Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 26.09.2011


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 26.09.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новости КонсультантПлюс

Самая популярная справочная правовая система КонсультантПлюс (по исследованиям ВЦИОМ 2010 г.) теперь есть в варианте для iPad и iPhone. Бесплатное приложение "КонсультантПлюс: основы законодательства" можно скачать в App Store. Приложение содержит основные правовые акты федерального законодательства и другую полезную информацию. Информация ежедневно обновляется, и пользователи работают только с актуальными текстами.
Подробнее…


∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Проект Федерального закона N 508879-5
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Г.Г. Лазаревым, А.А. Козерадским, М.Л. Шаккумом; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.09.2011 N 5738-5 ГД)

Законопроект разработан в целях приведения Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" в соответствие с нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ и другими действующими нормативно-правовыми актами.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что ЗАТО является "городским округом", но особенностей ЗАТО не установлено.

Предлагаемыми изменениями уточняется понятийный аппарат Закона о ЗАТО, в частности определение понятия ЗАТО. При этом предлагается признавать организации, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, градообразующими вне зависимости от численности работающих и проживающих на территории ЗАТО граждан, что, по мнению разработчиков, даст возможность использовать те льготы и преимущества, которые установлены для градообразующих организаций.

Проектом Закона к ведению федеральных органов исполнительной власти относятся вопросы, касающиеся обоснования и подготовки предложений о необходимости разработки и финансирования программ инновационного, научно-технического и социально-экономического развития ЗАТО в случаях, когда объем работ расположенных на их территориях организаций сокращается в связи с мероприятиями по сокращению ядерных вооружений и реформированию оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, осуществление которых является прерогативой федерального уровня.

Помимо этого, законопроектом устанавливаются особенности размещения муниципального заказа на территории ЗАТО. Предлагаемые ограничения, по мнению инициаторов проекта, позволят обеспечить режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов ЗАТО и обеспечить трудоустройство граждан, прежде всего проживающих на территории ЗАТО.

Также законопроектом предлагается унифицировать подходы в отношении всех видов сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО.

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 576274-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 09.09.2011 N 5777-5 ГД)

Законопроект разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции.

Изменениями уточняется понятийный аппарат Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вводится новое понятие "приобретаемое лицо".

Проектом изменяется порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

Кроме того, законопроектом предлагается уточнить признаки отнесения лиц к группе лиц, согласно которым круг лиц, подлежащих к включению в группу лиц, существенно сужается по сравнению с действующей редакцией Закона.

Также редактируются критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, предусматривается, что при определении монопольно высокой цены товара могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Инициаторы законопроекта планируют предоставить Правительству РФ право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий.

Помимо этого, проектом уточняются требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям.

Предлагается ужесточить требования к действиям органов власти путем введения запрета на создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектам. Нарушением законодательства предлагается признавать и установление органами власти и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также дачу органами власти хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Ряд изменений касается особенностей порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества по результатам проведения конкурсов или аукционов.

Кроме того, устанавливается, что предоставление государственных и муниципальных преференций возможно только таким субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют основным направлениям поддержки, определенным федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Значительные изменения вносятся в нормы Закона, регламентирующие полномочия антимонопольного органа. Так, предлагается установить дополнительные полномочия по ведению реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, а также должностных лиц органов исполнительной власти, привлеченных к административной ответственности за нарушение положений статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Вносимые законопроектом изменения в главу 7 Закона "Контроль экономической концентрации" имеют целью снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства, направлены на создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации.

Проектом существенно повышаются пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий. Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.

Также законопроектом уточняется порядок рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Устанавливается перечень информации, необходимой для отражения в заявлении, порядок его рассмотрения, а также порядок принятия антимонопольным органом решений по итогам рассмотрения заявлений. Предусматривается необходимость проведения предварительного анализа состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в случае если поступившее заявление указывает на признаки нарушения статьи 10 Закона.

Помимо этого, законопроектом редактируется ряд федеральных законов, которыми установлены антимонопольные требования в отдельных сферах экономики.

В частности, корректируются требования, предъявляемые к проведению торгов на получение различного рода прав, в следующих нормативно-правовых актах: Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Земельном кодексе РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральном законе от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Жилищном кодексе РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Водном кодексе РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Лесном кодексе РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанные изменения предусматривают обязанность организаторов торгов публиковать извещение о проведении торгов в сет! и Интернет, а также запрещают заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах торгов, что необходимо для возможности обжалования процедуры торгов.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

Проект Федерального закона N 576277-5
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 09.09.2011 N 5778-5 ГД)

Законопроект направлен на повышение эффективности применения административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства с целью совершенствования порядка осуществления административного производства.

В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Так, законопроектом предлагается изложить статью 14.31 КоАП РФ в новой редакции, согласно которой предусматривается разграничение квалификации действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, на те, которые повлекли (могут повлечь) такие негативные последствия, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и действия, которые не связаны с недопущением, ограничением или устранением конкуренции, но которые влекут ущемление интересов других лиц.

Также законопроектом предлагается дополнить часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ, установив ответственность за несвоевременное предоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, или по требованию антимонопольного органа.

Помимо этого, проектом Закона предлагается установить ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, а также за нарушение порядка и сроков подачи таких заявлений.

Наряду с этим вносятся изменения, направленные на совершенствование порядка административного производства.

В частности, закрепляется:

- порядок извещения лиц, участвующих в деле, о совершении процессуальных действий;

- право должностного лица составить мотивированное постановление в течение трех дней со дня окончания разбирательства дела;

- возможность обжалования должностным лицом, вынесшим постановление в порядке надзора, вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб.

∙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект Федерального закона N 566817-5
"О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.09.2011 N 5735-5 ГД)

Проект Федерального закона N 566836-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.09.2011 N 5736-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект N 566817-5 направлен на обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, а также на формирование организационно-правовых основ формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Проектом выделяются три формы бесплатной юридической помощи:

- правовое консультирование в устной и письменной форме;

- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях на бесплатной основе в случаях и порядке, установленных федеральным и региональным законодательством.

Данные формы предполагается реализовывать в рамках двух систем бесплатной юридической помощи: государственной и негосударственной.

Первая система предполагает свою реализацию через федеральные и региональные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, а также государственные внебюджетные фонды и государственные юридические бюро. При этом государственные органы и внебюджетные фонды оказывают помощь в виде правового консультирования в устной или письменной форме по вопросам, входящим в их компетенцию, а юридические бюро - все виды бесплатной юридической помощи.

Законопроектом устанавливаются категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы такой помощи, а также случаи ее предоставления. Так, например, такое право планируется предоставить:

- малоимущим гражданам;

- инвалидам I и II группы;

- ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда;

- детям-инвалидам, детям, оставшиеся без попечения родителей, а также их представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

- иным категориям согласно проекту.

Для того чтобы какой-либо вопрос мог быть разрешен в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, он должен иметь правовой характер, либо не получить ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, либо по нему не имеется ставшего обязательным для сторон, принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Важно обратить внимание, что бесплатная юридическая помощь не оказывается, если гражданин:

- обратился по вопросу, который не имеет правового характера;

- просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

- просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии правовых препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

Во всех случаях принятия государственным юридическим бюро или адвокатом решения о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Вторая (негосударственная) система строится на основе юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи (далее - негосударственные центры).

Предусматриваются три формы создания юридических клиник:

- в образовательных учреждениях высшего профессионального образования для прохождения обучающимися по юридической специальности практики или в целях формирования у них навыков оказания юридической помощи, а также в целях правового просвещения населения;

- в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем;

- как структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Юридические клиники оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Правовое консультирование в письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера в юридической клинике осуществляется лицами, обучающимися по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование и ответственных за прохождение практики обучающимися в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Негосударственные центры образуются некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами или нотариальными палатами. Негосударственные центры оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Важными положениями проекта являются квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. Так, правовое консультирование в устной форме могут оказывать лица, имеющие среднее профессиональное образование юридического профиля, либо лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

В связи с принятием данного проекта разработан законопроект N 566836-5, которым предлагается внесение изменений в ряд нормативных правовых актов:

- Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

- Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 559740-5
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.09.2011 N 5734-5 ГД)

Законопроект направлен на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации.

С этой целью вносятся изменения в Общую и Особенную части Уголовного Кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ и ряд других актов.

Так, к категории преступлений небольшой тяжести предлагается отнести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет, а не двух, как это предусмотрено в настоящее время.

Помимо этого, в целях индивидуализации наказания и вынесения справедливых приговоров планируется наделить суд полномочием при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления. При этом разработана новая градация, позволяющая более четко применять положения уголовного закона, касающиеся замены одного вида наказания другим.

Кроме того, предлагается установить, что исправительные работы суд вправе назначать осужденным, как не имеющим, так и имеющим основное место работы. Последние будут отбывать исправительные работы по основному месту работы.

Вводится новый вид наказания - принудительные работы, которые предусмотрены как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений. Принудительные работы будут отбываться в специально созданных исправительных центрах. В связи с этим УИК РФ дополняется главой, регламентирующей исполнение наказания в виде принудительных работ.

Отдельно закрепляется, что наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств.

Ряд предложений направлен на смягчение ответственности при назначении наказания по совокупности преступлений.

Помимо этого, предлагается дополнить УК РФ статьей 76.1, предусматривающей при определенных условиях возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности.

Впервые закрепляется механизм предоставления отсрочки исполнения наказания лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков и страдающим наркоманией. Указанным лицам, изъявившим желание добровольно пройти лечение от наркомании, суд cможет отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания курса лечения, но не более чем на восемь лет.

Учитывая относительно низкий уровень общественной опасности, оскорбление и клевету предлагается отнести к административным правонарушениям. Поэтому статьи 129, 130 и 298 УК РФ признаются утратившими силу, а ответственность за деяния, предусмотренные указанными статьями, устанавливается в КоАП РФ. По тем же причинам ответственность за деяния, предусмотренные частью первой статьи 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), частью первой статьи 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения) и частью первой статьи 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга) УК РФ, при отсутствии квалифицирующих признаков предлагается также предусмотреть в КоАП РФ.

Путем внесения изменений в главу 28 УК РФ актуализируются нормы, касающиеся ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерной информации,

Часть предлагаемых изменений затрагивает нормы главы 22 УК РФ, устанавливающей ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.

Кроме того, в целях снижения количества лиц, в отношении которых избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, предусматривается внесение изменений в УПК РФ. В частности, планируется скорректировать основания и порядок применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное