Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 19.11.2014


Налоговые споры: тенденции, стратегия и тактика

Все важнейшие и сложные вопросы налогообложения на традиционной ежегодной практической конференции "Налоговые споры: тенденции, стратегия и тактика", организованной журналом "Налоговые споры" и компанией МЦФЭР 19 декабря в Москве.
"КонсультантПлюс" - инфопартнер.

Подробнее

КонсультантПлюс

Facebook VK OK Twitter
Новые документы для бухгалтера от 19.11.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

1. Вычет НДС по нормируемым расходам, кроме представительских, будет применяться полностью

2. Затраты на сертификацию квалификации работника могут включить в перечень прочих расходов

3. Бесплатная передача рекламных каталогов потенциальным покупателям не облагается НДС

4. Минфин уточнил момент определения базы по НДС при передаче недвижимости до 1 июля 2014 г.

5. О расчете пропорции для раздельного учета "входного" НДС при отсутствии операций в периоде

6. Минтруд России принял порядок проведения госэкспертизы условий труда

7. Период перехода на применение ОКВЭД 2 и ОКПД 2 продлен до 1 января 2016 г.

8. ФНС: региональный праздничный день увеличивает срок для подачи налоговой отчетности

1. Вычет НДС по нормируемым расходам, кроме представительских, будет применяться полностью

Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 605370-6)

14 ноября 2014 г. Госдума приняла в третьем чтении Федеральный закон (далее - Закон о налоговом маневре), предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс РФ и ряд иных актов.

Одним из таких изменений является признание утратившим силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ. Согласно этому положению суммы НДС в отношении расходов, которые принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам (далее - нормируемые расходы), подлежат вычету в размере, соответствующем таким нормативам. В практике применения названного пункта существует некоторая неопределенность касательно того, по каким видам нормируемых расходов ограничен размер вычета НДС. В абз. 1 поименован только один вид таких расходов - представительские. В абз. 2 конкретные виды нормируемых расходов не названы. Это дает основания предположить, что действие данного абзаца распространяется на все их виды. Данную позицию разделяет Минфин России, а судебная практика по указанному вопросу неоднозначна (см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС, Практическое пособие по НДС).

Со вступлением в силу анализируемого изменения спорная ситуация будет законодательно разрешена. НДС по нормируемым расходам, в частности по рекламным, можно будет принять к вычету в полном объеме. Однако это нововведение, по-видимому, не будет распространяться на представительские расходы. НДС по ним по-прежнему нужно будет нормировать согласно абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ. В нем указано, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные, в частности, по представительским расходам, которые приняты к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Закон о налоговом маневре вносит и иные изменения. Об одном из них см. выпуск обзора от 08.10.2014.

С текстом данного Закона можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=605370-6).

2. Затраты на сертификацию квалификации работника могут включить в перечень прочих расходов

Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (находится на стадии общественного обсуждения)

В установленный в п. 1 ст. 264 НК РФ перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включат, возможно, расходы на сертификацию квалификации работников (далее - сертификация). Такое изменение содержится в анализируемом проекте закона (далее - Проект), размещенном 07.11.2014 на сайте http://regulation.gov.ru.

Отметим, что на указанном сайте также размещен законопроект, который, в частности, дополняет Трудовой кодекс РФ нормами о сертификации (http://regulation.gov.ru/project/19395.html?point=view_project&stage=2&stage_id=14018). Согласно законопроекту она представляет собой внешнюю оценку и присвоение квалификации р аботнику, проводимые по профессиональным стандартам, а в случае их отсутствия - на основании иных квалификационных требований, которые утверждены в установленном порядке. Дополнительно о данном законопроекте см. выпуск от 14.11.2014 в рубрике "Правовые новости. Коротко о важном" (http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2014-11-14.html).

В соответствии с Проектом расходы на сертификацию будут учитываться согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Сейчас действие этой нормы охватывает расходы на обучение, профессиональную подготовку и переподготовку работников. Напомним, что такие затраты учитываются в порядке п. 3 ст. 264 НК РФ. Его планируют дополнить условиями, при которых затраты на сертификацию могут быть включены в прочие расходы (например, наличие договора оказания услуг по сертификации согласно трудовому законодательству).

Следует отметить, что оплата сертификации, проводимой в соответствии с трудовым законодательством, не будет облагаться НДФЛ. В силу этого работодателю не нужно будет исчислять такой налог с дохода в натуральной форме в виде оплаты сертификации.

Проект содержит и иные изменения. В частности, будут освобождены от обложения НДС услуги по сертификации, оказываемые компаниями, которые уполномочены вести соответствующую деятельность.

Предполагается, что Проект вступит в силу с 01.01.2016. С текстом данного документа можно ознакомиться на сайте http://regulation.gov.ru (http://regulation.gov.ru/project/19444.html?point=view_project&stage=2&stage_id=14005).

3. Бесплатная передача рекламных каталогов потенциальным покупателям не облагается НДС

Письмо Минфина России от 23.10.2014 N 03-07-11/53626

Независимо от величины расходов на приобретение (создание) каталогов и брошюр их бесплатная раздача потенциальным покупателям не является объектом обложения НДС. "Входной" НДС по таким материалам к вычету принять нельзя. Передача потенциальным покупателям блокнотов, ручек с логотипом компании не облагается НДС, только если цена единицы продукции не превышает 100 руб. Данные выводы следуют из рассматриваемого документа.

Согласно пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых составляет не более 100 руб., освобождается от НДС. Вместе с тем в силу п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 распространение рекламных материалов как часть деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж не признается объектом обложения НДС, если такие материалы не отвечают признакам товара, т.е. имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве. Руководствоваться указанным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ финансовое ведомство ранее рекомендовало в Письме от 19.09.2014 N 03-07-11/46938 (подробнее см. в ыпуск обзора от 22.10.2014).

В новом разъяснении Минфин России уточнил, что признакам товара не отвечают каталоги и брошюры, бесплатно раздаваемые потенциальным покупателям. Блокноты и ручки с логотипом организации могут быть реализованы в собственном качестве. Соответственно, передача такой продукции потенциальным покупателям облагается НДС, если ее цена за единицу превышает 100 руб.

Дополнительные материалы по вопросу о том, облагается ли НДС передача налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в рекламных целях (распространение рекламных материалов), см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

4. Минфин уточнил момент определения базы по НДС при передаче недвижимости до 1 июля 2014 г.

Письмо Минфина России от 14.10.2014 N 03-07-09/51678

Если продавец передал покупателю недвижимое имущество по акту приема-передачи до 1 июля 2014 г., то в целях определения базы по НДС датой отгрузки является день перехода права собственности (дата государственной регистрации). При этом дата отгрузки устанавливается в порядке п. 3 ст. 167 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 июля 2014 г. Счета-фактуры на такую недвижимость должны выставляться не позднее пяти календарных дней, считая со дня передачи права собственности.

В указанном Письме не уточняется, когда произошла госрегистрация перехода права собственности на переданное недвижимое имущество - до 1 июля 2014 г. или начиная с этой даты и позднее. Можно предположить, что для каждой ситуации действует один и тот же порядок: дата отгрузки определяется по дате госрегистрации перехода права собственности.

Напомним, что с 1 октября 2014 г. под датой отгрузки понимается день передачи недвижимого имущества покупателю по передаточному акту или иному документу о передаче (п. 16 ст. 167 НК РФ). С 1 июля 2014 г. по 30 сентября 2014 г. согласно данной норме день передачи недвижимого имущества признавался не датой отгрузки, а моментом определения налоговой базы. В рассматриваемом Письме Минфин России исходит из того, что день передачи недвижимого имущества является датой отгрузки уже с 1 июля 2014 г. Дополнительно об этом см. Практическое пособие по НДС.

Отметим, что Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ, который дополнил ст. 167 НК РФ указанным пунктом, не содержит переходных положений, касающихся определения налоговой базы при реализации недвижимости, если дата передачи имущества и дата госрегистрации перехода права собственности приходились на разные кварталы (до и после вступления в силу данного пункта). Из комментируемого Письма следует, что в таком случае дата отгрузки определяется по дате госрегистрации перехода права собственности. Дополнительно об этом см. Практическое пособие по НДС.

5. О расчете пропорции для раздельного учета "входного" НДС при отсутствии операций в периоде

Письмо Минфина России от 26.09.2014 N 03-07-11/48281

Если плательщик НДС, использующий приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) в облагаемых и необлагаемых операциях, в налоговом периоде не отгружает товары (не выполняет работы, не оказывает услуги), то пропорция для ведения раздельного учета "входного" НДС определяется в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения. Так же нужно поступать, в случае если в течение налогового периода отгружаются (выполняются, оказываются) только товары (работы, услуги), которые либо облагаются НДС, либо от него освобождены. Данно е разъяснение Минфина России связано с тем, что п. 4.1 ст. 170 НК РФ не устанавливает для перечисленных случаев особенности ведения раздельного учета НДС.

Напомним, что в силу абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ указанная пропорция необходима для установления того, в каком размере предъявленные суммы НДС, которые используются для осуществления облагаемых и не облагаемых НДС операций, принимаются к вычету, а в каком - учитываются в стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав). Такая пропорция должна определяться в порядке, закрепленном в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения. Также необходимо учитывать особенности, которые установлены в п. 4.1 ст. 170 НК РФ. В соответствии с данной нормой пропорция рассчитывается исходя из стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые подлежат налогообложению (освобождены от него), в общей стоимости реализованных за налоговый период товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Следует обратить внимание, что ранее в Письме от 02.08.2012 N 03-07-11/225 Минфин России разъяснял следующее. В случае когда в налоговом периоде не осуществляется отгрузка товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, раздельный учет не ведется.

Подробнее о том, как вести раздельный учет "входного" НДС, если товары (работы, услуги, имущественные права) одновременно используются в облагаемой и не облагаемой НДС деятельности, см. Практическое пособие по НДС.

6. Минтруд России принял порядок проведения госэкспертизы условий труда

Приказ Минтруда России от 12.08.2014 N 549н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда"

Подробнее см. Правовые новости. Коротко о важном. Выпуск обзора от 13.11.2014 http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2014-11-13.html.

Подробнее о госэкспертизе условий труда см. Путеводитель по кадровым вопросам.

7. Период перехода на применение ОКВЭД 2 и ОКПД 2 продлен до 1 января 2016 г.

Приказ Росстандарта от 30.09.2014 N 1261-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельнос ти (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)"

8. ФНС: региональный праздничный день увеличивает срок для подачи налоговой отчетности

Письмо ФНС от 31.10.2014 N СА-4-7/22585@

Если последний день представления отчетности совпадает с региональным праздничным днем, то срок, установленный налоговым законодательством, может быть перенесен на ближайший следующий рабочий день. Такой вывод следует из анализируемого Письма.

Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ срок, окончание которого приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным, истекает в ближайший следующий рабочий день. Напомним, что перечень таких нерабочих праздничных дней закреплен в ст. 112 ТК РФ. При этом регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в том числе законами субъектов РФ, которые содержат нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).

В отдельных субъектах РФ дополнительными нерабочими днями объявлены некоторые религиозные праздники. Президиум Верховного Суда РФ в Постановлении от 21.12.2011 N 20-ПВ11 подтвердил правомерность соответствующих действий представительных органов. Арбитражные суды считают, что региональный праздник на основании п. 7 ст. 6.1 НК РФ позволяет продлить установленный налоговым законодательством срок (подборку судебных решений см. в выпуске обзора от 19.02.2014).

В то же время Минфин России придерживается следующей позиции: региональный праздник не является основанием для переноса срока, установленного налоговым законодательством (Письмо от 27.01.2014 N 03-02-07/1/2783). Эта точка зрения может быть распространена на случаи совпадения указанно го праздничного дня и срока сдачи налоговой отчетности.


- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное