Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 14 июля 2003 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


========================================================================
     Если Вы хотите  одними  из  первых  узнавать  о  новостях  компании
"Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий,
проводимых акциях, скидках и  другую  полезную  информацию,  а  также  о
новостях  сервера  КонсультантПлюс,  подпишитесь  на  рассылку  "Новости
КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consnews
========================================================================
    НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

                                Выпуск 14 июля 2003 года

    ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 329663-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
    В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен депутатами ГД ФС РФ А.В. Селивановым, С.И. Неверовым, А.К.
    Исаевым, И.В. Лисиненко, Л.Н. Яркиным, С.Н. Гвоздевой, М.В. Емельяновым,
    В.П. Воротниковым, И.М. Ханкоевым, Г.К. Леонтьевым, Ю.М. Коневым, С.Н.
    Шишкаревым, В.В. Басовым, С.И. Колесниковым, Ф.И. Гайнуллиной, В.В.
    Рязанским, А.А. Гузановым, В.В. Лунцевичем, В.Д. Катальниковым, А.А.
    Сизовым, Е.П. Ищенко, К.Б. Зайцевым, Е.Г. Зяблицевым, В.А. Буткеевым,
    А.Д. Куликовым, А.Ю. Вульфом; принят в первом чтении - постановление ГД
    РФ от 20.06.2003 N 4253-III ГД)

    Практика   применения  Трудового  кодекса  Российской  Федерации,
принятого  31.12.2001 и введенного в действие с 01.02.2002, выявила  ряд
противоречий и неточностей, несогласованность некоторых статей  кодекса,
непоследовательность  в  единообразном применении  терминов,  пробелы  в
правовом   регулировании,  что  привело  к  возможности   неоднозначного
толкования норм.
    Законопроект  имеет  целью  устранение вышеперечисленных  юридико-
технических   недостатков   без  изменения   положений   концептуального
характера. Для этого вносятся изменения и дополнения в 132 статью ТК РФ.
Кроме того, текст Кодекса дополняется одной новой статьей.
    Так,  в рамках ст. 15, содержащей понятие трудовых отношений,  по-
новому  звучит определение трудовой функции: это работа по должности  (в
соответствии   со  штатным  расписанием),  профессии,  специальности   с
указанием квалификации или конкретного вида поручаемой работы.
    Ст.  22  дополнена  новой  обязанностью  работодателя  знакомить
работника с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно
связанными с его трудовой деятельностью.
    Кроме того, конкретизирована ст. 25, которая ранее в качестве сторон
социального  партнерства называла только работников  и  работодателей  в
лице  уполномоченных  в  установленном  порядке  представителей.  Теперь
устанавливается,  что органы государственной власти  и  органы  местного
самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях,
когда  они  выступают  в качестве работодателей или  их  представителей,
уполномоченных     на     представительство    законодательством     или
работодателями,  а  также в других случаях, предусмотренных  Кодексом  и
иными федеральными законами.
    Порядок  ведения коллективных переговоров дополнен  принципиальной
нормой,  не   допускающей ведение переговоров и заключение  коллективных
договоров  и  соглашений  от  имени работников  лицами,  представляющими
работодателей,  а  также  организациями  или  органами,  созданными  или
финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органами
местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев,
предусмотренных Кодексом.
    Перечень вопросов, составляющих содержание соглашения, справедливо
перенесен из ст. 45 "Соглашение. Виды соглашений" в ст. 46 "Содержание  и
структура  соглашения". Закрепляется правило, согласно которому  стороны
соглашения имеют право только один раз продлить его действие (на срок не
более трех лет, как и прежде).
    Законопроектом вводится обязанность указывать в трудовом  договоре
место  и  дату  заключения договора, а также представителя работодателя,
непосредственно  заключающего  трудовой договор,  и  основание,  в  силу
которого он наделен соответствующей компетенцией.
    Кроме  того,  вводится  новое основание  для  заключения  срочного
трудового  договора:  с  лицами, поступающими на  работу  в  религиозные
организации.
    Законопроектом внесены уточнения в перечень лиц, которым при приеме
на  работу  не устанавливается испытание: это касается   лиц, окончивших
имеющие    государственную   аккредитацию   образовательные   учреждения
начального, среднего и высшего профессионального образования  и  впервые
поступающих на работу по полученной специальности в течение года со  дня
окончания учебного заведения. Ранее такого срока не было.
    Под   переводом  на  другую  постоянную  работу   по   инициативе
работодателя  требующим получения письменного согласия работника  теперь
понимается  лишь изменение трудовой функции работника,  а  не  изменение
существенных условий трудового договора, как ранее.
    Устраняются  несогласованность  статей  Кодекса  и  противоречия,
существующие  в  перечне общих оснований прекращения трудового  договора
(ст. 77).
    Конкретизированы  некоторые  основания  увольнения  работника  по
инициативе работодателя (ст. 81). Так, в п. 3 исключено такое  основание
увольнения,  как  несоответствие  работника  занимаемой  должности   или
выполняемой  работе  вследствие  состояния  здоровья  в  соответствии  с
медицинским заключением.
    Ст.  83  "Прекращение  трудового договора по  обстоятельствам,  не
зависящим от воли сторон" дополнена двумя новыми основаниями:
    -  дисквалификация работника в соответствии с федеральным законом,
влекущая невозможность исполнения работником трудовых обязанностей;
    -  истечение срока действия или приостановление действия  на  срок
более  двух месяцев, или лишение работника специального права (лицензии,
права  на  управление транспортным средством, права на ношение оружия  и
т.д.)  в  соответствии  с  федеральными законами  и  иными  нормативными
правовыми   актами  РФ,  влекущее  невозможность  исполнения  работником
обязанностей по трудовому договору.
    В рамках этой же статьи уточнено понятие "медицинское заключение",
на  основании  которого  трудовой договор с работником  прекращается  по
причине  признания его полностью нетрудоспособным. Законодатель имеет  в
виду  медико-социальное заключение (решение) учреждения  государственной
службы медико-социальной экспертизы.
    В  новой редакции излагается ст. 97, определяющая условия работы за
пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
    Законопроектом  конкретизирован  перечень  условий,  при  которых
работодатель  вправе  привлечь работника с его  письменного  согласия  к
сверхурочным  работам  (ст.  99). В этой же статье  уточнены  работники,
привлечение которых к сверхурочным работам запрещено, а также определена
максимальная продолжительность сверхурочных работ.
    Ст.  113  дополняется перечнем случаев, когда возможно привлечение
работников к работе в выходные и праздничные дни без их согласия.
    В главу 19, регламентирующую отпуска, добавляется правило, согласно
которому при суммировании или переносе отпуска на следующий рабочий  год
денежной  компенсацией  может  быть заменена  часть  каждого  ежегодного
отпуска, превышающая 28 календарных дней.
    Изменены  правила подсчета среднего дневного заработка для  оплаты
отпусков  и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска. Его  размер
исчисляется  за  последние 12 календарных месяцев  путем  деления  суммы
начисленной  заработной  платы  на 12 и на  29,5  (среднемесячное  число
календарных  дней).  Ранее  средний  дневной  заработок  исчислялся   за
последние 3 календарных месяца.
    Ст.   174,   определяющая  гарантии  и  компенсации   работникам,
совмещающим  работу  с  обучением, дополнена двумя  новыми  положениями:
работодатель  обязан  один  раз  в год оплатить  проезд  в  размере  50%
работникам,   обучающимся   по  заочной   форме   обучения   в   имеющих
государственную   аккредитацию  образовательных   учреждениях   среднего
профессионального образования, к месту обучения и обратно;
    по  желанию работников, обучающихся по вечерней и заочной  формам
обучения   в   имеющих   государственную  аккредитацию   образовательных
учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных
месяцев  перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или  сдачи
государственных  экзаменов им может быть установлена  сокращенная  на  7
часов  рабочая  неделя  с  оплатой за время  освобождения  50%  среднего
заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ.
    Законопроект также подверг редактированию раздел Х "Охрана труда".
Так,  добавляется  новая ст. 216.1 "Государственная  экспертиза  условий
труда", в которой определены правомочные на ее проведение субъекты, цели
проведения   государственной  экспертизы   труда,   основания   для   ее
назначения, права и обязанности работников, осуществляющих экспертизу.
    Также  подвергся изменениям и дополнениям редакционного  характера
порядок  расследования  и  учета  несчастных  случаев  на  производстве,
конкретизированы  обязанности работодателя при  несчастном  случае  (ст.
228).
    Кроме того, разработчики законопроекта указывают, что его концепция
предполагает  возможность внесения изменений и  дополнений  в  любую  из
статей ТК РФ на последующих стадиях законодательного рассмотрения.


    ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

    ПРОЕКТ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 324740-3 "О ВНЕСЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
    В ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен  депутатом  ГД  ФС РФ Г.В. Куликом; принят  в  первом  чтении  -
    постановление ГД ФС РФ от 21.06.2003 N 4276-ГД)

    Цель законопроекта - приведение в соответствие с требованиями ст. 2
Земельного кодекса РФ, принятого 28 сентября 2001 г, Лесного кодекса  РФ
(1997 г.)  в  части, противоречащей ему.
    Так,  законопроект изменяет ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса РФ, которая, в
отличие  от  Земельного  кодекса  РФ, не допускает  возможности  оборота
участков  лесного фонда, кроме случаев, предусмотренных самим  Кодексом.
Или  (в  связи  с  тем,  что  ст.  57  Земельного  кодекса  РФ  детально
регламентирует  вопросы,  связанные с возмещением  убытков,  причиненных
изъятием  земельных участков), предлагается исключить идентичные  нормы,
содержащиеся  в  ч. 3 ст. 63 Лесного кодекса РФ, ибо необходимость  в  них
отпала.
    Проект  вносит  важные  изменения, касающиеся  оснований  и  порядка
перевода лесных земель в нелесные и  земель лесного фонда  в земли  иных
категорий.   Предлагается   исключить   из   статей   Лесного    кодекса
словосочетание   "изъятие  земель  лесного   фонда"   и   заменить   его
словосочетанием,  содержание которого соответствует   нормам  Земельного
кодекса  РФ,   -  "перевод земель лесного фонда в земли иных категорий".
Обусловлено  это  тем, что порядок такого изъятия, установленный  Лесным
кодексом,   противоречит   требованиям   Земельного   кодекса,    и    в
соответствующих  статьях  Лесного кодекса РФ, например 46, 47, 63, 66, 68,
речь  должна  идти  именно об упомянутом выше  переводе  земель  лесного
фонда, который осуществляется лишь Правительством РФ.
    Кроме  того,  используемые  в Лесном кодексе  РФ  применительно  к
землям  понятия "населенных пунктов (поселений)" и "городских поселений"
предлагается заменить на понятие "земли поселений".
    Проект  дополняет  ст.  66  и  123  Лесного  кодекса  РФ  положениями,
ограничивающими возможность строительства на участках лесного фонда  для
культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей недвижимости
и   иных   сооружений  и  конструкций   и  устанавливающими  в  качестве
обязательного  условия для получения разрешения на  такое  строительство
наличие    положительного   заключения   государственной   экологической
экспертизы.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное