Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 06.02.2013


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Приказ Госстроя от 27.12.2012 N 117/ГС "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по РФ на первое полугодие 2013 года и показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на I квартал 2013 года"

Посмотреть все "горячие" документы

Новые документы для бухгалтера от 07.02.2013

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Утверждены формы документов для применения ЕСХН

2. Утверждены коды и наименования видов деятельности, в отношении которых в соответствии с законами субъектов РФ можно применять патентную систему

3. Предприниматель, имеющий наемных работников и уплачивающий ЕНВД, не вправе уменьшить сумму налога на страховые взносы, перечисленные за себя

4. Опубликованы коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ в отношении угля на I квартал 2013 г.

 

Комментарии

1. Вправе ли налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы", учесть в расходах стоимость реализованных товаров, если они были приобретены в период применения ЕНВД?

2. Вправе ли налоговый орган допрашивать работников налогоплательщика в период приостановления налоговой проверки?

 
 
 

Новости

 

1. Утверждены формы документов для применения ЕСХН

Приказ ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@ "Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей"

 

С 2013 г. изменился порядок перехода на уплату ЕСХН. Теперь вместо соответствующего заявления необходимо подавать уведомление (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели должны представить такое уведомление в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. Напомним, что до 1 января 2013 г. этот срок составлял пять рабочих дней (подробнее см. выпуск обзора от 04.07.2012). Кроме того, теперь налогоплательщики должны в течение 15 рабочих дней уведомить инспекцию о прекращении деятельности, в отношении которой применялся ЕСХН (п. 9 ст. 346.3 НК РФ).

В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, ФНС России издала Приказ от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@, которым утверждены формы документов для применения сельскохозяйственными товаропроизводителями спецрежима в виде уплаты ЕСХН. В частности, налогоплательщики будут использовать следующие формы:

- уведомление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма N 26.1-1);

- сообщение об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма N 26.1-2);

- уведомление об отказе от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма N 26.1-3);

- уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма N 26.1-7).

Обращаем внимание, что все эти формы рекомендуемые.

Из всех утвержденных форм только форма N 26.1-7 является новой, так как положение, обязывающее налогоплательщиков уведомлять инспекцию о прекращении соответствующей деятельности, введено только с 1 января 2013 г. Остальные формы в сравнении с действовавшими ранее отличаются лишь рядом технических правок.

 

2. Утверждены коды и наименования видов деятельности, в отношении которых в соответствии с законами субъектов РФ можно применять патентную систему

Приказ ФНС России от 15.01.2013 N ММВ-7-3/9@ "Об утверждении Классификатора видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП)"

 

С 1 января 2013 г. введен в действие новый спецрежим - патентная система налогообложения. Для ее применения индивидуальный предприниматель должен подать в инспекцию заявление на получение патента. ФНС России Приказом от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@ утвердила рекомендованную форму такого заявления (см. выпуск обзора от 10.01.2013). В нем должны быть указаны, в частности, полное наименование и код вида предпринимательской деятельности, в отношении которой предприниматель намеревается применять патентную систему. В связи с этим Приказом ФНС России от 15.01.2013 N ММВ-7-3/9@ утвержден Классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта РФ предусмотрено применение патентной системы (далее - Классификатор).

Каждому виду деятельности, в отношении которого может применяться патентная система, соответствует кодовое обозначение, которое состоит из шести цифр, разделенных на три группы.

Первые две цифры - это код вида предпринимательской деятельности, который присваивается в соответствии с п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Если такой вид не предусмотрен Налоговым кодексом РФ, то указывается код "99". Напомним, что в этом случае вид предпринимательской деятельности должен относиться к бытовым услугам в соответствии с ОКУН 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163).

Вторая часть кодового обозначения представляет собой двузначный код субъекта РФ, на территории которого вводится патентная система в отношении определенного вида деятельности. В настоящее время соответствующие законы о введении данного спецрежима приняты во всех субъектах РФ, за исключением г. Санкт-Петербурга (код субъекта РФ 78) и Республики Калмыкия (код субъекта РФ 08). Ранее на это уже указывала ФНС России в Информационном сообщении.

Третья часть кодового обозначения вида предпринимательской деятельности, установленного законом субъекта РФ, - двузначный порядковый номер этого вида в случае дифференциации позиций, перечисленных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, Законом г. Москвы от 30.10.2012 N 53 указанные в подп. 21 данной нормы прочие услуги производственного характера дифференцированы на 18 видов деятельности. В частности, как отдельные виды выделены граверные работы (порядковый номер 10), ремонт и изготовление очковой оптики (порядковый номер 15), копировально-множительные, переплетные и некоторые другие работы (порядковый номер 17) и т.д.

Кроме того, в Классификаторе приведено точное наименование вида предпринимательской деятельности, а также ссылка на норму закона субъекта РФ, которая устанавливает возможность применения патентной системы.

 

3. Предприниматель, имеющий наемных работников и уплачивающий ЕНВД, не вправе уменьшить сумму налога на страховые взносы, перечисленные за себя

Письмо Минфина России от 21.01.2013 N 03-11-11/12

 

Согласно п. 2 ст. 346.32 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2013 г., налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную за налоговый период сумму ЕНВД:

1) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, уплаченную в данном периоде при выплате лицом вознаграждений работникам;

2) на сумму расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности за дни, которые оплачиваются за счет работодателя и число которых законодательно установлено, в части, не покрытой страховыми выплатами;

3) на сумму платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности, за дни, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых законодательно установлено.

Указанные суммы могут уменьшить единый налог не более чем на 50 процентов. Из данного правила установлено исключение для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физлицам. Такие налогоплательщики вправе уменьшить ЕНВД на сумму уплаченных в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере взносов без ограничений (п. 2.1 ст. 346.23 НК РФ).

Из конструкции названных норм было неясно, может ли имеющий наемных работников индивидуальный предприниматель уменьшить сумму единого налога на страховые взносы, уплаченные за себя. В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что права на это у него нет. Таким образом, с 1 января 2013 г. индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физлицам, вправе уменьшить ЕНВД на сумму только тех взносов и платежей, которые перечислены в отношении работников.

 

4. Опубликованы коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ в отношении угля на I квартал 2013 г.

Приказ Минэкономразвития России от 17.01.2013 N 5 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля";

Информация Минэкономразвития России.

 

25 января 2013 г. в "Российской газете" были опубликованы коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на I квартал 2013 г.:

- на антрацит - 0,981;

- на уголь коксующийся - 0,919;

- на уголь бурый - 0,960;

- на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,005.

Таким образом, при исчислении НДПИ за январь, февраль и март 2013 г. необходимо применять следующие ставки налога при добыче 1 тонны угля:

- 50,67000897372792 руб. в отношении антрацита;

- 42,999847764062976 руб. в отношении угля коксующегося;

- 14,2724137948128 руб. в отношении угля бурого;

- 26,2515306592656 руб. в отношении угля, за исключением названных выше углей.

Напомним, что в соответствии с порядком, действующим с 1 января 2012 г., ставки НДПИ в отношении указанных видов угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, установленные на текущий и все предыдущие кварталы (п. 2 ст. 342 НК РФ). Округление полученных значений Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Правила определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ при добыче угля утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 902.

 
 
 

Комментарии

 

1. Вправе ли налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы", учесть в расходах стоимость реализованных товаров, если они были приобретены в период применения ЕНВД?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 15.01.2013 N 03-11-06/2/02

 

Комментарий:

До 1 января 2013 г. применение ЕНВД являлось обязательным для налогоплательщиков, осуществляющих соответствующие виды деятельности, на тех территориях, где данный спецрежим был установлен нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В частности, такой режим налогообложения необходимо было использовать при ведении розничной торговли (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому налогоплательщики, которые продавали товары оптом и в розницу, в отношении розничной торговли применяли ЕНВД, а в отношении оптовой - иной режим налогообложения. Соответственно, в подобных случаях следовало вести раздельный учет (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Начиная с 1 января 2013 г. переход на ЕНВД является добровольным (абз. 2 п. 1 ст. 346.28 НК РФ), и некоторые налогоплательщики отказываются от его применения.

В комментируемом письме Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Налогоплательщик, осуществляющий розничную и оптовую торговлю, в 2012 г. совмещал ЕНВД и УСН с объектом "доходы минус расходы", а с 2013 г. решил в отношении всей торговой деятельности применять УСН с объектом "доходы минус расходы". При этом у него имеются товары, приобретенные в 2012 г. для розничной торговли, которые реализуются в 2013 г., то есть в период применения УСН. Возникает вопрос: можно ли стоимость таких товаров учесть в расходах при исчислении базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН с объектом "доходы минус расходы"?

Финансовое ведомство разъяснило, что в данной ситуации расходы на товары, которые были приобретены в период применения ЕНВД, а реализованы после перехода на УСН, в целях УСН не учитываются. Минфин России аргументирует свой вывод таким образом. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения установлены в ст. 346.25 НК РФ. Данной статьей не предусмотрена возможность уменьшать базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на расходы, которые были произведены в период применения ЕНВД. Аналогичная точка зрения отражена в  Минфина РФ от 20.08.2008 N 03-11-02/93)">Письме Минфина России от 20.08.2008 N 03-11-02/93 ( Минфина РФ от 20.08.2008 N 03-11-02/93)">Письмом ФНС России от 08.09.2008 N ШС-6-3/637@ направлено для сведения нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам), а также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2009 N А33-7683/08.

Однако при решении рассматриваемого вопроса возможна и иная точка зрения.

В соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы", при определении налоговой базы может уменьшать полученные доходы, в частности, на расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ для целей УСН расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для перепродажи, учитываются по мере их реализации (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). То есть расходы в виде стоимости товаров, которые приобретены в период применения ЕНВД, относятся именно к периоду применения УСН, если продажа и оплата покупателем таких товаров осуществляется в период применения УСН. Следует отметить, что ранее Минфин России давал такие же разъяснения (Письмо от 07.02.2007 N 03-11-05/21). В Постановлении от 14.03.2011 N А33-11877/2010 Третий арбитражный апелляционный суд поддержал данную позицию. Похожая ситуация рассмотрена и в Письме Минфина России от 30.10.2009 N 03-11-06/2/230: деятельность, переведенная на уплату ЕНВД, прекращена, и стоимость нереализованных товаров налогоплательщик вправе учесть при определении налоговой базы по УСН в периоде их продажи.

Таким образом, налогоплательщик, который приобрел товары в период применения ЕНВД, но не реализовал их, после перехода на УСН может учесть расходы на приобретение таких товаров в целях УСН. Однако избежать претензий со стороны налоговых органов в этом случае не удастся, и свою точку зрения налогоплательщику придется отстаивать в суде.

 

2. Вправе ли налоговый орган допрашивать работников налогоплательщика в период приостановления налоговой проверки?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11

 

Комментарий:

Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). В период такого приостановления инспекция не вправе производить любые действия, связанные с проверкой, на территории налогоплательщика или в его помещении. На практике в указанный промежуток времени налоговые органы зачастую вызывают для допроса работников проверяемого налогоплательщика. Правомерны ли действия инспекции?

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что вызов на допрос работников организации в период приостановления выездной проверки соответствует нормам Налогового кодекса РФ. Так, налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вызывать в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления выездной проверки. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309. Следует обратить внимание, что финансовое ведомство отмечает подтверждение данного вывода судебной практикой. См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 N А05-6776/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2012 N А29-1341/2011 (Определением ВАС РФ от 26.07.2012 N ВАС-8750/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 23.04.2012 N А41-27991/10 (Определением ВАС РФ от 18.06.2012 N ВАС-7139/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Однако по данному вопросу возможна и иная точка зрения, согласно которой налоговый орган не вправе допрашивать свидетелей в период приостановления выездной налоговой проверки. Этого подхода придерживаются некоторые суды. Они исходят из того, что п. 9 ст. 89 НК РФ определен перечень действий, для совершения которых налоговый орган вправе приостанавливать выездную проверку. Данный перечень закрыт, и допрос свидетелей в нем не указан. См. Постановления ФАС Московского округа от 06.07.2011 N А40-98225/10-4-449, ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009 (Определением ВАС РФ от 14.02.2011 N ВАС-15622/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Таким образом, вопрос о том, вправе ли налоговый орган допрашивать работников налогоплательщика в период приостановления налоговой проверки, остается спорным. Но все же вероятность того, что суд сочтет полученные при таком допросе доказательства допустимыми, более высока.

 
 

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное