Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 21.05.2012


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 21.05.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Федерального закона "О защите здоровья населения от последствий потребления табака"


∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 33022-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 27.04.2012 N 318-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на предоставление заявителям возможности обращаться за государственными и муниципальными услугами в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна" и получать результат такого обращения.

Планируется устранить условия, прямо или косвенно ограничивающие и (или) создающие предпосылки для ограничения предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".

В частности, предусматривается закрепление возможности подавать соответствующие документы, заявления, жалобы, а также получать необходимую информацию через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

В этих целях предлагается внести изменения и дополнения в ряд федеральных законов, регулирующих предоставление наиболее массовых и социально значимых государственных и муниципальных услуг в таких сферах, как образование и наука, здравоохранение, социальная защита населения, содействие занятости населения, имущественные отношения, осуществление предпринимательской деятельности, подтверждение гражданско-правового статуса и др.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 27681-6
"О внесении изменения в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2012 N 291-6 ГД)

Законопроектом предусматривается расширение перечня изъятий из общего правила о направлении обязательного предложения лицом, которое приобрело более 30 процентов общего количества обыкновенных и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.

С этой целью предлагается не применять данное правило при передаче акций из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

По мнению разработчиков, принятие проекта позволит избежать дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при безвозмездной передаче акций между публично-правовыми образованиями.

Проект Федерального закона N 36832-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Н.В. Бурыкиной, В.М. Резником; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.04.2012 N 305-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование порядка осуществления технического осмотра транспортных средств. С этой целью предполагается внести изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Так, предлагается предоставить возможность при приобретении транспортного средства заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту проведения технического осмотра (повторного технического осмотра) и (или) регистрации транспортного средства до 15 дней. Уточняется перечень документов, представляемых страховщику для заключения договора обязательного страхования.

Также проектом в компетенцию профессионального объединения страховщиков передается полномочие по контролю за деятельностью операторов технического осмотра.

Изменения, вносимые в Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ, касаются понятийного аппарата, принципов проведения и основ системы технического осмотра, а также полномочий Правительства РФ и профессионального объединения страховщиков в сфере технического осмотра.

Проектом устанавливается возможность аккредитации оператора технического осмотра для проведения технического осмотра определенной марки транспортных средств. Помимо этого, закрепляется возможность получить дубликат аттестата об аккредитации в случае его утраты или порчи. Кроме того, предполагается, что при определении размера платы за аккредитацию Правительством РФ должны учитываться расходы профессионального объединения страховщиков на рассмотрение заявлений о предоставлении аттестатов аккредитации, принятие решений о выдаче данных аттестатов аккредитации или об отказе в предоставлении аттестатов аккредитации и выполнения иных полномочий.

Уточнению также подлежат состав сведений, указываемых в реестре операторов технического осмотра, и нормы, определяющие сроки проведения техосмотра для легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов массой более 3,5 тонн. Кроме того, устанавливается правило, согласно которому талон технического осмотра в случае смены владельца транспортного средства продолжает действовать до момента истечения указанного в нем срока.

Проект Федерального закона N 4242-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 27.04.2012 N 315-6 ГД)

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральные законы от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Проектом Закона устанавливается, что залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется гражданским законодательством и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Кроме того, изменения вносятся в статью 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулирующую особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности. Согласно изменениям решение о передаче в залог и условиях залога земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит расширить возможности залоговой базы в сельском хозяйстве за счет земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, а также увеличить количество заключаемых договоров ипотеки.

∙ ЖИЛИЩЕ

Проект Федерального закона N 11690-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Е.Л. Николаевой, А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, Р.Ф. Абубакировым, Б.В. Михалевым, М.Л. Шаккумом, С.А. Поддубным, А.В. Кнышовым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.04.2012 N 303-6 ГД)

Законопроект подготовлен в целях развития строительства доступного жилья экономического класса.

Проектом вносятся изменения в Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Изменениями предусматривается расширение функций Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, его правления, а также попечительского совета Фонда. В частности, Фонд наделяется возможностью проводить аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков Фонда для целей жилищного строительства. По итогам таких аукционов земельные участки предоставляются лицам, предложившим минимальную цену продажи жилья, экономические показатели которого и параметры жилых помещений в котором соответствуют характеристикам жилья экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Попечительскому совету Фонда предоставляется возможность устанавливать порядок взаимодействия органов управления Фонда и его структурных подразделений, филиалов и представительств при подборе земельных участков Фонда. Правлени! е Фонда, в свою очередь, согласно проекту Закона подготавливает проекты решений попечительского совета Фонда о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков Фонда для строительства доступного жилья экономического класса.

Кроме того, уточняется порядок подготовки предложений об использовании земельных участков для строительства доступного жилья экономического класса. Определяется, что заявки на проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков Фонда для целей строительства указанного жилья направляются в Фонд федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Проектом закрепляется необходимое содержание заявки.

Также разработчиками проекта предлагается дополнить главу 6 рассматриваемого Федерального закона положениями, закрепляющими особенности продажи права на заключение договоров аренды земельных участков Фонда для строительства доступного жилья экономического класса. Так, продажа такого права будет осуществляться на аукционе. Закрепляются порядок и особенности проведения аукциона и подведения его итогов, а также требования к содержанию извещения о проведении аукциона.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 458158-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Е.В. Паниной, И.Н. Габдрахмановым, В.Г. Драгановым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 27.04.2012 N 317-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование деятельности объединений работодателей, в связи с чем предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ и Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В частности, уточняется понятие "объединение работодателей" путем указания на его добровольный характер и возможность членства в нем иных объединений работодателей. Аналогичные изменения претерпевает и формулировка данного понятия, изложенная в статье 33 ТК РФ.

Также проект разрешает предусматривать в уставе объединения членство в нем иных некоммерческих организаций.

С учетом указанных уточнений в новой редакции предлагается изложить статью 4 Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ, определяющую перечень видов объединений работодателей. Проектом также уточняются и критерии отнесения объединения к тому или иному виду. Разграничиваются понятия общероссийского отраслевого и межотраслевого объединений работодателей.

Также объединениям работодателей предоставляется право самостоятельно определять в уставе виды помощи, оказываемой своим членам.

Проект детализирует процедуру создания объединений работодателей, увеличивая при этом минимальное количество учредителей-работодателей с двух до трех. Дополнительно оговаривается, что государственная регистрация объединений работодателей в качестве юридического лица осуществляется без специального разрешения на использование слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе словосочетаний. Такое разрешение выдается в порядке, установленном Правительством РФ. Аналогичная поправка разработчиками вносится и в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Кроме того, уточняется и расширяется комплекс прав объединений работодателей. В частности, общероссийским, региональным (межрегиональным) и территориальным объединениям предоставляется право осуществлять функции отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей при отсутствии таковых на соответствующем уровне системы социального партнерства. При этом они должны отвечать критериям, установленным для отраслевых (межотраслевых) объединений.

Помимо этого, объединениям работодателей предоставляется право в соответствующем порядке:

- участвовать в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участвовать в формировании основных направлений миграционной политики, вносить предложения по вопросам установления квот на привлечение и использование иностранных работников;

- участвовать в разработке требований к профессиям и квалификациям работников, за исключением профессий, занятий, квалификаций, связанных с исполнением государственных функций, осуществлением деятельности в области промышленной безопасности;

- осуществлять контроль за выполнением обязательств соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, другими сторонами соглашений.

Изменению подвергаются и обязанности объединений работодателей, в частности предусматривается установление в отношении них обязанности ведения реестра своих членов.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 14945-6
"О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 11.04.2012 N 264-6 ГД)

Целью рассматриваемого законопроекта является приведение Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ в соответствие с Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ в части деления гражданских воздушных судов на категории.

Согласно изменениям, вносимым законопроектом, размер государственной пошлины за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации будет зависеть от категории воздушного судна, а не от его класса:

- за государственную регистрацию гражданских воздушных судов, за исключением легких гражданских воздушных судов, - 4 000 рублей;

- за государственную регистрацию легких гражданских воздушных судов - 2000 рублей;

- за государственную регистрацию сверхлегких гражданских воздушных судов - 1000 рублей.

По мнению разработчиков, принятие указанных изменений необходимо для унификации положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и воздушного законодательства Российской Федерации.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект Федерального закона N 2372-6
"О карантине растений"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2012 N 290-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект подготовлен взамен Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" в целях совершенствования правового регулирования в области карантина растений, в том числе приведения законодательства Российской Федерации в области карантина растений в соответствие с нормами международного права и сложившейся системой и структурой федеральных органов исполнительной власти.

Прежде всего проектом дополняются и уточняются некоторые понятия: "газация", "досмотр", "заражение", "засорение", "карантинное фитосанитарное состояние", "фитосанитарный риск", "фитосанитарный сертификат", "федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор" и другие.

Законопроектом устанавливается, что подкарантинная продукция должна производиться, храниться, перевозиться, реализовываться, перерабатываться и уничтожаться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Вся информация о подкарантинных объектах, целях введения требований, об оценке фитосанитарных рисков должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет.

Также предлагается проводить мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации в отношении каждого карантинного вредного организма.

Проектом Закона определяется порядок введения и отмены карантинного фитосанитарного режима, предусматривается осуществление карантинного фитосанитарного контроля при ввозе на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции.

Кроме того, в отличие от предыдущего Закона "О карантине растений", законопроектом предоставляется право проведения работ по обеззараживанию подкарантинной продукции также физическим и юридическим лицам, но для этого они должны пройти государственную аккредитацию, то есть соответствовать определенным требованиям:

1) обладать необходимыми для осуществления деятельности помещениями, сооружениями, приборами и оборудованием, необходимым для выполнения работ по обеззараживанию подкарантинной продукции;

2) иметь необходимое число специалистов;

3) обладать копиями нормативных правовых актов, нормативных, технических и методических документов, регламентирующих вопросы организации и проведения работ в сфере обеззараживания подкарантинной продукции.

Наряду с этим планируется установить, что в целях обнаружения признаков заражения (засорения) объекта исследования карантинными вредными организмами аккредитованными лабораториями (испытательными центрами) проводятся лабораторные исследования. Сведения о результатах лабораторных исследований подлежат обязательному внесению в единую государственную информационную систему учета лабораторных исследований в области карантина растений.

Законопроектом также предусматривается проведение федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора, который осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти путем проведения проверок.

Отдельной главой в проекте регулируется вопрос обеспечения карантина растений при осуществлении внешней торговли. Устанавливается, что ввоз непосредственно с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а с территории государств - членов Таможенного союза - в соответствии с законодательством Таможенного союза. Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска может быть ввезена на территорию Российской Федерации при наличии фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом государства, на территории которого была сформирована ввозимая партия указанной продукции. Сертификат должен подтверждать соответствие ввозимой партии карантинным фитосанитарным требованиям, а также временным фитосанитарным мерам. Сертификаты выдаются и переоформляются бесплатно.

Также проектом предусматривается, что на ввоз подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска на территорию Российской Федерации может вводиться запрет в случае наличия информации о возникновении на всей либо части территории иностранного государства очага карантинного вредного организма либо при систематическом обнаружении вредных организмов в партиях подкарантинной продукции.

Как полагают разработчики, принятие данного законопроекта позволит создать условия для обеспечения действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на предотвращение проникновения и распространения карантинных вредных организмов на территорию Российской Федерации и на борьбу с ними, а также защитит права и законные интересы физических и юридических лиц.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 600107-5
"О внесении изменений в статьи 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ М.А. Мукабеновой, И.И. Гильмутдиновым, И.Б. Богуславским, А.А. Козерадским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 11.04.2012 N 265-6 ГД)

Представленный проект Закона разработан с целью установления уголовной ответственности за склонение к потреблению аналогов наркотических средств или психотропных веществ, а также за организацию либо содержание притонов для их потребления.

Для этого в части первой статьи 230 и части первой статьи 232, а также в названиях статей 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ слова "или психотропных веществ" предлагается заменить словами "психотропных веществ или их аналогов".

С точки зрения разработчиков законопроекта, принятие указанных изменений будет способствовать выполнению задач уголовного судопроизводства, а также предупреждению правонарушений в сфере незаконного оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 26523-6
"О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2012 N 288-6 ГД)

Законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 09.06.2011 N 12-П и направлен на уточнение действующего уголовно-процессуального законодательства в части установления подсудности вопроса о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи.

Согласно указанному Постановлению действующие нормы допускают изменение территориальной подсудности вопроса о даче разрешения на проведение в отношении судьи районного суда оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением его гражданских прав или нарушением его неприкосновенности, по инициативе органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии у этого органа обоснованных подозрений в том, что имеется опасность рассекречивания планируемых оперативно-розыскных мероприятий. Однако в законодательстве Российской Федерации механизм изменения подсудности указанного вопроса не установлен.

В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в пункт 7 статьи 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и закрепить возможность передачи на рассмотрение в иной равнозначный суд, определенный решением председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей районных судов, специализированных судов и мировых судей в том случае, если есть обоснованные опасения нарушения принципа конспирации планируемых оперативно-розыскных мероприятий.

Проект Федерального закона N 557942-5
"О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о частном определении арбитражного суда)"
(внесен членами Совета Федерации ФС РФ В.А. Новиковым, А.Г. Лысковым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2012 N 294-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на повышение эффективности судебной системы путем усиления влияния арбитражного суда на правоприменение.

С этой целью предлагается дополнить главу 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ статьей 184.1. Данной статьей закрепляется норма о вынесении частного определения арбитражного суда в адрес организаций, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, соответствующих должностных лиц при выявлении случаев нарушения законности с закреплением обязанности сообщения о принятых мерах и возможностью привлечения к ответственности за неисполнение указанной обязанности.

Помимо этого, законопроектом предлагается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, согласно которым предполагается введение административной ответственности должностных лиц за оставление без рассмотрения частного определения арбитражного суда либо непринятие мер по частному определению арбитражного суда в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

По мнению авторов проекта, его принятие будет способствовать повышению ответственности государственных служащих, пресечению фактического игнорирования налоговыми и иными государственными органами судебной практики арбитражных судов, решению проблемы неисполнения административными органами судебных запросов и ненадлежащего их исполнения, уменьшению числа явно незаконных и необоснованных исков со стороны административных органов.

Проект Федерального закона N 20801-6
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.04.2012 N 302-6 ГД)

Законопроект разработан в целях уточнения порядка изъятия в ходе расследования уголовных дел электронных носителей информации (компьютерных блоков, серверов, ноутбуков, карт памяти), содержащих сведения о деятельности хозяйствующих субъектов, и порядка возвращения изъятых электронных носителей информации и (или) копирования содержащейся на них информации.

Так, проектом регламентируются особенности производства обыска и изъятия электронных носителей информации.

Законопроектом устанавливается, что электронные носители информации, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами, после завершения следственных действий должны возвращаться их законным владельцам в разумный срок.

Также предусматривается возможность копирования информации, содержащейся на электронных носителях, в случае когда изъятие электронного носителя, необходимого для доказывания, может повлечь затруднение деятельности хозяйствующего субъекта.

По мнению инициаторов проекта, его принятие позволит обеспечить дополнительную защиту прав предпринимателей и решить задачу продолжения деятельности хозяйствующих субъектов в случае изъятия электронных носителей информации в ходе расследования уголовных дел.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное