Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 25.10.2011


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 25.10.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

На правах рекламы

10 ноября 2011 г. состоится ежегодный "CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра". Основные задачи CNews Forum 2011 - рассказать о тенденциях развития ИКТ-отрасли в России, определить новые векторы и самые перспективные направления для отрасли на ближайшие годы. Секции в рамках CNews Forum 2011: Госсектор, Информационная безопасность, Банки, Розница, Облачные технологии. Подать заявку на участие можно на сайте - http://forum.cnews.ru. Информационный партнер форума - компания "КонсультантПлюс"


∙ ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 19.10.2011 N 284-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

Сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть возвращена им досрочно полностью или по частям при условии уведомления займодавца не менее чем за 30 дней до дня возврата

Заемщик-гражданин получил право возвращать процентный займ, предоставленный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, без получения согласия займодавца, при условии его уведомления не менее чем за 30 дней. При этом в договоре может быть установлен и более короткий срок уведомления займодавца о намерении заемщика возвратить долг досрочно.

Сумма займа, предоставленного под проценты в иных случаях, может быть возвращена досрочно только с согласия займодавца.

В случае досрочного возврата займодавец имеет право на получение с заемщика процентов по договору займа, начисленных включительно до дня возврата суммы займа полностью или ее части.

Действие новых положений данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие из договоров займа, кредитных договоров, заключенных до дня вступления Закона в силу.

Федеральный закон от 19.10.2011 N 285-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Банк России наделен полномочиями по составлению финансового счета Российской Федерации

Финансовый счет является составной частью системы национальных счетов и отражает, в частности, распределение финансовых активов (монетарное золото, валюта, депозиты, ценные бумаги и т.д.) и финансовых обязательств между основными секторами экономики.

До настоящего времени в рамках российской системы национальных счетов показатели финансового счета не формировались. Это в значительной мере затрудняло проведение мониторинга финансовых ресурсов страны, осуществление системного анализа экономического и финансового положения резидентов российской экономики.

Кроме того, предоставление статистической информации, включающей данные финансового счета, является обязательным условием членства Российской Федерации в международных организациях, в том числе в ОЭСР.

<Письмо> Минфина РФ от 10.08.2011 N 02-04-09/3641
<Об урегулировании вопроса возврата сумм платежей, ошибочно перечисленных налогоплательщиком на счет территориального органа Федерального казначейства>

Ошибочно перечисленные платежи, предназначенные для уплаты на счет территориального органа Федерального казначейства другого субъекта РФ, должны быть возвращены налогоплательщику

Сообщается, что механизм возврата ошибочно перечисленных сумм платежей, установленный пунктом 12 "Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации...", к платежам, администрируемым налоговыми органами, не применим.

До внесения соответствующих изменений в указанный Порядок, Минфином РФ даны рекомендации по взаимодействию налогоплательщика, налоговых органов и территориальных органов Федерального казначейства РФ субъектов РФ (на территории которого налогоплательщик числится на учете в налоговом органе и на территории которого ошибочно был зачислен платеж) при проведении операции по возврату соответствующих сумм платежей.

В приложении к письму содержится форма письменного обращения налогового органа в территориальный орган Федерального казначейства РФ о возврате ошибочно перечисленных сумм платежей на банковский счет налогоплательщика.

Письмо ФНС РФ от 21.09.2011 N СА-4-7/15431

Начисление процентов на излишне взысканную налоговыми органами сумму налога должно производиться независимо от формы возмещения налогоплательщику таких сумм (возврат или зачет)

Положения Налогового кодекса РФ увязывают начисление процентов на излишне взысканную сумму налога с незаконной задержкой возврата сумм, причитающихся налогоплательщику. При этом, отмечает ФНС РФ, не имеет значения, в какой форме будет произведен возврат излишне взысканного налога - на банковский счет налогоплательщика или зачет.

Иное толкование норм Налогового кодекса РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков на восстановление имущественного положения, нарушенного налоговыми органами, а также противоречило бы принципам, лежащим в основе правового регулирования в сфере налогообложения, направленного на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Письмо ФНС РФ от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17213@
"О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2011 года"

В сентябре 2011 года значение коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, определено в размере 11,4029

В августе этого года значение коэффициента Кц составляло 10,4155. Изменение значения коэффициента обусловлено прежде всего изменением уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В сентябре цена на нефть составила 112,54 долл. США за баррель. Еще один показатель, исходя из которого рассчитан данный коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В сентябре данный показатель составил 30,5121.

Письмо ФНС РФ от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17228@
"О пересчете выручки, полученной в иностранной валюте"

Новый порядок документального подтверждения обоснованности применения ставки НДС ноль процентов должен применяться в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 1 октября 2011 года

ФНС РФ разъяснила применение положений Налогового кодекса РФ, касающихся налогообложения НДС экспортных операций, в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ.

В частности сообщается, что в отношении предусмотренных подпунктами 1, 8, 2.1 - 2.8, 3, 3.1, 4, 5, 9, 9.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 1 октября 2011 года, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС ноль процентов выписка из банка не представляется, а полученная выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Если отгрузка товаров, выполнение работ или оказание услуг были осуществлены до указанной даты, то следует руководствоваться ранее установленным порядком, действующим до внесения изменений в Налоговый кодекс РФ.

∙ ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 19.10.2011 N 283-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнено определение опасных объектов, владельцы которых обязаны страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии, и уточнен порядок лицензирования некоторых видов деятельности

Из примерного перечня указанных объектов (производственных, горнорудных, гидротехнических и т.п. промышленных объектов), установленного Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ, исключено упоминание автозаправочных станций с заправкой сжиженными углеводородными газами, а также лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах.

В Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (от 04.05.2011) внесены изменения, касающиеся лицензирования деятельности, связанной с оборотом шифровальных средств, и лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.

Ранее было установлено, что лицензии на определенные указанным Федеральным законом "О лицензировании..." виды деятельности, связанные с оборотом шифровальных (криптографических) средств, предоставленные до вступления этого Закона в силу, действуют бессрочно. Внесено уточнение - лицензии действуют в том случае, если до вступления Закона в силу не истек срок их действия.

Установлено также, что до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, органам государственной власти субъектов РФ, лицензирование указанного вида деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Постановление Правительства РФ от 11.10.2011 N 832
"О внесении изменения в Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре"

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, смогут участвовать в конкурсе на участие в проверке технического состояния транспортных средств

Соответствующие изменения внесены в Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 года N 880. Ранее было установлено, что к участию в конкурсе не допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в состоянии банкротства, реорганизации, ликвидации либо ограничиваемые в правовом отношении в соответствии с законодательством РФ, а также занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 840
"О расчете ставки вывозной таможенной пошлины на медь рафинированную"

Ставка вывозной таможенной пошлины на медь рафинированную будет определяться с учетом сложившейся за период мониторинга средней цены (Лондонская биржа металлов)

Периодом мониторинга является период с 1-го числа первого календарного месяца квартала по последнее число последнего календарного месяца квартала включительно. Ставка вывозной таможенной пошлины на медь рафинированную вводится в действие с 5-го числа третьего календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

В приложении к Постановлению приводятся формулы, применяемые при расчете ставки вывозной таможенной пошлины на медь рафинированную.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Письмо Роспотребнадзора от 03.10.2011 N 01/12592-1-32
"Об объектах и видах деятельности, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе"

Роспотребнадзором уточнено, в каких случаях требуется выдача санитарно-эпидемиологического заключения

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека", по ряду оснований отменены требования о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений.

Роспотребнадзор сообщает, что в настоящее время санитарно-эпидемиологические заключения выдаются:

- на методики, программы и режимы воспитания и обучения;

- на проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях;

- на проекты нормативов предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух;

- на проекты организации и обоснования размера санитарно-защитных зон;

- на проекты нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользования;

- на проекты размещения передающих радиотехнических объектов;

- на медицинскую и фармацевтическую деятельность;

- на образовательную деятельность;

- на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

∙ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 839
"О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях"

На 2012 - 2014 год определены меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных бюджетных учреждений в сельской местности

Указанным работникам по месту их работы предусматривается выплачивать:

- в период 2012 - 2014 годов ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей;

- в 2012 году (лицам, имеющим право по состоянию на 31 декабря 2014 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением) - единовременную денежную выплату в размере, определяемом в соответствии с установленным порядком.

Указанные меры социальной поддержки предусматриваются в том числе лицам, уволившимся до 1 января 2012 года.

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 17.10.2011 N 273-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от законодательного или исполнительного органа власти субъекта РФ, кандидатом для назначения в качестве представителя в Совете Федерации может быть также член Совета Федерации

Также установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий органа власти субъекта РФ, полномочия действующего представителя в Совете Федерации от данного органа могут быть пролонгированы решением законодательного органа государственной власти субъекта РФ нового созыва или решением нового высшего должностного лица субъекта РФ соответственно.

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845
"О Федеральной службе по аккредитации"

Утверждено Положение о Федеральной службе по аккредитации

Установлено, что Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Росаккредитация находится в ведении Минэкономразвития РФ.

Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Россельхознадзора, а также Минрегиона РФ, Россвязи, Ростехрегулирования, Роспотребнадзора и Росжелдора в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Определены полномочия и организация деятельности Службы, внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты.

С 1 ноября 2011 года Росаккредитация будет осуществлять следующие полномочия, в том числе:

ведение аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;

испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий;

ведение единого реестра деклараций о соответствии и единого реестра сертификатов соответствия;

формирование и ведение национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС;

выдачу изготовленных по единой форме бланков сертификатов соответствия.

Напомним, что Федеральная служба по аккредитации была образована Указом Президента РФ от 24.01.2011 N 86 "О единой национальной системе аккредитации".

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2011 N 22-П
"По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.А. Тихомировой, И.И. Тихомировой и И.Н. Сардыко"

Оправданные по уголовным делам частного обвинения граждане имеют такое же право на реабилитацию, как и оправданные по уголовным делам публичного обвинения

Положения частей первой и второй статьи 133 УПК РФ (устанавливают основания возникновения и содержание права на реабилитацию) признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, служат основанием для отказа лицу, в отношении которого выдвигалось частное обвинение, в возмещении государством вреда, причиненного незаконными или необоснованными решениями суда.

Как отметил Конституционный Суд РФ, введение законом уголовной ответственности за то или иное деяние (в данном случае - за клевету, оскорбление, нанесение побоев и умышленное причинение легкого вреда здоровью) является свидетельством достижения этим деянием такого уровня общественной опасности, при котором для восстановления нарушенных общественных отношений требуется использование соответствующих государственных сил и средств.

Исключительное полномочие судебной власти принимать окончательные решения, в том числе по делам частного обвинения, и определяющая роль суда как единственного участника уголовного процесса со стороны государства по такого рода делам, от которого зависит сама возможность их возбуждения, обуславливает необходимость возмещения причиненного уголовным преследованием вреда за счет казны Российской Федерации.

Решение Верховного Суда РФ от 29.09.2011 N ГКПИ11-610

Верховный суд РФ признал недействующим положение Правил дорожного движения, разрешающее движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона

Заявитель просил признать недействующим пункт 9.6 Правил дорожного движения в части разрешения движения по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона. По его мнению, из анализа пунктов 1.1, 1.2 и 9.1 Правил и определения понятия "обгон" следует, что обгон не может иметь место на трамвайных путях попутного направления, так как последние не располагаются на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. В связи с этим пункт 9.6 Правил противоречит как названным пунктам Правил, так и Федеральному закону "О безопасности дорожного движения".

Суд установил, что, как следует из анализа названных положений Правил, при движении по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, обгон не может иметь место, поскольку трамвайные пути не находятся на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. Однако пункт 9.6 Правил говорит о возможности обгона в таких случаях, создавая тем самым правовую неопределенность в толковании понятия "обгон".

Суд указал, что названное положение пункта 9.6 Правил не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности и признал его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное