Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 09.04.2014


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Информационное сообщение ФСТЭК России от 07.04.2014 N 240/24/1208 "О применении сертифицированной по требованиям безопасности информации операционной системы Windows XP в условиях прекращения ее поддержки разработчиком"

Посмотреть все "горячие" документы

Новые документы для бухгалтера от 09.04.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Скорректирован порядок расчета среднего ! дневного заработка

2. С 1 мая 2014 г. организации и предприниматели не должны сообщать в ПФР и ФСС об открытии и закрытии счета

3. Минфин разрешил организациям не требовать от иностранного контрагента ежегодного подтверждения его резидентства

4. Минфин разрешил увеличить первоначальную стоимость основного средства на стоимость безвозмездно полученных работ по его реконструкции

Комментарии

1. Новые обязанности физлиц и другие изменения Налогового кодекса РФ

2. Минфин считает, что утилизационный сбор нужно учитывать в расходах по налогу на прибыль в том отчетном периоде, в котором возникают обязательства, связанные с уплатой данного сбора

Новости

1. Скорректирован порядок расчета среднего дневного заработка

Федеральный закон от 02.04.2014 N 55-ФЗ

Со 2 апреля 2014 г. при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска необходимо использовать новое среднемесячное число календарных дней - 29,3. Ранее данный показатель составлял 29,4. Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 139 ТК РФ Федерал ьным законом от 02.04.2014 N 55-ФЗ (далее - Закон). Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось 2 апреля 2014 г. (ч. 1 ст. 3 Закона). Отметим, что с учетом приведенной поправки должен быть скорректирован и п. 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Также Законом затронуты вопросы о порядке и размерах возмещения расходов, связанных с командировками "бюджетников", и скорректированы некоторые другие положения законодательства РФ о труде.

2. С 1 мая 2014 г. организации и предприниматели не должны сообщать в ПФР и ФСС об открытии и закрытии счета

Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ

Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые плательщиками взносов, с 1 мая 2014 г. не должны сообщать в контролирующие органы сведения об открытии и закрытии счетов в банке. В настоящее время эта обязанность установлена в п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон о страховых взносах). Кроме того, исключена ответственность, предусмотренная ст. 46.1 Закона о страховых взносах за нарушение срока представления указанной информации. Упомянутые нормы утратят силу в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального зако на от 02.04.2014 N 59-ФЗ, который был размещен 2 апреля 2014 г. на офи! циальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Следует отметить, что согласно ч! . 1 ст. 24 Закона о страховых взносах представлять в территориальны е органы ПФР и ФСС РФ сведения об открытии (закрытии) счетов плательщиков взносов должны банки. Таким образом, дублирование обязанностей устранено в пользу плательщиков взносов.

Необходимо обратить внимание, что аналогичные поправки внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ. Подробнее они рассмотрены ниже.

Комментируемым Законом внесены и некоторые другие поправки, в частности изменен порядок регистрации юрлиц и предпринимателей во внебюджетных фондах в отношении срока такой регистрации.

3. Минфин разрешил организациям не требовать от иностранного контрагента ежегодного подтверждения его резидентства

Письмо Минфина России от 11.03.2014 N 03-08-05/10344

Минфин России сообщил, что документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации, должен быть представлен налоговому агенту до даты выплаты дохода. Представлять его в каждом налоговом периоде не требуется. Это связано с тем, что п. 1 ст. 312 НК РФ не содержит положений, ограничивающих период! действия такого подтверждения.

Напомним, что указанной нормой установлено следующее. Налоговый агент руководствуется условиями международного договора об избежании двойного налогообложения, согласно которым он освобождается от удержания налога при выплате дохода иностранной организации или исчисляет налог по пониженной ставке, если эта организация представила ему подтверждение своего постоянного местонахождения в соответствующем государстве.

При применении п. 1 ст. 312 НК РФ на практике налоговые органы исходили ! из того, что подтверждать резидентство необходимо ежегодно. Минфин России также указывал, что подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации представляется за каждый календарный год, в котором выплачиваются доходы (см., например, Письмо от 19.12.2011 N 03-08-05).

Однако суды пришли к иному выводу: ежегодно подтверждать постоянное местонахождение не требуется (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 30.07.2013 N А12-29089/2012). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство выразило согласие с позицией судов. Отметим, что в нем помимо прочего указано следующее. Для того чтобы применить нормы международного договора об избежании двойного налогообложения, соответствующее подтверждение должно быть у налогового агента в наличии на момент выплаты дохода. Если с момента выдачи подтверждения постоянное местонахождение иностранной организации изменяется, ответственность за правильность! исчисления и удержания налога несет налоговый агент. По мнению ведомства, такой вывод следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. Минфин России не сослался на конкретный пункт данного Постановления. Вероятно, он имел в виду п. п. 2 и 21.

Дополнительную информацию о том, можно ли привлечь налогового агента к ответственности за неудержание налога, если на момент выплаты дохода у него отсутствовало подтверждение постоянного местонахождения организации в иностранном государстве, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

4. Минфин разрешил увеличить первоначал ьную стоимость основного средства на стоимость безвозмездно полученных работ по его реконструкции

Письмо Минфина России от 12.03.2014 N 03-03-РЗ/10730

Министерство отметило, что безвозмездно полученные работы по реконструкции основного средства могут изменять его первоначальную стоимость. Это возможно, если стоимость работ, рассчитанная ! на основании рыночных цен, включена в доходы.

Данное разъяснение связано с тем, что согласно абз. 1 п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства изменяется, в частности, в случае реконструкции. В соответствии с абз. 2 п. 1 этой статьи первоначальная стоимость определяется как сумма некоторых видов расходов. В указанной норме уточняется, как рассчитать первоначальную стоимость, если основное средство получено безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации. Уточнения о порядке изменения первоначальной стоимости в случае получения работ по реконструкции, выполненных безвозмездно, в ст. 257 Н К РФ не содержится.

Необходимо обратить внимание, что применение такого разъяснения может быть выгодным для налогоплательщиков, поскольку, руководствуясь им, они смогут постепенно списать в расходы учтенную на основании п. 8 ст. 250 НК РФ в доходах стоимость безвозмездно полученных работ.

Комментарии

1. Новые обязанности физлиц и друг ие изменения Налогового кодекса РФ

Название документа:

Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ

Комментарий:

2 апреля 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ), в соответствии с которым в Налоговый кодекс РФ внесен ряд существенных изменений. Рассмотрим некоторые из них.

1.1. Физлицо обязано сообщать в инспекцию об объектах

налогообложения, по которым оно не получает уведомлений

Физлица, не являющиеся предпринимателями, уплачивают транспортный и земельный налог, а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ и ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"). Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 85 НК РФ). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда налоговый орган не получает своевременно информации о приобретении физлицами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости (в отношении земельных участков - также о регистрации ! права пожизненного наследуемого владения). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.

С 1 января 2015 г. вводится новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. ! 2.1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). В абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не надо, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Значит, налогоплательщики-физлица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, находящихся в их собственности (в отношении земельных участков - также на праве пожизненного наследуемого владения), должны будут до 31 декабр! я 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтвержд ающие документы. Начисление транспортного, земельного налога или налога на имущество начнется с 2015 г. независимо от того, как долго физлицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).

В дальнейшем упомянутая обязанность будет касаться тех лиц, которые за 30 рабочих дней до 1 октября не получили уведомление по приобретенным в предшествующем году объектам (п. 2 ст. 52, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ и п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). При возникновении приведенной ситуации до 1 января 2017 г. нало г также будет начислен начиная с периода направления налогоплательщико! м сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 Закона N 52-ФЗ).

За несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Необходимо обратить внимание на образовавшуюся коллизию: в п. 1 ст. 126 НК РФ, в частности, установлена ответственность налогоплательщика за неисполнение в срок обязанности по представлению документов или сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иными актами налогового законодательства. В этом случае взыскивается штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Исключение составляет неподача в срок декларации или уведомления о контролируемых сделках, т.е. состав правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ. Следовательно, если физлицо не представит документов о наличии у него транспортного средства, объекта недвижимости или земельного участка, признаваемых объектами налогообложения, действия указанного лица образуют состав правонарушения, предусмотренного как п. 1 ст. 126 НК РФ, так и п. 3 ст. 129.1 НК РФ. Возможно, до вступления в силу последнего, т.е. до 1 января 2017 г., эта коллизия будет устранена законодателем.

1.2. Подавать сведения об открытии

и закрытии счетов не нужно

Со 2 мая 2014 г. отменяется обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в инспекцию об открытии (закрытии) счетов, в том числе лицевых, и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Устанавливающие такие обязанности подп. 1 и 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ утратят силу (подп. "б" п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Соответственно, будет устранена и мера ответственности, предусмотренная ст. 118 НК РФ за нарушение семидневного срока представления данных сведений (п. 11 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

Напомним, что указанные обязанности возложены и! на банк (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Таким образом, их дублирование устранено в соответствии с внесенными поправками. Теперь обязанности по представлению упомянутых сведений в инспекцию сохраняются только для кредитных организаций.

1.3. Освобождение от налога на имущество организаций

при применении УСН и ЕНВД не распространяется

на объекты, налоговая база по которым определяется

как их к! адастровая стоимость

Организации, применяющие УСН или спецрежим в виде уплаты ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Для перешедших на уплату ЕНВД такое освобождение касается только объектов, используемых в деятельности, облагаемой данным налогом.

Согласно изменениям, внесенным п. п. 1 и 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ, указанное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.

В силу ч. 4 ст. 7 Закона N 52-ФЗ данные изменения вступают в силу по общему правилу, установле! нному для поправок к законодательству о налогах и сборах: по истечении месяца с даты опубликования и не ранее 1-го числа следующего налогового периода.

Соответственно, если в отношении УСН дата начала действия нововведений однозначна - 1 января 2015 г., то для плательщиков ЕНВД существует некоторая неопределенность по этому вопросу. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Как указывалось, Закон N 52-ФЗ опубликован 2 апреля 2014 г. Значит, изменения, касающиеся применения ЕНВД, должны вступать в силу с 1 июля 2014 г. Поскольку переходных положений для исчисления налога на имущество применяющими ЕНВД организациями Закон N 52-ФЗ не содержит, то возможны следующие варианты применения новых правил:

1) плательщики ЕНВД должны будут исчислить налог на имущество за весь 2014 г. (начиная с 1 января 2014 г.), поскольку налоговым периодом по нему является календарный год (ст. 379 НК РФ). При таком понимании новых правил организации обязаны будут перечислить налог и за тот период, когда были законодательно освобождены от его уплаты (до начала III квартала 2014 г.), т.е. внесенные изменения будут иметь обратную силу. Однако в соответствии с п. 2 ! ст. 5 НК РФ поправки, ухудшающие положение налогоплательщика, не м огут иметь обратной силы;

2) данные организации должны будут исчислить налог на имущество за III и IV кварталы 2014 г., поскольку в I и II кварталах действовало освобождение (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Отметим, что такой подход не учитывает того, что гл. 30 НК РФ, регулирующая уплату налога на имущество, не содержит норм, которые позволили бы в рассматриваемой ситуации рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости имущества только за указанные кварталы. Обратим внимание, что возможность скорректировать налог в зависимости от того, сколько месяцев объект недвижимости фактически находился в собственности у налогоплательщика, предусмотрена для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства либо имеющих на территории РФ недвижимость, которая не относится к деятельности этих представительств (п. 5 ст. 382 НК РФ). В данном случае сумма налога корректируется на специальный коэффициент. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых облагаемая налогом недвижимость находилась в собственности, к общему числу месяцев в налоговом периоде. Возможно, контролирующие органы предложат организациям, применяющим ЕНВД, рассчитать сумму налога за III и IV кварталы 2014 г. аналогичным образом. Однако необходимо обратить внимание, что право применить аналогию закона к налоговым правоотношениям предоставлено только судам (ч. 6 ст. 13 АПК РФ);

3) указанные организации не должны уплачивать налог на имущество за весь 2014 г. Они начнут его исчислять с 1 января 2015 г. Это объясняется тем, что у плательщиков ЕНВД возникает обязанность уплачивать именно налог на имущество организаций, налоговый период по которому, повторим, составляет календарный год. Значит, и вступать в силу данные изменения должны с 1 января 2015 г.

Поскольку рассматриваемая ситуация неоднозначна, вероятно, по указанному вопросу будут даны разъяснения официальных органов.

2. Минфин считает, что утилизационный сбор нужно учитывать в расходах по налогу на прибыль в том отчетном периоде, в котором возникают об! язательства, связанные с уплатой данного сбора

Название документа:

Письмо ФНС России от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347 "О доведении письма Минфина России по системе налоговых органов"

Комментарий:

ФНС России направила налогоплательщикам и нижестоящим налоговым органа! м Письмо Минфина России от 12.03.2014 N 03-03-10/10650, в котором разъясняется следующее:

1) в целях налогообложения прибыли утилизационный сбор учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность, связанная с его уплатой;

2) если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен! утилизационный сбор, и уплатила его, то она может включить этот сбор в стоимость данного основного средства, списываемую через механизм амортизации.

В отношении первого вывода министерство пояснило, что утилизационный сбор является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Он не относится к налоговым или таможенным платежам (сборам) и не может быть включен в базу по налогу на прибыль на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако его можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы в виде обязательных платежей принимаютс я для целей налогообложения прибыли в периоде их начисления (п. 1 и подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Крупнейшие производите! ли после выдачи паспорта транспортного средства сначала представляют в налоговый орган пакет документов, в том числе расчет утилизационного сбора, а затем в течение 45 календарных дней по окончании квартала, в котором такой расчет был подан, уплачивают сбор (п. п. 19 и 22 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291). На основании этих норм Минфин России сделал вывод, что сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определя! ется в течение указанного 45-дневного срока. Следовательно, утилизационный сбор начисляется в момент возникновения обязательств, связанных с его уплатой в бюджет, и учитывается в целях налогообложения в данном отчетном периоде.

Финансовое ведомство также отметило, что описанный порядок применим и для не являющихся крупнейшими производителей, которые сначала перечисляют сбор в бюджет, а потом представляют расчет.

Из приведенных разъяснений достаточно сложно определить, в каком отчетном периоде плательщик может включить сумму утилизационного сбора в расходы, поскольку непонятно, что понимается под обязанностью, связанной с уплатой сбора: обязанность по представлению расчета и других документов или собственно обязанность по уплате сбора. Для производителей, не относящихся к крупнейшим, этот вопрос не так актуален. Они должны представить расчет по истечении трех рабочих д! ней со дня уплаты утилизационного сбора (п. 16 упомянутых Правил). Соответственно, для них указанные обязанности, как правило, возникают в рамках одного отчетного периода. В то же время для крупнейших производителей решение этого вопроса имеет принципиальное практическое значение: данные обязанности всегда в! озникают у них в разных отчетных периодах (кварталах).

Исходя из буквального толкования предложенной министерством формулировки, можно предположить, что обязанность по уплате утилизационного сбора и обязанность, связанная с его уплатой, - это различные обязанности. Следовательно, с уплатой сбора непосредственно связана именно обязанность по представлению расчета и других документов. Однако сложно с уверенностью сказать, что имел в виду Минфин России в рассматриваемом Письме. В связи с этим, включение утилизационного сбора в состав расходов по налогу на прибыль за тот квартал, в котором возникла обязанность по представлению расчета и других документов, может вызвать несогласие налогового органа.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное