За убытки конечного покупателя в цепочке продаж ответит лицо, изначально продавшее объект дважды
Квартира умышленно была продана сразу двум лицам. Далее последовали две цепочки перепродаж, в одной из которых конечный покупатель был лишен квартиры. Его иск о взыскании с последнего продавца стоимости квартиры был удовлетворен, но получить удалось только часть денег. Следующим шагом потерпевшего стала попытка взыскать убытки с первого продавца, который продал
квартиру дважды.
Первая и апелляционная инстанции посчитали недоказанным, что первый и последний продавцы действовали совместно и есть причинно-следственная связь между убытками и действиями первого продавца. Поэтому суды отказали истцу, отметив, что он реализовал свое право на защиту, когда подал иск о применении последствий недействительности сделки.
ВС РФ решил, что в этой ситуации можно предъявить требования к тому, чьи действия стали первопричиной вреда, - первому продавцу в цепочке. Основание для этого дает п. 1 ст. 1064 ГК РФ. Такому иску не препятствует даже то, что по другому делу есть решение о взыскании денег за квартиру с непосредственного продавца в пользу конечного покупателя. Правонарушитель должен отвечать, если факт нарушения доказан и потери не возмещены контрагентом по сделке.
Полагаем, что ВС РФ, говоря о потерях, имел в виду не только сумму, уплаченную за квартиру. Возмещение вреда включает компенсацию и тех расходов, которые потерпевший понес для восстановления своего права. Не исключено, что суд, пересмотрев дело, возместит ему затраты на приобретение другого жилья.
Документ: Обзор судебной практики ВС РФ N 4 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 15.11.2017
23.11.2017
Рекламу на платежках за ЖКУ предлагают запретить
Второе чтение прошел проект о запрете размещать рекламу на платежных документах для внесения платы за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги.
Полагаем, что если проект станет законом, то за несоблюдение запрета будут наказывать по общей норме КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Штрафы по этой норме составляют от 100 тыс. до 500 тыс. руб. для юрлиц, от 4 тыс. до 20 тыс. руб. для должностных лиц.