Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N6/2011


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для бюджетных учреждений"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом выпуске представлены обзоры новых документов, актуальных для бюджетных учреждений.

Содержание выпуска соответствует разделу "Новое в законодательстве" журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2011 и обзорам из "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" за июнь 2011 г.

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2011;
– Информацию о подписке на наши издания.

Безналичные расчеты

ОФК не проверяют соответствие направления расходования средств от приносящей доход деятельности направлениям, указанным в разрешении

Для оплаты расходных обязательств по высвобождаемому имуществу средства от реализации этого имущества отражаются на лицевом счете с правом расходования

Государственный и муниципальный заказ

Заказчики теперь должны обосновывать начальную (максимальную) цену контракта на поставки товаров работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

Разместить заказ на устранение технологических ограничений действующего оборудования у единственного поставщика нельзя

Определены формы для представления в Федеральное казначейство сведений с целью регистрации на официальном сайте по госзакупкам

Медорганизацию для лечения застрахованного лица после несчастного случая на производстве следует выбирать согласно Закону № 94-ФЗ

Документооборот

Отношения, связанные при применением электронной подписи, регулируются новым законом

Здравоохранение

Определен порядок распределения средств, выделенных медорганизациям на оплату услуг по медпомощи женщинам в период беременности и родов

Определен порядок оплаты медорганизациям услуг по медпомощи, оказанной женщинам в период беременности и родов

Командировки

При загранкомандировке расходы признаются на дату утверждения авансового отчета

Наличные расчеты

Определены новые правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в органах казначейства

Налогообложение

Суммы субсидии госслужащим на приобретение жилплощади в целях исчисления НДФЛ не включаются в сумму фактически произведенных расходов

Компенсация учащимся расходов, связанных с поездками на конкурсы, не облагается НДФЛ, если они обязаны участвовать в конкурсах

При явке налогоплательщика в налоговый орган требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа может быть вручено в бумажном виде

Компенсация расходов, понесенных физическим лицом в интересах организации, не увеличивает налоговую базу по НДФЛ

Образование

Утверждено новое положение о госаккредитации образовательных учреждений и научных организаций

Разъяснены особенности переоформления свидетельств о госаккредитации, выданных образовательным учреждениям до 1 января 2011 г.

Оплата труда

Доходы ПФР, направляемые на выплату страховой части трудовых пенсий по старости выросли на 8,5%

Отчетность

Разъяснен порядок заполнения шифра страхователя в форме-4 ФСС

Страховые взносы

Разъяснен порядок начисления страховых взносов на некоторые виды выплат, производимых в пользу работников

Трудовые отношения

Определены квалификационные характеристики должностей работников высшего профобразования

Разное

Документы для подтверждения страхового стажа теперь могут выдаваться в электронном виде

Безналичные расчеты

ОФК не проверяют соответствие направления расходования средств от приносящей доход деятельности направлениям, указанным в разрешении

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 15 октября 2010 г. № 02-03-07/4077

Разъяснен порядок применения некоторых положений Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н (далее – Порядок № 88н).

Пункт 4.5 Порядка № 88н устанавливает порядок проверки органом Федерального казначейства представленных получателями средств федерального бюджета заявок на кассовый расход (ф. 0531801) и заявок на получение наличных денег (ф. 0531802) для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности. При этом Порядок № 88н не возлагает на органы Федерального казначейства контроль соответствия указанного в заявках текстового назначения платежа направлениям использования средств от приносящей доход деятельности, указанным в разрешении на осуществление приносящей доход деятельности.

Поэтому если бюджетополучатель осуществляет кассовые расходы на перечисление средств для обеспечения заявки на участие в конкурсе в целях заключения госконтрактов, то орган Федерального казначейства не должен проверять наличие данного направления использования средств в разрешении.

Для оплаты расходных обязательств по высвобождаемому имуществу средства от реализации этого имущества отражаются на лицевом счете с правом расходования

Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, письмо от 1 апреля 2011 г. № 02-03-09/1186, 42-7.4-05/5.3-213

Разъяснен вопрос об использовании средств, отраженных в разделе для учета операций по приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя "без права расходования".

Если указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, отраженным в разрешении на осуществление приносящей доход деятельности, орган Федерального казначейства зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования (пункт 4.2 Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н).

А в соответствии с законом о бюджете средства от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества, продукции военного назначения, земельных участков, а также средства от оказания услуг (выполнения работ) на основании договоров гражданско-правового характера (далее – расходные обязательства по высвобождаемому имуществу), основанием для образования которых является закон о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, могут быть перечислены в доход федерального бюджета с лицевых счетов получателей бюджетных средств только после уплаты ими расходных обязательств по высвобождаемому имуществу.

Поэтому для оплаты расходных обязательств по высвобождаемому имуществу и последующему перечислению средств в доход федерального бюджета данные поступления отражаются в разделе по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, оформленном на лицевом счете получателя бюджетных средств, с правом расходования.

Это положение распространяется также на суммы, поступившие в адрес получателей средств федерального бюджета и отраженные ранее "без права расходования" в разделе по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Государственный и муниципальный заказ

Заказчики теперь должны обосновывать начальную (максимальную) цену контракта на поставки товаров работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

В Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов..." (далее – Закон № 94-ФЗ) внесен ряд изменений.

Так, статья 9 дополнена пунктом 6.7, согласно которому при исполнении госконтракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с указанными в контракте.

В статье 11 теперь определено, что при размещении заказов Правительство РФ вправе установить к участникам размещения заказов единые дополнительные требования, в том числе квалификационные, если источником финансового обеспечения этих заказов являются целевые межбюджетные трансферты (частично или полностью), предоставляемые из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

В соответствии с новой редакцией пункта 1 статьи 15 Закона № 94-ФЗ исключение, согласно которому заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства не нужно размещать у субъектов малого предпринимательства, распространено на всех заказчиков. Раньше это относилось только к государственным заказчикам.

Согласно дополнению, внесенному в подпункт 7 пункта 2 статьи 18, в реестр контрактов не будут включаться сведения о физическом лице – поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.

Глава 1 дополнена статьей 19.1, определяющей порядок установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В частности, теперь заказчики должны обосновывать начальную (максимальную) цену контракта и отражать эту информацию в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок).

Определено, что поставляемый по контракту товар должен быть новым. Заказчик должен указать это требование в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок).

При размещении заказов на поставки машин и оборудования заказчик обязан указать в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки (если это предусмотрено технической документацией на такой товар).

Глава 6 Закона № 94-ФЗ теперь называется "Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и особенности размещения заказа в соответствии с решением Правительства Российской Федерации".

Закон № 94-ФЗ дополнен несколькими случаями, при которых заказ размещается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Так, согласно внесенному в статью 55 дополнению установлено, что заказ размещается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если бюджетное учреждение, являющееся исполнителем по контракту на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, привлекает в ходе исполнения контракта иных лиц для выполнения данных работ.

Заказ размещается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и в случае, если бюджетное учреждение выполняет НИР, ОКР или технологические работы за счет средств, не являющихся средствами бюджетов бюджетной системы РФ, которые безвозмездно и безвозвратно передаются гражданами и юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, на проведение конкретных исследований на условиях, предусмотренных грандодателями.

Глава 6 Закона № 94-ФЗ дополнена статьей 55.3, устанавливающей особенности размещения заказа в соответствии с решением Правительства РФ.

Согласно дополнениям, внесенным в статью 57, жалобу на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок участник размещения заказа может подать до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, аукционе или котировочных заявок.

Закон вступил в силу 27 апреля 2011 г.

Разместить заказ на устранение технологических ограничений действующего оборудования у единственного поставщика нельзя

Министерство экономического развития Российской Федерации, письмо от 17 марта 2011 г. № Д22-432

Разъяснены отдельные положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов..." (далее – Закон № 94-ФЗ).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ заказчик может разместить заказ у единственного поставщика в случае, если осуществляется подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам). То есть данное положение распространяется только на услуги по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения. Однако на непосредственное устранение технологических ограничений действующего оборудования оно не распространяется, так как данные услуги могут оказываться неограниченным кругом исполнителей. Поэтому для снятия технологических ограничений действующего оборудования при присоединении к тепловой сети заказчик должен заключить соответствующий государственный или муниципальный контракт в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ.

Также сообщено, что при размещении заказа на выполнение реставрационных работ значимость критерия качества работ в размере 45% может устанавливаться только для объектов культурного наследия.

Если при этом предметом размещения заказа помимо реставрационных работ являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, то размещение такого заказа должно осуществляться путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Определены формы для представления в Федеральное казначейство сведений с целью регистрации на официальном сайте по госзакупкам

Федеральное казначейство, письмо от 14 марта 2011 г. № 42-7.4-05/10.0-160

Федеральное казначейство напоминает, что с 1 января 2011 г. введен в эксплуатацию единый официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (www.zakupki.gov.ru).

Для регистрации и последующей работы на официальном сайте организации должны пройти процедуру получения сертификатов ключей электронных цифровых подписей в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14 декабря 2010 г. № 647, 22н.

Для получения полного объема сведений, необходимых для получения сертификатов ключей ЭЦП и последующей регистрации организаций на официальном сайте, а также для упрощения процедур подготовки, приема и обработки этих сведений Федеральное казначейство рекомендует использовать формы, приведенные в приложении к письму.

Медорганизацию для лечения застрахованного лица после несчастного случая на производстве следует выбирать согласно Закону № 94-ФЗ

Федеральная антимонопольная служба, письмо от 21 марта 2011 г. № АЦ/9618 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов) в части определения медицинских организаций, осуществляющих лечение застрахованного лица, после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, страховщиком"

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. № 286 утверждено Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно пункту 2 названного Положения дополнительные расходы включают в себя в том числе расходы на лечение застрахованного лица на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

А пункт 7 Положения устанавливает, что решение об оплате расходов на лечение застрахованного лица принимает страховщик на основании представляемых страхователем документов (извещение о тяжелом несчастном случае на производстве, произошедшем с застрахованным лицом, акт о расследовании этого случая на производстве с документами и материалами его расследования, прилагаемыми к акту, в том числе медицинским заключением врачебной комиссии медицинской организации о характере и степени тяжести повреждения здоровья застрахованного лица).

Расходы на лечение застрахованного лица оплачиваются на основании заключаемого страховщиком с медицинской организацией договора об оплате лечения застрахованного лица, неотъемлемой частью которого является перечень работ, услуг по лечению застрахованного лица.

Стоимость лечения застрахованного лица, предоставляемого ему медорганизацией и подлежащего оплате страховщиком, рассчитывается исходя из нормативов финансовых затрат, используемых при формировании расходов на оказание гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.

Поэтому ФАС России полагает, что определять медицинские организации, которые будут лечить застрахованное лицо после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, страховщик (заказчик) должен в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов...".

Однако если застрахованное лицо выбирает медорганизацию самостоятельно, то договор регионального отделения ФСС РФ с ней заключается без учета требований названного Закона.

Документооборот

Отношения, связанные при применением электронной подписи, регулируются новым законом

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи"

Действие Закона распространяется на отношения в области использования электронных подписей (далее – ЭП) при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.

Определены основные принципы использования ЭП.

Так, участники электронного взаимодействия вправе использовать ЭП любого вида по своему усмотрению (если только законами или соглашением между участниками не предусмотрено требование об использовании конкретного вида ЭП). Участники могут использовать любые информационные технологии и (или) технические средства, если они позволяют выполнить требования рассматриваемого Закона. ЭП или электронный документ, подписанный ЭП, не могут быть признаны не имеющими юридической силы лишь на основании того, что такая ЭП создана не собственноручно.

ЭП подразделяются на простые и усиленные. Последние, в свою очередь, могут быть квалифицированными и неквалифицированными.

Простая ЭП подтверждает факт формирования ЭП определенным лицом.

Неквалифицированная ЭП – это ЭП, полученная в результате криптографического преобразования, позволяющая определить лицо, подписавшее документ, и обнаружить факт внесения изменений в документ после его подписания. Квалифицированная ЭП кроме вышеперечисленных признаков содержит также следующие:

 ключ проверки ЭП указан в квалификационном сертификате;

 для создания и проверки ЭП используются средства ЭП, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с рассматриваемым Законом.

Закон определяет:

 условия признания электронных документов, подписанных ЭП, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью;

 полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования ЭП;

 порядок использования простой ЭП. В частности, не допускается использование простой ЭП для подписания документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;

 обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленных ЭП;

 порядок признания квалифицированной ЭП действительной;

 средства ЭП;

 функции, обязанности и ответственность удостоверяющего центра и аккредитованного удостоверяющего центра, порядок аккредитации удостоверяющего центра;

 порядок выдачи и применения сертификата ключа проверки ЭП;

 требования к квалифицированному сертификату и порядок его выдачи.

Закон вступил в силу 8 апреля 2011 г.

Здравоохранение

Определен порядок распределения средств, выделенных медорганизациям на оплату услуг по медпомощи женщинам в период беременности и родов

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 1 февраля 2011 г. № 72н "О порядке расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни"

Порядок устанавливает правила расходования средств, перечисленных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.

Названные средства перечисляются территориальными органами ФСС РФ:

 учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения;

 медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ государственных гарантий по оказанию бесплатной медпомощи гражданам РФ;

 иным медицинских организациям, в которых размещен соответствующий государственный или муниципальный заказ.

Выделяемые средства направляются на оплату труда медицинских работников, обеспечение медикаментами, оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения и дополнительное питание для беременных и кормящих женщин.

Средства, направляемые на оплату труда, распределяются в соответствии с положением об оплате труда, руководителями медицинских учреждений.

В отдельном приложении приведены критерии качества оказываемой медпомощи для определения размера средств, направляемых на оплату труда. Наличие критериев снижает долю средств, направляемых на оплату труда.

При оказании амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала направляется при отсутствии критериев – 45%, при наличии одного или более критериев – от 35 до 44% от суммы распределяемых средств за каждый конкретный случай.

При оказании стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала направляется при отсутствии критериев – 55%, при наличии одного или более критериев – от 40 до 54% распределяемых средств за каждый конкретный случай.

Определен порядок оплаты медорганизациям услуг по медпомощи, оказанной женщинам в период беременности и родов

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 1 февраля 2011 г. № 73н "О порядке и условиях оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни"

Утвержденный порядок определяет условия и устанавливает правила осуществления ФСС РФ функций по оплате услуг по медпомощи, оказанной женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.

Оплата услуг производится за счет межбюджетных трансфертов, перечисляемых на названные цели ФСС РФ из бюджета ФФОМС. Средства на оплату услуг перечисляются территориальными органами ФСС РФ на основании договора с медицинской организацией (форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1233), имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим специальностям. Оплата услуг по медицинской помощи производится на основании талонов родового сертификата (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 25 ноября 2005 г. № 701).

Описан порядок выдачи женщинам родовых сертификатов.

Услуги по медпомощи, оказываемой женскими консультациями женщинам в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе, оплачиваются в размере 3 000 руб. за каждую женщину, получившую соответствующие услуги. Услуги по медпомощи, оказываемой родильными домами в период родов и в послеродовой период, – в размере 6 000 руб. за каждую женщину при оказании ей и новорожденному соответствующих услуг. Услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, оказываемые детскими поликлиниками, – по 1 000 руб. за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка.

Описаны общие правила, а также особенности оплаты услуг для некоторых случаев, например:

– наблюдение женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе в нескольких женских консультациях;

– рождение двух и более детей, если они поставлены на диспансерный учет в разные сроки;

– поступление женщины на роды без родового сертификата.

Для оплаты услуг по медицинской помощи медицинские организации ежемесячно, до 10-го числа, должны представить в территориальные органы ФСС РФ счет на оплату с приложением талонов родовых сертификатов и соответствующих реестров талонов родовых сертификатов. Органы ФСС РФ оплачивают услуги до 20-го числа каждого месяца путем перечисления средств на лицевые (расчетные) счета медицинских организаций.

Также перечислены случаи, при которых талоны родовых сертификатов не направляются в территориальные органы ФСС РФ, а услуги не оплачиваются.

Командировки

При загранкомандировке расходы признаются на дату утверждения авансового отчета

Федеральная налоговая служба, письмо от 21 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4408 "О порядке признания командировочных расходов, произведенных в зарубежных командировках"

Разъяснен порядок признания расходов, произведенных работником в загранкомандировке, в целях налогообложения прибыли.

Согласно законодательству работодатель должен компенсировать работнику его фактические расходы, связанные с командировкой. При этом следует иметь в виду, что все операции по конвертации валюты, проводимые через обменные пункты, должны рассматриваться только как операции физических лиц. Работодатель должен компенсировать сумму в рублях, которую работник потратил для приобретения того количества валюты, которое ему потребовалось израсходовать в командировке.

Размер командировочных расходов следует определять исходя из суммы валюты, истраченной согласно первичным документам. Расходы определяются в рублях по курсу обмена, на основании справки о покупке валюты. При этом датой признания расходов в целях исчисления налога на прибыль будет являться дата утверждения авансового отчета.

Если справки о покупке валюты нет, то сумму командировочных расходов нужно определять по первичным документам, подтверждающим произведенные расходы. В этом случае сумма в рублях, включаемая в состав расходов, определяется путем пересчета суммы затрат в валюте по курсу на дату утверждения авансового отчета.

Наличные расчеты

Определены новые правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в органах казначейства

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 31 декабря 2010 г. № 199н "Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства"

Правила утверждены в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Правила устанавливают порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными деньгами:

– получателей бюджетных средств, созданных ими обособленных (структурных) подразделений, наделенных полномочиями по ведению бюджетного учета, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства;

– юридических лиц (их обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухучета), которые в соответствии с БК РФ не являются бюджетополучателями, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства (далее – неучастники бюджетного процесса);

– обособленных подразделений, не наделенных полномочиями по ведению бухучета (далее – уполномоченные подразделения).

Также Правила устанавливают порядок взноса наличных денег названными бюджетополучателями, юридическими лицами и обособленными подразделениями.

Информационный обмен между участниками осуществляется в электронном виде на основании договора об обмене электронными документами, заключенного между органом Федерального казначейства и клиентом (финансовым органом субъекта РФ). При отсутствии технической возможности электронного документооборота обмен информацией производится с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе.

В Правилах подробно рассмотрены вопросы:

– обеспечения получателей средств бюджета и неучастников бюджетного процесса наличными деньгами;

– обеспечения наличными деньгами уполномоченных подразделений;

– взноса получателем средств бюджета, неучастником бюджетного процесса и уполномоченным подразделением наличных денег, а также их учета органом Федерального казначейства.

Отдельные разделы посвящены:

– особенностям осуществления операций по осуществлению наличными деньгами с использованием карт;

– особенностям обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджета субъекта РФ и неучастников бюджетного процесса, расположенных за пределами административного центра субъекта РФ, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ;

– порядку заполнения форм документов, применяемых в соответствии с рассматриваемыми Правилами.

Речь идет о следующих формах:

– журнал регистрации бланков денежных чековых книжек;

– заявление на получение денежных чековых книжек;

– заявка на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту;

– ведомость операций уполномоченного подразделения получателя средств бюджета с наличными деньгами;

– ведомость операций уполномоченного подразделения неучастника бюджетного процесса с наличными деньгами;

– заявление на получение карт;

– журнал регистрации карт;

– расшифровка суммы средств, перечисленных на счет органа Федерального казначейства № 40116 по картам;

– расшифровка сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств.

До 1 июля 2012 г. положения Правил, установленные для бюджетополучателей, применяются к государственным (муниципальным) учреждениям, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий в соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Положения Правил, касающиеся обеспечения наличными деньгами бюджетополучателей и взноса ими наличных денег за счет средств от приносящей доход деятельности, действуют до 1 января 2012 г.

Приказ вступил в силу 17 мая 2011 г.

Налогообложение

Суммы субсидии госслужащим на приобретение жилплощади в целях исчисления НДФЛ не включаются в сумму фактически произведенных расходов

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 16 июля 2010 г. № 3-04-08/7-157

Разъяснен вопрос о включении в сумму фактически произведенных налогоплательщиком расходов, связанных с получением доходов от продажи квартиры, находящейся в собственности менее трех лет, а также сумм единовременной субсидии, предоставляемой государственным гражданским служащим на приобретение жилой площади, в целях исчисления налога на доходы физических лиц.

Согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданские служащие при определенных условиях имеют право на получение единовременной субсидии. Субсидия может предоставляться один раз за весь период гражданской службы. Порядок предоставления такой субсидии определен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63. Из пункта 31 названного Постановления следует, что субсидия перечисляется непосредственно на счета физических и юридических лиц, минуя счет гражданского служащего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат и долей в указанном имуществе, находившихся в его собственности менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб. Вместо использования права на получение вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов, облагаемых НДФЛ, на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Однако суммы единовременной субсидии не связаны с получением доходов от продажи квартиры, а также не могут служить документальным подтверждением самого факта совершения расходов. Поэтому включение их в сумму фактически произведенных расходов, связанных с получением доходов от продажи квартиры, находящейся в собственности менее трех лет, неправомерно.

Компенсация учащимся расходов, связанных с поездками на конкурсы, не облагается НДФЛ, если они обязаны участвовать в конкурсах

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 11 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-84

Разъяснен порядок обложения налогом на доходы физических лиц доходов учащихся, полученных ими в натуральной форме, в виде оплаченных образовательным учреждением расходов, связанных с участием в конкурсах.

В соответствии с законодательством суммы возмещения организацией отдельных расходов работников, находящихся во властном или административном подчинении организации, НДФЛ не облагаются.

Поэтому доходы учащихся в виде оплаты образовательным учреждением их расходов, связанных с участием в конкурсах, освобождаются от обложения НДФЛ при условии, что учащиеся обязаны участвовать в конкурсах в соответствии с образовательными программами.

При явке налогоплательщика в налоговый орган требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа может быть вручено в бумажном виде

Федеральная налоговая служба, письмо от 9 марта 2011 г. № ЯК-4-8/3612@ "О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"

Если налогоплательщик не пользуется возможностью получения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по телекоммуникационным каналам связи и явился в налоговый орган по любым основаниям, то налоговый орган обязательно должен проверить наличие у данного налогоплательщика неурегулированных сумм задолженности, в отношении которых еще не применялись меры принудительного взыскания.

Если такие суммы обнаружатся, то налоговый орган сразу же должен сформировать документ о выявлении недоимки, а также требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа и вручить его налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) для исполнения в бумажном виде.

Компенсация расходов, понесенных физическим лицом в интересах организации, не увеличивает налоговую базу по НДФЛ

Федеральная налоговая служба, письмо от 25 марта 2011 г. № КЕ-3-3/926

ФНС России разъяснила, что суммы компенсации издержек исполнителя по договору о выполнении работ или оказании услуг не облагаются НДФЛ.

Согласно законодательству к доходам, полученным физическим лицом в натуральной форме, относится стоимость услуг, оказанных в его интересах (на безвозмездной основе или с частичной оплатой).

При этом если физическое лицо несет расходы в интересах организации, то суммы, выплаченные ему в качестве компенсации, не считаются доходом в натуральной форме. А значит, не являются объектом для обложения НДФЛ.

Если же с физическим лицом заключен гражданско-правовой договор, то цена этого договора должна включать и компенсацию издержек исполнителя, и вознаграждение по договору. Причем в налоговую базу по НДФЛ должна быть включена только сумма причитающегося вознаграждения.

Образование

Утверждено новое положение о госаккредитации образовательных учреждений и научных организаций

Правительство Российской Федерации, Постановление от 21 марта 2011 г. № 184 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций"

Утвержденное положение определяет порядок государственной аккредитации следующих организаций:

 образовательных учреждений (за исключением дошкольных), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования);

 научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования.

Действие Положения не распространяется:

 на образовательные учреждения, находящихся в ведении СВР России, ФСБ России, ФСО России, на учреждения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

 на учреждения, которые вправе самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования;

 на негосударственные образовательные учреждения, действующие на территории инновационного центра "Сколково".

Аккредитация образовательных учреждений, имеющих свидетельство о госаккредитации, выданное до 1 января 2011 г., будет осуществляться не ранее чем за один год до окончания срока действия имеющегося свидетельства. Свидетельство, выданное до 1 января 2011 г., можно переоформить без изменения срока его действия, но с указанием в приложении к свидетельству укрупненных групп направлений подготовки и специальностей с (учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).

Аккредитацию проводит Рособрнадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные полномочия РФ в сфере образования.

Положение рассматривает порядок:

 проведения аккредитационной экспертизы;

 формирования и работы аккредитационной комиссии;

 выдачи свидетельства о государственной аккредитации;

 приостановления, возобновления и лишения госаккредитации.

Перечислены документы, которые организация должна подать в аккредитационный орган для проведения госаккредитации, получения и переоформления свидетельства, получения временного свидетельства.

Разъяснены особенности переоформления свидетельств о госаккредитации, выданных образовательным учреждениям до 1 января 2011 г.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, письмо от 29 марта 2011 г. № 02-77

В связи с утверждением нового Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184) Рособрнадзор сообщает, что ранее выданные свидетельства о государственной аккредитации, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока.

По желанию образовательного учреждения свидетельство, выданное до 1 января 2011 г., может быть переоформлено в части приложения с указанием укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, соответствующих аккредитованным программам.

До утверждения новых форм заявление для проведения госаккредитации рекомендовано представлять по ранее используемой форме. В заявлении следует указывать укрупненные группы направлений подготовки и специальностей. Кроме того, желательно представить отчет о результатах самообследования. Образовательные программы, по которым на момент подачи заявления федеральные государственные требования не установлены, в заявлении указывать не нужно.

Документы на проведение аккредитации и на переоформление свидетельства о госаккредитации на укрупненные группы направлений подготовки и специальностей следует представлять в одном экземпляре в сброшюрованном виде в папке (скоросшивателе) со сквозной нумерацией листов в Рособрнадзор по адресу: 117997, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 33.

Оплата труда

Доходы ПФР, направляемые на выплату страховой части трудовых пенсий по старости выросли на 8,5%

Правительство Российской Федерации, Постановление от 7 апреля 2011 г. № 256 "Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2010 год и индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, за 2010 год"

Определено, что индекс роста среднемесячной зарплаты в РФ за 2010 г. составил 1,118. Доходы ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемые на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, за 2010 г. выросли в 1,085 раза.

Отчетность

Разъяснен порядок заполнения шифра страхователя в форме-4 ФСС

Фонд социального страхования Российской Федерации, письмо от 1 апреля 2011 г. № 14-03-11/04-2866

Разъяснены особенности заполнения поля "Шифр страхователя" на титульном листе Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма-4 ФСС), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 156н.

Так, в первых трех ячейках указывается шифр, определяющий категорию плательщика страховых взносов согласно приложению 1 к порядку заполнения Расчета, в следующих двух – код для страхователей, применяющих специальные налоговые режимы ("01" – для применяющих УСН, "02" – ЕНВД, "03" – ЕСХН), в последних двух – код для казенных и бюджетных учреждений – "01". Если организация не применяет специальные налоговые режимы, то в 4–5-й ячейках шифра указываются нули. Аналогично, если плательщик страховых взносов не является казенным или бюджетным учреждением, в 6–7-й ячейках шифра проставляются нули.

Страховые взносы

Разъяснен порядок начисления страховых взносов на некоторые виды выплат, производимых в пользу работников

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, письмо от 15 марта 2011 г. № 784-19

Разъяснен порядок начисления страховых взносов на некоторые виды выплат, производимых в пользу работников.

В частности, страховые взносы во внебюджетные фонды следует начислять на выплаты, производимые в рамках трудовых договоров, в том числе на следующие виды выплат:

 работникам в период прохождения ими военных сборов;

 за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами;

 работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха;

– работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения;

– работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых, за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом.

Кроме того, страховыми взносами необходимо облагать стоимость проживания работников в гостиницах, принадлежащих организации-работодателю, а также суммы компенсаций, выплачиваемых при нарушении работодателем установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику.

Трудовые отношения

Определены квалификационные характеристики должностей работников высшего профобразования

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 11 января 2011 г. № 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"

Утверждены квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительно профессионального образования. Они предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций высшего профессионального и дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Приведенные квалификационные характеристики можно применять непосредственно в качестве нормативных документов. Также их можно использовать для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления конкретной организации, а также прав, ответственности и компетентности работников.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет разделы:

 "Должностные обязанности" (основные трудовые функции);

 "Должен знать" (основные требования в отношении специальных знаний, знаний законодательных актов и других документов, а также методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей);

 "Требования к квалификации" (уровень профессиональной подготовки работника, требования к стажу).

Определены особенности, которые следует учитывать при разработке и применении должностных инструкций (разработка инструкций по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности, использование наименования "старший", назначение на должность лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, и т.п.).

Квалификационные характеристики сгруппированы по разделам:

 должности руководителей (ректор, директор, президент образовательного учреждения; заместитель, проректор; руководитель структурного подразделения и т.д.);

 должности профессорско-преподавательского состава (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан факультета);

 должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала (диспетчер факультета, тьютор, специалист по учебно-методической работе, учебный мастер).

Разное

Документы для подтверждения страхового стажа теперь могут выдаваться в электронном виде

Правительство Российской Федерации, Постановление от 21 апреля 2011 г. № 295 "О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий"

Внесено изменение в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555.

Уточнено, что документы для подсчета страхового стажа, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут выдаваться работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.


Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2011

Грани развития: размышления у картины
Сирень
Тема номера: несчастный случай на производстве
И.В. Алексеева. Бухгалтерский учет выплат работникам, пострадавшим на производстве

Страховое обеспечение работников, пострадавших в результате производственного несчастного случая

Материальная ответственность
Возмещение ущерба, причиненного имуществу учреждения работником

Общие положения

Комплекс подготовительных мер, позволяющих привлечь работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу учреждения

Порядок действий при обнаружении ущерба

Расследование причин возникновения ущерба и установление размера причиненного ущерба

Обзор документов
Новое в законодательстве 

Безналичные расчеты

Государственный и муниципальный заказ

Документооборот

Командировки

Наличные расчеты

Налогообложение

Образование

Отчетность

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Возмещая материальный ущерб"
Справочная информация
Материалы, опубликованные в "БиНО: Бюджетные учреждения" в I полугодии 2011 года

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное