Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 12.03.2014


Новые документы для бухгалтера от 12.03.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Первичные документы могут заверяться нек! валифицированной электронной подписью

2. Стоимостные показатели в счетах-фактурах не округляются

3. ФНС России: налоговые агенты подают справку 2-НДФЛ за 2013 г. в том числе в отношении операций с ценными бумагами и ФИСС

4. Налогоплательщик вправе скорректировать базу по налогу на прибыль за периоды до 2013 г. в связи с единовременным признанием расходов на мобилизационную подготовку, носящих капитальный характер

5. Изменены коды ряда товаров, ввоз которых облагается НДС по ставке 10 процентов

Комментарии

1. Минтруд России считает, что пособие, выплачиваемое при увольнении в связи с выходом на пенсию, облагается взносами

2. Расходы на приобретение топлива для служебного автомобиля не нормируются

Новости

1. Первичные документы могут заверяться неквалифицированной электронной подписью

Письмо ФНС России от 17.01.2014 N ПА-4-6/489

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст. 9 Федерального закона 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В настоящее время согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ (далее - Закон N 63-ФЗ) предусмотрено два вида электронной подписи: простая и усиленная. Последняя в свою очередь подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную. Документ, который заверен простой или неквалифицированной электронной подписью, признается подписанным собственноручно в случаях, уста! новленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (ч. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ).

В рассматриваемом Письме ФНС России отметила, что если такое юридически действительное соглашение заключено между хозяйствующими сторонами, то они вправе применять простую и (или) усиленную неквалифицированную электронную подпись, в том числе при подписании первичных учетных документов.

Необходимо иметь в виду, что в целях налогообложения прибыли Минфин России настаивает на следующем: первичные документы могут подтверждать расходы организации только в том случае, если они подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль и Практическое пособие по налогу на прибыль.

Как справедливо отмечает ФНС! России в комментируемом Письме, нормативными актами в налоговой сфере установлен ряд случаев, когда использование квалифицированной электронной подписи обязательно:

- подача налогоплательщиком налоговой отчетности, а также сообщений или заявлений, например, об открытии счета, о зачете излишне уплаченной суммы налога и др. (п. 7 ст. 23, п. 4 ст. 78, п. 2 ст. 79, п. 1 ст. 80, п. 5.1 ст. 84 НК РФ);

- применение электронных счетов-фактур, а также электронной книги покупок или книги продаж (абз. 2 подп. "б" п. 7, абз. 2 подп. "б" п. 11, абз. 3 п. 13 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, абз. 2 п. 24 Правил ведения книг и покупок, применяемой при расчетах по НДС, абз. 2 п. 22 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137));

- представление истребованных инспекцией документов в электронном виде в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ (п. 20 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@)). Отметим, что в данном Порядке речь идет о необходимости заверения документа электронной цифровой подписью (ЭЦП), которая в настоящее время не применяется. Согласно ч. 3 ст. 19 Закона N 63-ФЗ ЭЦП приравнивается к усиленной квалифицированной электронной подписи.

2. Стоимостные показатели в счетах-фактурах не округляются

Письмо Минфина России от 29.01.2014 N 03-02-07/1/3444

С 1 января 2014 г. в п. 6 ст. 52 НК РФ закреплено правило, по которому сумма налога при исчислении округляется до полных рублей. Полученная величина указывается в соответствующей декларации. Минфин России отметил, что названное положение не распространяется на первичные учетные документы и счета-фактуры, в которых налог отражается без округления.

Данная позиция косвенно подтверждается следующим. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 при заполнении счетов-фактур, в том числе корректировочных, книги покупок, книги продаж и других документов стоимостные показатели приводятся, в частности, в рублях и копейках, т.е. без округления до полных рублей (см., например, п. 3 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, п. 3 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, п. 8 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, п. 9 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС).

Ранее Минфин России указывал, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрен порядок округления дробных чисел в счетах-фактурах, однако в декларации сумма НДС должна отражаться в полных рублях (см., например, Письмо от 09.04.2010 N 07-02-06/40).

Что касается арбитражной практики, то следует отметить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2012 N А56-17988/2011. По обстоятельствам рассмотренного дела инспекция отказала в вычете, поскольку имелись расхождения в счетах-фактурах. Причиной несоответствий стало округление, осуществляемое программным обеспечением. Суд установил, что по расчетам налогового органа вычет мог быть заявлен и в большем размере, следовательно, отражение в документах некорректных (округленных) сведений не повлекло завышения вычетов. На основании этого ФАС подтвердил право налогоплательщика на вычет НДС.

Есть пример иной ситуации. Стоимостные показатели в счетах-фактурах были приведены с использованием тысячных долей, т.е. с указанием третьего знака после запятой (Постано! вление ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2007 N А56-46315/2006). Инспекция сослалась на недостоверность документов, оформленных, по ее мнению, с арифметическими ошибками округления. Однако ФАС Северо-Западного округа подтвердил право налогоплательщика на вычет по таким счетам-фактурам. Следует отметить, что данное судебное решение принято в период действия Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, не содержавшего положений! о том, в каких единицах (рублях и копейках) должны указываться стоимос тные показатели.

3. ФНС России: налоговые агенты подают справку 2-НДФЛ за 2013 г. в том числе в отношении операций с ценными бумагами и ФИСС

Письмо ФНС России от 19.02.2014 N БС-4-11/2821

С 1 января 2014 г. изменен порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ налоговыми агентами, применяемый, в ! частности, при осуществлении операций с ценными бумагами и ФИСС. Соответствующие положения закреплены в ст. 226.1 НК РФ, введенной Федеральным законом от 02.11.2013 N 306-ФЗ (далее - Закон N 306-ФЗ). Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

С указанной даты среди прочего налоговые агенты, названные в п. 2 ст. 226.1 НК РФ, освобождены от обязанности представлять по итогам налогового периода справки о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ (п. п. 2 и 4 ст. 230 НК РФ).

Однако, как отметила ФНС России в рассматриваемом Письме, за 2013 г. такие налоговые агенты представить данные справки должны. Налоговое ведомство аргументировало свою позицию тем, что изменения, внесенные Законом N 306-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2014 г. Значит, база в отношении доходов физлиц за 2013 г. определяется по форме и в порядке, действовавшем ранее.

Обращаем внимание, что справки по форме 2-НДФЛ должны быть поданы в инспекцию не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Напомним, что рассматриваемые изменения касаются доверительных управляющих, брокеров, депозитариев и российских организаций, осуществляющих выплату физлицу дохода по выпущенным ими ценным бумагам.

4. Налогоплательщик вправе скорректировать базу по налогу на прибыль за периоды до 2013 г. в связи с единовременным признанием расходов на мобилизационную подготовку, носящих капитальный характер

Письмо Минфина России от 22.01.2014 N 03-03-05/1962

С 1 января 2013 г. расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, которое относится к мобилизационным мощностям, учитываются через механизм амортизации (п. 1 ст. 256, подп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ). До указанной даты такие затраты можно было списывать единовременно. Минфин России отметил, что это следовало из подп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в! редакции, действовавшей до 1 января 2013 г. Подобные разъяснения финансовое ведомство уже давало (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/1/20672, от 26.09.2012 N 03-03-10/115), и налоговая служба с его подходом соглашалась (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-4-3/5019@).

В рассматриваемом Письме от 22.01.2014 N 03-03-05/1962 Минфин России отмечает, что налогоплательщик может скорректировать налоговые обязательства за периоды до 2013 г., в случае если он решил единовременно признать расходы капитального характера на проведение работ по мобилизационной подготовке. В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы. По мнению Минфина России, представить уточненные декларации по налогу на прибыль и заявления о возврате переплаты за налоговые периоды до 2013 г. возможно в 2014 и в 2015 гг.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10. В нем указано, что основания для возврата переплаты по налогу на прибыль наступают с даты представления декларации за налоговый период, но не позднее 28 марта года, следующего за годом, в котором образовалась переплата. С учетом позиции ВАС РФ в рассматриваемом случае заявление о возврате излишне уплаченного налога за 2012 г. можно подать не позднее 28 марта 2016 г. (при условии, что декларация за 2012 г. была представлена не ранее 28 марта 2013 г.). Данный подход к порядку исчисления трехлетнего срока возврата налога разделяет и ФНС России (см. Письмо от 21.02.2012 N СА-4-7/2807). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных сит! уаций по части первой Налогового кодекса РФ.

5. Изменены коды ряда товаров, ввоз которых облагается НДС по ставке 10 процентов

Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 N 150 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Согласно п. п. 2 и 5 ст. 164 НК РФ ввоз на территорию России ряда продовольственных товаров, товаров для детей и медицинских товаров облагается НДС по ставке 10 процентов. Коды перечисленных видов продукции определяются Правительством РФ в с! оответствии с Общероссийским классификатором продукции (утв. Постановлением Госстандарта Росси и от 30.12.1993 N 301), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономиче! ской деятельности.

11 марта 2014 г. вступило в силу рассматриваемое Постановление от 26.02.2014 N 150, согласно которому Правительство РФ изменило, в частности, коды некоторых из товаров, относящихся к таким видам. По общему правилу новые коды применяются в правоотношениях, возникших с 1 сентября 2013 г. (подп. "г" п. 2 указанного Постановления).

Так, в перечне продовольственных товаров, приведенном в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, поправки коснулись мороженой рыбы, плавленых сыров, пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней и т.д. В перечне товаров для детей, утвержденном этим Постановлением, заменены коды, в том числе детских кроватей как металлических, так и из пластмассы.

В перечне медицинских товаров, который содержится в Постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, скорректированы в том числе коды семян аниса, бадьяна и кориандра.

Комментарии

1. Минтруд России считает, что пособие, выплачиваемое при увольнении в связи с выходом на пенсию, облагается взносами

Название документа:

Письмо Минтруда России от 04.12.2013 N 17-3/2038

Комментарий:

Минтруд России разъяснил порядок начисления страховых взносов на единовременное пособие при увольнении по соглашению сторон в связи с выходом на пенсию по возрасту или инвалидности. Данное пособие выплачивается работнику на основании коллективного договора. Трудовыми договорами оно не предусмотрено. Размер пособия зависит от штатного оклада работни! ка и стажа работы в организации.

Ведомство сообщило, что названное пособие облагается взносами, поскольку оно выплачивается в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; далее - Закон N 212-ФЗ). Такое пособие не указано в перечне выплат, не облагаемых страховыми взносами (ст. 9 Закона N 212-ФЗ). По мнению Минтруда России, действие подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому установленные законодательством РФ компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, освобождаются от обложения взносами, не распространяется на рассматриваемое пособие. Это обусловлено тем, что выплата работникам единовременных пособий в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон (в частности, при выходе на пенсию по возрасту или в связи с инвалидностью) трудовым законодательством РФ не предусмотрена.

Указанные разъяснения касаются выплат, произведенных начиная с 1 января 2011 г.

Согласно комментируемому Письму пособия при увольнении в связи с выходом на пенсию, выплаченные в 2010 г., не облагаются взносами, так как в этот период взносы начислялись на выплаты, производимые по трудовым договорам, а не в рамках трудовых отношений.

Напомним, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12 указал: единовременное пособие, перечисляемое в случае выхода на пенсию, не облагается взносами. Однако суд рассматривал период, соответствующий 2010 г. В связи с этим можно предположить, что Минтруд России придерживается следующей позиции: выводы, изложенные в данном судебном акте, применимы только к правоотношениям, возникшим в 2010 г.

Однако упомянутым Постановлением суды руководствуются и после вступления в! силу новой редакции ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. Они признают неправомерным доначисление взносов на такие выплаты. Эта позиция отражена, в частности, в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2013 N А33-1264/2013, N А33-1268/2013, ФАС Поволжского округа от 03.10.2013 N А65-21043/2012. Следует отметить, что последний из перечисленных судебных актов обжалован в порядке надзора в ВАС РФ. На момент подготовки настоящего обзора надзорное производство не было завершено (см. Определение ВАС РФ от 14.01.2014 N ВАС-104/14).

Суды указывают, что страховыми взносами облагаются те выплаты в рамках трудовых отношений, которые произведены за выполнение работы. Что касается спорных выплат, они носят социальный характер и не имеют признаков объекта обложения взносами.

Если исходить из того, что данные выплаты являются объектом обложения взносами, правомерность неначисления взносов можно обосновать так. Согласно ч. 4 ст. 178 ТК РФ в коллективном договоре стороны вправе установить иные случаи выплаты выходных пособий, кроме тех, которые определены в названной статье. Следовательно, можно признать, что выплата предусмотренного коллективным договором единовременного пособия, которое перечисляется при расторжении трудового договора по соглашению сторон, установлена законодательством РФ. Соответственно, на ! это пособие распространяется действие подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, а значит, его сумма не облагается взносами. Обратим внимание, что официальные органы придерживаются следующего мнения: в целях применения ст. 9 Закона N 212-ФЗ случай, когда выплачивается выходное пособие, должен быть предусмотрен непосредственно Трудовым кодексом РФ, а не конкретизирован в коллективном договоре (см., например, Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1343-19).

Таким образом, вопрос об обложении страховыми взносами единовременного пособия, выплачиваемого на основании коллективного договора при увольнении, является спорным. Правомерность неначисления взносов нужно будет отстаивать в суде.

2. Расходы на приобретение топлива для служебного автомобиля не нормируются

Название документа:

Письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875

Комментарий:

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на содержание служебного транспорта признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Минфин России указал, что нормирование таких расходов Налоговым кодексом РФ ! не предусмотрено. По общему правилу затраты учитываются в качестве расходов, если они направлены на получение дохода. Все расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). По мнению финансового ведомства, при определении обоснованности затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе применять методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (введены в действие в соответствии с Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). Напомним, что они разработаны для автотранспортных предприятий.< /p>

Аналогичные разъя! снения приведены в Письмах Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12.

До 2013 г. финансовое ведомство придерживалось иного подхода: при списании расходов на ГСМ налогоплательщик обязан руководствоваться указанными методическими рекомендациями (Письма от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15). Это означало, что при исчислении налога на прибыль организация не имеет права учитывать сверхнормативные затраты на топливо для служебного автотранспорта. Однако большинство судов данную позицию не поддерживали (см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль).

Из комментируемых разъяснений Минфина России следует, что орган! изация, не являющаяся автотранспортной, не обязана использовать упомянутые методические рекомендации. Она может не нормировать рассматриваемые расходы, а учитывать их в полном объеме. Тем не менее налоговые органы не всегда выражают ту же точку зрения, что и финансовое ведомство. Ни одно из писем Минфина России, в которых указывается на то, что названные методические рекомендации не носят обязательного характера, ФНС России не доводила до сведения нижестоящих налоговых органов и не размещала на официальном сайте (www.nalog.ru). Соответственно, при учете в расходах полной суммы затрат на топливо для служебного транспорта возможен спор с инспекцией. Чтобы минимизировать риск, рекомендуется для подтверждения обоснованности понесенных расходов утвердить приказом руководителя организации нормы списания затрат на ГСМ.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное