Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N10/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для бюджетных учреждений"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом выпуске представлены обзоры новых документов, актуальных для бюджетных учреждений.

Содержание выпуска соответствует разделу "Новое в законодательстве" журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2009 и обзорам из "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" за октябрь 2009 г.

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2009;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Бюджетная классификация

Определены рекомендации по применению КОСГУ

Бюджетный учет

Органы Федерального казначейства должны отражать поступления в разделе вновь открытого счета

В бюджетном учете и отчетности структура кодового обозначения показателей изменения остатков средств на счетах едина

Безналичные расчеты

Проводится эксперимент по обеспечению бюджетополучателей наличными деньгами с использованием банковских карт

Гарантии и компенсации

Выплата отпускной компенсации семье работника "северного" БУ больше не зависит от периода нахождения работника в отпуске

Сотрудник, уволенный в связи с утратой доверия и вновь поступивший на работу, имеетправо на "северную" надбавку в полном объеме

Государственный и муниципальный заказ

Возможность заключения муниципального контракта с единственным поставщиком заказчик должен согласовать с органом субъекта РФ

В форме сведений о госконтракте в расшифровке подписи руководителя инициалы могут стоять как до, так и после фамилии

Исполнение бюджета

Утверждены общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов

Операции по взысканию межбюджетных субсидий будут проводиться в соответствии с новым порядком учета поступлений в бюджет

Налогообложение

Определены российские организации, гранты которых не подлежат налогообложению

Если покупатель произвел предоплату в инвалюте, то ему необходимо отразить возникшую курсовую разницу

Операции по реализации физлицам нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования, облагаются НДС

Если расходы на ремонт ОС не предусмотрены бюджетными ассигнованиями, то их можно учесть при налогообложении прибыли

Доходы БУ от оказания платных услуг учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Стандартные вычеты по НДФЛ предоставляются и за те месяцы, когда у налогоплательщика не было доходов

Плательщики ЕНВД вправе предложить органам муниципальных образований скорректировать коэффициент К2

Амортизационную премию следует восстанавливать в периоде реализации ОС

При реализации муниципального имущества НДС уплачивают органы местного самоуправления

Разъяснен порядок составления счетов-фактур налоговыми агентами

Расходы на оплату труда иностранца можно учесть, даже если истек срок его разрешения на работу в РФ

При предоплате товаров в иностранной валюте курсовых разниц не возникает

Оплата труда

С осужденных к исправительным работам алименты по исполнительным документам взыскиваются со всего заработка

Ответственность

Штраф за несвоевременную подачу декларации придется заплатить даже в случае последующей подачи уточненной декларации

Отчетность

Разъяснены особенности заполнения ф. 2-НДФЛ

Пенсионное обеспечение

Определен индекс роста доходов ПФР на выплату страховой части трудовых пенсий

Определен коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии исходя из уровня роста цен

Пошлины

Разъяснен порядок уплаты госпошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд

Проверки

Разработаны рекомендации по проведению проверок медучреждений по вопросам учета талонов родовых сертификатов

Налоговые органы могут исполнять запросы госорганов только в отношении достоверности сведений о доходах госслужащих

Расчеты с бюджетом

Изменены требования к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов из бюджетов субъектов РФ и муниципальных районов

Социальное страхование

Принят закон о страховых взносах во внебюджетные фонды

Лечебно-профилактическое питание работников будет финансироваться за счет взносов на страхование от несчастных случаев

Трудовое законодательство

Стандарты безопасности труда отнесены к государственным нормативным требованиям охраны труда

Бюджетная классификация

Определены рекомендации по применению КОСГУ

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 21 июля 2009 г. № 02-05-10/2931

Минфин России направил Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления

Сообщено, что письма Минфина России и Федерального казначейства, разъясняющие применение экономической классификации расходов бюджетов в 2005–2007 гг. и классификации операций сектора государственного управления в 2008 г., применению не подлежат.

А письма Минфина России и Федерального казначейства, разъясняющие порядок применения КОСГУ с 1 января 2009 г., могут быть применены лишь получателем письма и органом, с которым он взаимодействует (орган Федерального казначейства, проверяющий орган и др.) при принятии соответствующего решения в целях реализации возложенных на них полномочий.

Методические рекомендации разъясняют положения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н, в части применения статей и подстатей КОСГУ. Их необходимо использовать:

– при составлении, исполнении, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

– осуществлении операций по приносящей доход деятельности;

– санкционировании расходов и осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.

В письме подробно расписаны рекомендации по применению КОСГУ по группам:

– 200 "Расходы";

– 300 "Поступление нефинансовых активов".

Группы детализированы статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в письме, кодами КОСГУ не являются, а предназначены для структурирования текста Методических рекомендаций.

Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей), не являются закрытыми.

Бюджетный учет

Органы Федерального казначейства должны отражать поступления в разделе вновь открытого счета

Федеральное казначейство, письмо от 16 января 2009 г. № 42-7.04-05/5.3-8

Приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н был утвержден Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, который вступил в силу 1 января 2009 г.

Контрагенты в платежных документах на возврат дебиторской задолженности могут ошибочно указать ранее действующий номер лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности, который был закрыт или переоформлен в связи с принятием названного Порядка. Однако органы Федерального казначейства должны отразить указанные поступления в разделе лицевого счета бюджетополучателя для учета операций по приносящей доход деятельности, открытого (переоформленного) указанному в платежному поручении бюджетополучателю в соответствии с новым Порядком.

В бюджетном учете и отчетности структура кодового обозначения показателей изменения остатков средств на счетах едина

Федеральное казначейство, письмо от 27 июля 2009 г. № 42-7.4-05/2.2-439 "О применении органами Федерального казначейства письма Минфина России от 19 мая 2009 года № 02-03-09/2042"

Сообщено, что органы Федерального казначейства при отражении в бюджетном учете и отчетности операций со средствами от приносящей доход деятельности должны применять ту же структуру кодового обозначения показателей изменения остатков средств на счетах, что установлена для отражения операций по изменению остатков средств на счетах по учету бюджетных средств. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н, в 1–3-м разрядах кода изменения остатков средств на счетах указывается код главы 100 "Федеральное казначейство", а в 12–13-м разрядах – код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов.

Безналичные расчеты

Проводится эксперимент по обеспечению бюджетополучателей наличными деньгами с использованием банковских карт

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 4 июня 2009 г. № 49н "Об утверждении Порядка проведения эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт"

Утвержден согласованный с Банком России Порядок проведения эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт.

Эксперимент проводится на территории Краснодарского края до 1 ноября 2009 г. Наличными денежными средствами с использованием банковских карт обеспечиваются бюджетополучатели, которым в Управлении Федерального казначейства по Краснодарскому краю и его отделениях открыты лицевые счета получателей бюджетных средств и лицевые счета по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений.

Операции по обеспечению бюджетополучателей наличными денежными средствами, а также по внесению ими наличных денежных средств с использованием банковских карт учитываются на счетах органов Федерального казначейства, открытых им в банках на балансовом счете № 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям".

УФК по Краснодарскому краю должно произвести отбор банков путем проведения открытого аукциона в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Банки должны проводить и учитывать операции с наличными денежными средствами на счетах № 40116 без оплаты их услуг.

Для получения карт клиенту необходимо предоставить в орган Федерального казначейства Заявление на получение карт по форме, приведенной в приложении к Порядку.

До 10 ноября 2009 г. Федеральное казначейство должно отчитаться перед Минфином России информацию об итогах эксперимента и предложения по его применению.

Гарантии и компенсации

Выплата отпускной компенсации семье работника "северного" БУ больше не зависит от периода нахождения работника в отпуске

Правительство Российской Федерации, Постановление от 12 августа 2009 г. № 659 "О внесении изменения в пункт 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей"

Раньше абзац 2 пункта 3 упомянутых в названии документа Правил содержал условие, согласно которому оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него) производилась в период нахождения работника в отпуске. Однако решением Верховного суда РФ от 18 марта 2009 г. № ГКПИ09-92 это положение было признано недействующим. Поэтому теперь данное условие исключено из Правил.

Постановление вступило в силу 28 августа 2009 г.

Сотрудник, уволенный в связи с утратой доверия и вновь поступивший на работу, имеет право на "северную" надбавку в полном объеме

Верховный суд Российской Федерации, решение от 10 июня 2009 г. № ГКПИ09-536

Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 (далее – Инструкция), установлено право лиц, работающих в этих районах, на получение надбавок к зарплате в зависимости от непрерывного стажа их работы и устанавливает порядок исчисления такого стажа.

Однако согласно подпункту "д" пункта 27 Инструкции непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в связи с утратой доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности. По мнению заявителя, данное положение не соответствует нормам Трудового кодекса РФ и нарушает его трудовые права.

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате. Надбавка за работу в названных районах (местностях) по своей сути относится к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях, и зависит только от стажа работы в этих районах (местностях). В то же время в Инструкции получение надбавки ставится в зависимость от непрерывного стажа работы в этих районах (местностях).

Кроме того, ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не связывают выплату данной надбавки с причинами расторжения трудового договора.

Поэтому подпункт "д" пункта 27 Инструкции был признан недействующим.

Государственный и муниципальный заказ

Возможность заключения муниципального контракта с единственным поставщиком заказчик должен согласовать с органом субъекта РФ

Министерство экономического развития Российской Федерации, приказ от 15 июня 2009 г. № 215 "О внесении изменений в Порядок согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 3 мая 2006 г. № 124"

Теперь при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования возможность заключения муниципального контракта с единственным поставщиком заказчик должен согласовать с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта РФ (ранее – с уполномоченным органом местного самоуправления). Для этого заказчик должен направить в данный орган письменное обращение.

Уточнены сведения, которые должно содержать обращение о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также перечень прилагаемых документов.

В форме сведений о госконтракте в расшифровке подписи руководителя инициалы могут стоять как до, так и после фамилии

Федеральное казначейство, письмо от 10 июня 2009 г. № 42-7.4-05/5.2-326

Федеральное казначейство разъяснило особенности заполнения строки "Руководитель" в формах "Сведения о государственном или муниципальном контракте (его изменении), заключенном государственным или муниципальным заказчиком" и "Сведения об исполнении (о прекращении действия) государственного или муниципального контракта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 807. В указанной строке проставляется подпись руководителя заказчика (иного уполномоченного лица) и дается расшифровка его подписи – полностью либо с указанием инициалов, которые могут быть расположены как перед, так и после фамилии.

Исполнение бюджета

Утверждены общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 11 июня 2009 г. № 51н "Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета"

Утверждены Общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

Определено, что не использованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки целевых средств подлежат возврату в бюджет, из которого были предоставлены. Возвратить их должны органы государственной власти, органы местного самоуправления, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета по возврату остатков целевых средств. Порядок возврата устанавливает финансовый орган публично-правового образования, из бюджета которого были предоставлены целевые средства, с учетом требований, установленных данным приказом.

Если эти средства не будут перечислены в доход соответствующего бюджета до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, то финорган должен направить в территориальный орган Федерального казначейства (далее – ТОФК), осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, из которого не возвращены неиспользованные остатки целевых средств, приказ о взыскании неиспользованных остатков.

Форму такого приказа финорган разрабатывает самостоятельно. Перечислены сведения и реквизиты, которые должны быть включены в такую форму.

Также финорган должен представить в ТОФК сведения, позволяющие однозначно определить администраторов доходов, за которыми закреплены полномочия по администрированию доходов по возврату неиспользованных остатков целевых средств.

Неиспользованные остатки целевых средств ТОФК на основании Заявок на возврат (код по КФД 0531803) возвращает на счет № 40101 УФК по субъекту РФ по месту нахождения соответствующих главных администраторов доходов.

Также утвержден Порядок взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета.

Утратили силу приказы Минфина России, которыми ранее были утверждены аналогичные требования и порядок.

Операции по взысканию межбюджетных субсидий будут проводиться в соответствии с новым порядком учета поступлений в бюджет

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 26 июня 2009 г. № 65н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2007 г. № 97н "Об Общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов"

Внесенные изменения связаны, в частности, с принятием нового Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. № 92н (взамен утратившего силу порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. № 116н).

Так, операции по взысканию межбюджетных субсидий территориальные органы Федерального казначейства теперь проводят в соответствии с указанным Порядком на основании Справки ф. 0531453 (ранее применялась Справка ф. 0512090).

Сформулированы особенности заполнения названной Справки.

Налогообложение

Определены российские организации, гранты которых не подлежат налогообложению

Правительство Российской Федерации, Постановление от 15 июля 2009 г. № 602 "Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению"

Правительством РФ определен перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых для поддержки науки, образования, культуры и искусства не подлежат налогообложению.

Если покупатель произвел предоплату в инвалюте, то ему необходимо отразить возникшую курсовую разницу

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 20 мая 2009 г. № 03-03-06/1/331

Минфин России разъяснил порядок налогового учета курсовых разниц, возникающих при перечислении предоплаты стоимости проектных работ в иностранной валюте.

При расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов (расходов) необходимо учитывать положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. При этом обязательства, выраженные в иностранной валюте, необходимо пересчитать в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату перехода права собственности на имущество, на дату исполнения обязательств и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода – в зависимости от того, что произошло раньше.

Поэтому если предварительная оплата произведена в иностранной валюте, то при исчислении налога на прибыль необходимо учесть доходы (расходы) в виде возникающей курсовой разницы.

Операции по реализации физлицам нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования, облагаются НДС

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 23 июня 2009 г. № 03-07-11/166

Минфин России сообщил, облагаются ли налогом на добавленную стоимость операции по реализации физическим лицам нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования.

Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Пунктом 2 статьи 146 статьи Налогового кодекса РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами обложения НДС. Операции по реализации физическим лицам нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования, в данном пункте не поименованы. Указанные операции также не включены в перечень операций, не облагаемых НДС, определенный в статье 149 НК РФ.

Поэтому названные операции признаются объектом обложения НДС.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации физическим лицам нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования, правомерно предъявлять к оплате соответствующую сумму НДС.

Если расходы на ремонт ОС не предусмотрены бюджетными ассигнованиями, то их можно учесть при налогообложении прибыли

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 30 июня 2009 г. № 03-03-06/4/55

Минфин России сообщил, какие затраты бюджетного учреждения можно учесть в расходах в целях налогообложения прибыли.

В целях налогообложения прибыли бюджетные учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. Согласно налоговому законодательству при исчислении базы по налогу на прибыль доходы от коммерческой деятельности можно уменьшить на сумму фактически произведенных расходов, связанных с ведением этой деятельности.

В частности, в составе расходов учитываются суммы амортизации, начисленной по амортизируемому имуществу, а также расходы на ремонт и содержание основных средств, приобретенных за счет коммерческой деятельности и используемых в целях осуществления такой деятельности.

Кроме того, в составе расходов можно учесть расходы на ремонт основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств и используемых для ведения некоммерческой деятельности, если бюджетные ассигнования не предусматривают финансовое обеспечение таких расходов.

Доходы БУ от оказания платных услуг учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 7 июля 2009 г. № 03-03-05/129

Минфин России напомнил о порядке налогового учета бюджетными учреждениями доходов от оказания платных услуг, а также о порядке применения бюджетными учреждениями системы налогообложения единого налога на вмененный доход.

Бюджетные учреждения определяют налоговую базу по налогу на прибыль в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, приведен в статье 251 НК РФ и является исчерпывающим. Средства, полученные бюджетными учреждениями за оказание платных услуг, в статье 251 НК РФ не поименованы. Следовательно, они учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ. При введении ЕНВД на соответствующей территории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих указанные виды предпринимательской деятельности, в том числе для бюджетных учреждений (статья 346.28 НК РФ).

Суммы ЕНВД зачисляются на счета органов Федерального казначейства, а затем распределяются в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Стандартные вычеты по НДФЛ предоставляются и за те месяцы, когда у налогоплательщика не было доходов

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 21 июля 2009 г. № 03-04-05-01/574

Минфин России разъяснил порядок предоставления стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц за те месяцы, когда у налогоплательщика не было доходов.

Стандартные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 218 Налогового кодекса РФ, предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода.

Если сумма налоговых вычетов за год окажется больше суммы доходов, облагаемых по ставке 13%, то в этом году налоговая база принимается равной нулю. То есть стандартный налоговый вычет не может быть перенесен на следующий год.

Однако если в течение года в отдельные месяцы у налогоплательщика доходов не было или сумма стандартных налоговых вычетов превысила сумму доходов, то разница между этими суммами переносится на следующие месяцы в течение этого года.

Поэтому если в течение года стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено статьей 218 НК РФ, то по окончании года он может подать в налоговый орган заявление с приложением к нему налоговой декларации и документов, подтверждающих право на вычеты. А налоговый орган должен будет произвести перерасчет налоговой базы.

Плательщики ЕНВД вправе предложить органам муниципальных образований скорректировать коэффициент К2

Федеральная налоговая служба, письмо от 27 апреля 2009 г. № ШС-22-3/342@ "О доведении информации до налогоплательщиков единого налога на вмененный доход"

ФНС России сообщила о возможности плательщиков единого налога на вмененный доход повлиять на налоговую нагрузку.

Особенностью системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД является исчисление налога не с фактически полученной прибыли, а исходя из усредненных значений базовой доходности для каждого вида деятельности, по которому возможно применение ЕНВД. Представительные органы муниципальных образований могут ввести корректирующий коэффициент базовой доходности К2 (от 0,005 до 1), который учитывает факторы, влияющие на результаты предпринимательской деятельности в каждом муниципальном образовании.

Если налогоплательщики считают, что размер налоговой нагрузки при осуществлении вида деятельности, в отношении которого в муниципальном образовании введен ЕНВД, не соответствует размеру получаемых доходов, то они вправе обратиться в представительные органы муниципальных образований с предложениями об изменении коэффициента базовой доходности К2.

Амортизационную премию следует восстанавливать в периоде реализации ОС

Федеральная налоговая служба, письмо от 10 июня 2009 г. № ШС-22-3/461@ "О порядке восстановления амортизационной премии в 2009 году"

Специалисты ФНС России разъяснили порядок восстановления амортизационной премии при реализации основных средств ранее чем через пять лет с момент их ввода в эксплуатацию, а также порядок определения их остаточной стоимости.

Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика применить механизм амортизационной премии. Однако при реализации основных средств, по которым был применен механизм амортизационной премии, ранее чем по истечении пяти лет с момента их ввода в эксплуатацию, суммы амортизационной премии подлежат восстановлению. Это означает, что при реализации таких основных средств учтенная ранее сумма амортизационной премии должна быть включена в состав внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что при реализации амортизируемого имущества налогоплательщики вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость амортизируемого имущества. Согласно налоговому законодательству она определяется как разница между первоначальной стоимостью основного средства и суммой начисленной амортизации. При этом сумма амортизации включает в себя амортизационную премию.

При реализации муниципального имущества НДС уплачивают органы местного самоуправления

Федеральная налоговая служба, письмо от 13 июля 2009 г. № ШС-22-3/562@ "О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации муниципального имущества физическим лицам"

ФНС России сообщила, что при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, физическим лицам обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возникает у органов местного самоуправления, которые осуществляют данные операции.

Разъяснен порядок составления счетов-фактур налоговыми агентами

Федеральная налоговая служба, письмо от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@ "О порядке составления счетов-фактур налоговыми агентами"

ФНС России разъяснила порядок составления счетов-фактур налоговыми агентами и сообщила о возможности принятия к вычету налога на добавленную стоимость по выданным авансам.

В июне 2009 г. вступили в силу новые положения Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, обязывающие налоговых агентов выставлять счета-фактуры при покупке ими товаров (работ услуг) у иностранных лиц или аренде государственного или муниципального имущества.

В связи с этим ФНС России указала на особенности заполнения счета-фактуры налоговыми агентами. Так, в строках 2, 2а и 2б налоговый агент должен проставить данные продавца, а в строке 5 – номер и дату платежно-расчетного документа, свидетельствующего о перечислении суммы налога в бюджет или об оплате приобретенных товаров, услуг.

Первый экземпляр счета-фактуры, составленного при исчислении НДС (при полной или частичной предоплате или при приобретении товаров (работ, услуг)), налоговые агенты регистрируют в книге продаж. Налог исчисляется либо в момент предоплаты (полной или частичной) либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг). Соответственно, счет-фактура выписывается не позднее пяти календарных дней, считая со дня предоплаты или оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).

Счет-фактура, составленный налоговым агентом, подписывается налоговым агентом (руководителем и главным бухгалтером организации или уполномоченными в установленном порядке лицами).

Второй экземпляр счета-фактуры налоговые агенты регистрируют в книге покупок после возникновения права на налоговый вычет.

Налоговые агенты вправе производить уплату НДС в бюджет как при предоплате товаров (работ, услуг), то есть до момента принятия их на учет, так и при оплате принятых на учет товаров (работ, услуг). Однако налоговые агенты – покупатели, которые исчисляют и уплачивают НДС с сумм предоплаты товаров (работ, услуг), не могут предъявить к вычету НДС по выданным авансам до момента принятия на их учет, так как у них отсутствуют счета-фактуры, выставленные продавцами. В этом случае уплаченные в бюджет суммы НДС подлежат вычету только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов, подтверждающих факт их принятия на учет.

Расходы на оплату труда иностранца можно учесть, даже если истек срок его разрешения на работу в РФ

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, письмо от 12 февраля 2009 г. № 16-15/012340

Специалисты УФНС России по г. Москве разъяснили порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов на оплату труда иностранных работников.

Согласно законодательству работодатель вправе привлекать и использовать труд иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения. Иностранный гражданин, в свою очередь, также может осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

В налоговом законодательстве предусмотрено, что при налогообложении прибыли полученные доходы могут быть уменьшены на любые начисления работникам, предусмотренные нормами российского законодательства, трудовыми договорами или контрактами. Поэтому если иностранный гражданин трудится в российской организации на основании трудового договора, то работодатель вправе учитывать затраты, связанные с оплатой труда этого работника, в составе расходов на оплату труда.

При этом, ссылаясь на письмо Минфина России от 26 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/144, специалисты налоговой службы отмечают, что для целей налогообложения прибыли не важно, имеется у работодателя разрешение на привлечение и использование труда иностранного работника или нет.

При предоплате товаров в иностранной валюте курсовых разниц не возникает

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, письмо от 24 марта 2009 г. № 16-15/026381

УФНС России по г. Москве сообщило свое мнение в отношении курсовых разниц, возникающих при предварительной оплате товаров в иностранной валюте.

При расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов (расходов) необходимо учитывать положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Однако переоценка выплаченных в иностранной валюте авансов в целях налогообложения прибыли Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Поэтому при полной или частичной предоплате стоимости товара в иностранной валюте по оплаченной стоимости товара доходов (расходов) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы не возникает.

Оплата труда

С осужденных к исправительным работам алименты по исполнительным документам взыскиваются со всего заработка

Верховный суд Российской Федерации, решение от 14 мая 2009 г. № ГКПИ09-389

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Первоначально абзацем 2 пункта 4 названного Перечня было установлено, что с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, алименты взыскиваются и  всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.

Затем Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 517 в данный абзац внесены изменения. Согласно новой редакции алименты с указанных лиц взыскиваются из всего заработка и иного дохода после вычета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.

Заявитель оспаривает эту норму, так как после ее вступления в силу выплата алиментов прекратилась.

Частью 2 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определено, что возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в ПФР и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы.

Поскольку оспариваемая норма противоречит статье 107 УИК РФ и нарушает права получателей алиментов, суд признал оспариваемую норму недействующей.

Ответственность

Штраф за несвоевременную подачу декларации придется заплатить даже в случае последующей подачи уточненной декларации

Федеральная налоговая служба, письмо от 1 апреля 2009 г. № ШС-22-7/240@

Специалисты ФНС России разъяснили порядок привлечения налогоплательщиков к ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций.

Согласно налоговому законодательству при подаче налогоплательщиком уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки все действия налогового органа в отношении ранее поданной декларации полностью прекращаются. Некоторые налогоплательщики пытались воспользоваться этой нормой, чтобы избежать ответственности, предусмотренной за несвоевременную подачу деклараций.

Сам факт подачи уточненной декларации после срока, установленного для подачи деклараций, не является правонарушением. Но если был нарушен срок подачи изначальной декларации, ответственности избежать не удастся. В этом случае на налогоплательщика будет наложен штраф в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса РФ.

При этом сумма штрафа будет рассчитана на основании данных, указанных в уточненной декларации или полученных по результатам камеральной проверки уточненной декларации.

Отчетность

Разъяснены особенности заполнения ф. 2-НДФЛ

Федеральная налоговая служба, письмо от 3 июня 2009 г. № 3-5-03/749

ФНС России разъяснила особенности заполнения пунктов 4.1 и 4.6 Справки о доходах физического лица (ф. 2-НДФЛ).

В пункте 4.1 Справки отражаются суммы стандартных налоговых вычетов, установленных статьей 218 Налогового кодекса РФ, и имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, на которые физическое лицо имело право в отчетном налоговом периоде. В пункте 4.6 Справки отражается общая сумма предоставленных имущественных налоговых вычетов.

При этом если в графе "Сумма вычета" пункта 4.1 Справки отразить суммы, указанные в уведомлении о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет, то при неполном использовании вычета в налоговом периоде невозможно определить размер его остатка, переходящего на последующие налоговые периоды (как по основным расходам, так и по процентам). Поэтому в пункте 4.1 Справки следует отразить суммы фактически предоставленных в отчетном периоде налоговых вычетов.

Пенсионное обеспечение

Определен индекс роста доходов ПФР на выплату страховой части трудовых пенсий

Правительство Российской Федерации, Постановление от 23 июля 2009 г. № 609 "Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2008 год и индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, за 2008 год"

Правительство РФ утвердило индексы, которые согласно пункту 8 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" используются при расчете пенсионного капитала:

– индекс роста среднемесячной зарплаты в РФ за 2008 г. – 1,272;

– индекс роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, за 2008 г. – 1,269.

Определен коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии исходя из уровня роста цен

Правительство Российской Федерации, Постановление от 23 июля 2009 г. № 611 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2009 г. страховой части трудовой пенсии"

С 1 августа 2009 г. коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии исходя из уровня роста цен составляет 1,075. Напомним, что этот коэффициент устанавливается Правительством РФ в соответствии с подпунктом 4 пункта 7 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пошлины

Разъяснен порядок уплаты госпошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 30 июля 2009 г. № 03-05-06-03/34

Минфин России разъяснил особенности уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Размеры госпошлины по таким делам определены в статье 333.21 Налогового кодекса РФ и зависят от предмета исковых требований.

Так, при подаче в арбитражный суд заявления о признании нормативного (ненормативного) правового акта недействующим (недействительным) или о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц организации уплачивают госпошлину в размере 2 000 руб. При подаче заявлений неимущественного характера – также в размере 2 000 руб.

Порядок уплаты госпошлины определен статьей 333.18 НК РФ. Например, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, то в соответствии с пунктом 2 названной статьи госпошлина уплачивается ими в равных долях.

При подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются госпошлины, установленные для исковых заявлений имущественного и неимущественного характера (статья 333.22 НК РФ).

Поэтому при предъявлении несколькими истцами совместного искового заявления, содержащего единое требование, госпошлина уплачивается истцами совместно в равных долях. Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов, госпошлина уплачивается каждым из них исходя из размера заявляемого им требования.

Проверки

Разработаны рекомендации по проведению проверок медучреждений по вопросам учета талонов родовых сертификатов

Фонд социального страхования Российской Федерации, письмо от 6 февраля 2009 г. № 02-10/04-956

ФСС РФ разработал рекомендации по проведению проверок учреждений здравоохранения для контроля за организацией учета, хранения, правильностью выдачи и обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов (далее – Рекомендации).

Рекомендации регулируют вопросы, связанные с проведением выездных проверок учреждений здравоохранения, в которых размещен государственный (муниципальный) заказ по оказанию медицинской помощи женщинам в до- и послеродовой периоды на основании талонов родовых сертификатов.

Проверка должна проводиться не реже одного раза в год и может охватывать отчетный период (квартал), предшествовавший проведению проверки, и текущий период года.

Срок проверки не может превышать пяти календарных дней. При этом срок проверки может быть увеличен, если учреждение имеет филиалы, но не более чем на три дня на каждый филиал.

В Рекомендациях определен порядок проведения проверок, а также приведены критерии отбора медицинских учреждений, которыми работники региональных отделений Фонда или их отделений должны руководствоваться при составлении плана проведения проверок.

Налоговые органы могут исполнять запросы госорганов только в отношении достоверности сведений о доходах госслужащих

Федеральная налоговая служба Российской Федерации, письмо от 9 июля 2009 г. № ШС-22-3/556@ "О проведении проверки по запросам государственных органов"

ФНС России уточнила порядок проведения проверок сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих на основании запросов госорганов.

Основанием для проверки является полученная от государственных органов информация о несоблюдении госслужащими установленных законодательством ограничений или о представлении ими недостоверных или неполных сведений.

Налоговые органы могут исполнять запросы госорганов только в отношении достоверности сведений о доходах госслужащих и граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы. При этом ответ на такие запросы дается в формате "Да"/"Нет".

Расчеты с бюджетом

Изменены требования к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов из бюджетов субъектов РФ и муниципальных районов

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 22 июня 2009 г. № 59н "О внесении изменений в Общие требования к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных районов, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. № 104н"

Уточнено, что операции по взысканию суммы остатка непогашенного кредита осуществляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, который утвержден приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. № 92н.

Указаны особенности заполнения Справки органа Федерального казначейства (код формы по КФД 0531453), утвержденной названным Порядком. В первой строке в графе 11 "Код по БК" указывается код классификации доходов бюджетов РФ, по которому осуществляется отражение средств, взысканных из соответствующего местного бюджета (бюджета поселения), во второй строке в графе 11 "Код по БК" – код классификации доходов бюджетов РФ, по которому указанные средства подлежат зачислению в бюджет субъекта РФ (муниципального района).

Поступления, отраженные в бюджетном учете муниципального образования (бюджета поселения) как невыясненные поступления, подлежат уточнению в установленном порядке.

Сумма невыясненных поступлений отражается в графе 11 "Поступления" Ведомости кассовых поступлений в бюджет (код формы по КФД 0531812).

Погашение расходов по обслуживанию выданных средств, предоставленных из бюджета субъекта РФ (бюджета муниципального района) на возвратной основе местным бюджетам (бюджетам поселений), погашение иной задолженности местных бюджетов (бюджетов поселений), штрафов, пени по ним отражаются в графе 5 "Кассовые выплаты за день" Сводной ведомости по кассовым выплатам из бюджета (код формы по КФД 0531813).

Социальное страхование

Принят закон о страховых взносах во внебюджетные фонды

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

Принятие Закона связано с тем, что с 1 января 2010 г. отменяется единый социальный налог и вводится уплата страховых взносов во внебюджетные фонды.

Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС (территориальные фонды ОМС), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой названных страховых взносов. Его действие не распространяется на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В Законе рассмотрены:

– вопросы уплаты страховых взносов и обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов;

– права и обязанности плательщиков страховых взносов и контролирующих органов;

– особенности контроля за уплатой страховых взносов.

Кроме того, определено, что относится к нарушениям законодательства РФ о страховых взносах и какова ответственность за их совершение.

В отдельной главе рассмотрен порядок обжалования актов контролирующих органов и действий (бездействия) его должностных лиц.

За исключением отдельных положений Закон вступит в силу 1 января 2010 г.

В 2010 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов: в ПФР – 20%, в ФСС РФ – 2,9%, в ФФОМС – 1,1%, в территориальные фонды ОМС – 2%. А в 2011 г. соответственно – 26; 2,9; 2,1 и 3%.

Лечебно-профилактическое питание работников будет финансироваться за счет взносов на страхование от несчастных случаев

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 6 августа 2009 г. № 573н "О внесении изменений в Правила финансирования в 2008 году и в плановый период 2009–2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н"

Расходы на обеспечение работников, занятых на работах с особо вредными производственными факторами, лечебно-профилактическим питанием будут финансироваться за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Чтобы получить такое финансирование, организация-страхователь должна обратиться с соответствующим заявлением в исполнительный орган ФСС РФ по месту регистрации до 15 сентября текущего года.

Перечислены документы, которые необходимо приложить к этому заявлению.

Трудовое законодательство

Стандарты безопасности труда отнесены к государственным нормативным требованиям охраны труда

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 206-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

С 1 января 2010 г. в Трудовой кодекс РФ вводится понятие "стандарты безопасности труда". Стандарты безопасности труда отнесены к государственным нормативным требованиям охраны труда, которые обязаны соблюдать все работодатели. Таким образом, стандарты безопасности труда, в том числе разработанные и введенные в действие еще в советское время, официально введены в состав нормативно-правовых актов в области охраны труда.


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2009

Внедрение НСОТ в учреждении
Уточнение сумм заработной платы и налогов
Ответственность за нарушения трудового законодательства
Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Возмещение Фондом социального страхования РФ расходов работодателя на оплату листа нетрудоспособности
Новое в законодательстве
Судоку "Внедрение"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2008 г. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (6 журналов, 6 сборников документов и 2 сборника документов на CD) составляет 5 446 руб., а за 2008 г. (12 журналов, 12 сборников документов и 4 сборника документов на CD) – 6 752 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное