Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 13.01.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 13.01.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

<Письмо> Минэкономразвития РФ N 26339-ЛА/Д22, Казначейства РФ N 42-7.4-05/10.0-890 от 31.12.2010 "О начале функционирования с 1 января 2011 г. Общероссийского официального сайта"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Скорректирован перечень случаев проведения обязательного аудита

2. Уточнено понятие "высококвалифицированный специалист"

3. Невостребованные дивиденды по истечении срока исковой давности не учитываются в доходах

4. Утверждены новые нормы естественной убыли

Комментарии

1. Для некоторых налогоплательщиков предусмотрены новые налоговые льготы

2. Необходимо ли оприходование товаров для вычета НДС, удержанного из дохода иностранной организации?

Судебное решение недели

Стоимость установки телефона единовременно включается в расходы по налогу на прибыль

Новости

1. Скорректирован перечень случаев проведения обязательного аудита

Федеральный закон от 28.12.2010 N 400-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

В Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" внесены изменения, касающиеся проведения обязательного аудита.

С 1 января 2011 г. увеличены лимиты годовой выручки и суммы активов бухгалтерского баланса, при превышении которых организации должны проводить обязательный аудит. Пунктом 4 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности установлены следующие ограничения:

- 400 млн руб. для выручки от продажи продукции за предшествовавший год (ранее - 50 млн руб.);

- 60 млн руб. для суммы активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего года (ранее - 20 млн руб.).

Указанные ограничения не распространяются на органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы.

Рассматриваемые изменения направлены на поддержку субъектов малого предпринимательства, поскольку освобождают их от проведения обязательных аудиторских проверок, а значит, и от соответствующих расходов. Напомним, что к таким субъектам относятся лица, отвечающие определенным критериям (среди них средняя численность работников - до 100 человек, а также выручка от реализации товаров - 400 млн руб. без учета НДС за предшествующий год). Данные критерии установлены ст.! 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

Кроме того, по новым правилам аудит обязателен в случаях, если:

- ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);

- организация представляет или публикует сводную бухгалтерскую отчетность (п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).

Напомним, что обязательную аудиторскую проверку проходят также профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, валютные биржи и управляющие компании акционерного, паевого инвестиционных фондов, негосударственного пенсионного фонда (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ новые правила применяются к отношениям по проверке отчетности за 2010 г. и далее.

2. Уточнено понятие "высококвалифицированный специалист"

Федеральный закон от 23.12.2010 N 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 1 июля 2010 г. в п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ) появилось новое понятие - высококвалифицированные иностранные специалисты. Доходы от осуществления трудовой деятельности иностранных работников этой категории облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Федеральным законом от 23.12.2010 N 385-ФЗ понятие "высококвалифицированный специалист" будет изменено. Теперь в п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ будет установлена следующая дифференциация размера заработной платы такого работника. Иностранный преподаватель или научный работник, приглашенный вузом, академией наук, национальным исследовательским центром либо государственным научным центром для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью, должен получать в год не менее 1 млн руб. Отметим, что для привлечения таких лиц работодателю не потребуется разрешение на использование труда иностранцев (подп. 8 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Отдельный случай - специалисты, которые будут участвовать в реализации проекта "Сколково". Размер их заработной платы не ограничен.

Другие иностранцы будут признаваться высококвалифицированными специалистами при условии соблюдения прежних требований к годовой зарплате - не менее 2 млн руб. (п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Напомним, что изначально для всех иностранных специалистов было установлено именно такое ограничение по заработку.

Кроме того, в новом п. 1.2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ определено, что высококвалифицированными специалистами не будут признаваться лица, ведущие проповедническую либо иную религиозную деятельность. А согласно новому п. 1.3 той же статьи указанного Закона ограничения для привлечения высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в сфере розничной торговли будет устанавливать Правительство РФ.

Также уточняется, что обязанность по ежеквартальному уведомлению территориальных органов ФМС России о выплаченной специалисту заработной плате, расторжении договора с ним и предоставлении ему продолжительного отпуска (свыше одного месяца) работодатели должны исполнять не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Напомним, что формы таких сообщений утверждены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.

Еще одно изменение касается медицинского страхования высококвалифицированного специалиста и членов его семьи. Обеспечение указанного страхования в силу п. 14 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ является обязательным условием трудового договора (существенным условием гражданско-правового договора). Теперь в данной норме оговорено, что ! специалист и члены его семьи должны иметь действующий на территории России полис медицинского страхования, либо должны обладать правом получать медпомощь на основании договора, заключенного работодателем с медицинской организацией.

Федеральный закон от 23.12.2010 N 385-ФЗ вступает в силу с 15 февраля 2011 г.

3. Невостребованные дивиденды по истечении срока исковой давности не учитываются в доходах

Федеральный закон от 28.12.2010 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)"

Акционерное общество вправе принять решение о выплате дивидендов (п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ). Аналогичные положения о распределении чистой прибыли установлены и для ООО (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Для того чтобы организация могла фактически перечислить денежные средства, акционер или участник должен обратиться за выплатой. Если же этого не происходит, то невостребованные дивиденды и распределенная между участниками прибыль оказываются исключенными из хозяйственного оборота. Кроме того, по мнению официальных органов, не востребованные акционерами дивиденды по истечении срока исковой давности (три года) необходимо включать во внереализационные доходы на основании п. 18 ст. 250 НК РФ. На это указано в Письмах Минфина России от 14.02.2006 N 03-03-04/1/110, УФНС России по г. Москве от 22.06.2010 N 16-15/065026@, от 15.06.2010 N 16-15/062757@.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 409-ФЗ внес поправки в порядок выплаты дивидендов и части распределенной прибыли, детально регламентировав его на законодательном уровне. Так, срок для выплаты дивидендов и части распределенной прибыли не должен превышать 60 дней с момента принятия соответствующего решения (п. 4 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, п. 3 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Если выплата так и не была произведена, то акционер или участник ООО вправе обратиться с требованием о перечислении денежных средств в течение следующих трех лет. Уставом организации данный срок может быть продлен еще на два года. По общему правилу пропущенный срок не восстанавливается, однако есть исключение: если акционер или участник ООО не подавал требование о перечислении денежных средств под влиянием насилия или угрозы. По истечении указанных сроков невостребованные дивиденды и часть распределенной прибыли восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества (п. 5 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, п. 4 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Данные суммы не облагаются налогом на прибыль.

Соответствующие дополнения внесены в Налоговый кодекс РФ. Теперь, согласно новому подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются имущество, имущественные и неимущественные права, переданные хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала или фондов. Данные правила налогообложения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. (ч. 2 ст. ! 4 Федерального закона от 28.12.2010 N 409-ФЗ).

4. Утверждены новые нормы естественной убыли

Приказ Минэнерго России N 527, Минтранса России N 236 от 01.11.2010 "Об утверждении норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении";

Приказ Минпромторга России от 08.11.2010 N 1000 "Об утверждении норм естественной убыли при хранении (сливе, наливе) химической продукции".

Организации вправе признавать в качестве материальных расходов потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Порядок утверждения таких норм установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2002 N 814.

В соответствии с указанным Постановлением Минэнерго России совместно с Минтрансом России утвердили нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов, которые применяются при перевозках железнодорожным, автомобильным, водным транспортом, а также в смешанных железнодорожно-водных сообщениях (Приказ Минэнерго России N 527, Минтранса России N 236 от 01.11.2010). Для целей применения новых норм нефтепродукты распределены по группам. Процент допустимой убыли зависит от климатической зоны и от времени года (осенне-зимний или весенне-летний период). Новые нормы начнут действовать через 10 дней после официального опубликования рассматриваемого Приказа. Согласно подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ именно этими нормами нужно будет руководствоваться при учете потерь при перевозке нефти и нефтепродуктов. До их вступления в силу необходимо применять нормы, установленные ранее Госснабом СССР (Постановления от 08.06.1977 N 30, от 26.03.1986 N 40, от 07.08.1987 N 107, от 25.03.1988 N 25). На это указывает ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 нормы естественной убыли должны пересматриваться по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Минпромторг России Приказом от 08.11.2010 N 1000 утвердил новые нормы естественной убыли химической продукции при ее хранении (сливе, наливе). Отметим, что они останутся такими же, как и ранее действовавшие, которые были установлены При! казом Минпромэнерго РФ от 24.09.2007 N 406. Применять эти нормы можно будет через 10 дней после официального опубликования Приказа.

Комментарии

1. Для некоторых налогоплательщиков предусмотрены новые налоговые льготы

Название документа:

Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий:

Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ внесен ряд изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ. В частности, поправки касаются исчисления НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Кроме того, организации, осуществляющие образовательную или медицинскую деятельность, смогут применять нулевую ставку налога на прибыль. Законом предусмотрены поправки, адресованные участникам проекта "Сколково". Некоторые изменения затронули НДС, ЕСХН и УСН. Об основных нововведениях будет рассказано далее. Большинство поправок будут применяться с 1 января 2011 г., другая часть распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г., а отдельные положения рассматриваемого Закона вступят в силу в особом порядке.

1. Налог на добавленную стоимость

1.1. Реализация (передача) субъектам малого

и среднего предпринимательства государственного

(муниципального) недвижимого имущества не облагается НДС

Организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами, если им реализуется (передается) не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями государственное (муниципальное) имущество, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования. Об этом говорится в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ. Налоговые агенты должны расчетным путем определить сумму! НДС, удержать ее из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет. С 1 апреля 2011 г. будет действовать исключение из данного правила. Указанные операции не будут являться объектом обложения НДС для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые арендуют находящееся в государственной (муниципальной) собственности недвижимое имущество и выкупают его в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Соответствующее дополнение внесено в подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ.

1.2. Уточнен порядок использования участниками

проекта "Сколково" права на освобождение от уплаты НДС

В п. 3 ст. 145.1 НК РФ внесено дополнение, согласно которому право на освобождение от обязанности платить НДС у участника проекта "Сколково" возникает с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующего статуса. Напомним, что такая льгота предусмотрена для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре Сколково" (ст. 145.1 НК РФ). Для ее при! менения участник проекта должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие его статус, а также выписку из книги учета доходов и расходов (п. 3, 6 ст. 145.1 НК РФ). Эти документы представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором участник проекта начал использовать право на освобождение.

Аналогично уточнен и п. 4 ст. 246.1 НК РФ для целей использования участниками проекта льготы по налогу на прибыль.

2. Налог на доходы физических лиц

2.1. Установлена дата определения

рыночной стоимости ценных бумаг

При получении физлицом материальной выгоды от приобретения ценных бумаг база по НДФЛ определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (п. 4 ст. 212 НК РФ). При этом датой получения физлицом дохода в виде материальной выгоды признается день приобретения ценных бумаг (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ). Однако в Налоговом кодексе РФ не уточнялось, на какую дату определяется рыночная стоимость ценных бумаг. Соответс! твующее разъяснение дал Минфин России в Письме от 26.01.2005 N 03-05-01-04/11. Ведомство указало, что при расчете налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг рыночную стоимость последних следует определять на дату заключения сделки, поскольку именно на эту дату покупатель принимал решение о ее совершении. Теперь позиция министерства закреплена в п. 4 ст. 212 НК РФ. Это правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

2.2. Уточнен порядок определения налоговой базы

по операциям с ценными бумагами и финансовыми

инструментами срочных сделок

Во-первых, ст. 214.1 НК РФ дополнена положением (п. 1.1), согласно которому определять, относятся ли ценные бумаги и ФИСС к обращающимся или не обращающимся на ОРЦБ, следует на дату их реализации. При этом учитываются суммы вариационной маржи и премии по контрактам, если иное не предусмотрено ст. 214.1 НК РФ.

Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке, подразделяются на три категории. Дополнительным условием для признания ценных бумаг обращающимися на ОРЦБ является расчет по ним рыночной котировки. Для ценных бумаг, допущенных к торгам у российских организаторов торговли, рыночной котировкой признается средневзвешенная цена по сделкам на бирже в течение одного торгового дня. ! А для ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранных биржах, котировкой является цена закрытия. Согласно новому п. 4.1 ст. 214.1 НК РФ, если информации о средневзвешенной цене (цене закрытия) ценной бумаги нет, то рыночной котировкой признается средневзвешенная цена (цена закрытия), сложившаяся на дату ближайших торгов, состоявшихся в течение последних трех месяцев до дня совершения соответствующей сделки. Отметим, что аналогичное правило было установлено в переходн! ых положениях на 2010 г. Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ (п. 2 ст. 14).

В-третьих, финансовый результат по операциям с ценными бумагами и ФИСС определяется как доходы за вычетом соответствующих расходов (п. 12 ст. 214.1 НК РФ). Несколько уточнен порядок распределения расходов в случае, если они не могут быть отнесены на уменьшение дохода по конкретным операциям. В частности, если в периоде осуществления расходов доходы соответствующего вида отсутствуют, то расходы принимаются в том налоговом период! е, в котором признаются доходы.

И последнее, четвертое изменение касается порядка определения налоговыми агентами базы по операциям с ценными бумагами и ФИСС. Так, в п. 18 ст. 214.1 НК РФ добавлено, что эти правила применяются и налоговыми агентами при осуществлении операций РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, и операций займа ценными бумагами. Теперь налоговый агент учитывает не только все доходы налогоплательщика по соответствующим операциям, но ! и его расходы. При этом можно принять во внимание расходы, связанные с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг, которые физлицо произвело без участия данного налогового агента (в том числе до заключения с ним договора). Такие расходы физлицо должно подтвердить оригиналами или надлежащим образом заверенными копиями соответствующих документов. Отметим, что это правило действует с 30 декабря 2010 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. Поэтому при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами за 2010 г. налоговый агент обязан учесть расходы физлица при их надлежащем документальном подтверждении.

2.3. Доходы от реализации акций или долей участия

в уставном капитале российских организаций

не облагаются НДФЛ

Расширен перечень доходов, которые не облагаются НДФЛ. В соответствии с новым п. 17.2 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения доходы физлиц, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций. Освобождение применяется только в случае, если реализуемые доли до продажи принадлежали налогоплательщику более пяти лет. Аналогичное правило применяется и при продаже акций российских орган! изаций, указанных в п. 2 ст. 284.2 НК РФ.

3. Налог на прибыль организаций

3.1. Срок полезного использования некоторых

нематериальных активов налогоплательщик может

определить самостоятельно

Нематериальные активы включаются в амортизационные группы исходя из срока полезного использования, равного периоду действия патента (свидетельства). Если срок полезного использования определить нельзя, то норма амортизации рассчитывается исходя из десяти лет, но при этом не может превышать срок деятельности налогоплательщика. На это указано в п. 2 ст. 258 НК РФ. Теперь из данного правила есть исключение: по некоторым видам нема! териальных активов налогоплательщики вправе самостоятельно установить срок полезного использования, который не может быть меньше двух лет. К таким активам относятся владение ноу-хау и исключительное право на изобретение (промышленный образец, полезную модель), на использование программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, на селекционные достижения. Указанное нововведение можно применять с 1 января 2011 г. (п. 5 ст. 5 Фед! ерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ). Отметим, что по тем нематериальным активам, которые начали амортизироваться до этой даты, амортизация начисляется в прежнем порядке и ее пересчет не производится. Это объясняется тем, что срок полезного использования основного средства определяется на момент его ввода в эксплуатацию и может быть изменен только в случаях реконструкции, модернизации или технического перевооружения (п. 1 ст. 258 НК РФ).

3.2. Внесены уточнения в перечень прочих расходов

С 2011 г. за счет средств работодателя пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые три дня (ранее - за первые два дня), а четвертый и последующие дни будут оплачиваться за счет средств ФСС РФ (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Расходы работодателя по выплате данного пособия уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данная норма скорректирована в соответствии с изменениями в Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

3.3. Аванс или задаток в иностранной валюте

пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату

их получения (перечисления)

С 2010 г. из состава внереализационных доходов (расходов) исключены положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие при переоценке выданных (полученных) авансов, выраженных в иностранной валюте (п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ). В течение прошлого года контролирующие органы давали многочисленные разъяснения, что полученные (выданные) авансы не переоцениваются. Если часть оплаты была перечислена до момента поставки, а оставшаяся - уже впоследствии, то предоплата пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на момент перечисления аванса. Оставшаяся же часть стоимости имущества пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, который действовал на день перехода права собственности. Об этом говорится, например, в Письмах Минфина России от 30.09.2010 N 03-03-06/1/620, от 30.07.2010 N 03-03-06/1/504, от 30.07.2010 N 03-03-06/2/136, от 08.06.2010 N 03-03-06/1/393, от 02.06.2010 N 03-03-06/1/369, ФНС России от 31.08.2010 N ШС-37-3/10322@. Теперь же данные рекомендации закреплены в п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 и ст. 316 НК РФ: аванс или задаток, выраженные в иностр анной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату их получения (перечисления). Действие указанных норм распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2010 г.

3.4. Образовательные и медицинские организации

смогут применять нулевую ставку по налогу на прибыль

Для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, предусмотрено применение нулевой ставки налога на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). При этом указанные организации обязаны соблюдать ряд условий, установленных новой ст. 284.1 НК РФ. Так, осуществляемая ими деятельность должна входить в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, который должно установить Правительство РФ. Для того чтобы применять нулевую ставку с начала налогового периода, организация до 1 декабря предшествующего года должна подать в инспекцию по месту своего нахождения заявление и копию лицензии на осуществление образовательной или медицинской деятельности (п. 5 ст. 284.1 НК РФ). Следовательно, применение нулевой ставки станет возможно с 2012 года.

Другие условия, которые должны соблюдаться при применении нулевой ставки организациями, осуществляющими образовательную и медицинскую деятельность, прописаны в п. 3 ст. 284.1 НК РФ:

- организации должны иметь соответствующую лицензию;

- доходы от осуществления образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90 процентов всех доходов организации, либо отсутствовать;

- в штате организации должно числиться не менее 15 работников;

- в налоговом периоде должны отсутствовать операции с векселями и ФИСС.

Для медицинских организаций есть еще одно условие - не менее 50 процентов медицинского персонала должны иметь сертификат специалиста.

При несоблюдении хотя бы одного из установленных условий с начала налогового периода применяется ставка 20 процентов. Сумму налога в таком случае придется восстановить с уплатой соответствующих пеней (п. 4 ст. 284.1 НК РФ).

Организации, применяющие нулевую ставку, до 28 марта следующего года представляют в инспекцию сведения о доле доходов от осуществления образовательной или медицинской деятельности в общей сумме доходов, а также о численности работников (п. 6 ст. 284.1 НК РФ). Если данные сведения не будут направлены в срок, то в этот налоговый период придется применить общеустановленную ставку налога на прибыль.

Организации, применявшие льготную ставку и отказавшиеся от нее, либо утратившие право на ее применение, не вправе перейти на применение нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Рассматриваемой льготой можно будет воспользоваться до 1 января 2020 г. (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ).

3.5. Доходы от реализации акций или долей

в уставном капитале российских организаций облагаются

по ставке 0 процентов

С 2011 г. доходы от операций по реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских организаций облагаются по нулевой ставке (п. 4.1 ст. 284 НК РФ). Аналогичная ставка применяется при продаже акций российских организаций. При этом в ст. 284.1 НК РФ установлены особенности применения нулевой ставки. Так, на дату продажи акций или долей участия в уставном капитале российских организаций налогоплательщик должен владеть ими более пяти лет (п. 1 ст. 284.2 НК РФ). При реализации акций российских организаций согласно п. 2 ст. 284.2 НК РФ должно выполняться также еще одно из условий:

- в течение всего срока владения акции относятся к ценным бумагам, не обращающимся на ОРЦБ;

- акции относятся к ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, но в течение всего срока владения являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

- на дату приобретения акции относились к ценным бумагам, не обращающимся на ОРЦБ, а на дату реализации относятся к ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, и являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Правительство РФ должно установить порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на ОРЦБ, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (п. 3 ст. 284.2 НК РФ).

4. Единый сельскохозяйственный налог

4.1. В составе расходов учитываются

экспортные таможенные пошлины

До 1 января 2011 г. плательщики ЕСХН могли учитывать в составе расходов только суммы ввозных таможенных платежей (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Экспортные таможенные платежи в указанной норме поименованы не были, поэтому Минфин России разъяснял, что относить их к расходам неправомерно (Письмо от 02.02.2009 N 03-11-09/29). После 1 января 2011 г. организация, применяющая ЕСХН, вправе уменьшить полученные доходы на те таможенные платежи, уплаченные как при ввозе, так и при вывозе товаров, которые согласно таможенному законодательству РФ не возвращаются налогоплательщику (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

5. Упрощенная система налогообложения

5.1. Взносы, уплачиваемые саморегулируемой

организации, учитываются в расходах

Плательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", с 1 января 2011 г. могут учитывать в составе расходов вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые саморегулируемой организации (новый подп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ранее такого права у налогоплательщиков не было. Минфин России разъяснял, что в п. 1 ст. 346.16 НК РФ определен закрытый перечень расходов, учитываемых при применении УСН. Поскольку взносы в саморегулируемую организацию в нем не значились, то и учитывать их было нельзя (Письма от 01.11.2010 N 03-11-06/2/170, от 10.08.2010 N 03-03-06/4/75, от 12.04.2010 N 03-11-06/2/57, от 28.08.2009 N 03-11-06/2/167, от 15.07.2009 N 03-11-06/2/126, от 03.06.2009 N 03-11-06/2/95).

Применение документа (выводы):

1. При реализации (передаче) субъектам малого и среднего предпринимательства государственного (муниципального) недвижимого имущества, составляющего казну РФ, субъекта РФ или муниципального образования, не возникает объекта обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ).

2. Налоговый агент при определении базы по операциям с ценными бумагами и ФИСС, операциям РЕПО с ценными бумагами и операциям займа ценными бумагами должен учитывать документально подтвержденные расходы физлица, произведенные без участия этого налогового агента (п. 18 ст. 214.1 НК РФ).

3. Доходы от реализации акций или долей участия в уставном капитале российских организаций не облагаются НДФЛ (п. 17.2 ст. 217 НК РФ).

4. Для таких нематериальных активов, как владение ноу-хау и исключительное право на изобретение (промышленный образец, полезную модель), на использование программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, на селекционные достижения налогоплательщик вправе самостоятельно установить срок полезного использования, который не может быть меньше двух лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).

5. Организации, осуществляющие образовательную или медицинскую деятельность, вправе при соблюдении установленных условий применять нулевую ставку налога на прибыль (п. 1.1 ст. 284 и ст. 284.1 НК РФ).

6. При соответствии определенным требованиям доходы от реализации акций или долей в уставном капитале российских организаций облагаются налогом на прибыль по ставке 0 процентов (п. 4.1 ст. 284 и ст. 284.2 НК РФ).

7. Плательщики ЕСХН в составе расходов могут учитывать суммы экспортных таможенных платежей (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

8. Плательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", могут учитывать в составе расходов вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые саморегулируемой организации (подп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

2. Необходимо ли оприходование товаров для вычета НДС, удержанного из дохода иностранной организации?

Название документа:

Письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-07-08/334

Комментарий:

В случае приобретения товаров, работ, услуг у иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в России, НДС перечисляет в бюджет налоговый агент (п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ). Данный обязательный платеж можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). По мнению Минфина России, применить вычет можно в том налоговом периоде, в котором приобретенные товары, работы или услуги приняты к учету, при условии, что обязательный платеж фактически перечислен в бюджет. Министерство аргументирует свою позицию п. 1 ст. 172 НК РФ. Кроме того, такое мнение уже неоднократно высказывали официальные органы (см. Письма Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-11/414, от 12.08.2010 N 03-07-11/355, от 20.11.2009 N 03-07-08/238, ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Однако с этим подходом можно не согласиться. Оприходование товаров, работ и услуг не является одним из условий для вычета НДС, перечисленного налоговым агентом за иностранную организацию. Как отмечалось выше, право на вычет в указанной ситуации установлено п. 3 ст. 171 НК РФ. В данной норме предусмотрены следующие условия:

- налоговый агент должен быть плательщиком НДС;

- товары, работы и услуги должны быть приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;

- налоговый агент должен уплатить удержанный НДС при приобретении товаров, работ, услуг.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 172 НК РФ налоговый агент принимает НДС к вычету на основании документов, подтверждающих уплату удержанного налога. При этом в абз. 2 указанной нормы действительно содержится требование о необходимости оприходования товаров, работ и услуг. Но данное правило распространяется лишь на суммы "ввозного" НДС и НДС, предъявляемого покупателю при приобретении товаров, работ и услуг. Если же товары, работы и услуги реализует иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в России, то НДС к оплате покупателю она не предъявляет. Обязательный платеж исчисляет и удерживает налоговый агент. Следовательно, требование о принятии товаров, работ и услуг на учет как условие для применения вычета НДС на налоговых агентов не распространяется. Такой вывод можно подтвердить Постановлением ФАС Поволжского округа от 28.10.2008 N А65-610/2007-СА2-22. В нем суд указал, что единственным условием для применения налоговым агентом вычета НДС является наличие документа, подтверждающего уплату в бюджет удержанного налога.

Таким образом, налоговый агент вправе применить вычет НДС, удержанного из дохода иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в России. Данный вычет производится в периоде перечисления обязательного платежа в бюджет независимо от того, приняты ли на учет приобретенные товары, работы, услуги. Однако эту позицию придется отстаивать в суде.

Судебное решение недели

Стоимость установки телефона единовременно включается в расходы по налогу на прибыль

(Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2010 N КА-А41/13110-10)

Инспекция доначислила компании налог на прибыль, указав, что налогоплательщик неправомерно учел в расходах по данному налогу затраты на установку телефона. По мнению налогового органа, такие затраты необходимо было включить в стоимость основных средств и списывать за счет амортизации. Организация оспорила доначисление налога в арбитражном суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика, руководствуясь следующим. Необходимым условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о размере расходов и о том, что они были фактически понесены (ст. 252 НК РФ). О размере спорных расходов и их фактическом характере свидетельствуют платежные поручения, представленные налогоплательщ! иком. Следовательно, их обоснованность и документальное подтверждение сомнений не вызывают.

Разбираясь с порядком учета таких расходов, суд обратился к положениям подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. В соответствии с данной нормой к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе затраты на телефонные и другие подобные услуги. В состав расходов можно включать стоимость услуг связи, вычислительных центров и банков, затраты на факсимильную и спутниковую связь, электронную почту, а также стоимос! ть информационных систем. Следовательно, расходы на предоставление доступа к местной телефонной сети с выделением телефонных номеров включаются в состав прочих расходов по налогу на прибыль.

Аналогичной судебной практики нет.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное