Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 28.03.2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости КонсультантПлюс

Система КонсультантПлюс стала лучшей в номинации "Правовые информационно-справочные системы" по результатам опроса читателей журнала "Мир ПК" "Лучшие продукты на российском компьютерном рынке". Компания "Консультант Плюс" получила почетный сертификат, подтверждающий победу в опросе, а также право на использование специального знака "Лучший продукт 2004 года".

Начиная с 1999 года, когда в опросе появилась специальная номинация для СПС, КонсультантПлюс является ее неизменным победителем. Таким образом, независимый выбор читателей журнала "Мир ПК" в очередной, уже шестой раз подтвердил и данные других исследований, согласно которым подавляющее большинство российских пользователей, работающих с правовыми базами данных, предпочитают систему КонсультантПлюс.
Подробнее... http://www.consultant.ru/news/2005/03/article386/


ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Выпуск 28 марта 2005 года

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 30224-4 "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.М. Зубовым, П.А. Медведевым, В.М. Резником; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 2 марта 2005 г. N 1551-IV ГД).

Принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью определения правового режима обезличенных металлических счетов.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитные организации участвуют в обороте драгоценных металлов и драгоценных камней путем проведения банковских операций (привлечение во вклады и размещение) и иных сделок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", с 18 июня 2004 года драгоценные металлы и драгоценные камни выведены из категории валютных ценностей, а порядок совершения сделок с ними - из компетенции Правительства Российской Федерации.

Разработчики законопроекта предлагают дополнить главу 44 ГК РФ статьей, закрепляющей понятие договора банковского вклада драгоценных металлов и распространяющей на данный вид договора общие правила, установленные Гражданским кодексом к договорам банковского вклада. Исключение составляют положения части 1 статьи 840 ГК, касающейся обязательного страхования вклада.

В главу 45 Кодекса вводится статья, устанавливающая понятие, объект и стороны договора металлического счета, а также закрепляющая применение общих правил указанной главы ГК к данному виду договора.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 37669-4 "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 424 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен Орловским областным Советом народных депутатов; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16 марта 2005 г. N 1632-IV ГД).

Данный проект направлен на приведение в соответствие ряда федеральных законов и положений Гражданского Кодекса РФ. В настоящее время в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. При этом Федеральным законом 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

Законопроект предусматривает возможность сторонам гражданско-правовых договоров при их исполнении в предусмотренных законом случаях применять цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые не только уполномоченными государственными органами, но и органами местного самоуправления. Соответствующее изменение предполагается внести в статью 424 Гражданского кодекса РФ.

ФИНАНСЫ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 83428-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 363 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен Самарской Губернской Думой; принят в первом чтении - постановление ГД ФС РФ от 16 марта 2005 г. N 1630-IV ГД).

Представленный законопроект направлен на дальнейшую гармонизацию федерального и регионального налогового законодательства в отношении установления порядка и сроков уплаты транспортного налога.

Проект закона предлагает исключить часть 3 статьи 363 НК РФ, устанавливающую срок вручения налоговым органом физическим лицам налогового уведомления о подлежащей уплате сумме налога не позднее 1 июня года налогового периода.

По мнению разработчиков законопроекта, предлагаемое изменение позволит не ограничивать применение статьи 52 НК РФ, согласно которой налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа, а срок уплаты транспортного налога устанавливается субъектом РФ. Поэтому, при установлении срока уплаты налога субъектом Российской Федерации намного позже 1 июня года налогового периода, неоправданно сокращается время работы налоговых органов по исчислению транспортного налога на физических лиц.

Теперь срок направления физическим лицам налоговых уведомлений будет определяться только согласно статье 52 НК РФ в зависимости от установленного субъектом РФ срока уплаты налога.

ОБОРОНА

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 132859-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ"
(внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 2 марта 2005 г. N 1548-IV ГД).

Данный проект закона предлагает внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы организации и ведения воинского учета граждан, подготовки и проведения мероприятий, связанных с их призывом на военную службу.

Непосредственно предлагается внести изменение в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года N 4202-1 и в Федеральный закон от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Так, согласно действующей редакции статьи 21 указанного Положения, граждане, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, в том числе стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

В то же время, Федеральным законом установлен перечень граждан, не обязанных состоять на воинском учете, в котором отсутствуют граждане, проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах федеральной службы исполнения наказаний.

В связи с этим законопроект предлагает признать утратившей силу статью 21 "Снятие с воинского учета сотрудников органов внутренних дел" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а статью 59 "Действие освобождений и отсрочек от призыва на военную службу" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" изложить в новой редакции, установив, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют также граждане, не пребывающие в запасе и принятые на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы до 1 января 2005 года, на время службы в этих учреждениях и органах.

ПРАВОСУДИЕ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 66941-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен Верховным Судом Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 11 марта 2005 г. N 1599-IV ГД).

Данный законопроект направлен на дальнейшее совершенствование правового регулирования статуса судей в Российской Федерации, а также на устранение несоответствия некоторых положений Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон) нормам действующего законодательства.

Так, вносимыми изменениями предлагается исключить ограничения на выбор профессии и рода занятий, действующие в отношении судей, пребывающих в отставке, предоставив им право заниматься любой деятельностью, в том числе и оплачиваемой. Кроме того, законопроектом устанавливается, что гарантии неприкосновенности, закрепленные в статье 16 Закона, не распространяются на судей, пребывающих в отставке и занимающихся оплачиваемой деятельностью, лишь в отношении неправомерных деяний, связанных с этой деятельностью.

Целый блок поправок затрагивает процедуру отбора кандидатов на должность судьи. Так, в законопроекте предлагается внести следующие изменения:

- исключить обязанность квалификационных коллегий судей публиковать в средствах массовой информации сведения о времени и месте рассмотрения заявлений, поступивших от претендентов на должность судьи;

- распространить правило об объявлении в средствах массовой информации об открытии вакансий председателя, заместителя председателя суда и на открываемые вакансии судей;

- установить для судей, находящихся в отставке, но претендующих на повторное назначение на должность судьи, трехлетний срок, в течение которого будут оставаться действительными результаты квалификационного экзамена. А срок действия заключения о рекомендации гражданина на должность судьи ограничить одним годом;

-уменьшить до одного месяца срок проверки в государственных органах достоверности документов и сведений, представленных претендентами на должность судьи;

- предоставить квалификационным коллегиям судей возможность дачи заключений о рекомендации более чем одному претенденту на должность судьи, предоставив Президенту Российской Федерации либо Федеральному Собранию возможность отбора кандидатов;

- предусмотреть полномочия председателей соответствующих федеральных судов на участие в формировании судов, предоставив им право возвращения в квалификационную коллегию судей заключения о рекомендации гражданина на должность судьи для повторного рассмотрения.

Ряд изменений вносится в порядок наделения судей полномочиями. В частности, в законопроекте предлагается указать, что представления о назначении судей вносятся Президенту Российской Федерации не позднее, чем за два месяца до обязательного открытия вакансии, также как предусмотрено действующим Законом в отношении председателей и заместителей председателей судов, у которых истекает срок полномочий.

Кроме того, в законопроекте предоставляется право председателю, заместителю председателя суда освободить занимаемую ими должность по их собственному письменному заявлению, с сохранением за ними должности судьи. А в случае досрочного прекращения их полномочий по решению квалификационной коллегии судей, законопроектом устанавливается судебный порядок обжалования этого решения, что исключает необходимость обращения в вышестоящую квалификационную коллегию судей.

Законопроект по-новому решает некоторые вопросы, связанные с неприкосновенностью судьи. Так, предлагается установить возможность привлечения судьи к административной ответственности, а равно и осуществления в отношении судьи оперативно - розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), лишь при согласии соответствующей коллегии судей.

Часть изменений носит редакционный характер. Для исключения разного толкования осуществления полномочий судьи предлагается изменить редакцию пункта 6 статьи 11 Закона. В пункте 7 статьи 15 указывается верная отсылка к структурной единице Закона. Устраняется опечатка, допущенная в пункте 12 статьи 16 Закона.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 127618-4 "О ЮРИСДИКЦИОННОМ ИММУНИТЕТЕ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОБСТВЕННОСТИ"
(внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 11 марта 2005 г. N 1590-IV ГД).

Данный законопроект предлагает создать законодательное регулирование вопросов юрисдикционного иммунитета иностранных государств. В советское время законодательство признавало принцип абсолютного иммунитета государства, но в связи с развитием экономических отношений между государствами, появилась необходимость изменения позиции государства по данному вопросу.

Рассматриваемый законопроект устанавливает принцип ограниченного иммунитета, устанавливая его пределы. Одним из ключевых понятий является понятие юрисдикционного иммунитета, который включает в себя:

судебный иммунитет - иммунитет от привлечения государства к участию в производстве в суде другого государства;

иммунитет от принятия обеспечительных мер - иммунитет от наложения ареста на имущество, являющееся собственностью иностранного государства, и от принятия в отношении этого государства в другом государстве иных обеспечительных мер;

иммунитет от исполнения судебного решения - иммунитет от обращения взыскания на имущество, являющееся собственностью иностранного государства, и от принятия в отношении этого государства в другом государстве иных мер в порядке принудительного исполнения решения суда или арбитража (третейского суда);

Законопроект устанавливает, что иностранное государство пользуется в Российской Федерации юрисдикционным иммунитетом за исключением случаев, указанных в проекте. Государство не имеет права пользоваться судебным иммунитетом в следующих случаях:

- при отказе государства от судебного иммунитета;

-при рассмотрении споров, возникших при осуществлении государством предпринимательской деятельности;

- при возникновении споров, связанных с участием государства в хозяйственных товариществах и обществах, а также иных коммерческих и некоммерческих организациях;

- при возникновении споров, касающихся прав государства на его недвижимое имущество, которое находится на территории Российской Федерации, а также его обязательств, связанных с таким имуществом, и его прав на имущество, которые возникают по основаниям, не связанным с осуществлением этим государством суверенной власти;

- при возникновении споров о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и вреда, причиненного имуществу;

- при возникновении споров, касающихся интеллектуальной собственности;

- при возникновении трудовых споров и в других случаях.

Иностранное государство, согласно законопроекту, пользуется иммунитетом от принятия обеспечительных мер и иммунитетом от исполнения судебного решения, за исключением следующих случаев:

1.если иностранное государство отказалось от вышеуказанных видов иммунитета, способами, предусмотренными законопроектом;

2.если иностранное государство зарезервировало или иным способом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом разбирательства в суде;

3.если находящееся на территории Российской Федерации имущество иностранного государства используется и (или) предназначено для использования иностранным государством в целях иных, чем осуществление суверенной власти государства.

Законопроект также устанавливает регулирование ряда вопросов процессуального характера, таких как направление и вручение иностранному государству процессуальных документов, вынесение российскими судами заочных решений, применение принципов взаимности и примата международного договора.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.review.consproject
Отписаться

В избранное