Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 23.07.2012


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 23.07.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Мобильное приложение КонсультантПлюс для iPhone/iPad и Android-устройств

Бесплатное приложение "КонсультантПлюс: основные документы" выпущено для iPhone/iPad и Android-устройств. Приложение содержит кодексы РФ, основные правовые акты федерального законодательства, обзоры новых документов и справочную информацию.

Программа доступна для загрузки в App Store (http://itunes.apple.com/ru/app/id464256240?mt=8) и в Google Play (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.consultantplus.app).


∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Проект Федерального закона N 59320-6
"О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.07.2012 N 621-6 ГД)

Законопроект направлен на реализацию правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2011 N 15-П.

Указанным Постановлением положения части 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой этими положениями допускается возможность применения пропорциональной избирательной системы на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов и создается риск искажения воли избирателей, а федеральному законодателю предписано установить обязательные для учета в законодательстве субъектов Российской Федерации критерии допустимости использования пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы поселений исходя из числа распределяемых мандатов.

Инициаторами проекта предлагается установить, что выборы депутатов представительных органов поселений и городских округов, установленная численность которых составляет менее 15 депутатов, а также представительных органов малочисленных городских и сельских поселений, численность населения которых составляет менее 3 тысяч человек, будут проводиться по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Вместе с тем поселения, не относящиеся к малочисленным (численность населения которых составляет не менее 3 тысяч человек), не лишаются возможности использовать на муниципальных выборах пропорциональную избирательную систему (в том числе как компонент смешанной избирательной системы) при условии, что общее число избираемых депутатов составит не ниже 15 человек.

Предполагается также установить, что в муниципальных образованиях всех видов, использующих при проведении выборов пропорциональную избирательную систему (в том числе как компонент смешанной избирательной системы), общее число мандатов, распределяемых между списками кандидатов, не должно быть менее 10.

Соответствующие изменения подготовлены также в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 59315-6
"О внесении изменений в статьи 6, 8 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.07.2012 N 626-6 ГД)

Законопроект принят в целях приведения в соответствие с современным российским законодательством норм Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Разработчиками проекта предлагается внести изменения в статью 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, регулирующую требования к организаторам азартных игр. В частности, предлагается установить, что осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе допускается только при наличии у организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками азартных игр. Гарантом, предоставившим банковскую гарантию, может быть только банк, имеющий лицензию Банка России на осуществление банковских операций. Срок действия банковской гарантии не может быть менее одного года. Банковская гарантия продлевается (переоформляется) в течение всего срока действия имеющейся у организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе лицензии на осуществление указанной деятельности и не может быть отозвана. Размер банковской гарантии определяется в соответствующ! ем договоре и не может быть менее 500 миллионов рублей.

Также проектом Закона расширяются требования к игорному заведению: так, определяется место расположения игорного заведения в зданиях, сооружениях, строениях, устанавливается площадь зоны обслуживания участников азартных игр, закрепляется количество игровых столов и игровых автоматов в зоне обслуживания участников азартных игр. Кроме того, законопроектом приводятся основные требования к служебной зоне и зоне обслуживания игорного заведения. Помимо этого, предусматривается наличие в служебной зоне игорного заведения специально оборудованного помещения для приема, выдачи и временного хранения денежных средств и помещения для организации службы безопасности игорного заведения.

Разработчиками проекта предлагается также возложить на организатора азартных игр в букмекерской конторе обязанность при помощи специального оборудования, установленного в процессинговом центре букмекерской конторы, обеспечить единый учет, обработку ставок, фиксирование результатов азартных игр и расчет сумм выигрышей, подлежащих выплате.

По мнению разработчиков проекта, его принятие будет способствовать усилению защиты прав и законных интересов участников азартных игр.

Проект Федерального закона N 643875-5
"О взаимном страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов (застройщиков), за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору участия в долевом строительстве"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Е. Хинштейном, И.И. Гильмутдиновым, А.Б. Коганом в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 04.07.2012 N 638-6 ГД)

Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства по защите прав граждан - участников долевого строительства.

Разработчиками предлагается введение института страхования гражданской ответственности застройщика, привлекающего средства граждан.

Предусматривается создание общества взаимного страхования застройщиков - единой некоммерческой организации, функционирующей на основе членства застройщиков. Предметом деятельности общества является взаимное страхование рисков его членов. Членство в обществе возникает с момента выдачи застройщику полиса взаимного страхования застройщиков. Предусматривается, что число членов общества взаимного страхования застройщиков не может быть менее пятидесяти, их максимальное количество не ограничено.

Проектом Закона определяются особенности создания и функционирования общества взаимного страхования застройщиков, в частности такое общество создается без ограничения срока его деятельности, действует на основании устава, являющегося его учредительным документом. Доходы, полученные обществом от осуществляемой им в соответствии с федеральным законом и уставом общества деятельности, не распределяются между членами общества. Страховые тарифы по взаимному страхованию застройщиков и правила взаимного страхования застройщиков утверждаются общим собранием членов общества.

Согласно проекту страховым случаем по взаимному страхованию застройщиков признается факт закрытия реестра денежных требований кредиторов, если обязательства члена общества не исполнены в соответствии с положениями статей 113 и 125 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также в случае, если требования участников долевого строительства не удовлетворены в порядке, предусмотренном статьями 201.10 и 201.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Выплата страхового возмещения по взаимному страхованию застройщиков осуществляется в пределах размера денежного требования выгодоприобретателя к застройщику в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

При осуществлении взаимного страхования застройщиков законопроектом предусматривается механизм контроля: органом страхового надзора - за соблюдением требований страхового законодательства, контролирующими органами субъектов Российской Федерации - в части соблюдения требований об участии застройщиков в обществе взаимного страхования.

∙ ЖИЛИЩЕ

Проект Федерального закона N 70769-6
"О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 04.07.2012 N 637-6 ГД)

Законопроект принят в целях приведения в соответствие норм Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой". Статья 7 Федерального закона указанным Постановлением Конституционного Суда РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможности применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или му! ниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Проектом Закона предлагается уточнить статью 7, закрепив, что применение норм ЖК РФ о договоре социального найма осуществляется к отношениям по пользованию жилыми помещениями в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и переданных в ведение органам местного самоуправления вне зависимости от даты их передачи, а также от даты их предоставления гражданам на законных основаниях.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит устранить неопределенности в вопросе применения статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ во времени и позволит исключить неверное ее толкование в правоприменительной практике.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 62348-6
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.07.2012 N 622-6 ГД)

Законопроект разработан в целях уточнения требований к содержанию соглашений и коллективных договоров и совершенствования процедуры ведения коллективных переговоров.

Так, предлагается установить, что в случае отсутствия на соответствующем уровне системы социального партнерства отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей их функции могут осуществлять общероссийские, региональные (межрегиональные) и территориальные объединения работодателей при условии, что они отвечают критериям соответствующих отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.

Законопроектом уточняются нормы, регулирующие структуру и содержание соглашений и коллективных договоров. В результате анализа практики коллективно-договорного регулирования перечень взаимных обязательств, которые стороны могут включить в соглашение, дополняется следующими вопросами:

социально-трудовые гарантии и компенсации;

режимы труда и отдыха;

занятость, условия высвобождения работников;

повышение квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства;

улучшение условий и охраны труда;

развитие социального партнерства;

другие вопросы, определенные сторонами.

При этом устанавливается, что соглашения могут содержать обязательства, устанавливающие для работников дополнительные льготы и преимущества, превышающие установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Помимо этого, проектом предлагается установить предельный срок разработки соглашений.

Также законопроектом уточняется процедура уведомительной регистрации соглашения в соответствующем органе по труду.

Проект Федерального закона N 62352-6
"О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.07.2012 N 623-6 ГД)

Законопроект принят в целях приведения положений статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П.

Указанным Постановлением признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение части 4 статьи 261 ТК РФ, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

Предоставление гарантии, предусмотренной частью 4 статьи 261 ТК РФ, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто - мать или отец - работает (состоит в трудовых отношениях), а кто осуществляет уход за детьми.

В связи с этим в новой редакции предлагается изложить часть 4 статьи 261 ТК РФ, дополнительно предусмотрев, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя с отцами, являющимися единственными кормильцами в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе в возрасте до 3 лет, если матери указанных детей не состоят в трудовых отношениях и занимаются уходом за детьми, не допускается.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 338101-5
"О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ С.И. Шторгиным, Н.С. Максимовой, Р.В. Кармазиной, Л.Я. Симаковским, Е.Л. Николаевой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.07.2012 N 627-6 ГД)

Законопроект разработан в целях оптимизации процедур, связанных с применением налогоплательщиками социальных и имущественных налоговых вычетов при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Согласно подготовленным изменениям налогоплательщики получат возможность учитывать в составе социального налогового вычета стоимость услуг по лечению, предоставленных не только медицинскими организациями, но и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности и занимающимися медицинской деятельностью.

Также проектом с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2012 N 6-П, предлагается законодательно закрепить порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями и осуществляющими новое строительство или приобретение за счет собственных средств имущества в собственность своих несовершеннолетних детей.

При этом предлагается установить норму, согласно которой в указанных случаях несовершеннолетние дети не теряют право на получение ими в дальнейшем имущественного налогового вычета, предусмотренного законодательством о налогах и сборах.

Помимо этого, законопроектом устраняется неопределенность, выявленная в правоприменительной практике, связанной с реализацией налогоплательщиком права на получение налогового имущественного вычета при приобретении имущества в общую совместную собственность. Так, предлагается установить, что налогоплательщик считается воспользовавшимся своим правом на имущественный налоговый вычет только в том случае, когда он лично обращается за его предоставлением в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Проект Федерального закона N 102334-6
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.07.2012 N 662-6 ГД)

Законопроект разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах и определяет механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Проектом Закона предусматривается изложить в новой редакции ряд статей Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Целью указанных изменений является введение нового варианта бюджетных правил определения нефтегазовых доходов федерального бюджета. В частности:

- регламентируются особенности формирования Резервного фонда, который согласно проекту Закона формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного фонда;

- вводится понятие дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, под которыми понимается разность между нефтегазовыми доходами, рассчитанными при прогнозируемой на соответствующий финансовый год (фактической) и базовой ценой на нефть;

- устанавливаются понятия цены на нефть, базовой цены на нефть на очередной финансовый год, базовой цены на нефть на первый год планового периода и второй год планового периода;

- планируется, что после достижения нормативного объема Резервного фонда Закон о Федеральном бюджете должен предусматривать сбережение не менее половины избытка нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния, а оставшиеся средства предлагается направлять на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком действия;

- при формировании Фонда национального благосостояния (по аналогии с формированием Резервного фонда) остается возможность использования части дополнительных нефтегазовых доходов на замещение источников финансирования дефицита федерального бюджета по решению Правительства РФ.

Законопроект предлагает внести соответствующие изменения в ряд нормативных актов:

- Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации";

- Федеральный закон от 30.09.2010 N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации";

- Федеральный закон от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другие.

Также в целях увеличения доходной части федерального бюджета законопроект предусматривает продление приостановления до 1 января 2016 года действия части 1 статьи 26 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и сохранение размера перечисляемой Банком России в федеральный бюджет фактически полученной по итогам 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годов прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ, на уровне 75%.

Кроме того, проектом Закона уточняются источники финансирования дефицита федерального бюджета, в частности определяется, что кредиты Банка России, а также приобретение им государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит сформировать четкие механизмы управления нефтегазовыми доходами бюджета, что, в свою очередь, снизит макроэкономические риски и существенно усилит инвестиционную привлекательность российской экономики.

∙ ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Проект Федерального закона N 88170-6
"О Фонде перспективных исследований"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 04.07.2012 N 643-6 ГД)

Законопроект разработан в целях создания нормативной базы, регулирующей правовое положение, полномочия и функции Фонда перспективных исследований, а также порядок управления деятельностью Фонда и порядок формирования его имущества.

Согласно проекту Закона органами управления Фонда являются попечительский совет как высший орган управления, правление Фонда и его генеральный директор.

Также разработчиками предлагается создание постоянно действующего консультативного органа - научно-технического совета Фонда, на который возлагается научно-методологическое, информационно-аналитическое и экспертное обеспечение его деятельности.

Проектом закрепляются полномочия органов управления, особенности их формирования и деятельности.

Устанавливается, что для достижения поставленных целей Фонд разрабатывает программу деятельности на трехлетний период. Такая программа должна включать в себя основные направления изысканий в области прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, создания инновационных технологий и производства продукции военного, специального и двойного назначения, при этом, эта программа ежегодно уточняется. С учетом включенных в программу деятельности Фонда на трехлетний период основных направлений изысканий в области прорывных высокорискованных исследований и разработок формируется перечень проектов, который должен содержать наименования проектов, сроки их реализации и объем средств, необходимых для реализации каждого проекта.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда разработчиками проекта предлагается создание Ревизионной комиссии.

Предполагается, что Фонд будет осуществлять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также международную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законопроектом на Фонд возлагается обязанность подготавливать годовой отчет Фонда, который будет представляться Президенту РФ и в Правительство РФ.

Помимо этого, проектом устанавливается порядок государственной регистрации Фонда. Фонд может быть реорганизован или ликвидирован на основании федерального закона, определяющего порядок его реорганизации или ликвидации. При этом, Федеральный закон о ликвидации Фонда должен определять порядок использования имущества Фонда после его ликвидации.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 67904-6
"О внесении изменения в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.07.2012 N 625-6 ГД)

Законопроект разработан в целях исключения возможности повторного совершения тяжких и особо тяжких преступлений условно осужденными в период испытательного срока.

Для этого подготовлены изменения в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ, исключающие возможность применения условного осуждения при рецидиве преступлений и (или) совершения тяжкого преступления к лицам, повторно совершившим преступления в период испытательного срока при условном осуждении, а также в течение оставшейся неотбытой части наказания при условно-досрочном освобождении.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности борьбы с рецидивной преступностью.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное