Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 01.04.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 01.04.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Федеральный закон от 29.03.2010 N 34-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Ставка рефинансирования Банка России вновь снижена

2. Утвержден порядок финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма

3. Если налогоплательщик не осуществлял операций, отражаемых в декларации по НДС, подавать данную декларацию не нужно

4. При нормировании расходов в виде процентов по долговым обязательствам применяется ставка рефинансирования, действующая на конец месяца

5. Если в отношении безнадежной задолженности не формировался резерв по сомнительным долгам, сумму задолженности все равно можно учесть в расходах

6. Минфин разъясняет вопросы, касающиеся места перечисления НДФЛ

7. Как подтвердить сезонный характер работ для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов

Комментарии

1. Когда необходимо восстановить "ввозной" НДС, если его взыскание на таможне суд признал неправомерным?

2. Учитывается ли в расходах НДС, уплаченный при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях?

Судебное решение недели

При приостановлении операций по счетам налогоплательщика пени не начисляются, если последний докажет невозможность уплаты налога из-за применения данных обеспечительных мер

Новости

1. Ставка рефинансирования Банка России вновь снижена

Указание Центрального банка РФ от 26.03.2010 N 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

Центральный банк РФ вновь снизил ставку рефинансирования. Начиная с 29.03.2010 ее значение составляет 8,25 процента годовых.

2. Утвержден порядок финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма

Приказ Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению произв! одственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"

В 2010 г. Фонд социального страхования РФ вправе принимать решения о направлении страхователями до 20 процентов от сумм взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, а также на санаторно-курортное лечение лиц, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами. Это предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.11.2009 N 292-ФЗ.

Во исполнение этого положения ФСС РФ утвердил соответствующие Правила. Финансовое обеспечение осущес! твляется страхователем за счет сумм взносов, которые должны перечисляться в текущем году, при этом объем средств, направляемых на финансирование предупредительных мер, не должен превышать 20 процентов от сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий год (за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных в предшествующем году).

В Правилах приведен подробный перечень предупредительных мер, которые могут финансироваться в данном! порядке (п. 2 Правил). С заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер необходимо обратиться в отделение ФСС РФ в срок до 1 ав! густа текущего года. К заявлению требуется приложить документы, перечень которых содержится в п. 4 Правил.

Рассматриваемый Приказ был опубликован в "Российской газете" 24.03.2010 и вступит в силу по истечении 10 дней с дат! ы официального опубликования, а именно 04.04.2010.

3. Если налогоплательщик не осуществлял операций, отражаемых в декларации по НДС, подавать данную декларацию не нужно

Письмо Минфина России от 10.03.2010 N 03-07-08/64

Минфин России разъяснил вопрос о том, необходимо ли представлять декларацию по НДС, если налогоплательщиком не осуществлялись операции, которые должны отражаться в соответствующих разделах данной декларации и приложениях к ней. Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ все организации и индивидуальные предприниматели (за исключением перешедших на спецрежимы налогообложения) признаются плательщиками НДС. Соответственно, они должны ежеквартально ! подавать декларацию по этому налогу (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако, если в течение налогового периода никаких операций, отражаемых в декларации по НДС, не осуществлялось, представлять ее в инспекцию не требуется. В этом случае в налоговый орган подается единая (упрощенная) налоговая декларация, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н.

4. При нормировании расходов в виде процентов по долговым обязательствам применяется ставка рефинансирования, действующая на конец месяца

Письмо ФНС России от 09.03.2010 N ШС-22-3/17

С 1 января 2010 г. изменен порядок учета в расходах процентов по долговым обязательствам. В том случае, если срок действия договора займа или кредита приходится более чем на один отчетный период, проценты при применении организацией метода начисления признаются расходами на конец каждого месяца соответствующего отчетного периода, а не самого периода, как было ранее (п. 8 ст. 272 НК РФ).

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам нормируются, при этом их предельный размер зависит от ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая в последнее время меняется довольно часто. Как указывает ФНС России, независимо от изменений ставки в течение месяца при расчете предельной величины процентов необходимо использовать ту ставку, которая действует на последнее число каждого месяца. Например, при нормировании процентов за I квартал 2010 г. следует применять ставки рефинансирования, действовавшие соответственно на конец января, февраля и марта.

5. Если в отношении безнадежной задолженности не формировался резерв по сомнительным долгам, сумму задолженности все равно можно учесть в расходах

Письмо Минфина России от 05.03.2010 N 03-03-06/1/117

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ организация вправе учитывать во внереализационных расходах убытки в виде сумм безнадежных долгов. Если же было принято решение о создании резерва по сомнительным долгам, такими убытками считаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет резерва.

Минфин России подтвердил, что если организация сформировала резерв по сомнительным долгам, но в отношении какой-либо задолженности этот резерв не создавался, то данная сумма безнадежного долга также может учитываться в составе внереализационных расходов. Ранее к таким выводам приходили суды в своих решениях (Постановления ФАС Центрального округа от 17.06.2009 N А48-3740/08-17, ФАС Уральского округа от 21.04.2008 N Ф09-2606/08-С2, ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2005 N А42-13350/04-20).

В декларации по налогу на прибыль (форма которой утверждена Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н) данные расходы отражаются следующим образом. Отчисления на формирование резерва по сомнительным долгам указываются в строке 200 Приложения N 2 к листу 02. Суммы же безнадежных долгов, которые не были покрыты полностью за счет резерва либо в отношении которых резерв не формировался, отражаются по строке 300 с последующим выделением по строке 302 Приложения N 2 к листу 02 декларации.

6. Минфин разъясняет вопросы, касающиеся места перечисления НДФЛ

Письмо Минфина России от 10.03.2010 N 03-04-08/3-50

Письмо Минфина России от 15.03! .2010 N 03-04-06/3-33

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны уплачивать НДФЛ по месту своего учета в налоговом органе. В эту же инспекцию представляются сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Однако на практике у налоговых агентов могут возникнуть затруднения с определением места, по которому необходимо уплачивать налог и подавать сведения о доходах.

Так, плательщики ЕНВД могут быть зарегистрированы в качестве налогоплательщиков по месту своего нахождения (организации) или месту своего жительства (предприниматели) и одновременно поставлены на учет в другой инспекции по месту осуществления ими предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. В какой налоговый орган в таком случае нужно уплачивать НДФЛ с доходов работников, занятых в облагаемой единым налогом деятельности, - по месту учета в качестве плательщика ЕНВД или же по основному месту учета? В Письме от 10.03.2010 N 03-04-08/3-50 Минфин России разъясняет, что в данной ситуации налог необходимо перечислять в бюджет по месту учета налогоплательщика как плательщика ЕНВД.

Еще один вопрос касается ситуации, когда в одном муниципальном образовании у организации имеется несколько обособленных подразделений, которые расположены на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям. В таком случае согласно п. 4 ст. 83 НК РФ организация ставится на учет по месту нахождения одного из этих подразделений, выбранного ею самостоятельно. При наличии обособленных подразделений организация уплачивает НДФЛ ! как по месту своего учета, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). По мнению Минфина России (Письмо от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33), в указанном случае НДФЛ, который был удержан из доходов сотрудников всех обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, должен перечисляться в бюджет по месту учета выбранного организацией обособленного подразделения.

7. Как подтвердить сезонный характер работ для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов

Письмо Минфина ! России от 02.03.2010 N 03-02-07/1-87

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ одним из оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов является сезонный характер производства или реализации товаров (работ, услуг). Перечень соответствующих отраслей и видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382.

Согласно п. 2.5 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов (утв. Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@) для получения отсрочки или рассрочки по данному основанию необходимо представить выданный уполномоченным органом докум! ент, подтверждающий, что организация ведет деятельность, которая указана в Постановлении Правительства РФ от 06.04.1999 N 382. Однако, по мнению Минфина России, ни п. 5 ст. 64 НК РФ, ни п. 2.5 данного Порядка не содержат конкретного перечня документов, которые могут свидетельствовать о сезонном характере работ. Финансовое ведомство считает, что организации необязател ьно обращаться в какой-либо государственный орган для получения подтвер! ждения. Обосновать сезонный характер работ можно и самостоятельно теми документами, которые подтверждают осуществление соответствующей деятельности.

Комментарии

1. Когда необходимо восстановить "ввозной" НДС, если его взыскание на таможне суд признал неправомерным?

Название документа:

Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-08/224

Комментарий:

Нередко у организаций возникают споры с таможенными органами по поводу таможенных платежей. В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил порядок восстановления принятого к вычету "ввозного" НДС, если решение о его взыскании суд признал неправомерным. По мнению финансового ведомства, если "таможенный" НДС подлежит возврату на основании судебного акта, то налогоплательщик обязан восстановить налог. Для этого необходимо подать уточненную декларацию за тот период, в котором данная сумма была принята к вычету.

Следует отметить, что подобный вариант действий для налогоплательщиков выгодным не является. Если организация представит уточненную декларацию за прошедший период с суммой налога к уплате, то инспекция, скорее всего, начислит пени на восстановленный НДС. Поэтому во избежание таких последствий налогоплательщику целесообразно восстановить налог в периоде возврата ему неправомерно взысканного платежа. Объясняется данная точка зрения следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налог, фактически уплаченный при ввозе товаров в Россию, принимается к вычету после принятия указанных товаров на учет. Основанием для применения вычета являются ГТД и документы, подтверждающие перечисление таможенных платежей. Согласно п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 81 НК РФ организация обязана скорректировать налоговую базу того периода, в котором были допущены искажения или ошибки, повлекшие уплату меньшей суммы налога, чем следовало. В рассматриваемой ситуации налогоплательщик применил вычет, когда соблюдались все необходимые для этого условия: "ввозной" НДС фактически уплачен, товар принят на учет и предназначен для использования в облагаемой данным налогом деятельности, имеются в наличии ГТД и платежные документы. Необходимо отметить, что признание судом взыскания обязательных таможенных платежей неправомерным не делает их неуплаченными. Они по-прежнему находятся в бюджете. Поэтом у на момент отражения вычетов в декларации никаких ошибок или искажени! й налоговой базы, а также занижения суммы налога налогоплательщик не допускал и оснований для корректировки прошедшего налогового периода не имеется. Только после возврата организации "таможенного" НДС условие о фактической уплате суммы "ввозного" налога для применения вычета можно считать невыполненным. Следовательно, появляется причина для восстановления этой суммы. Отметим, что вывод о незанижении суммы налога, а значит, и об отсутствии оснований для подачи уточненной декларации в результате принятия "таможенного" НДС к вычету в случае, когда ввоз товаров освобождался от налогообложения, косвенно подтверждается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.03.2009 N 13436/08. В данном судебном акте указано, что, если налогоплательщик уплатил НДС при ввозе оборудования в качестве вклада в уставный капитал, данный налог он может принять к вычету, несмотря на то что такая операция на таможне налогом не облагается.

Таким образом, организация обязана восстановить принятый к вычету "ввозной" НДС в том налоговом периоде, в котором сумму налога, признанного по решению суда неправомерно взысканным, вернули налогоплательщику.

2. Учитывается ли в расходах НДС, уплаченный при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях?

Название документа:

Письмо Минф! ина России от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123

Комментарий:

Предпринимательская деятельность налогоплательщика не обходится без рекламы товаров, работ, услуг. Для привлечения внимания покупателей организации нередко бесплатно раздают образцы своей продукции. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ безвозмездная реализация товаров облагается НДС. С учетом пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ при передаче товаров в рекламных целях данный налог подлежит уплате, если расходы на приобретение или создание единицы таких товаров превышают 100 руб. Возникает вопрос, можно ли учесть в расходах налог, уплаченный при безвозмездной реализации товаров в рамках рекламной акции?

В комментируемом Письме финансовое ведомство разъяснило, что НДС, уплаченный при безвозмездной раздаче товаров в рекламных целях, учесть в расходах по налогу на прибыль нельзя. Обоснована данная точка зрения следующим образом. Налоги, начисленные налогоплательщиком в установленном российским законодательством порядке, включаются в расходы на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 270 НК РФ. Такое исключение содержится в п. п. 16 и 19 данной статьи. Согласно п. 16 ст. 27 0 НК РФ затраты, связанные с безвозмездной передачей имущества, не включаются в расходы, а в соответствии с п. 19 ст. 270 НК РФ в расходах не учитываются суммы НДС, предъявленные приобретателю товаров. Исходя из этого, по мнению Минфина России, нельзя включить в расходы и НДС, уплаченный при передаче товаров в рекламных целях. Ранее такая точка зрения неоднократно высказывалась официальными органами (см. Письма Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/792, ФНС России от 20.11.2006 N 02-1-07/92). Некоторые суды также поддерживают данный подход (см. Постановление ФАС Московского округа от 19.03.2009 N КА-А40/1231-09 (Определением ВАС РФ от 19.06.2009 N ВАС-7548/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Однако позиция финансового ведомства не является единственной. НДС, уплаченный при передаче товаров в рекламных целях, можно учесть в расходах по налогу на прибыль на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Действительно, согласно п. 16 ст. 270 НК РФ запрещено включать в расходы затраты, связанные с безвозмездной передачей имущества. Но в целях налога на прибыль бесплатную реализацию товаров в рекламных целях рассматривать как безвозмездную передачу имущества неправомерно: Налоговый кодекс РФ разделяет расходы на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) и на безвозмездную передачу (п. 16 ст. 270 НК РФ). Также уплаченный в рассматриваемом случае НДС неправомерно считать предъявленным приобретателю товаров (п. 19 ст. 270 НК РФ), поскольку при безвозмездной передаче продукции в рамках рекламной кампании налог не предъявляется и перечисляется за счет средств организации.

Таким образом, налогоплательщик может учесть в расходах НДС, уплаченный при бесплатной раздаче рекламной продукции. Однако с учетом складывающейся судебной практики отстоять данную точку зрения достаточно сложно.

Судебное решение недели

При приостановлении операций по счетам налогоплательщика пени не начисляются, если последний докажет невозможность уплаты налога из-за применения данных обеспечительных мер

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2010 N А21-55! 24/2009)

Инспекция направила организации требование об уплате налога и соответствующих пеней. Компания его не исполнила. Тогда налоговый орган принял решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах организации. Налогоплательщик посчитал свои права нарушенными и обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействительным требование об уплате пеней, начисленных за период приостановления операций по его счетам в банке. Организация обосновала свои требования п. 3 ст. 75 НК РФ. В данной норме указано, что пени не начисляются на недоимку, которую налогоплательщик не мог погасить из-за приостановления операций по его счетам.

Однако суд признал действия инспекции правомерными. В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам не распространяется на погашение недоимки по налогам, а также на выплаты, которые предшествуют перечислению обязательных платежей. Согласно ст. 855 ГК РФ к ним относятся списание денежных средств по исполнительным документам в счет возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, по требованиям о взыскании алиментов, в счет выплаты выходных пособий и оплаты труда, а также перечисление зарплаты, пенсионных и страховых взносов. При этом для применения п. 3 ст. 75 НК РФ необходимо доказать прямую связь между приостановлением операций по счетам и невозможностью погашения недоимки. Следовательно, организация не может уплатить налог только в том случае, если денежные средства со спорного счета были направлены на перечисление платежей, предшествующих уплате налогов. Кроме того, суд установил, что компания не направляла в банк платежные поручения на погашение недоимки в период действия обеспечительных мер. Доказательств того, что спорные суммы не перечислены из-за приостановления операций по счетам налогоплательщика, последний также не представил.

Аналогичные выводы содержатся, например, в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2009 N А19-5914/08-45-Ф02-7042/08, А19-5914/08-45-Ф02-7050/08, ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2008 N А42-1912/2008 (Определением ВАС РФ от 11.02.2009 N ВАС-1420/09 отказано в передаче данного дела в Пре! зидиум ВАС РФ).

Есть также судебные решения, в которых начисление пеней в подобной ситуации признано неправомерным (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.05.2009 N Ф03-1960/2009, ФАС Поволжского округа от 18.11.2009 N А55-4678/2009).



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное