Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 19.06.2013


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Правовой календарь на III квартал 2013 года

Посмотреть все "горячие" документы

Новые документы для бухгалтера от 19.06.2013

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Утверждена новая форма справки о сумме заработной платы

2. Движимое имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал и учтенное в составе основных средств в 2013 г., не облагается налогом на имущество

3. Задолженность, в отношении которой есть судебное решение о взыскании, нельзя признать безнадежной на основании истечения срока исковой давности

 

Комментарии

1. ФНС России дала разъяснения по отдельным вопросам проведения налогового контроля

2. Как учитывается в расходах отрицательная разница, возникающая при возврате займа из-за увеличения курса иностранной валюты?

3. Опубликованы основные направления налоговой политики России на ближайшие три года

 
 
 

Новости

 

1. Утверждена новая форма справки о сумме заработной платы

Приказ Минтруда России от 30.04.2013 N 182н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись"

 

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" работодатель обязан при увольнении застрахованного лица либо по его письменному заявлению выдать справку о сумме заработка, на которую были начислены страховые взносы, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год. С 30 декабря 2012 г. в указанную норму внесены дополнения (Федеральный закон от 29.12.2012 N 276-ФЗ), согласно которым в данной справке нужно указывать сведения о количестве календарных дней, приходящихся на периоды:

- временной нетрудоспособности;

- отпуска по беременности и родам;

- отпуска по уходу за ребенком;

- освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату не начислялись страховые взносы в ФСС РФ.

Минтруд России утвердил новую форму справки о сумме заработной платы. Эта форма содержит графы для указания новых сведений, не предусмотренные в ранее действовавшей форме (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 4н), которая утрачивает силу. Напомним, что до момента принятия новой формы ФСС РФ разрешал составлять данную справку в произвольной форме, но с внесением в нее сведений о периодах, исключаемых при исчислении пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком (Письмо от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169).

Следует отметить, что порядок заполнения и выдачи справки о сумме заработной платы в целом не изменился. В случае прекращения работы она выдается в день увольнения, а по письменному заявлению - не позднее трех рабочих дней со дня получения работодателем заявления. Сведения в справку вносятся на основании данных бухучета и отчетности страхователя от руки (шариковой ручкой с черными или синими чернилами) или с использованием технических средств.

Приказ Минтруда России от 30.04.2013 N 182н вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (на день подготовки материала опубликован не был).

 

2. Движимое имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал и учтенное в составе основных средств в 2013 г., не облагается налогом на имущество

Письмо Минфина России от 29.05.2013 N 03-05-05-01/19527

 

В соответствии с подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств начиная с 1 января 2013 г., не облагается налогом на имущество. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года. В Минфин России обратилась организация, которая до 2013 г. приобрела бывшее в употреблении движимое имущество. В 2013 г. она получила его в качестве взноса в уставный капитал. Вправе ли данная компания применить подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ и не начислять налог на имущество?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что движимое имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал и принятое на учет в состав основных средств в 2013 г., не признается объектом обложения налогом на имущество организаций.

 

3. Задолженность, в отношении которой есть судебное решение о взыскании, нельзя признать безнадежной на основании истечения срока исковой давности

Письмо Минфина России от 29.05.2013 N 03-03-06/1/19566

 

Организация подала в суд исковое заявление о взыскании долга. Суд удовлетворил требования компании и вынес соответствующее решение. Организация столкнулась с вопросом: можно ли будет списать безнадежный долг спустя три года с момента вступления в силу решения суда на основании истечения срока исковой давности?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что задолженность, в отношении которой вступило в силу решение суда, взыскивается в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В связи с этим, по мнению ведомства, срок взыскания такой задолженности в рамках гражданского законодательства не может рассматриваться в режиме истечения срока исковой давности. Следовательно, задолженность, которая должна быть взыскана в порядке исполнительного производства, признается безнадежной только в случае:

- невозможности ее взыскания, подтвержденной постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по основаниям п. 2 ст. 266 НК РФ (в частности, невозможно установить место нахождения должника, его имущества, у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание);

- ликвидации организации.

Необходимо отметить, что вывод, согласно которому при реализации права на судебную защиту списать безнадежную задолженность на основании истечения срока исковой давности невозможно, содержится, например, в Письмах Минфина России от 13.12.2011 N 03-03-06/2/195, УФНС России по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/032849@. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 N А72-2866/2011 (Определением ВАС РФ от 09.06.2012 N ВАС-7081/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ) указано, что вынесение судом решения по иску о взыскании долга в пользу кредитора означает реализацию права на судебную защиту. Этот факт исключает возможность применения в данном случае норм о сроке исковой давности, в связи с чем списание непогашенной дебиторской задолженности по мотивам истечения такого срока не может иметь места.

 
 
 

Комментарии

 

1. ФНС России дала разъяснения по отдельным вопросам проведения налогового контроля

 

Документ:

Письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 "О мероприятиях налогового контроля"

 

Комментарий:

ФНС России разъяснила некоторые вопросы, возникающие при осуществлении мероприятий налогового контроля. На наиболее интересных из них остановимся подробнее.

 

1.1. Принятие налоговым органом обеспечительных

мер и их отмена

 

В силу п. 10 ст. 101 НК РФ после того, как вынесено решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры. Последние направлены на исполнение решения, если есть достаточные основания полагать, что в противном случае дальнейшее исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов может быть затруднено или стать невозможным. Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. К обеспечительным мерам относятся запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия инспекции и приостановление операций по счетам в банке. По просьбе налогоплательщика эти меры могут быть заменены на банковскую гарантию, залог имущества, поручительство третьего лица (п. 11 ст. 101 НК РФ).

В п. 2 Приложения к Письму ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 (далее - Приложение) разъяснено, что обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика, находящегося в залоге, не нарушают права ни налогоплательщика, ни залогодержателя. Такая позиция нашла отражение в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2010 N А13-15752/2009 и ФАС Уральского округа от 22.05.2012 N А50-15031/2011 (Определением ВАС РФ от 13.08.2012 N ВАС-9971/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Кроме того, в п. 7 Приложения сделан вывод о том, что частичная отмена обеспечительных мер невозможна, поскольку она не предусмотрена Налоговым кодексом РФ.

 

1.2. Продление срока рассмотрения материалов

налоговой проверки

 

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Решение по ним принимается в 10-дневный срок с момента истечения 15 дней, предусмотренных п. 6 ст. 100 НК РФ для представления возражений налогоплательщиком. Срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как следует из п. 4 Приложения, несоблюдение указанного срока само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для того, чтобы признать недействительным решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности. В силу абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения служит только невыполнение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К ним относится обеспечение права налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представлять объяснения.

Некоторые арбитражные суды придерживаются точки зрения ФНС России (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2012 N А38-6365/2011 (Определением ВАС РФ от 28.01.2013 N ВАС-526/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2012 N А05-7012/2011). В то же время ФАС Московского округа признал нарушение срока принятия решения по результатам проверки, установленного в п. 1 ст. 101 НК РФ, одним из оснований для отмены этого решения (Постановление от 23.06.2011 N А40-93135/10-13-421). Дополнительно по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

1.3. Выемка документов после окончания выездной проверки

 

В рамках выездной проверки должностное лицо налогового органа на основании мотивированного постановления вправе производить выемку подлинников документов (п. 14 ст. 89, п. п. 1 и 8 ст. 94 НК РФ). Выемка возможна, если:

- для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов налогоплательщика;

- есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

В п. 10 Приложения ФНС России отметила, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрен конкретный срок для изъятия документов, и со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 N 16282/11 пришла к следующему выводу: инспекция вправе производить выемку подлинников документов после завершения выездной проверки. Существует судебная практика, подтверждающая обоснованность выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2012 N А53-27001/2010 (Определением ВАС РФ от 17.05.2012 N ВАС-5533/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), от 02.09.2011 N А63-8481/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 N А56-33713/2009). В указанных судебных актах основанием для выемки послужила необходимость провести почерковедческую экспертизу.

Следует отметить, что днем окончания выездной проверки является день составления справки (п. п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ). Для получения дополнительных доказательств инспекция на основании п. 6 ст. 101 НК РФ вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Они могут включать истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Пункт 6 ст. 101 НК РФ не содержит прямого указания на возможность осуществления выемки документов. В то же время в п. 4 ст. 93 НК РФ установлено: если проверяемое лицо отказалось представить запрашиваемые документы или не представило их в установленные сроки, должностное лицо налогового органа, которое проводит проверку, вправе произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Таким образом, из взаимосвязи приведенных норм следует, что в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля выемка документов возможна только в случае, если налогоплательщик не представил эти документы по ранее выставленному требованию инспекции. Однако арбитражной практики, подтверждающей данную точку зрения, нет.

 

2. Как учитывается в расходах отрицательная разница, возникающая при возврате займа из-за увеличения курса иностранной валюты?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/1/18920

 

Комментарий:

Нередко организации заключают договоры займа, в которых сумма займа указывается в иностранной валюте, а денежные средства заемщик получает и возвращает в рублях по курсу на определенные даты. Случается, что из-за повышения курса иностранной валюты сумма, которую заемщик возвращает в рублях, больше той суммы, что он фактически получил. Как учитывается в расходах возникающая в таких ситуациях разница между полученными и возвращенными денежными средствами?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что данная разница не является суммовой разницей, которая учитывается в расходах на основании подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Дело в том, что согласно указанному подпункту суммовая разница возникает при реализации товаров, работ, услуг, а осуществление операций, связанных с обращением валюты, таковой не признается (подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). Далее ведомство поясняет, что согласно ст. 807 ГК РФ договор займа считается заключенным с момента передачи денег и, соответственно, только в той части денежных средств, которые переданы. Если же заемщик из-за изменения курса валюты возвращает большую сумму, чем получил, то возникшую отрицательную разницу следует рассматривать в качестве платы за пользование займом. Данная разница включается в расходы с учетом положений ст. 269 НК РФ о нормировании процентов. В расчет предельной величины включаются в том числе суммы начисленных по займу процентов. Министерство отмечает, что расход в виде указанной разницы признается на дату погашения займа. Аналогичные разъяснения содержатся, например, в Письмах Минфина России от 31.05.2011 N 03-03-06/4/57, от 14.10.2009 N 03-03-06/1/662, УФНС России по г. Москве от 22.12.2010 N 16-15/134822@.

Однако по вопросу нормирования таких расходов есть другая точка зрения. Рассматриваемая отрицательная разница учитывается в расходах в полной сумме. Положения ст. 269 НК РФ к ней не применяются. Данную точку зрения высказал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 06.11.2012 N 7423/12. По мнению суда, рассматриваемая разница должна учитываться в расходах так же, как и суммовые разницы, возникающие при реализации товаров, работ, услуг (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Положения ст. 269 НК РФ при этом не применяются, поскольку указанная разница не является процентами, которыми, по мнению суда, следует считать только заранее заявленный доход по долговому обязательству (п. 3 ст. 43 НК РФ).

Таким образом, организация вправе учесть в расходах отрицательную разницу, которая возникла при полном возврате в рублях суммы займа, выраженной в иностранной валюте. В этом случае возможны споры с контролирующими органами. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

3. Опубликованы основные направления налоговой политики России на ближайшие три года

 

Название документа:

Основные направления налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.

 

Комментарий:

Правительство РФ одобрило "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг." (далее - Основные направления). Данный документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений законодательства о налогах и сборах и внесения их в Правительство РФ.

Одним из главных нововведений можно назвать налог на недвижимое имущество, который планируется включить в налоговую систему России. Он будет касаться как физических, так и юридических лиц. Объектом налогообложения станут здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства, земельные участки. Базой будет выступать кадастровая стоимость указанных объектов.

Также обратим внимание на следующие моменты, отраженные в Основных направлениях.

 

3.1. Налоговые проверки

 

В настоящее время рассматривается законопроект, согласно которому будет введена обязательная досудебная процедура обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия должностных лиц. Кроме того, предполагается увеличение срока подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности с 10 дней до одного месяца. Напомним, что в настоящее время обязательный порядок обжалования в вышестоящей инспекции установлен только в отношении решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

В соответствии с п. 2.5.2 раздела II Основных направлений предполагается внести изменения в процедуру камеральной проверки. В частности, при проведении камеральной проверки декларации, в которой отражены убытки, или уточненной декларации с занижением суммы налога к уплате планируется предоставить инспекции право запрашивать регистры налогового и бухгалтерского учета, а также проводить иные процедуры контроля, в частности осмотр. Кроме того, если уточненная декларация с уменьшением суммы налога к уплате (с увеличением суммы возмещения) подана по истечении двух лет с даты, установленной для представления декларации за соответствующий период, то налоговый орган будет вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие отраженное изменение сведений.

Помимо этого, до одного месяца планируется увеличить срок, в который проверяемый налогоплательщик вправе подготовить и представить возражения по актам проверки. В настоящее время этот срок согласно п. 6 ст. 100 НК РФ составляет 15 дней.

 

3.2. НДС

 

Предполагается рассмотреть вопрос об установлении единого порядка применения вычетов по НДС для лиц, реализующих товары (работы, услуги) на территории России, и для экспортеров. Это обусловлено тем, что при экспорте установлена более сложная процедура принятия к вычету сумм налога, которая отвлекает оборотные средства экспортеров на период сбора документов.

В целях обеспечения единообразного толкования норм Налогового кодекса РФ в отношении вычетов НДС по расходам, принимаемым в целях налогообложения по нормативам согласно гл. 25 НК РФ (расходы на рекламу и др.), требуется внести соответствующие изменения в гл. 21 НК РФ.

Кроме того, планируется внести поправки к ст. 148 НК РФ в части определения места реализации ряда телекоммуникационных услуг.

 

3.3. Налог на прибыль

 

Планируется упростить порядок контроля цен, примененных в операциях с ценными бумагами. В частности, в настоящее время действует положение, согласно которому в целях налогообложения фактическая цена ценной бумаги принимается, только если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, зарегистрированными организатором торговли. Для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), фактическая цена принимается, если она не отклоняется более чем на 20 процентов от расчетной цены. Кроме того, на налогоплательщиков возложена обязанность подтверждения обоснованности примененных цен.

В соответствии с подп. 2 п. 1.2 раздела II Основных направлений это положение сохранится только в отношении контролируемых сделок. В иных случаях цена будет признаваться в целях налогообложения в фактическом размере.

Также предполагается разрешить признавать убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, в уменьшение налоговой базы по основным видам деятельности организации (напомним, что сейчас в соответствии с п. 11 ст. 280 и п. 2 ст. 283 НК РФ данные убытки могут лишь уменьшать прибыль, полученную от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, в течение 10 лет после их получения).

Кроме того, согласно подп. 5 п. 1.2 раздела II Основных направлений предполагается внести изменения в ст. 269 НК РФ в отношении определения предельного размера процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом для целей налога на прибыль. В частности, для упрощения порядка планируется установить соответствующие предельные значения ставок процентов, в рамках которых вся сумма начисленных процентов будет включена в расходы. В отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают это значение, будут ограничены или отменены правила, применяемые к контролируемым сделкам.

Отдельного внимания заслуживает вопрос предоставления льготы новой категории налогоплательщиков - участникам инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области. Прибыль, полученная имеющими указанный статус юрлицами, будет облагаться налогом по нулевой ставке в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в течение 10 лет начиная с того периода, в котором были получены первые доходы. Может быть также предусмотрена возможность снижения по решению органов госвласти субъекта РФ ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей перечислению в региональный бюджет.

Помимо этого, планируется установить возможность учета в расходах потерь товарно-материальных запасов, которые организации, осуществляющие розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам, выявляют по результатам инвентаризации и которые не связаны с естественной убылью и не могут быть отнесены на виновных лиц.

В целях упрощения налогового учета и его сближения с бухгалтерским учетом предлагается также:

- уточнить методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета данных запасов в бухгалтерском и налоговом учете;

- предоставить возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

- предоставить возможность принятия к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения указанного имущества;

- предоставить право признания убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

- внести изменения в порядок переоценки в целях налогообложения обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также в учет доходов и расходов в виде суммовых разниц.

 

3.4. НДФЛ

 

Ряд изменений коснется налогообложения доходов физлиц, полученных от инвестиционной деятельности и от операций с ценными бумагами. Кроме того, планируется изменить порядок предоставления имущественного вычета по расходам на приобретение жилья.

Также предполагается расширить перечень освобождаемых от налогообложения доходов. В частности, в ст. 217 НК РФ будут включены компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока и иных продуктов, а также оплата стоимости проезда физлиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска на территории России и обратно и провоза их багажа.

 

3.5. Другие вопросы

 

В отношении страховых взносов предполагается продление до 2016 г. применения тарифа, установленного на 2013 г.

Кроме того, в рассматриваемом документе отражен план повышения акцизов на все виды подакцизных товаров на ближайшие три года.

 
 

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное