Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 24.03.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 24.03.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новости КонсультантПлюс

С 1 по 31 марта Сеть КонсультантПлюс при поддержке Федеральной налоговой службы России проводит 13-ю Всероссийскую программу поддержки бухгалтера

Каждому участнику акции - бесплатно спецвыпуск журнала "Главная книга. Конференц-зал". Материалы журнала позволят, не покидая рабочего места, посетить семинар известного лектора Е.В. Воробьевой "Оплата труда: учет и налоги в 2011 г.".


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Для целей применения пониженных тарифов страховых взносов утверждены правила подтверждения полномочий плательщиками, производящими и распространяющими СМИ

2. Утверждены формы и Порядки направления документов, необходимых для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

3. Утверждена новая форма 4-НДФЛ

4. Выплаты работникам-белорусам, временно пребывающим в России, не облагаются взносами

5. Организации, осуществляющие образовательную или медицинскую деятельность, смогут применять нулевую ставку по налогу на прибыль только с 2012 г.

Комментарии

1. Можно ли изменить размер повышающего коэффициента, применяющегося при амортизации лизингового имущества линейным методом?

2. Учитывается ли в расходах выплата работнику, выходящему на пенсию?

Судебное решение недели

Выдача зарплаты в натуральной форме не облагается НДС

Новости

1. Для целей применения пониженных тарифов страховых взносов утверждены правила подтверждения полномочий плательщиками, производящими и распространяющими СМИ

Постановление Правительства РФ от 05.03.2011 N 150 "О порядке подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов"

С 1 января 2011 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей), которые производят, выпускают в свет (в эфир) или издают СМИ (кроме СМИ рекламного и эротического характера), в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Такие плательщики в 2011 г. вправе перечислять страховые взносы в следующих размерах: в ПФР - 20 процентов, в ФСС - 2,9 процента, в ФФОМС - 1,1 процента, в ТФОМС - 2 процента. При этом для применения указанной льготы должен выполняться ряд требований. Так, в соответствии с ч. 1.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для таких работодателей Правительство РФ определяет порядок подтверждения полномочий по производству, выпуску в свет (в эфир) или изданию СМИ. Такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.03.2011 N 150.

В соответствии с п. 3 Правил полномочия по ведению реестра российских организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в области производства и распространения СМИ (далее - Реестр), возложены на Роскомнадзор. Сведения, подтверждающие полномочия указанных плательщиков, представляются ими в указанный орган однократно (п. 11 Правил). Поэтому, согласно п. 7 Правил, плательщикам, которые ведут указанную деятельность, для применения с 2011 г. пониженных тарифов страховых взносов необходимо до 30 марта 2011 г. представить в территориальный орган Роскомнадзора документы, перечисленные в п. 6 Правил:

- заявление о подтверждении полномочий плательщика страховых взносов и сведения о том, что он не издает СМИ рекламного и эротического характера. Форма заявления должна быть утверждена Роскомнадзором. Заявление должно содержать информацию, о которой говорится в подп. "б" - "ж" п. 5 Правил. Поэтому плат! ельщикам следует обратиться в территориальный орган Роскомнадзора. Если соответствующий документ не принят, то, вероятнее всего, до 30 марта заявление следует подать в произвольной форме;

- копию свидетельства о регистрации СМИ;

- устав редакции СМИ либо договоры, подтверждающие, что издание СМИ осуществляется плательщиком, который подает заявление.

Если плательщик регистрирует новое или перерегистрирует существующее СМИ либо вносит изменения в свидетельство о регистрации СМИ, то вышеперечисленные документы согласно п. 11 Правил представляются в течение трех дней с даты регистрации (перерегистрации). В случаях прекращения деятельности в области производства и распространения СМИ либо начала издания материалов рекламного или эротического характера плательщик подает в территориальный орган Роскомнадзора соответствующее уведомление (заявление) по утвержденной форме (п. 9 - 10 Правил).

На основе заявления (уведомления) плательщика в Реестр вносятся соответствующие сведения или изменения. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2011 N 150 определены сроки внесения (изменения) сведений, а также основания для отказа во внесении сведений и случаи исключения плательщика из Реестра. Основаниями для отказа во внесении информации о плательщике могут быть:

- представление сведений неуполномоченным лицом;

- представление недостоверных сведений;

- представление неполного пакета документов;

- производство материалов рекламного или эротического характера (п. 16 Правил).

Чтобы организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, указанную в п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, могли применять! пониженные тарифы страховых взносов, Правительство РФ должно утвердить порядок подтверждения этими организациями основного вида экономической деятельности (ч. 1.1 ст. 58 указанного Закона). Од! нако такой порядок еще не принят. Работодатели перечисляют в ПФР, ФСС, ФОМС ежемесячные авансовые платежи не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который взносы начислены (ч. 3 - 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Для минимизации рисков до утверждения порядка подтверждения основного вида экономической деятельности указанным организациям и предпринимателям все-таки рекомендуется перечислять взносы по общеустановл! енным тарифам. Вероятнее всего, в ближайшее время этот порядок будет ут вержден. Тогда при подаче расчетов за I квартал страховые взносы можно будет пересчитать по льготным тарифам, а излишне уплаченные суммы зачесть в счет предстоящих платежей. Напомним, что отчетность за I квартал 2011 г. в ПФР надо будет подать не позднее 16 мая, а в ФСС РФ - не позднее 15 апреля (ч. 9 ст. 15 и ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

2. Утверждены формы и Порядки направления документов, необходимых для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Приказ Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 4н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год";

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 20н "Об утверждении формы и порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком";

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н "Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации".

С 1 января 2011 г. в Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлены новые права и обязанности работодателей, которые с выплат в пользу своих сотрудников перечисляют страховые взносы в ФСС России. В связи с этим Минздравсоцразвития России рядом приказов ! утвердило следующие формы:

1. Форма справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год (Приказ от 17.01.2011 N 4н). Такая справка выдается работодателем застрахованному лицу при его увольнении или по его письменному заявлению (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ). В Порядке выдачи справки, утвержденном упомянутым Приказом, установлено, что такое заявление может подать работодателю и законный представитель или доверенное лицо работника, приложив документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя. Сведения о выплатах в пользу застрахованного лица, на которые были начислены взносы в ФСС, вносятся в справку на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страхователя.

2. Форма запроса в территориальный орган ФСС о проверке сведений о работодателе, выдавшем застрахованному лицу справку о сумме заработка (Приказ от 24.01.2011 N 20н). Право направлять такой запрос закреплено за работодателем, который назначает и выплачивает пособие (п. 4 ч. 1 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ). В Порядке направления запроса, утве! ржденного упомянутым Приказом, уточняется, что запрос делается, если у страхователя, назначающего пособие, возникли сомнения в подлинности справки или достоверности содержащихся в ней сведений. Запрос направляется по почте либо в виде электронного документа с электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации страхователя, данные о котором проверяются.

3. Формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате и соответствующего запроса (Приказ от 24.01.2011 N 21н). Заявление о направлении запроса в ПФР физлицо подает работодателю в случае, если не может представить справку о сумме заработка у другого работодателя из-за того, что последний прекратил деятельность, л! ибо по иным причинам. А работодатель запрашивает указанные сведения в органе ПФР (ч. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Этим же Приказом утверждена форма сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица, которые орган ПФР предоставляет работодателю, направившему запрос. В Порядках представления данных форм установлены сроки направления указанных запроса и сведений. Так, запрос! в территориальный орган ПФР должен быть отправлен по почте либо в виде электронного документа с ЭЦП не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления застрахованного лица. Причем страхователь должен зарегистрировать такое заявление. Если работодателю необходимо получить сведения о нескольких страхователях, то запросы в ПФР по соответствующим заявлениям сотрудника направляются отдельно по каждому лицу. В свою очередь территориальный орган ПФР представляет работодателю сведения о зарплате застрахованного лица не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения запроса. Особый случай, если запрос получен в I квартале текущего года и в нем запрашиваются сведения о зарплате за предшествующий год - тогда сведения отправляются не позднее 1 апреля текущего года.

3. Утверждена новая форма 4-НДФЛ

Приказ ФНС России от 27.12.2010 N ММВ-7-3/768@ "Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)"

Предприниматели, нотариусы, адвокаты представляют в налоговый орган декларацию о предполагаемом доходе (п. 7 ст. 227 НК РФ). Данная обязанность возникает, когда после начала осуществления профессиональной деятельности появляется доход. Декларация подается в пятидневный срок по истечении месяца со дня поступления таких доходов. При этом сумма дохода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Данную информацию налоговые органы используют при расчете авансовых платежей по НДФЛ (п. 8 ст. 228 НК РФ). Если фактически полученный в течение налогового периода доход более чем на 50 процентов отличается от заявленного, предполагаемый доход необходимо скорректировать (п. 10 ст. 227 НК РФ). С этой целью подается новая декларация. Такая отчетность представляется и в случае, когда фактически получаемые доходы значительно превышают доходы, полученные в предыдущем налоговом периоде (см.  Минфина РФ от 01.04.2008 N 03-04-07-01/47, <Письмом> ФНС РФ от 16.01.2008 N 04-2-01/0089)">Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-04-07-01/47).

Рассматриваемым Приказом ФНС России утвердила новую форму декларации о предполагаемом доходе (форма 4-НДФЛ) и порядок ее заполнения. Теперь отчетность размещается на одной странице (ранее - на двух). Это стало возможным благодаря исключению из нее сведений об удостоверении личности и адресе места жительства налогоплательщика. Появилась возможность подписания декларации представителем - в этом случае к отчетности необходимо приложить документ, подтверждающий его полномочия.

Новая форма 4-НДФЛ вступит в силу 27 марта 2011 г.

4. Выплаты работникам-белорусам, временно пребывающим в России, не облагаются взносами

<Информация> ФСС РФ от 03.03.2011

ФСС РФ разъяснил порядок начисления взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты по трудовым договорам в пользу граждан Республики Беларусь. Ведомство считает, что обязательные платежи начисляются на эти выплаты только в том случае, если гражданин Белоруссии временно или постоянно проживает в России (ст. 6, 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Что касается выплат в пользу работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, то они взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не облагаются (ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Объясняется это тем, что временно пребывающие в России иностранцы, в том числе и граждане Белоруссии, не признаются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Кроме того, в п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ прямо указано, что страховыми взносами, которые перечисляются в ПФР, ФСС и ФО! МС, не облагаются выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в России. Напомним, что официальные органы уже давали аналогичные разъяснения (см. Письма ФСС РФ от 02.04.2010 N 02-03-16/08-526П, Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 N 403-19, от 01.03.2010 N 424-19).

5. Организации, осуществляющие образовательную или медицинскую деятельность, смогут применять нулевую ставку по налогу на прибыль только с 2012 г.

Письма Минфина России от 21.02.2011 N 03-03-06/1/110, от 15.02.2011 N 03-03-10/10

С 1 января 2011 г. у организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, появилось право применять нулевую ставку по налогу на прибыль (ст. 284.1 НК РФ). Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2011 г. Однако воспользоваться данным правом компании смогут не ранее 2012 г. Объясняется это следующим.

Во-первых, для применения нулевой ставки организация должна осуществлять образовательную или медицинскую деятельность, включенную в утвержденный Правительством РФ перечень (п. 1 ст. 284.1 НК РФ). Нормативный правовой акт, устанавливающий такой перечень, еще не принят.

Во-вторых, перейти на нулевую ставку можно только с начала налогового периода. Для этого не позднее 30 ноября предшествующего года в инспекцию необходимо подать соответствующее заявление и копию лицензии на осуществление деятельности (п. 5 ст. 284.1 НК РФ). Таким образом, чтобы применять нулевую ставку с 1 января 2011 г., документы следовало представить в налоговый орган не позднее 30 ноября 2010 г. Однако Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ, предоставивший данную льготу, вступил в силу после этой даты.

В Письмах от 21.02.2011 N 03-03-06/1/110, от 15.02.2011 N 03-03-10/10 Минфин России подтверждает, что организации, осуществляющие медицинскую или образовательную деятельность, смогут воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль только с 1 января 2012 г. При этом налоговое законодательство не предусматривает возможности применения льготы без представления заявления и копии лицензии. Иными словами, в 2011 г. уплачивать налог на прибыль по нулевой ставке организации, осуществляющие медицинскую или образовательную деятельность, не вправе.

Комментарии

1. Можно ли изменить размер повышающего коэффициента, применяющегося при амортизации лизингового имущества линейным методом?

Название документа:

Письмо Минфина России от 11.02.2011 N 03-03-06/1/93

Комментарий:

Налогоплательщик при амортизации предмета лизинга вправе применять специальный коэффициент, который не может быть выше 3 (подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ). По мнению Минфина России, установленный на дату ввода объекта в эксплуатацию повышающий коэффициент нельзя изменить в течение срока амортизации лизингового имущества. Дело в том, что это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Обосновывается данная позиция следующим. Срок полезного использования объекта амортизируемого имущества налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию. Согласно п. 13 ст. 258 НК РФ использование повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответ! ствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования объекта.. Изменить этот срок можно только после реконструкции, модернизации или технического перевооружения основного средства (абз. 2 п. 1 ст. 258 НК РФ). Срок полезного использования влияет на норму амортизации. Финансовое ведомство считает, что норма амортизации по лизинговому имуществу при начислении амортизации линейным методом состоит из основной нормы амортизации (п. 2 ст. 259.1 НК РФ) и специального коэффициента (подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ). Изменить норму амортизации, сформированную на день ввода объекта в эксплуатацию, нельзя.

В то же время с трактовкой норм Налогового кодекса РФ, предложенной Минфином России, можно не согласиться.

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект служит для целей деятельности налогоплательщика. При определении этого срока на дату ввода объекта в эксплуатацию необходимо руководствоваться положениями ст. 258 НК РФ и Классификацией основных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1). В пункте 13 ст. 258 НК РФ установлены особенности использования повышающих или понижающих коэффициентов налогоплательщиками, которые применяют нелинейный метод амортизации. И в абз. 2 указанной нормы, на который ссылается Минфин России, сказано, например, что использование повышающего коэффициента влечет за собой уменьшение срока полезного использования объекта. В Письме же рассматривается ситуация, когда налогоплательщик начисляет амортизацию линейным методом.

Лизингодатели или лизингополучатели (в зависимости от условий договора финансовой аренды) вправе при амортизации лизингового имущества применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не более 3 (подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ). В главе 25 НК РФ не содержится понятия "основная норма амортизации". По общему правилу при применении линейного метода сумма амортизации за месяц определяется путем умножения первоначальной стоимости объекта на норму амортизации (п. 2 ст. 259.1 НК РФ). Норма же рассчитывается по установленной формуле, в которой срок полезного использования объекта берется без учета сокращения или увеличения в соответствии ! с абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ. Кроме того, в этой формуле отсутствует показатель "специальный коэффициент". Согласно подп. 1 п. 2 ст. 259.3< /a> НК РФ повышающий коэффициент применяется уже к сформированной норм! е амортизации. Какой-либо специальной формулы для определения "нормы амортизации по лизинговому имуществу", которую использует в своих разъяснениях финансовое ведомство, в гл. 25 НК РФ нет.

Таким образом, в подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ установлен верхний предел размера коэффициента (3), который организация может определить самостоятельно. Запрета на изменение специального коэффициента либо на отказ в его применении в течение срока амортизации лизингового имущества Налоговый кодекс РФ не содержит. К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.12.2010 N А45-6044/2010. Поэтому если в договоре лизинга будет предусмотрено поэтапное увеличение коэффициента ускоренной амортизации, это не приведет к нарушению правил расчета ежемесячных амортизационных отчислений, а также к изменению срока полезного использования предмета лизинга и нормы амортизации. Однако данная точка зрения не согласуется с позицией финансового ведомства, поэтому вероятны претензии со стороны налоговых органов.

2. Учитывается ли в расходах выплата работнику, выходящему на пенсию?

Название документа:

Письмо Минфина России от 21.02.2011 N 03-03-06/1/111

Комментарий:

В соответствии с п. 25 ст. 270 НК РФ единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда в расходах не учитываются. Применяя на практике данную норму, налогоплательщики сталкиваются с вопросом: можно ли учесть в расходах выплаты сотрудникам, не имеющим звания "ветеран труда"?

В комментируемом письме Минфин России разъяснил, что единовременные выплаты в пользу уходящего на пенсию работника не учитываются в расходах. При этом не имеет значения, присвоено ли такому сотруднику звание "Ветеран труда". Такое мнение финансовое ведомство уже высказывало (см. Письмо от 27.08.2010 N 03-03-06/4/79). По мнению министерства, подобные затраты нельзя учесть в расходах, поскольку они не связаны с производственными результатами работников. Другими словами, не соблюдаются условия ст. 252 НК РФ (обоснованность, документальное подтверждение расходов, их направле! нность на получение дохода). Кроме того, финансовое ведомство считает, что п. 25 ст. 270 НК РФ должен применяться и к выплатам в пользу пенсионеров, даже если им не присвоено звание "Ветеран труда". Правомерность данного подхода подтверждается судебными решениями (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.07.2010 N А19-25409/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2010 N А70-6911/2009, от 14.03.2007 N Ф04-1161/2007(32177-А27-25), от 14.03.2007 N Ф04-1159/2007(32171-А27-25), от 14.02.2007 N Ф04-252/2006(31184-А27-25), ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2007 N А26-8862/2006-28).

Однако это не единственно возможная точка зрения по данному вопросу. Есть примеры судебных решений, в которых признано правомерным включение в расходы единовременных выплат уходящим на пенсию сотрудникам, не являющимся ветеранами труда. Это Постановления ФАС Московского округа от 24.02.2010 N КА-А40/702-10, ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.2009 N А29-2590/2008, от 30.09.2008 N А29-813/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2008 N Ф04-3910/2008(7317-А81-14), от 11.12.2007 N Ф04-8408/2007(40770-А81-41). В данных случаях налогоплательщики учитывали спорные затраты на основании ст. 255 НК РФ как расходы на оплату труда. Суды исходили из того, что на основании этой статьи в расходах признаются любые начисления в пользу работников, предусмотренные трудовым или коллективным договорами. Причем, по мнению судов, расходы в виде единовременных выплат работникам, уходящим на пенсию, соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.

Таким образом, организация может учесть в расходах выплату в пользу уходящего на пенсию сотрудника, не являющегося ветераном труда. Однако в этом случае споров с налоговыми органами не избежать. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Судебное решение недели

Выдача зарплаты в натуральной форме не облагается НДС

(Постановление ФАС Уральского округа от 18.02.2011 N Ф09-11558/10-С2)

Налоговый орган доначислил НДС компании, выдававшей своим сотрудникам зарплату в натуральной форме. По мнению инспекции, этот способ оплаты труда представляет собой реализацию собственной продукции работникам в счет выплаты заработной платы, а выручка от такой реализации должна быть включена в налоговую базу.

Суды всех трех инстанций сочли доначисление НДС неправомерным по следующим основаниям. Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме. Однако если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, по письменному заявлению работника оплата может производиться и в иных формах, не противоречащих российскому законодательству и международным договорам. При этом выдача заработной платы в натуральной форме не является реал! изацией в смысле, придаваемом этому понятию ст. 39 НК РФ. Следовательно, она не может быть объектом обложения НДС.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2010 N А03-12730/2009, ФАС Дальневосточного округа от 19.11.2008 N Ф03-4116/2008 и др. Однако в практике встречаются и противоположные решения (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 01.03.2007 N А65-15982/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.03.2005 N А10-5695/02-Ф02-748/05-С1).



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное