Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N11/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для бюджетных учреждений"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом выпуске представлены обзоры новых документов, актуальных для бюджетных учреждений.

Содержание выпуска соответствует разделу "Новое в законодательстве" журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2009 и обзорам из "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" за ноябрь 2009 г.

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2009;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Безналичные расчеты

Названы особенности заполнения уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа при изменении структуры КБК

Внесены изменения в порядок открытия и ведения лицевых счетов

Государственный и муниципальный заказ

Определены правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить госконтракт

Изменены способы обеспечения исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам

Разъяснены особенности размещения заказов у субъектов малого предпринимательства

Разъяснены отдельные положения законодательства о размещении госзаказа

Документооборот

Уточнен перечень документов, используемый в электронном документообороте между органом Федерального казначейства и его клиентами

Здравоохранение

Утверждены рекомендации по способам оплаты медпомощи по результатам деятельности организаций, оказывающих бесплатную медпомощь

Исполнение бюджета

Уточнены отдельные положения порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов

Наличные расчеты

При регистрации ККТ можно не представлять договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение

Налогообложение

Транспортный налог по новому месту регистрации ТС уплачивается со следующего месяца после регистрации

Средний заработок работников, привлекаемых к работе в аппарате усиления военкоматов, ЕСН не облагается

Плательщики ЕНВД обязаны уплачивать налог до снятия с учета в качестве плательщиков ЕНВД

Доходы БУ в виде родительской платы за содержание детей в детских садах облагаются налогом на прибыль

Научно-техническая деятельность

Бюджетные научные учреждения и вузы могут создавать хозяйственные общества

Определены рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ

Образование

Утверждено положение о порядке проведения аттестации научно-педагогических работников вузов

Определены квалификационные характеристики должностей работников образования

Отчетность

Разъяснен порядок отражения в декларации по НДС сумм налога по предоплате, подлежащих вычету или восстановлению

Разъяснены особенности отражения информации об убытках прошлых лет в налоговой отчетности

Разъяснено, как в декларации по налогу на прибыль отразить амортизационную премию

При отсутствии фактических значений показателей базовой доходности плательщики ЕНВД должны представлять "нулевую" декларацию

Приносящая доход деятельность

Платежи в бюджет должны быть отражены в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Средства для возмещения расходов по содержанию имущества можно отразить в разрешении как источник образования средств от приносящей доход деятельности

Разъяснен порядок действий при ошибочном зачислении на счет бюджета средств от приносящей доход деятельности

Трудовое законодательство

Часы сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени учитывают после окончания учетного периода

Безналичные расчеты

Названы особенности заполнения уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа при изменении структуры КБК

Федеральное казначейство, письмо от 5 июня 2009 г. № 42-7.4-05/5.3-313 "Об уточнении кодов бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам"

Федеральное казначейство сообщило о порядке уточнения кодов бюджетной классификации РФ по кассовым выплатам, произведенным бюджетополучателями или финорганами субъектов РФ и муниципальных образований (далее – клиенты) при изменении принципов назначения, структуры КБК.

В пределах текущего финансового года клиент вправе уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента. Это предусмотрено пунктом 2.5.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н. Для этого он должен представить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа согласно приложению к названному Порядку (код формы по КФД 0531809, далее – Уведомление).

В частности, изменения в учетные записи в части изменения КБК по произведенным клиентом кассовым выплатам вносятся, если на основании нормативных правовых актов Минфин России или финансовые органы субъектов РФ изменят принципы назначения, структуру кодов бюджетной классификации.

В этом случае в табличной части Уведомления наименование, номер и дата уточняемого документа не указываются. А в графах "сумма" Уведомления указывается общая сумма по соответствующему коду бюджетной классификации.

Внесены изменения в порядок открытия и ведения лицевых счетов

Федеральное казначейство, приказ от 28 июля 2009 г. № 4н "О внесении изменений в Приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами"

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования порядка открытия и ведения лицевых счетов внесены изменения в приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н.

Так, теперь обособленному подразделению могут быть открыты только те виды лицевых счетов, которые уже открыты создавшему его участнику бюджетного процесса. Раньше разрешалось открывать в том числе и такие счета, которые могли, но фактически не были открыты создавшему его участнику бюджетного процесса.

Определено, что органы Федерального казначейства (далее – ОФК) не вправе возвращать документы, представленные участником бюджетного процесса, если его название, указанное в учредительных документах не соответствует наименованию, указанному в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе или в документе о государственной регистрации в части прописных (заглавных) и строчных букв, наличия (отсутствия) пробелов, кавычек, скобок, знаков препинания.

Установлено, что теперь без заявления на закрытие лицевого счета будут закрываться на лицевом счете только разделы для учета операций со средствами от приносящей доход деятельности и по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Для этого необходимо оформить дополнение к разрешению на осуществление приносящей доход деятельности (на осуществление оперативно-розыскных мероприятий), указав в строке "Специальные указания" – "Отзыв разрешения". В прежней редакции без заявления закрывался также и раздел для учета операций за счет источника дополнительного бюджетного финансирования.

Внесено дополнение, согласно которому ОФК по месту обслуживания клиента в течение пяти рабочих дней после закрытия соответствующего лицевого счета должен письменно уведомить об этом клиента. Копия сообщения о закрытии соответствующего лицевого счета хранится в деле клиента.

Уточнено, что закрытие лицевых счетов осуществляется при отсутствии на них учтенных показателей и остатка денежных средств.

А отчеты о состоянии лицевого счета, которые ОФК предоставляют клиентам, должны формироваться нарастающим итогом не на последний день прошедшего месяца, а на 1-е число месяца, следующего за отчетным.

В новой редакции изложены некоторые приложения к приказу № 7н:

– Заявление на открытие лицевого счета;

– Карточка образцов подписей к лицевым счетам;

– Заявление на закрытие лицевого счета;

– Отчет о состоянии лицевого счета иного получателя.

Приказ вступил в силу 27 сентября 2009 г.

Государственный и муниципальный заказ

Определены правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить госконтракт

Правительство Российской Федерации, Постановление от 10 сентября 2009 г. № 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд"

Правительство РФ утвердило правила, по которым конкурсные комиссии будут оценивать заявки на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт. Цель такой оценки – выявление лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. Правила утверждены в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

При этом используются следующие критерии оценки:

– цена контракта;

– функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

– качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

– расходы на эксплуатацию товара;

– расходы на техническое обслуживание товара;

– сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

– срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

– объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Значимость критериев определяется в процентах. Для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100. Для оценки заявок используются не менее двух критериев, одним из которых является критерий "цена контракта". Его значимость не может быть менее 35%. Вся сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100%. Для оценки заявки рассчитывается итоговый рейтинг. При этом суммируются рейтинги по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженные на их значимость.

Определен порядок оценки заявок по каждому из критериев.

Правила действуют с 1 ноября 2009 г.

Изменены способы обеспечения исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам

Министерство экономического развития Российской Федерации, письмо от 12 августа 2009 г. № 13150-АП/Д05 "Об изменениях законодательства Российской Федерации о размещении заказов"

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ). Изменения коснулись способов обеспечения исполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам и порядка их использования. Они призваны повысить уровень защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных поставщиков, сократить риски, связанные с утратой предоставленного авансового платежа и неисполнением контрактов.

Заказчик, уполномоченный орган вправе (а если цена контракта превышает 50 000 000 руб. или по контракту предусмотрен аванс более 30% – то обязан) устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. Теперь заказчики, уполномоченные органы получили право определять в государственном или муниципальном контракте обязательства, которые должны быть обеспечены.

Перечень способов обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов при проведении конкурсов и аукционов дополняется обеспечением в виде договора поручительства. При этом определены требования к поручителям, перечень представляемых вместе с договором поручительства документов и порядок их оформления.

Страхование ответственности исключено как вид обеспечения из открытого аукциона в электронной форме. А по усмотрению заказчика, уполномоченного органа может быть исключено из допустимых видов обеспечения при проведении конкурса или аукциона.

Сообщено, что по торгам, объявляемым после 23 августа 2009 г. (дата вступления изменений в силу), документацию нужно готовить в соответствии с новыми положениями. Если же торги объявлены до этой даты, то изменения в документацию о торгах заказчик, уполномоченный орган могут вносить по своему усмотрению. При внесении изменений процедура размещения заказа должна быть завершена с учетом этих изменений. Если изменения не вносились, то процедура должна быть завершена согласно положениям, установленным в документации о торгах первоначально.

Кроме того, Минэкономразвития России напоминает, что с принятием Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ужесточается ответственность должностных лиц заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, членов комиссий за нарушения законодательства РФ о размещении заказов.

Разъяснены особенности размещения заказов у субъектов малого предпринимательства

Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, письмо от 18 августа 2009 г. № 13497-АП/Д05, от 17 августа 2009 г. № АЦ/27510 "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства"

Минэкономразвития России и ФАС России разъяснили особенности применения положений статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части обязанности государственных (муниципальных) заказчиков размещать заказы у субъектов малого предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 237 установлен перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства (далее – Перечень).

Размер от 10 до 20% общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства по Перечню, а не от каждого вида продукции, указанного в Перечне.

Заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ. А также самостоятельно выбирает способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок), при этом устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), которые не должны превышать значений, установленных названным Постановлением (15 000 000 руб.).

При размещении таких заказов участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации". Для подтверждения соответствия этим требованиям участники размещения заказа должны представить учредительные документы и продекларировать соответствие названным требованиям в заявке на участие в конкурсе (аукционе). Однако если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок заказчик не указал на необходимость соблюдения этих требований, то он будет не вправе отклонить заявку участника размещения заказа, в которой не продекларировано соответствие необходимым требованиям.

Разъяснены отдельные положения законодательства о размещении госзаказа

Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, письмо от 19 августа 2009 г. № 13613-АП/Д05 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Разъяснено применение некоторых положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ).

Заявка на участие в торгах должна быть подана по форме, установленной документацией о торгах. Если участник размещения заказа подал заявку, которая не соответствует требованиям документации о торгах, то он не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в торгах (аукционе).

В то же время заказчик, уполномоченный орган в документации о торгах обязаны предусмотреть обязательность декларирования участником размещения заказа соответствия требованиям, установленным в пунктах 2–4 части 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ.

Однако если данное положение в документации о торгах отсутствует, то, по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, отказ в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа в связи с отсутствием в его заявке декларирования названным требованиям неправомерен, так как приводит к нарушению части 2 статьи 12 Закона № 94-ФЗ.

Если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой, то заявка должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

При этом документация о торгах должна содержать требование о представлении участником размещения заказа такого решения в составе заявки, если указанные действия для такого участника являются крупной сделкой. Однако сама форма заявки, установленная документацией о торгах, такое требование содержать не должна.

Поэтому, если участник размещения заказа в составе заявки на участие в торгах не представил решения об одобрении или совершении крупной сделки, это означает, что указанное действие для такого участника крупной сделкой не является. Отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением данного решения неправомерен, поскольку также приводит к нарушению части 2 статьи 12 Закона № 94-ФЗ.

Разъяснены некоторые другие положения Закона № 94-ФЗ.

Документооборот

Уточнен перечень документов, используемый в электронном документообороте между органом Федерального казначейства и его клиентами

Федеральное казначейство, письмо от 4 марта 2009 г. № 42-7.4-05/10.7-130 "О внесении изменений в перечень документов, используемый при обмене электронными документами между органом Федерального казначейства и клиентами"

Федеральное казначейство уточнило перечень документов, используемый при обмене электронными документами между органом Федерального казначейства и его клиентами: главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, а также финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований).

Здравоохранение

Утверждены рекомендации по способам оплаты медпомощи по результатам деятельности организаций, оказывающих бесплатную медпомощь

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, письмо от 29 июня 2009 г. № 20-0/10/2-5067

Минздравсоцразвития России подготовило Рекомендации по способам оплаты медицинской помощи, ориентированным на результаты деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи (далее – Рекомендации).

Рекомендации разработаны для специалистов органов управления здравоохранением, фондов обязательного медицинского страхования, руководителей медучреждений и страховых медицинских организаций. Их цель – внедрение в практику здравоохранения эффективных способов оплаты медпомощи для обеспечения доступности и качества медпомощи, оказываемой населению и повышение экономической заинтересованности учреждений здравоохранения и персонала в результатах своего труда.

В Рекомендациях приведены критерии, по которым можно оценивать деятельность медучреждений. Результаты такой оценки могут служить основной для последующих стимулирующих выплат тем учреждениям, которые достигли соответствующих показателей.

Также Рекомендации содержат сравнительный анализ способов оплаты медпомощи, оказываемой гражданам в амбулаторных условиях и условиях стационара.

Исполнение бюджета

Уточнены отдельные положения порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов

Федеральное казначейство, приказ от 30 июля 2009 г. № 5н "О внесении изменений в Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов"

В приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н внесены изменения и уточнения. В частности, уточнено название приказа и утвержденного им порядка кассового обслуживания.

При перечислении средств бюджета с единого счета бюджета на счет иного получателя бюджетных средств финансовый орган вместе с расчетным документом представляет Расшифровку к расчетному документу (код формы по КФД 0531806). Если в расчетном документе в поле "Назначение платежа" указаны необходимые коды бюджетной классификации, то такая расшифровка не представляется (ранее было указано – может не представляться).

Органы Федерального казначейства (далее – ОФК) при наличии у них организационной и технической возможности с начала финансового года осуществляют кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (ранее было указано – могут осуществлять).

Также при наличии технической возможности ОФК предоставляют финансовым органам или получателю средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) дополнительную информацию о кассовых операциях со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) от приносящей доходы деятельности (ранее было указано – могут предоставлять).

А по письменному запросу финансового органа Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства представляют Справку об операциях по исполнению бюджета (код формы по КФД 0531821) не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки с единого счета бюджета (ранее было указано – могут представить).

Наличные расчеты

При регистрации ККТ можно не представлять договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-406

Минфин России разъяснил требование законодательства к документам, прилагаемым к заявлению о регистрации контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) в налоговом органе.

Согласно законодательству при регистрации ККТ организации должны представить в налоговый орган заявление по установленной форме. К заявлению необходимо приложить паспорт ККТ и договор о технической поддержке ККТ.

Однако требования о представлении договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности на помещение законодательство не содержит. Поэтому налоговые органы не вправе требовать эти документы при регистрации ККТ, а тем более отказать в регистрации ККТ из-за непредставления этих документов.

Налогообложение

Транспортный налог по новому месту регистрации ТС уплачивается со следующего месяца после регистрации

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11

Минфин России разъяснил особенности исчисления и уплаты транспортного налога.

Согласно налоговому законодательству в случае регистрации или снятия с учета транспортного средства (далее – ТС) транспортный налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году. При этом месяц регистрации и месяц снятия с регистрации ТС принимаются за полный месяц.

Количество дней регистрации ТС при исчислении транспортного налога не учитывается. Если налогоплательщик в течение одного месяца снял ТС с регистрации и зарегистрировал его в другом субъекте РФ, то он должен уплатить налог по состоянию на 1-е число месяца по старому месту регистрации. А по новому месту регистрации налог нужно будет уплачивать со следующего месяца.

Напомним, что транспортный налог является региональным налогом, поэтому его исчисление и уплата должны осуществляться в соответствии с законодательством, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Средний заработок работников, привлекаемых к работе в аппарате усиления военкоматов, ЕСН не облагается

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 16 сентября 2009 г. № 03-04-08-02/31

Разъяснен порядок обложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование среднего заработка, выплачиваемого работникам, привлекаемым к работе в аппарате усиления военных комиссариатов.

Работники на время исполнения ими государственных или общественных обязанностей освобождаются от работы с сохранением за ним места работы (должности). Это определено статьей 170 Трудового кодекса РФ.

Работа в аппарате усиления военных комиссариатов относится к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности. Гражданам за время участия в этих мероприятиях по месту постоянной работы выплачивается средний заработок. Кроме того, им компенсируются расходы (в частности, связанные с проездом).

Выплаты среднего заработка в этом случае не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей в рамках трудовых договоров и производятся за счет средств федерального бюджета. Поэтому они не облагаются ЕСН. А в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" эти выплаты не облагаются и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Плательщики ЕНВД обязаны уплачивать налог до снятия с учета в качестве плательщиков ЕНВД

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 17 сентября 2009 г. № 03-11-09/317

Минфин России разъяснил особенности порядка уплаты единого налога на вмененный доход.

Согласно налоговому законодательству система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности и применяется наряду с иными налоговыми режимами.

Объектом налогообложения при применении ЕНВД является вмененный, то есть потенциально возможный, доход налогоплательщика. Поэтому обязанность налогоплательщика по уплате ЕНВД возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности (ее приостановления).

Если налогоплательщик принял решение приостановить предпринимательскую деятельности, облагаемую ЕНВД, он может подать в налоговый орган заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Однако до снятия с учета он обязан уплачивать ЕНВД независимо от фактической длительности периода приостановления деятельности.

Доходы БУ в виде родительской платы за содержание детей в детских садах облагаются налогом на прибыль

Федеральная налоговая служба, письмо от 5 августа 2009 г. № ШС-20-3/1100 "О налогообложении прибыли образовательных учреждений"

ФНС России разъяснила порядок обложения налогом на прибыль организаций родительской платы, вносимой за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, финансируемых из бюджета.

Согласно налоговому законодательству бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения является полученная организацией прибыль, которая рассчитывается как разница между полученными доходами и произведенными расходами. При этом перечень доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении, является закрытым.

Плата, взимаемая с родителей в соответствии с законодательством РФ за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, не внесена в перечень доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли. Поэтому указанная родительская плата является выручкой от реализации услуг бюджетного учреждения и облагается налогом на прибыль.

Однако следует заметить, что названные учреждения в пределах сумм выручки, получаемой ими за содержание детей, могут учесть расходы на их содержание.

Научно-техническая деятельность

Бюджетные научные учреждения и вузы могут создавать хозяйственные общества

Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"

Теперь бюджетные научные учреждения и вузы вправе создавать хозяйственные общества для практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности.

Соответствующие положения включены в федеральные законы:

– от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

– от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Изменения в связи с возникновением таких хозяйственных обществ внесены также в федеральные законы от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Подробней об этом см. статью в "БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2009.

Определены рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ

Министерство образования и науки Российской Федерации, письмо от 7 августа 2009 г. № ВМ-788/04 "О реализации Федерального закона"

С принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" бюджетные научные учреждения и вузы, в том числе созданные государственными академиями наук, получили право создавать хозяйственные общества. Для этого им не требуется согласие федеральных органов исполнительной власти или государственных академий наук, в ведении которых они находятся.

Определены условия и последовательность действий, необходимых для создания хозяйственных обществ.

Отмечено, что научные и образовательные учреждения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах созданных хозяйственных обществ только с предварительного согласия государственных органов или государственных академий наук, в ведении которых они находятся.

Однако доходы от распоряжения долями (акциями), а также часть прибыли хозяйственных обществ (дивиденды) поступают в самостоятельное распоряжение учреждений. Они учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждений их авторам, а также на осуществление своей уставной деятельности. В случае создания хозяйственных обществ в уставы научных и образовательных учреждений и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым подведомственны данные учреждения, должны быть внесены соответствующие изменения.

Образование

Утверждено положение о порядке проведения аттестации научно-педагогических работников вузов

Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ от 6 августа 2009 г. № 284 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников"

Утвержденное Положение определяет порядок проведения аттестации профессорско-преподавательского состава и научных работников образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Аттестацию проводит аттестационная комиссия, состав которой утверждает ректор образовательного учреждения.

Аттестация работников проводится по представлению кафедры (другого структурного подразделения) на основании объективной и всесторонней оценки деятельности работников. Представление должно содержать мотивированную оценку профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого, а также результатов его профессиональной деятельности. Работник имеет право представить в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность за аттестационный период.

По результатам аттестации комиссия принимает решение о соответствии работника занимаемой должности. Если комиссия пришла к выводу, что работник не соответствует своей должности, то трудовой договор с ним может быть расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Приказ вступил в силу 16 октября 2009 г. С этой даты Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908, не применяется в части проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Определены квалификационные характеристики должностей работников образования

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 14 августа 2009 г. № 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

Минздравсоцразвития России утвердило раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Квалификационные требования, предъявляемые к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда. Компетентность работников образования определяется на основании анализа профессиональной, коммуникативной, инновационной и правовой составляющих.

Разработанные характеристики способствуют правильному подбору кадров и установлению единого подхода в определении должностных обязанностей работников. Квалификационные характеристики можно использовать в качестве основы при разработке должностных инструкций.

Раздел содержит квалификационные характеристики:

– руководителей образовательных учреждений;

– педагогических работников;

– учебно-вспомогательного персонала.

Отчетность

Разъяснен порядок отражения в декларации по НДС сумм налога по предоплате, подлежащих вычету или восстановлению

Федеральная налоговая служба, письмо от 23 июля 2009 г. № 3-1-10/529

Специалисты ФНС России уточнили порядок отражения в декларации по налогу на добавленную стоимость сумм налога, предъявленных покупателю при перечислении предоплаты, и сумм налога, ранее принятых к вычету по перечисленной покупателем предоплате.

Поскольку Порядок заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 136н, не регламентирует порядок отражения сумм НДС по предоплате, специалисты ФНС России рекомендуют:

– сумму НДС, предъявленную покупателю при перечислении предоплаты (частичной оплаты) и подлежащую вычету у покупателя, отражать по строке 220 раздела 3 декларации по НДС;

– суммы НДС, ранее принятые к вычету при перечислении покупателем предоплаты (частичной оплаты) и подлежащие восстановлению, отражать по строке 190 раздела 3 декларации по НДС.

Разъяснены особенности отражения информации об убытках прошлых лет в налоговой отчетности

Федеральная налоговая служба, письмо от 27 июля 2009 г. № 3-2-10/18@ "О разъяснении порядка заполнении декларации по налогу на прибыль"

ФНС России разъяснила особенности отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций информации об убытках прошлых лет.

Согласно статье 283 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, понесшие убыток в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка (или его часть), то есть перенести убыток на будущее.

Остатки неперенесенного убытка на начало налогового периода отражаются по строкам 010, 030 и 040 приложения № 4 к листу 2 декларации за I квартал. Остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода определяется с учетом убытка, полученного за текущий налоговый период, и отражается по строкам 160 и 180 приложения № 4 к листу 2 декларации за текущий налоговый период.

В последующих налоговых периодах налоговую базу можно уменьшить на сумму остатка полученного убытка как в отчетных, так и в налоговых периодах. Отражать уменьшение налоговой базы необходимо по строке 110 листа 02 декларации. То есть остаток неперенесенного убытка по состоянию на начало года может быть учтен в уменьшение налоговой базы за полугодие и 9 месяцев, если даже приложение № 4 в составе декларации отсутствует.

Разъяснено, как в декларации по налогу на прибыль отразить амортизационную премию

Федеральная налоговая служба, письмо от 10 августа 2009 г. № ШС-22-3/626@ "О заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций"

ФНС России сообщила о порядке отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций амортизационной премии.

С 1 января 2009 г. при исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщики в составе расходов имеют право учитывать расходы на капитальные вложения (амортизационную премию).

До внесения изменений в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций сумму указанных расходов необходимо отражать по строке 044 Приложения № 2 к Листу 02 "Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам".

При отсутствии фактических значений показателей базовой доходности плательщики ЕНВД должны представлять "нулевую" декларацию

Федеральная налоговая служба, письмо от 27 августа 2009 г. № ШС-22-3/669@ "О представлении "нулевых" налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности"

ФНС России разъяснила порядок представления налоговых деклараций плательщиками единого налога на вмененный доход.

Согласно налоговому законодательству обязанность по представлению налоговой декларации по ЕНВД возникает у налогоплательщиков в связи с фактическим осуществлением деятельности, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД. При этом деятельность считается осуществляемой, даже если отсутствует конечный результат (доход).

Плательщики ЕНВД обязаны встать на учет в налоговых органах (сняться с учета) в пятидневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД (прекращения такой деятельности). А в период осуществления такой деятельности они обязаны представлять декларации по ЕНВД независимо от того, получают они доход или нет.

Поэтому при отсутствии фактических значений физических показателей базовой доходности плательщик ЕНВД должен представить "нулевую" декларацию. Причем обязанность представлять налоговые декларации по ЕНВД сохраняется за налогоплательщиком до момента его снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД.

Приносящая доход деятельность

Платежи в бюджет должны быть отражены в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 23 июля 2009 г. № 02-03-09/2983

Минфин России разъяснил особенности порядка перечисления налогов и доходов от оказания платных услуг, подлежащих перечислению в бюджет, за счет средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности.

Средства от приносящей доход деятельности в валюте РФ учитываются на лицевых счетах ФБУ, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. ФБУ могут расходовать их в пределах остатков средств на лицевых счетах в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями) и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Порядок осуществления таких операций утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н.

Согласно пункту 4.5 названного Порядка суммы, которые ФБУ указывает в Заявках на кассовый расход, не должны превышать остаток средств от приносящей доход деятельности. При этом не учитываются средства, зачисленные на лицевой счет получателя без права расходования. Однако это требование не распространяется на следующие заявки на кассовый расход:

– на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является получатель;

– для уплаты не включаемых в состав расходов налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ.

Поэтому при перечислении бюджетополучателями налоговых и иных обязательных платежей в бюджет за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, орган Федерального казначейства не контролирует наличие в разрешении данного направления использования внебюджетных средств.

Вместе с тем в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год и сведениях о сметных назначениях платежи в бюджет в соответствии с законодательством РФ должны быть отражены следующим образом:

– оплата налогов и сборов, включаемых в состав расходов, – по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ;

– оплата налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль организаций, НДС), – по соответствующим кодам доходов от приносящей доход деятельности, отражающих объекты налогообложения.

При этом главный распорядитель вправе установить требование, чтобы при формировании сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности в ней были отражены показатели соответствующего кода доходов бюджета для уплаты налогов, не включаемых в состав расходов. Это можно сделать путем выделения отдельной суммы либо включения суммы налога в сумму дохода, отражающего объект налогообложения.

Средства для возмещения расходов по содержанию имущества можно отразить в разрешении как источник образования средств от приносящей доход деятельности

Федеральное казначейство, письмо от 11 августа 2009 г. № 42-7.4-05/5.3-477

Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. № 58-ФЗ в пункт 3 части 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" были внесены изменения. Согласно этим изменениям гражданско-правовые договоры, предусматривающие возмещение арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества, могут являться правовыми основаниями образования средств от приносящей доход деятельности.

Однако в некоторых случаях участники правоотношений не заключают договоры аренды на пользование иными юридическими лицами части помещений в зданиях, находящихся в распоряжении разных юридических лиц. Это происходит, например, в следующих случаях:

– часть помещений в зданиях, в которых расположены федеральные бюджетные учреждения, принадлежит иным юридическим лицам на основании договоров безвозмездного пользования;

– здание закреплено на праве оперативного управления за различными юридическими лицами, при этом договоры на обеспечение всего здания коммунальными, эксплуатационными и административно-хозяйственными услугами заключаются только с одним из них. А остальные возмещают ему оплату названных услуг.

В этих случаях в генеральных разрешениях в качестве источника образования средств от приносящей доход деятельности могут быть указаны средства, получаемые с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

Разъяснен порядок действий при ошибочном зачислении на счет бюджета средств от приносящей доход деятельности

Федеральное казначейство, письмо от 18 августа 2009 г. № 42-7.4-05/5.3-487

Федеральное казначейство разъяснило порядок действий при ошибочном зачислении на счет 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" (40204 "Средства местных бюджетов") средств, полученных бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) от приносящей доход деятельности.

Если указанные средства, поступившие на эти счета, отражены как невыясненные поступления, то соответствующий администратор невыясненных поступлений должен представить в орган Федерального казначейства (далее – ОФК) Заявку на возврат (код формы по КФД 0531803). На основании Заявки ОФК сформирует платежное поручение на перечисление средств со счета, открытого ОФК на счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", на счет 40603 "Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации" (40703 "Счета негосударственных предприятий. Некоммерческие организации").

В Заявке администратор должен указать:

– в графе 9 "Назначение платежа" раздела 1 "Реквизиты документа" в скобках перед текстовым указанием назначения платежа – код бюджетной классификации, по которому данные суммы подлежат отражению;

– в графе 4 "Лицевой счет" раздела 3 "Реквизиты получателя" – номер лицевого счета получателя бюджетных средств (лицевого счета бюджета), на котором подлежат отражению указанные суммы.

Трудовое законодательство

Часы сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени учитывают после окончания учетного периода

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, письмо от 31 августа 2009 г. № 22-2-3363

Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России разъяснил порядок оплаты сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочной считается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Поэтому подсчитать количество часов переработки при суммированном учете рабочего времени можно только после окончания учетного периода. Порядок оплаты сверхурочной работы един: за первые два часа работы – не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 11/2009

Увольнение работников в связи с изменениями условий трудового договора и сокращением численности и (или) штата
Порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности при межведомственной реорганизации
Учет средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений
Практическое применение бюджетной классификации: вопросы и ответы
Возмещение ФСС расходов по нетрудоспособности
Инновационный закон для бюджетных НИИ и вузов: комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ
Новое в законодательстве
Кроссворд "Увольнение"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2008 г. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (6 журналов, 6 сборников документов и 2 сборника документов на CD) составляет 5 446 руб., а за 2008 г. (12 журналов, 12 сборников документов и 4 сборника документов на CD) – 6 752 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное