Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 13.11.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 13.11.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 НОВШЕСТВА ДЛЯ ЮРИСТОВ В КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

"Путеводитель по договорной работе": важная информация для составления договоров, особенности условий договора для каждой стороны, оценка рисков. Подробнее на putevoditel.consultant.ru

"Вопросы-ответы для юриста": консультации по спорным и сложным вопросам, не имеющим однозначного или очевидного решения.

Новый банк "Суды общей юрисдикции": акты судов общей юрисдикции регионов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург.


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Заполнение декларации по НДС при экспорте товаров в Белоруссию и Казахстан

2. Новый порядок уплаты косвенных налогов применяется также при перемещении в России, Белоруссии и Казахстане товаров, произведенных в других странах

3. Минфин России разъяснил порядок установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов

4. Утвержден перечень объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью для целей получения инвестиционного налогового кредита

Комментарии

1. По какой ставке облагается НДС перевозка товаров из России в Белоруссию или Казахстан?

2. В каком периоде необходимо восстановить НДС при экспорте товаров, которые ранее использовались на территории России в налогооблагаемых операциях?

Судебное решение недели

Повторную выездную проверку можно приостанавливать и продлевать так же, как первичную

Новости

1. Заполнение декларации по НДС при экспорте товаров в Белоруссию и Казахстан

 Минфина РФ от 06.10.2010 N 03-07-15/131)">Письмо ФНС России от 20.10.2010 N ШС-37-3/13778@ "О направлении письма Минфина России от 06.10.2010 N 03-07-15/131" (вместе с  Минфина РФ от 06.10.2010 N 03-07-15/131)">Письмом Минфина России от 06.10.2010 N 03-07-15/131)

При вывозе товаров из России в Белоруссию или Казахстан нулевая ставка НДС применяется при условии представления в налоговый орган определенных документов (п. 1 ст. 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе"). Они подаются в инспекцию одновременно с налоговой декларацией. В то же время действующая форма декларации по НДС не содержит разделов для информации, связанной с перемещением товаров в таможенном союзе (отчетность утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н).

Минфин России в  Минфина РФ от 06.10.2010 N 03-07-15/131)">Письме от 6 октября 2010 г. N 03-07-15/131 разъяснил особенности заполнения декларации по НДС организациями и предпринимателями, у которых есть контрагенты в Белоруссии и Казахстане. Эти особенности необходимо учитывать при оформлении отчетности за третий квартал 2010 г. и последующие периоды, пока не будет утверждена новая форма декларации.

При вывозе товаров в страны таможенного союза плательщики НДС должны отражать в налоговой декларации, представляемой по итогам квартала в общем порядке, также операции по экспорту товаров (в том числе на основании договора лизинга, товарного кредита, контракта на изготовление товаров). В эту же декларацию включаются операции по переработке давальческого сырья, ввезенного в Россию из стран таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки в другие страны. Организации и предприниматели, применяющие УСН, ЕСХН, освобождение от уплаты НДС, а также уплачивающие ЕНВД, отражают данные сведения в декларации, только если, нарушая требования законодательства, предъявляют НДС к оплате своим контрагентам из Белоруссии или Казахстана (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).

Минфин России отметил, что предусмотренные ст. 149 НК РФ льготы не применяются при заключении сделок с контрагентами из стран таможенного союза. Поэтому указанные выше операции отражаются в 4, 5 и 6 разделах декларации по НДС. Эти разделы предназначены для сведений о реализации, облагаемой по нулевой ставке.

Для подтверждения нулевой ставки НДС налогоплательщик должен представить раздел 4 декларации вместе с подтверждающими документами (контракт, выписка банка, заявление об уплате косвенных налогов, транспортные документы).

Раздел 6 декларации заполняется, если такие документы не удалось собрать в течение 180 календарных дней. Он подается в составе уточненной декларации за период отгрузки товаров. При этом сумма НДС определяется по ставке 10 или 18 процентов и уменьшается на налоговые вычеты.

Если необходимый комплект документов экспортер соберет позднее, то облагаемые по нулевой ставке операции отражаются в 4 разделе за тот налоговый период, в котором собраны недостающие документы. При этом НДС, исчисленный ранее по ставке 10 или 18 процентов, принимается к вычету.

Раздел 5 заполняется, если налогоплательщик заявляет вычеты по экспортированным товарам, нулевая ставка по которым была подтверждена ранее. В данном случае представлять комплект документов повторно не нужно.

Минфин России обратил внимание на то, что при отражении в декларации экспортных операций в рамках таможенного союза необходимо использовать следующие коды:

- 1010404 - при вывозе товаров, реализация которых на внутреннем рынке облагается НДС по ставке 10 процентов;

- 1010403 - при вывозе всех иных товаров;

- 1010419 - при переработке давальческого сырья, ввезенного в Россию из Белоруссии или Казахстана с последующим вывозом полученной продукции на территорию других стран.

Данные разъяснения направлены нижестоящим налоговым органам  Минфина РФ от 06.10.2010 N 03-07-15/131)">Письмом ФНС России от 20.10.2010 N ШС-37-3/13778@.

2. Новый порядок уплаты косвенных налогов применяется также при перемещении в России, Белоруссии и Казахстане товаров, произведенных в других странах

Письмо Минфина России от 08.09.2010 N 03-07-08/260

После вступления в силу Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" у организаций и предпринимателей возник вопрос о том, распространяется ли его действие на товары, которые произведены в странах, не являющихся участниками таможенного союза.

Он возник в связи с тем, что ранее действующее Соглашение между Правительствами России и Белоруссии от 15.09.2004 "О при! нципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг", положения которого во многом аналогичны новому порядку, было ратифицировано с оговоркой. Она заключалась в том, что этот договор регулирует перемещение товаров, происходящих с территорий России и Белоруссии. То есть данное Соглашение применялось только при экспорте в Белоруссию российских товаров и при ввозе в Россию белорусских.

Нормативная база таможенного союза не содержит соответствующих исключений. Кроме того, в Соглашении между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" указано, что товаром я! вляется любое имущество. Никаких оговорок при ратификации указанных документов сделано не было. Следовательно, Протокол от 11.12.2009 применяется и при перемещении в России, Белоруссии и Казахстане товаров, произведенных в других странах.

Этот вывод подтвердил Минфин России в Письме от 08.09.2010 N 03-07-08/260.

3. Минфин России разъяснил порядок установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов

Информационное сообщение Минфина России от 01.11.2010 "О применении Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ в части установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов"

Со 2 сентября этого года для всех физлиц изменен срок уплаты транспортного налога. Он не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). Аналогичный порядок установления срока уплаты для физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, предусмотрен и по отношению к земельному налогу (п. 1 ст. 397 НК РФ). Но соответствующее дополнение в п. 1 ст. 397 НК РФ вступит в силу с 1 января 2011 г.

Минфин России рассмотрел порядок применения указанных изменений на практике.

Налоговым периодом по транспортному и земельному налогам является календарный год (ст. 360 и 393 НК РФ). Поэтому изменения, касающиеся срока установления этих налогов, применяются с периода 2011 г. Законодательным (представительным) органам субъектов РФ и муниципальных образований необходимо привести в соответствие с Налоговым кодексом РФ нормативные правовые акты. Эти акты должны быть официально опубликованы до 1 декабря 2010 г.

Поскольку Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ не придал изменениям ст. 363 и 397 НК РФ обратной силы! , транспортный и земельный налоги за 2010 г. уплачиваются физлицами в прежние сроки. Однако при принятии нормативных правовых актов законодательные (представительные) органы субъектов РФ и муниципальных образований вправе предусмотреть, что новые сроки уплаты данных налогов распространяются на 2010 г. Это возможно при условии, что новые сроки улучшают положение налогоплательщиков (п. 4 ст. 5 НК РФ). Соответственно, если указанные акты будут содержать норму о придании обратной силы, то за 2010 г. физлица будут перечислять транспортный и земельный налоги н е ранее 1 ноября 2011 г.

4. Утвержден перечень объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью для целей получения инвестиционного налогового кредита

Постановление Правительства РФ от 25.10.2010 N 857 "Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита"

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога. Он может быть предоставлен организациям по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам на срок от года до пяти лет (п. 1 ст. 66 НК РФ). Суть кредита заключается в том, что в течение определенного срока налогоплательщик уменьшает платежи по налогу, а потом поэтапно выплачивает сумму кредита и проценты по нему.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям, которые ведут научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы, внедренческую (инновационную) деятельность, выполняют особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или государственный оборонный заказ. Одним из оснований получения такого кредита в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ является инвестирование в создание объектов наивысшего класса энергетической эффективности, а также объектов и технологий, имеющих высокую эне! ргетическую эффективность. Перечень последних утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.10.2010 N 857. К ним относятся:

- конденсационные котлы;

- тепловые насосы;

- когенерационные установки (до 25 МВт);

- светодиодные лампы.

Комментарии

1. По какой ставке облагается НДС перевозка товаров из России в Белоруссию или Казахстан?

Название документа:

Письмо Минфина России от 22.10.2010 N 03-07-08/299

Комментарий:

С июля этого года в связи с началом функционирования таможенного союза косвенные налоги при перемещении товаров внутри единой таможенной территории уплачиваются по новым правилам. Они установлены Протоколами от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" и "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе". Применение этих документов на практике вызывает многочисленные вопросы.

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что перевозка товаров из России в Белоруссию или Казахстан, а также иные транспортно-экспедиторские услуги, оказанные в отношении таких товаров, облагаются НДС по ставке 18 процентов. Обоснована данная точка зрения следующим образом. В соответствии со ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных! налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" перевозка российским налогоплательщиком товаров в Белоруссию или Казахстан облагается НДС по правилам Налогового кодекса РФ. В отношении таких услуг подп.! 2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрена нулевая ставка НДС. А согласно п. 4 ст. 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки нужны, в частности, транспортные документы с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. Однако теперь при экспорте в Белоруссию и Казахстан таможенное оформление товаров не производится. Следовательно, представить необходимые документы перевозчик не может. При этом специального списка документов, подтверждающих нулевую ставку НДС для указанного случая, ст. 165 НК РФ не содержит. Поэтому перевозка товаров из России в Белоруссию или Казахстан, по мнению Минфина России, облагается НДС по ставке 18 процентов.

Однако возможна также позиция, в соответствии с которой перевозка товаров российским налогоплательщиком из России в Белоруссию или Казахстан, а также иные транспортно-экспедиторские услуги облагаются НДС по нулевой ставке. Для подтверждения последней налогоплательщик должен представить документы, перечисленные в п. 4 ст. 165 НК РФ. В их числе договор перевозки, выписка банка о поступлении выручки за оказанные услуги, копии транспортных документов. Отсутствие на товаросопроводительных документах отметок таможенных о! рганов не должно являться причиной отказа в подтверждении нулевой ставки. Поскольку при перемещении товаров в таможенном союзе таможенное оформление не производится, то есть таможенные органы не проставляют отметок на транспортных документах, а ст. 165 НК РФ устанавливает требование об их наличии, в таком случае возникает неустранимая неясность, которая в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должна толковаться в пользу налогоплательщика.

Таким образом, нулевую ставку можно подтвердить транспортным документом без отметок таможенных органов, из которого должно быть ясно, что товар перевезен из России в Белоруссию или Казахстан. Следует отметить, что правомерность таких действий необходимо будет доказывать в суде.

2. В каком периоде необходимо восстановить НДС при экспорте товаров, которые ранее использовались на территории России в налогооблагаемых операциях?

Название документа:

Письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-08/301

Комментарий:

При приобретении товаров для операций, облагаемых НДС, "входной" налог принимается к вычету на момент принятия их к учету (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). При экспорте вычет "входного" НДС производится на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (п. 9 ст. 167 и п. 3 ст. 172 НК РФ). Если организация экспортирует оборудование, ранее использовавшееся на территории России в облагаемых НДС операциях, то для применения особого порядка вычетов, предусмотренного п. 3 ст. 172 НК РФ, ей нужно восстановить ранее заявленные к вычету суммы налога.

Минфин России разъяснил, что в данном случае принятый к вычету НДС восстанавливается в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости оборудования (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Это должно происходить не позднее налогового периода, в котором оформляются таможенные декларации на вывоз этого оборудования в режиме экспорта.

Аналогичную точку зрения Минфин России уже высказывал (Письма от 28.04.2008 N 03-07-08/103, от 11.11.2004 N 03-04-08/117). Ее разделяют ФНС России (Письмо от 09.08.2006 N ШТ-6-03/786@) и некоторые арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2006 N А56-20054/2005, ФАС Центрального округа от 06.09.2006 по делу N А09-3148/06-12 ).

Однако в судебной практике существует и другой подход: восстановить НДС можно в том периоде, в котором налогоплательщик собрал документы, необходимые для подтверждения нулевой ставки. Суды, придерживающиеся такой позиции, отмечают, что в Налоговом кодексе РФ не установлен порядок восстановления НДС при экспорте товаров. В связи с этим налогоплательщик вправе самостоятельно разработать такой порядок и закрепить его в учетной политике. Согласно п. 9 ст. 167 НК РФ налоговая база по экспортным операциям определяется на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Следовательно, ранее принятый к вычету НДС может быть восстановлен в периоде представления декларации, в которой отражена экспортная операция, и пакета необходимых документов.

Такая позиция выражена, например, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 04.05.2010 N А12-14271/2009, ФАС Московского округа от 23.04.2008 N КА-А41/1912-08, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2006 N Ф04-6872/2006(27584-А70-14). Также см. Энциклопедию спорны х ситуаций по НДС.

Таким образом, при реализации на экспорт оборудования, которое ранее использовалось в облагаемых НДС операциях, восстанавливать налог можно в периоде представления декларации и пакета документов, подтверждающих применение нулевой ставки. Учитывая позицию контролирующих органов, такую точку зрения придется отстаивать в суде. Налогоплательщик в данном случае может воспользоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются! в его пользу.

Судебное решение недели

Повторную выездную проверку можно приостанавливать и продлевать так же, как первичную

(Постановление ФАС Уральского округа от 07.10.2010 N Ф09-8299/10-С3)

По результатам повторной выездной проверки налоговый орган доначислил предпринимателю НДФЛ и единый налог, уплачиваемый при применении УСН. В ходе проверки была рассмотрена апелляционная жалоба налогоплательщика на решение инспекции. Решение, однако, было признано обоснованным, а жалобу вышестоящий налоговый орган оставил без удовлетворения. Предприниматель оспорил результаты повторной проверки, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные проверяющим органом. В частности, он указывал на то, что повторная проверка была приостановлена, что не соответствует Налоговому кодексу РФ, а также на отсутствие в решении вышестоящего органа ссылок на нарушения, допущенные инспекцией.

Суды всех трех инстанций не усмотрели в действиях налогового органа, проводившего проверку, процессуальных нарушений, из-за которых ее результаты можно было бы признать недействительными. ФАС Уральского округа, рассматривавший кассационную жалобу предпринимателя, указал, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого запрета на приостановление или продление повторной выездной проверки. То есть приостанавливать повторную проверку можно в том же порядке, который установлен ст. 89 НК РФ для выездной. Доводы налогоплательщика об отсутствии ссылок на выявленные нарушения нижестоящего налогового органа также не были приняты во внимание. Как отметил ФАС, налоговое законодательство не устанавливает обязательных требований к указанию в акте или решении информации о таких нарушениях.

Аналогичной судебной практики нет.


 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное