Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 24.11.2008


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 24.11.2008

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 860 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за I и II кварталы 2008 г."


∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 105369-5 "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"
(внесен Президентом Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 07.11.2008 N 1205-5 ГД)

Законопроект "О противодействии коррупции" определяет:

1) основные понятия: коррупции, противодействия коррупции, членов семьи государственного или муниципального служащего;

2) основные принципы противодействия коррупции;

3) меры по профилактике коррупции;

4) основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции;

5) компетенции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, Генерального прокурора Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации в области противодействия коррупции;

6) пути предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

7) ограничения, налагаемые на гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

Проект Федерального закона устанавливает:

1) обязанность государственных и муниципальных служащих предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

2) обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о совершении коррупционных правонарушений, непредставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и об обращениях в целях склонения к совершению правонарушений;

3) обязанность органов по координации деятельности в области противодействия коррупции обратиться при получении данных о совершении коррупционных правонарушений в соответствующие государственные органы для проверки таких данных и принятия по ним решения в установленном законом порядке;

4) ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.

Законопроект определяет, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера носят конфиденциальный характер, если федеральным законом не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Проект Федерального закона предусматривает, что не допускается использование таких сведений для установления либо определения:

1) платежеспособности государственных и муниципальных служащих;

2) платежеспособности членов их семьи;

3) информации в прямой или косвенной форме о пожертвованиях (взносах) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Законопроект предусматривает:

1) возможность формировать по решению Президента специальные органы по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований;

2) возможность издавать совместные акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа;

3) возможность разрабатывать проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации в целях противодействия коррупции, которые представляются на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в установленном порядке.

Законопроект определяет, что правовой основой противодействия коррупции являются Конституция Российской Федерации, положения настоящего проекта Федерального закона и других федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Проект Федерального закона предусматривает международное сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями по устанавливаемым законопроектом целям в области противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 105377-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С РАТИФИКАЦИЕЙ КОНВЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ ОТ 31 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА И КОНВЕНЦИИ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ ОТ 27 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА И ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"
(внесен Президентом Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 07.11.2008 N 1206-5 ГД)

Законопроект устанавливает, что на сотрудников органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, на судебных приставов, военнослужащих и лиц, занимающих должности в органах и учреждениях прокуратуры, будут распространяться ограничения, запреты и обязанности в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Проект Федерального закона определяет, что директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков наделяется правами и полномочиями, предоставленными Министру внутренних дел Российской Федерации в части, касающейся применения вышеназванных норм в отношении подчиненных ему лиц.

В Федеральном законе от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" законопроект устанавливает:

1) для граждан Российской Федерации, принимаемых на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу и работу в органы федеральной службы безопасности, процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и проверки, связанной с обеспечением собственной безопасности органов федеральной службы безопасности (в статье 7);

2) случаи отказа в предоставлении такого допуска (в статье 7);

3) допуск физических лиц к участию в контрразведывательной деятельности, в борьбе с терроризмом и преступностью, разведывательной, пограничной деятельности и деятельности по обеспечению информационной безопасности, осуществляемой органами федеральной службы безопасности, и (или) к материалам, полученным в результате осуществления такой деятельности, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (в статье 7);

4) предоставление органам федеральной службы безопасности права самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности из числа граждан Российской Федерации в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (дополняет пунктом "т. 1" статью 13);

5) порядок определения квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника федеральной службы безопасности (в статье 16);

6) полномочие должностных лиц органов федеральной службы безопасности на утверждение должностных регламентов (в статье 16);

7) порядок получения награды, почетных, иных званий политических партий, общественных объединений и других организаций военнослужащими и гражданским персоналом органов федеральной службы безопасности (в статье 16);

8) правомерность причинения сотрудником органов федеральной службы безопасности вреда охраняемым законом интересам действиями, совершение которых при осуществлении оперативно-служебной деятельности предписано или разрешено законодательством Российской Федерации (в статье 16).

В часть 2 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" законопроект вносит пункт 7, в соответствии с которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо лицом, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В Гражданском кодексе Российской Федерации законопроект указывает, что:

1) сумма дара, при превышении которой договор дарения должен быть заключен в письменной форме, устанавливается в пять тысяч рублей (в пункте 2 части 2 статьи 574);

2) не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти тысяч рублей, для установленной данной статьей категории лиц (в статье 575);

3) запрещается дарение служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (в подпункте 3 статьи 575);

4) запрет на дарение государственным служащим, служащим органов муниципальных образований и служащим Банка России на суммы свыше пяти тысяч рублей не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (дополняет пунктом 2 статью 575);

5) подарки, стоимость которых превышает пять тысяч рублей, полученные государственным служащим, служащим органов муниципальных образований или служащим Банка России, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в орган, в котором он замещает должность (дополняет пунктом 2 статью 575).

В Уголовном кодексе Российской Федерации законопроект определяет:

1) возможность конфискации имущества на основании обвинительного приговора суда и в результате хотя бы одного из предусмотренных статьей преступлений (в части 1 статьи 104.1);

2) вид и размер наказания за злоупотребление полномочий (штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового либо лишение свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет) (в статье 201);

3) вид и размер наказания за коммерческий подкуп (штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет) (в статье 204);

4) вид и размер наказания, предусматриваемые частью 3 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации (лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

Законопроект в части 2 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет порядок принятия заключения судебной коллегии о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления.

Проект Федерального закона предусматривает в главе 19 Кодекса об административных правонарушениях составы административных правонарушений за незаконное вознаграждение от имени юридического лица должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего.

Законопроект дополняет Трудовой кодекс Российской Федерации статьей 64.1, положения которой определяют условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими.

Проект Федерального закона предусматривает прекращение трудового договора при его заключении в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

Законопроект в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что:

1) граждане после увольнения с гражданской службы не вправе, если в течение двух лет при замещении должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (в пункте 2 части 1 статьи 17);

2) перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и порядок ротации гражданских служащих утверждаются Президентом Российской Федерации (дополняет частью 3 статью 60);

3) гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (в пункте 6 части 1 статьи 17);

4) не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи, а также предусматривает ответственность для лиц, виновных в разглашении таких сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях, выше предусмотренных данным законопроектом. При этом под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети (в статью 20).

Законопроект в части 2 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" указывает, что, в случае если владение муниципальным служащим, замещающим должность главы местной администрации по контракту, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 97631-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен депутатами Государственной Думы В.С. Груздевым, А.М. Макаровым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 31.10.2008 N 1185-5 ГД)

Законопроект среди целей и задач Общественной палаты, определенных в статье 2 вышеназванного Федерального закона, предусматривает оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества.

Проект Федерального закона указывает в пункте 4 части 2 статьи 4 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", что Регламентом Общественной палаты устанавливаются полномочия и порядок деятельности секретаря Общественной палаты Российской Федерации и его заместителей.

В первом предложении части 1 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона законопроект определяет, что члены Общественной палаты на первом пленарном заседании избирают секретаря Общественной палаты и его заместителей.

В части 3 статьи 16 Федерального закона "Об Общественной палате" законопроект предусматривает право Общественной палаты:

- проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам, предусмотренные Регламентом Общественной палаты Российской Федерации;

- оказывать общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат и общественных объединений.

В статье 18 Федерального закона "Об Общественной палате" законопроект определяет, что:

1) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов после их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вместе со всеми прилагаемыми к ним документами и материалами направляются в Общественную палату в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

2) при проведении экспертизы проектов законов, указанных в части 2 статьи 18 Федерального закона "Об Общественной палате" и касающихся применения государством таких мер, как ограничение или лишение свободы граждан, арест, изъятие или конфискация имущества в связи с совершением преступлений либо административных правонарушений, Общественная палата вправе направить запрос в соответствующие государственные органы, организации и (или) их должностным лицам о предоставлении в Общественную палату по проекту закона экспертного заключения, основанного на результатах проведенных проверок, исследований и иных данных, находящихся в распоряжении этих государственных органов, организаций, должностных лиц. Такое экспертное заключение направляется в Общественную палату не позднее чем через тридцать дней со дня получения запроса (дополняет пунктом 5 статью 18).

Проект Федерального закона отмечает, что расходы, связанные с подготовкой государственными органами и организациями экспертных заключений, несут эти органы и организации. При этом расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Общественной палаты.

В статье 24 Федерального закона "Об Общественной палате" законопроект предусматривает право Общественной палаты направлять запросы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а в случае, предусмотренном частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, - в иные организации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и организаций. Проект Федерального закона обращает внимание, что запросы Общественной палаты должны соответствовать ее целям и задачам, указанным в статье 2 Федерального закона "Об общественной палате".

В части 1 статьи 27 законопроект определяет, что для информационного обеспечения деятельности Общественной палаты, а также обеспечения доступа граждан и организаций к информации о ее деятельности аппаратом Общественной палаты создаются и поддерживаются сайт Общественной палаты в международной компьютерной сети Интернет и иные информационные ресурсы, содержащиеся в информационных системах и предусмотренные Регламентом Общественной палаты Российской Федерации.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 489055-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬИ 396 И 397 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА"
(внесен депутатами Государственной Думы О.И. Аршбой, В.А. Васильевым, А.М. Розувановым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 05.11.2008 N 1200-5 ГД)

Законопроект дополняет Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации статьей 75.1. Ее положения определяют порядок направления осужденных в колонию-поселение.

Так, территориальный орган уголовно-исполнительной системы обязан:

1) не позднее 10 суток со дня получения распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) вручить осужденному предписание;

2) обеспечить его направление к месту отбывания наказания;

3) оплатить осужденному проезд к месту отбывания наказания, а также обеспечить продуктами питания или деньгами на время проезда.

Срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания, определяется в предписании с учетом необходимого для проезда времени.

Законопроект устанавливает, что осужденный самостоятельно следует к месту отбывания наказания за счет государства.

Проект Федерального закона указывает, что срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного в колонию-поселение, при этом время следования осужденного к месту отбывания наказания засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

В этом же порядке осужденный направляется в колонию-поселение, если суд признает причины неявки осужденного для получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок уважительными.

Законопроект определяет, что в случае уклонения осужденного от получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток. Это положение также предусматривается проектом Федерального закона в пункте 18.1 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса.

Законопроект предусматривает, что с учетом личности осужденного, в случаях отсутствия у него постоянного места жительства на территории Российской Федерации, уклонения от следствия или суда, нарушения меры пресечения, а также с учетом места расположения исправительного учреждения осужденный по определению суда может быть заключен под стражу и направлен в колонию-поселение в порядке, установленном статьями 75 и 76 Уголовно-исполнительного кодекса.

Такой же порядок применяется к осужденным, которые до вынесения приговора содержались под стражей, а также к осужденным, для которых изменен вид исправительного учреждения.

Проект Федерального закона обращает внимание, что после задержания осужденного в соответствии со статьями 396 и 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о заключении осужденного под стражу, а также об изменении ему вида исправительного учреждения либо о направлении его к месту отбывания наказания в порядке, установленном статьей 76 настоящего Кодекса. Срок отбывания наказания в таком случае исчисляется со дня задержания.

В статье 117 Уголовно-исполнительного кодекса законопроект вводит часть 7, в которой предусматривает право осужденного, отбывающего лишение свободы в колониях-поселениях и не занятого общественно полезным трудом, на ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов при применении к нему взыскания в виде запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Анализ важнейших изменений законодательства в рассылке "Правовые новости. Коротко о важном".



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное