индивидуальным, то применяются индивидуальные условия.

Помимо этого, в договоре потребительского кредита не могут содержаться следующие условия:

- обязанность заемщика передавать кредитору в качестве обеспечения всю сумму потребительского кредита или ее часть;

- право кредитора без отдельного письменного согласия заемщика осуществлять выдачу заемщику нового кредита в целях погашения имеющейся задолженности перед кредитором;

- устанавливающие обязанность заемщика пользоваться услугами других юридических и иных лиц в связи с исполнением денежных обязательств заемщика за отдельную плату, если согласие на заключение соответствующего договора не было дано заемщиком в индивидуальных условиях договора.

Важными для заемщика являются положения проекта, предоставляющие ему право отказаться от получения потребительского кредита полностью или частично, а также досрочно возвратить кредит.

При этом отказ должен сопровождаться уведомлением кредитора в оговоренный договором срок.

По общему правилу, заемщик имеет право досрочно вернуть кредитору всю сумму полученного потребительского кредита или ее часть, уведомив об этом кредитора способом, установленным в договоре потребительского кредита, не менее чем за 30 дней до дня возврата потребительского кредита, если более короткий срок не установлен договором.

Без предварительного уведомления кредитора заемщик имеет безусловное право досрочно вернуть всю сумму кредита в течение 10 календарных дней с даты его получения, уплатив при этом проценты за фактический срок кредитования. Если кредит получен на определенные цели, указанный срок составит 30 календарных дней.

Помимо рассмотренных выше положений, проектом в числе прочих регламентируются вопросы уступки прав (требований) по договорам потребительского кредита, разрешения споров, оценки кредитоспособности заемщика.

Также предусматриваются особенности заключения потребительского кредита и последствия нарушения заемщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов.

Кроме того, в целях согласования положений разработанного проекта Закона "О потребительском кредитовании" с нормами действующего законодательства проектом N 136888-5 предлагается внести изменения в ряд нормативных правовых актов: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ в части расширения диспозитивных начал регулирования кредитных отношений при отказе от предоставления или получения кредита; Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Также предлагается уточнить порядок осуществления деятельности кредитного кооператива, определив содержание информации, которую должен будет дополнительно включать договор займа, заключаемый между кредитным кооперативом и заемщиком. Соответствующее изменение вносится в статью 4 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации".

Проект Федерального закона N 225123-6
"О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2013 N 2158-6 ГД)

Законопроект разработан в целях устранения законодательных препятствий для развития малых и средних предприятий, получающих поддержку за счет привлекаемого финансирования, а также в целях приведения российского законодательства о малом и среднем предпринимательстве в соответствие с международными нормами.

В этой связи проектом предлагается изложить в новой редакции пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Так, предусматривается возможность отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственных обществ, созданных автономными образовательными учреждениями.

Кроме того, законопроектом предлагается снять ограничение на участие иностранных граждан в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий.

Также закрепляются критерии, при условии соответствия одному из которых юридические лица включаются в перечень юридических лиц, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в порядке, определенном Правительством РФ.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 236214-6
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 26.04.2013 N 2189-6 ГД)

В целях регулирования отношений, предшествующих заключению (отказу в заключении) трудового договора, законопроектом предлагается внести изменения в статью 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в части введения запрета на распространение работодателем информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера (прежде всего возрастные), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Одновременно проектом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ дополняется статьей 13.11.1, устанавливающей административную ответственность в виде административного штрафа за распространение работодателем информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера.

Также инициаторами изменений предлагается наделить должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, правом составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном предлагаемой статьей 13.11.1.

Кроме того, изменениями в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом:

- организовывать профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан, желающих возобновить трудовую деятельность, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости;

- устанавливать порядок и условия направления указанных граждан на профессиональное обучение;

- разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.

Помимо этого, проектом предлагается дополнить перечень категорий безработных граждан, наделенных правом в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, установленный пунктом 3 статьи 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", безработными гражданами, прошедшими военную службу по призыву.

По мнению разработчиков, принятие предлагаемых изменений и их реализация позволят оказать поддержку гражданам, находящимся в социально уязвимом положении.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 229790-6
"О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 26.04.2013 N 2188-6 ГД)

Законопроект разработан в целях повышения размера стандартных налоговых вычетов для лиц, на обеспечении которых находятся дети, в том числе лиц, усыновляющих (удочеряющих) детей, оставшихся без попечения родителей.

Также изменениями предусматривается расширение круга получателей стандартных налоговых вычетов на детей за счет включения в него супругов усыновителей.

Кроме того, проектом увеличивается с 280 000 рублей до 350 000 рублей предельный размер дохода налогоплательщика в налоговом периоде, рассчитываемый с начала года нарастающим итогом, по достижении которого налоговый вычет не предоставляется.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие будет способствовать реализации государственной политики по оказанию поддержки лиц, усыновивших (удочеривших) детей, оставшихся без попечения родителей.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект Федерального закона N 225121-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2013 N 2157-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект вносит изменения в главу 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В целях исключения неопределенности правового статуса хозяйствующих субъектов, фактически получивших земельные участки для создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, но не прошедших государственную регистрацию в установленном порядке, проектом Закона предлагается в наименовании главы 4, статьях 11 и 12 слова "для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности" заменить словами "для осуществления (ведения) фермерским хозяйством своей деятельности".

Проектом предусматривается, что при обращении главы фермерского хозяйства в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением на предоставление земельного участка для осуществления (ведения) фермерского хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к заявлению прилагается документ, подтверждающий регистрацию фермерского хозяйства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, законопроектом закрепляется, что гражданин, изъявивший желание вести фермерское хозяйство, вправе подать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявление о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для осуществления (ведения) фермерским хозяйством своей деятельности. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.

Проект Федерального закона N 238827-6
"Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 26.04.2013 N 2185-6 ГД)

Законопроект подготовлен в целях создания правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации, а также повышения качества и обеспечения доступности предоставляемых населению услуг.

Под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие публичного и частного партнера, которое осуществляется на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве. При этом частным партнером может быть индивидуальный предприниматель, а также российское или иностранное юридическое лицо, за исключением государственных компаний, государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ со 100-процентным участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В качестве публичного партнера выступает Российская Федерация, и (или) субъект Российской Федерации, и (или) орган (органы) местного самоуправления в лице уполномоченных органов.

Проектом регламентируются особенности соглашения о государственно-частном партнерстве. В частности, предусматривается, что данное соглашение не может заключаться в отношении объектов гражданских прав, оборот которых в соответствии с федеральными законами запрещен или ограничен. Закрепляется, что данное соглашение является договором, содержащим элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с данным соглашением публичный и частный партнеры вправе принять на себя одно или более из определенных проектом обязательств. Так, публичный партнер вправе принять на себя обязательства по предоставлению частному партнеру имущества, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве, во владение и (или) пользование; права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, необходимых для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.

В свою очередь, частный партнер может принять на себя обязательства по разработке и согласованию проектной документации, а также созданию или реконструкции объекта соглашения о государственно-частном партнерстве.

Кроме того, проектом регламентируются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

Проектом также закрепляются гарантии прав и законных интересов частных партнеров. В частности, устанавливается, что, если в период действия соглашения законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами устанавливаются нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения, стороны соглашения изменяют его условия в целях обеспечения имущественных и финансовых интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения.

Корреспондирующие изменения вносятся в ряд других законов. Так, статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ дополняется положением, в соответствии с которым предоставление земельных участков в аренду для деятельности, предусмотренной соглашениями о государственно-частном партнерстве, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов.

Также предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит определить общее направление развития нормотворчества в сфере государственно-частного партнерства на всех уровнях власти в Российской Федерации, устранить существующие ограничения в федеральном законодательстве и установить необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в публичную инфраструктуру.

∙ ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Проект Федерального закона N 164510-6
"О меценатской деятельности"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ М.П. Максаковой-Игенбергс, С.С. Говорухиным, Л.И. Швецовой, И.Д. Кобзоном, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой, В.В. Ивановым, А.Ю. Мургой, О.М. Казаковой, И.В. Мануйловой, В.В. Гутеневым, И.В. Соколовой, М.Н. Берулавой, М.Ю. Назаровой, Е.И. Кузьмичевой, Т.О. Алексеевой, О.Г. Борзовой, В.И. Афонским, Е.Л. Николаевой, В.М. Кононовым, А.И. Аршиновой, членом Совета Федерации ФС РФ Л.Н. Боковой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.04.2013 N 2141-6 ГД)

Представленный проект Закона разработан с целью создания благоприятных условий для возрождения и развития меценатской деятельности в Российской Федерации, привлечения частных инвесторов для сохранения культурных ценностей страны.

Законопроектом определяются предмет регулирования, основные цели меценатства и основные понятия. Так, под меценатом разработчиками проекта предлагается понимать физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее свое имущество, в том числе денежные средства, или права владения и пользования своим имуществом для сохранения и развития культурных ценностей Российской Федерации в формах, определяемых законодательством Российской Федерации; получателями меценатской поддержки являются государственные и муниципальные учреждения культуры.

Устанавливается, что полученная меценатская поддержка может использоваться получателем исключительно на осуществление уставной деятельности в области культуры. Кроме того, меценатом могут определяться цели использования меценатской поддержки, о чем указывается в договоре с получателем.

Согласно проекту получатели меценатской поддержки вправе бесплатно оказывать меценату услуги, относящиеся к их роду деятельности.

Законопроектом предусматриваются ограничения меценатской деятельности, в частности устанавливается, что органы государственной власти, органы местного самоуправления как юридические лица и их работники не могут осуществлять меценатскую деятельность и получать меценатскую поддержку.

Помимо этого, проектом Закона определяются порядок оформления договорных отношений между меценатом и получателем меценатской поддержки, государственные гарантии прав граждан и полномочия субъектов Российской Федерации в области меценатства.

В качестве поддержки меценатской деятельности авторами законопроекта предлагается распространить на меценатов налоговые и иные льготы.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит привлечь дополнительные ресурсы для развития культурных ценностей страны, повысить привлекательность меценатской деятельности для граждан и организаций и устранить пробелы правового регулирования в данной сфере.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 169137-6
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства"
(внесен Верховным Судом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2013 N 2159-6 ГД)

Законопроект принят в целях создания эффективного правового механизма обеспечения рассмотрения уголовных дел в апелляционном порядке в установленные законом сроки при соблюдении прав подсудимого, потерпевшего и других участников процесса.

Проектом предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ статьей 239.1, регламентирующей особенности выделения уголовного дела на стадии предварительного слушания при производстве в суде первой инстанции. При наличии оснований, предусмотренных УПК РФ, по поступившему уголовному делу суд вправе принять решение о выделении уголовного дела в отдельное производство и о направлении его по подсудности, если раздельное рассмотрение судами уголовных дел не отразится на всесторонности и объективности их разрешения.

Также предполагается дополнить статью 153 УПК РФ нормой, касающейся невозможности соединения уголовных дел, в случае если несколькими лицами в соучастии или одним лицом совершено несколько преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней. Такие дела подлежат направлению в суды соответствующих уровней по подсудности в соответствии со статьей 31 УПК РФ, за исключением случаев, когда раздельное рассмотрение судами уголовных дел может отразиться на всесторонности и объективности их разрешения.

Кроме того, изменения вносятся в Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Так, изменениями предусматривается, что рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется в районном суде - судьей районного суда единолично; в вышестоящих судах - судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично.

Уточняется подсудность верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Проектом предлагается дополнить статью 389.6 главы 45.1 УПК РФ положением, закрепляющим обязанность сторон указывать непосредственно в апелляционных жалобе или представлении о заявлении ими ходатайства об исследовании доказательств судом; перечень лиц, подлежащих вызову в этих целях в судебное заседание. Также уточняется, что ходатайства об исследовании доказательств должны разрешаться судом апелляционной инстанции по правилам частей 1 и 2 статьи 271 УПК РФ.

Кроме того, проектом устраняется ряд неточностей и пробелов в отдельных статьях глав 47.1 и 48.1 УПК РФ, касающихся обжалования судебных решений в кассационном и надзорном порядке, и в статье 3 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации..." в части порядка рассмотрения после 1 января 2013 года апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и представлений прокурора на состоявшиеся судебные решения.

Проект Федерального закона N 249585-6
"О внесении изменений в статьи 12.1, 14 и 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 26.04.2013 N 2191-6 ГД)

Законопроект разработан в целях приведения положений Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 20.07.2011 N 19-П.

В связи с этим разработчиками проекта предлагается изложить в новой редакции статью 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", устанавливающую дисциплинарную ответственность судей. В частности, предусматривается:

- уточнение понятия "дисциплинарный проступок". Под дисциплинарным проступком предлагается признавать совершение судьей виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей, а равно во внеслужебной деятельности, которое нарушает нормы Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и (или) положения кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, которое повлекло умаление авторитета судебной власти и причинило ущерб репутации судьи;

- включение в перечень дисциплинарных взысканий нового вида взыскания - замечания;

- назначение дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в исключительных случаях за несовместимые с высоким званием судьи нарушения норм Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и (или) положений кодекса судейской этики;

- назначение дисциплинарного взыскания с учетом характера дисциплинарного проступка, обстоятельств и последствий его совершения, формы вины, личности судьи, совершившего проступок, и степени нарушения действием (бездействием) судьи прав и свобод граждан и законных интересов организаций.

Проектом предлагается также дополнить новым подпунктом статью 14 Закона, определяющую основания прекращения полномочий судьи в целях согласования положений данной статьи с положениями статьи 12.1.

Помимо этого, законопроектом излагаются в новой редакции пункты 6 - 8 статьи 15 Закона, устанавливающие порядок принятия решений об отставке (прекращении отставки) судьи и перечень случаев прекращения отставки судьи.

В частности, отставка судьи прекращается в случае занятия деятельностью, не совместимой со статусом судьи, вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении судьи, смерти судьи или выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное