Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 12.04.2011


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 12.04.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 А вы знаете, как правильно оформить увольнение за прогул?

Есть несколько обязательных действий. Каких?

В "Путеводителе по кадровым вопросам" в КонсультантПлюс подробная информация по этому и многим другим вопросам. А еще в системе КонсультантПлюс для бухгалтера Путеводители по налогам, взносам, бухучету, сделкам.
В каждом из Путеводителей для вас - рекомендации, примеры, разъяснения, пошаговые инструкции, образцы заполнения документов, ссылки на первоисточники.


∙ ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 06.04.2011 N 68-ФЗ
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В России вновь будут созданы дорожные фонды

Дорожные фонды функционировали в РФ с 1991 по 2001 год (Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации") и были упразднены Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ.

Теперь решено возродить дорожные фонды: Бюджетный кодекс РФ и некоторые законодательные акты РФ дополнены новыми положениями. Определено, что Федеральный дорожный фонд формируется в составе федерального бюджета. Его базовый объем на 2011 год установлен в размере 254,1 млрд. рублей. В дальнейшем объем бюджетных ассигнований фонда должен быть не менее установленного "базового" и корректироваться с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Пополнение фонда планируется за счет доходов, в частности, от:

- уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

- использования имущества, входящего в состав автодорог общего пользования;

- сборов за проезд иностранных автомобилей по автомобильным дорогам на территории РФ;

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения;

- субсидий, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц.

Решения о создании дорожных фондов субъектов РФ должны быть приняты региональными законами о бюджете не позднее 1 января 2012 года. Формирование фондов будет осуществляться за счет поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты, транспортного налога и иных поступлений.

Может также предусматриваться создание муниципального дорожного фонда. Для этого необходимо решение представительного органа муниципального образования, которое должно регламентировать также порядок его формирования и использования.

Законом также, в частности, внесены изменения в КоАП РФ, - установлена административная ответственность за несоблюдение требований о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. За данное правонарушение предусмотрена, в частности, санкция в виде штрафа:

- на водителя т/с в размере 5000 рублей;

- должностных лиц в размере 40 000 рублей;

- юридических лиц в размере 450 000 рублей.

В Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" включены нормы, регламентирующие проезд по автодорогам на территории РФ т/с с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, в том числе определяется порядок внесения платы в счет возмещения вреда автодорогам указанными т/с, а также основания для освобождения от внесения данной платы.

Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011)"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2011 N 20336.

С бухгалтерской отчетности за 2011 год вводится в действие ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств"

Утвержденное Положение, устанавливающее правила составления отчета, применяется коммерческими организациями в случаях, когда обязанность его представления (публикации) предусмотрена законодательством РФ, нормативными правовыми актами либо организация добровольно приняла решение о представлении или публикации отчета. Отчет входит в состав бухгалтерской отчетности.

В отчете обобщаются данные о денежных средствах и их эквивалентах (высоколиквидных финансовых вложениях). В зависимости от характера операций денежные потоки классифицируются на:

- текущие (например, поступления от реализации товаров (работ, услуг), арендные платежи, оплата сырья и материалов);

- инвестиционные (затраты на НИОКР, поступления от продажи внеоборотных активов, поступления и платежи от операций с акциями и т.д.);

- финансовые (денежные вклады собственников (участников), уплата дивидендов, получение (возврат) кредитов (займов) и т.д.).

Показатели отчета отражаются в валюте РФ. Величина денежных потоков в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центробанка РФ.

Существенные денежные потоки между головной и дочерними организациями отражаются отдельно от аналогичных денежных потоков между организацией и иными лицами.

Положением установлены также требования к раскрытию информации (в частности, предусмотрен порядок представления дополнительных пояснений, установлена необходимость увязки сумм, представленных в отчете, с соответствующими статьями бухгалтерского баланса, определен состав раскрываемой информации).

<Письмо> ФНС РФ от 28.03.2011 N КЕ-4-3/4782@
"О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"

В связи с изменениями в налоговом законодательстве разъяснен порядок отражения в налоговой декларации операций, не подлежащих налогообложению НДС

В главу 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ были внесены изменения Федеральными законами от 03.11.2010 N 291-ФЗ и от 28.12.2010 N 395-ФЗ.

Сообщается, что положения Закона N 291-ФЗ (касающиеся освобождения от налогообложения НДС депозитарных услуг, оказываемых депозитарием средств МВФ, МБРР и Международной ассоциации развития) вступили в силу 10 ноября 2010 года; положения Закона N 395-ФЗ (касающиеся исключения из объекта налогообложения НДС операций по реализации имущества, составляющего казну РФ, субъекта РФ, а также муниципального образования) вступили в силу с 1 апреля 2011 года.

Операции, освобождаемые от налогообложения НДС, подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации. До внесения изменений в Порядок ее заполнения рекомендовано, в частности:

- операции по реализации депозитарных услуг (пп. 12.1 п. 2 ст. 149 НК РФ) отражать под кодом 1010241;

- операции по реализации (передаче) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ), отражать под кодом 1010815.

Отмечено также, что в отношении операций по реализации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа (пп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ), следует указывать код 1010242; в отношении операций, связанных с выполнением работ, оказанием услуг в таможенном союзе, местом реализации которых не признается территория РФ, - 1010812.

Письмо ФНС РФ от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5120@
"О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.02.2011 N 03-03-10/14"

После окончания действия договора стоимость имущества, полученного в виде гранта, не образует дохода, подлежащего налогообложению

В письме Минфина РФ, направленном для использования в работе налоговых органов, сообщается, в частности, об условиях отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Одним из таких условий является предоставление грантов на безвозмездной и безвозвратной основах. Таким образом, имущество, полученное в виде гранта или приобретенное за счет предоставленных средств, на осуществление конкретных программ возврату не подлежит, даже в том случае, если договор гранта ограничен определенным сроком.

Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что указанное имущество амортизации не подлежит, Минфином РФ сделан вывод о том, что после окончания действия договора гранта такое имущество налогооблагаемого дохода не образует.

<Письмо> ФНС РФ от 04.04.2011 N КЕ-4-3/5183@
"О коде вида предпринимательской деятельности "реализация товаров с использованием торговых автоматов" для заполнения налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход и заявлений о постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход"

При заполнении налоговой декларации по ЕНВД в отношении вида предпринимательской деятельности "реализация товаров с использованием торговых автоматов" следует указывать код 22

Федеральным законом от 07.03.2011 N 25-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ: введен вид предпринимательской деятельности "реализация товаров с использованием торговых автоматов" и установлена базовая доходность в размере 4500 рублей в месяц. Изменения вступят в силу с 1 июля 2011 г.

Налогоплательщики ЕНВД при заполнении налоговой декларации обязаны указывать код вида предпринимательской деятельности в соответствии с перечнем кодов, предусмотренных Приложением N 4 к Порядку заполнения налоговой декларации.

В отношении указанного вида деятельности соответствующий код не предусмотрен. ФНС РФ рекомендует до внесения изменений в указанный Порядок в налоговой декларации, а также в заявлениях о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД указывать код 22.

<Письмо> Банка России от 04.04.2011 N 43-Т
"О некоторых вопросах оценки качества ссуд"

Банком России определен перечень обстоятельств, указывающих на "сомнительный характер деятельности" заемщика, для целей формирования резервов на возможные потери по ссудам

При проведении работы по оценке кредитного риска по ссудам кредитным организациям рекомендовано принимать во внимание некоторые существенные факторы, которые могут повлиять на классификацию ссуд. В частности, сообщается, что такими факторами могут являться отсутствие у заемщика - юридического лица реальной деятельности в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг, либо осуществление такой деятельности в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуд.

Согласно приведенному Перечню обстоятельствами, указывающими на сомнительный характер деятельности заемщика, могут быть, в частности: отсутствие собственных (арендованных) основных средств; непредставление заемщиком выписок по счетам, открытым в других кредитных организациях; осуществление операций (сделок) на основании доверенности, выданной лицам, не являющимися сотрудниками заемщика; предпочтительное использование неденежных форм расчетов; повторяющиеся случаи изменения места постановки на налоговый учет и т.д.

Особое внимание рекомендовано также уделять анализу правовых, экономических и организационных аспектов, связанных с возможностью реализации кредитной организацией прав, вытекающих из обеспечения по ссуде (реальность залога, принадлежность его лицу, предоставившему обеспечение и др.)

Территориальным учреждениям Банка России предписано сообщать в Банк России о случаях неприменения кредитными организациями данных рекомендаций.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита"

Городские округа не обязаны нести расходы по оплате теплоснабжения, связанные с тарифными решениями вышестоящих органов власти

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 4 части 1 статьи 16) к вопросам местного значения городского округа отнесена, в числе прочего, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Эта норма признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она служит основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, при отсутствии закона субъекта РФ (возможность принятия которого предусмотрена федеральным законодательством), наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.

Как установил Конституционный Суд РФ, анализируя бюджетное законодательство, законодательство о теплоснабжении, о местном самоуправлении, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, поэтому субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект РФ.

∙ ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 05.04.2011 N 47-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"

Принят Закон, направленный на регулирование тарифов на услуги внутреннего водного транспорта, инфраструктуры внутренних водных путей и особенностей создания лоцманских организаций

В статью 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ включено понятие "инфраструктура внутренних водных путей". Это совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, суда технического флота (суда, предназначенные для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием внутренних водных путей работ), и иных обеспечивающих их функционирование объектов.

Статья 6 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, устанавливающая порядок определения провозной платы, приведена в соответствие с Федеральным законом "О естественных монополиях", предусматривающим регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Изменениями, внесенными в статью 6 Кодекса, предусмотрено, в частности, что перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе.

Установлено, что размер платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяются на основании договоров.

Сборы и тарифы, взимаемые с судов за услуги в речном порту, оказываемые субъектами естественных монополий, а также сборы и тарифы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, перечень таких сборов и тарифов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

Кроме того, Законом установлены одинаковые требования к созданию государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.

Федеральный закон от 05.04.2011 N 48-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Внесены изменения в отдельные законодательные акты, направленные на сокращение временных и экономических показателей затрат при ведении промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации

Установлено, в частности, что российские суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе РФ (за исключением судов, имеющих разрешение на неоднократное пересечение Государственной границы), в отношении которых осуществлен пограничный контроль, и российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море РФ могут пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов в случаях, когда неблагоприятные гидрометеорологические условия не позволяют осуществлять перегрузку уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ.

Порядок получения разрешения на пересечение Государственной границы для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, перечень и границы районов перегрузки и порядок осуществления контроля в отношении указанных российских судов устанавливаются Правительством РФ.

Федеральный закон от 05.04.2011 N 51-ФЗ
"О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации"

Нормы воздушного права о тарифах и сборах в сфере услуг в области гражданской авиации приведены в соответствие с законодательством о естественных монополиях и положениями международного права

В новой редакции изложена статья 64 Воздушного кодекса РФ.

Новыми положениями указанной статьи определена правовая природа сборов за услуги в области гражданской авиации.

Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного регулирования и ценообразования на услуги в области гражданской авиации. Предусмотрено, в частности, что порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов устанавливается Правительством РФ, ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства РФ - ФСТ РФ.

Определено также, что тарифы и ставки сборов на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях.

Федеральный закон от 05.04.2011 N 56-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнен порядок проведения строительных и иных работ, связанных с подготовкой к форуму "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в городе Владивостоке в 2012 году

Федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (в настоящее время - Минрегион РФ), предоставлено полномочие по установлению порядка, в котором определяются юридические лица, финансирующие полностью за счет своих средств строительство необходимых для проведения саммита объектов федерального значения.

Органу исполнительной власти Приморского края или иным органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, либо подведомственным им государственным (бюджетным или автономным) учреждениям предоставлено полномочие осуществлять проверку достоверности сметной стоимости необходимых для проведения саммита объектов, финансирование строительства или реконструкции которых планируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

Местная администрация Владивостокского городского округа должна определить расположение гостевого маршрута делегаций - участников саммита и отремонтировать за счет межбюджетных трансфертов фасады выходящих на гостевой маршрут домов, набережные, причалы, видовые площадки и т.п., а также определить земельные участки, здания и сооружения, на которых не допускается размещение рекламных конструкций.

Установлено также, что для размещения необходимых для проведения саммита объектов допускается изъятие не только земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, но и расположенного на таких земельных участках иного имущества.

В Земельный кодекс РФ включены положения, устанавливающие, что земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур или предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения таких объектов. Соглашение по передаче земельного участка должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность.

Кроме этого, в частности, установлено, что по решению государственных заказчиков, высшего должностного лица Приморского края (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Приморского края) или главы местной администрации Владивостокского городского округа в исключительных случаях, связанных с сокращенными сроками осуществления мероприятий по организации проведения саммита, государственный или муниципальный контракт может быть заключен путем проведения запроса котировок. Установлен порядок проведения запроса котировок для указанных случаев.

Федеральный закон от 05.04.2011 N 60-ФЗ
"О ратификации Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"

Ратифицировано Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, подписанное 18 июня 2010 года в Санкт-Петербурге

Соглашением определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Соглашением, в частности, предусматриваются критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования; стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей; случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования; применение таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования.

Соглашением предусматривается также установление норм беспошлинного ввоза физическими лицами товаров (1500 евро, 50 кг) и единых ставок таможенных пошлин, налогов в случае превышения указанных норм.

Определен перечень товаров, ввоз которых в качестве товаров для личного пользования запрещен. К таким товарам относятся, в частности, природные алмазы, медицинская техника, тракторы и т.д. Также определен перечень товаров, ввоз которых физическими лицами запрещен либо допускается с представлением соответствующих разрешительных документов.

Федеральный закон от 05.04.2011 N 61-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"

Основным принципом государственной политики при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, помимо прочего, будет являться охрана и защита прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности

За обеспечением охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности будет осуществляться государственный контроль.

Методом государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества станет недопущение передачи иностранным заказчикам результатов интеллектуальной деятельности без определения условий их использования или обеспечения их правовой охраны.

Принцип охраны и защиты прав государства на результаты интеллектуальной деятельности заложен также в основы финансовой политики при осуществлении военно-технического сотрудничества.

∙ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Постановление Правительства РФ от 31.03.2011 N 224
"Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2011 г. социальных пенсий"

С 1 апреля 2011 года коэффициент индексации социальных пенсий установлен в размере 1,1027

С 1 апреля прошлого года коэффициент индексации социальных пенсий был утвержден в размере 1,088.

Пенсионному фонду РФ поручено проинформировать свои территориальные органы о новом размере коэффициента для увеличения соответствующих пенсий, установленных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Письмо ФСС РФ от 15.02.2011 N 14-03-18/0501331
"Об исчислении пособий по материнству в 2011 году"

ФСС РФ разъяснены положения Закона, внесшего изменения в порядок исчисления пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком

В письме ФСС РФ сообщается, что с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 343-ФЗ установлен новый порядок расчета пособий по материнству исходя из среднего заработка, рассчитываемого не за последние 12 месяцев (с исключением из них отдельных периодов), как это было ранее, а за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего страхового случая (без исключения каких-либо периодов).

Поскольку в отдельных случаях применение нового порядка может привести к снижению размеров пособий, на период 2011 - 2012 годов устанавливается право выбора наиболее выгодного для женщины порядка расчета пособий: согласно порядку, действовавшему до 1 января 2011 года, либо согласно порядку, установленному Законом N 343-ФЗ.

Отмечено, что право выбора может быть предоставлено женщине, если соответствующий страховой случай наступил в период с 1 января 2011 года.

Сообщается также, что в соответствии с указанным Законом с 1 января 2013 года при определении среднего заработка не будут учитываться периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, и некоторые иные периоды, когда застрахованному лицу выплачивались пособия, на которые страховые взносы не начисляются.

Письмо ФСС РФ от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129
"О направлении Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120"

ФСС РФ разъяснены особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Фонд социального страхования РФ напоминает о том, что в связи с изменениями в законодательстве об обязательном социальном страховании скорректировано "Положение об особенностях порядка исчисления пособий...", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011 N 120.

С учетом новой редакции отдельных положений указанного Постановления даны разъяснения, касающиеся, в том числе, порядка определения среднего дневного заработка, порядка выплаты пособий в случаях, когда застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей. В частности, отмечено, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая и в расчетный период занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица. Указанные пособия исчисляются исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие.

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 05.04.2011 N 44-ФЗ
"О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях"

Коллегиальные постоянно действующие руководящие органы политической партии смогут выдвигать кандидатов от партии в региональные и местные представительные органы власти в случае отсутствия регионального или местного отделения партии

Кандидатов в местные представительные органы власти (так же, как и кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления) смогут выдвигать и коллегиальные постоянно действующие руководящие органы региональных отделений партии в случае отсутствия местных отделений. Такое право коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии может быть предусмотрено ее уставом.

Федеральный закон от 05.04.2011 N 46-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Аэронавигационное обслуживание и обеспечение полетов воздушных судов Вооруженных Сил РФ и воздушных судов внутренних войск МВД РФ будут осуществляться без взимания платы

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" и в Федеральный закон от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов ВС РФ и внутренних войск, включающее в себя организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасение, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов осуществляются без взимания платы (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся освобождения от оплаты мер, связанных с обеспечением полетов, которые применяются с 1 января 2014 года.

Федеральный закон от 05.04.2011 N 49-ФЗ
"О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

Определен перечень лиц, имеющих право без специального разрешения посещать места содержания под стражей для осуществления контроля

Установлено, что в целях осуществления контроля в пределах своей компетенции без специального разрешения посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности, а также гауптвахты, используемые для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, имеют, в частности, право:

Президент РФ;

Председатель Правительства РФ;

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших должностных органов государственной власти субъектов РФ), уполномоченные по правам человека в субъектах РФ в пределах соответствующих территорий;

члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченные на то законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, в пределах соответствующих территорий;

члены общественных наблюдательных комиссий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", в пределах соответствующих территорий.

Федеральный закон от 05.04.2011 N 50-ФЗ
"О внесении изменения в статью 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации"

Уточнен установленный в Воздушном кодексе РФ порядок передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах (АЦБПД), необходимых для формирования единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 85.1 Воздушного кодекса РФ порядок передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в АЦБПД, являющейся неотъемлемым этапом формирования этих баз, определяется Правительством РФ.

Принятый Федеральный закон направлен на приведение данной нормы Воздушного кодекса РФ в соответствие с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

Федеральный закон от 05.04.2011 N 57-ФЗ
"О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане"

Ратифицирован заключенный между Россией и Норвегией Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, подписанный в Мурманске 15 сентября 2010 года

Договор завершает продолжавшийся с 1970 года процесс делимитации всего спорного морского района общей площадью около 175 тыс. кв. километров.

Договором устанавливается линия разграничения морских пространств, которая делит весь спорный район примерно на две равные части. Определен также Специальный район площадью около 3,4 тыс. кв. километров, находящийся за пределами 200-мильной зоны от российского берега. Договор предоставляет России право осуществлять в Специальном районе суверенные права и юрисдикцию, которые она осуществляет в отношении своей исключительной экономической зоны.

Договором установлены условия сотрудничества в области рыболовства, предусматривающие сохранение механизма совместного регулирования рыбного промысла в Баренцевом море.

В Договоре также определяются принципы сотрудничества в освоении месторождений углеводородов. Месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только на основании соглашения как единое целое.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ
"Об электронной подписи"

Установлен новый порядок регулирования отношений, связанных с применением электронной подписи

Закон направлен на совершенствование действовавшего ранее законодательства об электронной цифровой подписи, а также на расширение сферы использования и допустимых видов электронных подписей. Действовавший ранее Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" признан утратившими силу.

Закон, в частности, регулирует следующие виды отношений в области использования электронных подписей:

- использование различных видов электронных подписей;

- выдачу и использование сертификатов ключа подписи;

- проверку электронных подписей;

- оказание услуг удостоверяющих центров;

- аккредитацию удостоверяющих центров.

В Законе дается определение электронной подписи, в котором закреплен основной признак, присущий всем видам электронной подписи, - возможность использования подписи для идентификации подписавшего информацию в электронно-цифровой форме физического или юридического лица.

Выделяются два вида электронной подписи в зависимости от установленных Законом критериев: простая и усиленная электронная подпись. Последняя, в свою очередь, может быть квалифицированной или неквалифицированной.

Установлено, что информация, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случаев, когда законодательством установлена необходимость составления документа исключительно на бумажном носителе. Электронные документы, подписанные простой или неквалифицированной подписью признаются равнозначными подписанным бумажным документам в случаях, установленных законодательством.

Установлены права и обязанности участников отношений в области использования электронной подписи, в число которых входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере электронной подписи, удостоверяющий центр (юридическое лицо, структурное подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель, ведущие деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключа подписи) и владелец сертификата ключа подписи (физическое или юридическое лицо, которому выдан сертификат ключа подписи).

Законом также определены требования к удостоверяющим центрам в целях их аккредитации, в число которых входят требования к размеру чистых активов удостоверяющего центра, наличию финансового обеспечения, использованию средств электронной подписи и технических средств удостоверяющего центра, получивших подтверждение установленным требованиям, а также наличие в штате сотрудников, имеющих соответствующее образование и квалификацию. Удостоверяющий центр должен обеспечить соответствие этим требованиям в течение всего срока аккредитации.

Правила аккредитации удостоверяющих центров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Требования к средствам электронной подписи приведены в соответствие с российским законодательством о техническом регулировании.

Определен перечень информации, подлежащей хранению в удостоверяющем центре, в том числе всех данных, позволяющих, при необходимости, осуществлять оперативно-разыскную деятельность.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ
"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

С 1 июля 2011 года административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, будет осуществляться в соответствии с федеральным законом

Административный надзор устанавливается в отношении освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. В отношении лиц первых двух категорий, т.е. имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления или за преступления при рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается при наличии определенных оснований - в случае признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания в местах лишения свободы либо при совершении освобожденным в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности.

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости, а в отношении лиц, имеющих судимость за преступления в отношении несовершеннолетних - на срок, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и заключается в установлении следующих административных ограничений:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (установление данного ограничения является обязательным).

Законом установлены также основания и порядок частичной отмены или, наоборот, дополнения административных ограничений, их прекращения, в т.ч. досрочного, права и обязанности поднадзорных лиц, полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 65-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи"

Принятие Федерального закона "Об электронной подписи" повлекло за собой внесение соответствующих изменений в отдельные законодательные акты РФ

Изменения вносятся в Гражданский кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "О кредитных историях" и иные законодательные акты.

В частности, установлено, что электронные документы, подписанные электронной подписью, рассматриваются в рамках регулируемых указанными федеральными законами отношений наравне с документами на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью, с учетом правил о равнозначности электронных и бумажных документов, устанавливаемых Законом "Об электронной подписи". При этом сохраняются правила, установленные кодексами применительно к факсимильному воспроизведению подписи на бумажном носителе с помощью средств механического или иного копирования.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 66-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

В Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ГПК РФ, УК РФ и КоАП РФ включены нормы, регулирующие институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

В связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в Уголовно-исполнительный кодекс РФ включена статья, устанавливающая обязанности администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора в отношении освобождаемых заключенных соответствующих категорий. Судебная процедура установления административного надзора будет регулироваться новой главой, которая включена в Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

В Уголовный кодекс РФ включена статья, устанавливающая ответственность за уклонение от административного надзора, а в Кодекс РФ об административных правонарушениях - статья, устанавливающая ответственность за несоблюдение административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. Кроме этого, в статьи УК РФ, определяющие понятия и последствия рецидива преступлений и судимости, включено упоминание "иных правовых последствий", под которыми подразумевается и установление административного надзора.

В Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми установлено, что дела об уклонении от административного надзора подсудны мировым судьям, а предварительное расследование по таким делам осуществляется в форме дознания.

Данный Закон, так же как и Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", вступает в силу с 1 июля 2011 года.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 67-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"

Принят Закон, направленный на обеспечение прав и свобод граждан, страдающих психическими расстройствами, в том числе их права на судебную защиту

Закон подготовлен в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 N 4-П, признавшим неконституционными ряд положений Гражданского процессуального кодекса РФ.

В частности, изменениями, внесенными в Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", предусмотрено, что дача согласия на лечение, отказ от лечения, психиатрическое освидетельствование, помещение в психиатрический стационар, в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения и выписка из него лица, признанного недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно осуществлять соответствующие действия, осуществляются по просьбе или с согласия его законного представителя. При этом законный представитель лица, признанного недееспособным, должен известить орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о совершении соответствующего действия не позднее дня, следующего за днем его совершения.

Поправками, внесенными в Гражданский процессуальный кодекс РФ, предусмотрено, в частности, что на судебной повестке по делу о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным должна быть сделана отметка о необходимости вручения такой повестки адресату лично. Вручение такой повестки через иных граждан не допускается.

Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если его присутствие не создает опасности для его жизни или здоровья либо для жизни или здоровья окружающих, для предоставления ему судом возможности изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей. Если личное участие гражданина в проводимом в помещении суда судебном заседании по делу о признании гражданина недееспособным создает опасность для его жизни или здоровья, данное дело рассматривается судом по месту нахождения гражданина, в том числе в помещении психиатрического стационара с участием самого гражданина.

Кроме того, гражданин, признанный недееспособным, получил право лично либо через выбранных им представителей обжаловать решение суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Указ Президента РФ от 31.03.2011 N 378
"О призыве в апреле - июле 2011 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву"

С 1 апреля по 15 июля 2011 года на военную службу будут призваны 218 720 человек

Призыву на военную службу подлежат граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе и подлежащие в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек, подлежат увольнению с военной службы.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное