Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N8/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для бюджетных учреждений"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Обращаем Ваше внимание на то, что Издательский дом "БиНО" открыл новую рассылку "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"


Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом выпуске представлены обзоры новых документов, актуальных для бюджетных учреждений.

Содержание выпуска соответствует разделу "Новое в законодательстве" журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2009 и обзорам из "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" за август 2009 г.

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2009;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Бюджетная классификация

При отражении в учете операций по приносящей доход деятельности БУ показатели кодируют по правилам, установленным финорганом

Бюджетное законодательство

Минфин России сообщил, каким порядком пользоваться при приостановлении операций по лицевым счетам

Продлен срок действия разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств от приносящей доход деятельности

Если бюджетополучатели не переоформят разрешения в срок, то они не смогут расходовать средства от приносящей доход деятельности

Бюджетный учет

Сообщено, как отразить операции, связанные с подпиской на периодические издания, за счет бюджетных средств

Государственная служба

Определены квалификационные требования к госслужащим территориальных органов ФНС России

Государственный и муниципальный заказ

Контракт с победителем аукциона заключается независимо от применяемой им системы налогообложения

Разъяснены вопросы, связанные с госзаказом на поставки товаров отечественного происхождения

Госзаказчики при размещении заказов обязаны эффективно использовать бюджетные средства

Гражданская оборона

Уточнен порядок использования запасов средств в целях гражданской обороны

Документооборот

Определены правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти

Исполнение бюджета

Разъяснен порядок открытия учреждениям МВД России лицевых счетов в органах Федерального казначейства

Соглашения и регламенты, не соответствующие БК РФ, можно перезаключать до 1 января 2010 г.

Налогообложение

Брат (сестра) может получить вычет по НДФЛ, если оплачивает обучение своего брата (сестры)

Разъяснено, как БУ при исчислении налога на прибыль может учесть расходы по оплате коммунальных услуг

Расходы на проезд командированного работника на такси до аэропорта можно учесть при налогообложении прибыли

Выплаты органов опеки в пользу приемных родителей по договорам о передаче детей на воспитание облагаются ЕСН

Компенсации, не связанные с возмещением расходов, освобождаются от НДФЛ без документального подтверждения

Первоначальная стоимость ОС, выявленных при инвентаризации, определяется исходя из рыночных цен

При налогообложении прибыли БУ не учитывают суммы списанной кредиторской задолженности по финансируемой из бюджета деятельности

Суммы предоплаты по договору поставки, товары по которому не отгружены в срок, не являются сомнительной задолженностью

Компенсация за использование сотрудниками мобильных телефонов в служебных целях не облагается НДФЛ и ЕСН

При расчете пособия по болезни в среднем заработке учитывают начисления за работу на условии внутреннего совместительства

Оплата труда

Санитарки, оказывающие непосредственную медпомощь в период родов, имеют право на оплату в рамках родового сертификата

Оплата труда, Новые системы оплаты труда

Подготовлены рекомендации по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования

Ответственность

Установлена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области образования

За несвоевременное представление налоговой декларации за отчетный период штраф составит 50 руб.

Отчетность

Формы финансовой отчетности об исполнении бюджета представляются в Счетную палату РФ согласно новому порядку

По обособленному подразделению, закрытому в течение года, вместо расчетов авансовых платежей нужно представить декларации

Статистика

Утверждена новые формы статистического наблюдения за составом кадров госслужбы

Утверждены новые формы статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений

Разное

Учреждения-бюджетополучатели не могут предусматривать в договорах энергоснабжения предоплату

Бюджетная классификация

При отражении в учете операций по приносящей доход деятельности БУ показатели кодируют по правилам, установленным финорганом

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 19 мая 2009 г. № 02-03-09/2042

Минфин России разъяснил вопрос о порядке применения бюджетной классификации РФ в части операций со средствами от приносящей доход деятельности.

Бюджетным кодексом РФ установлен единый состав бюджетной классификации, применяемый как для осуществления бюджетной деятельности, так и деятельности, приносящей доход. Сегодня этот состав отражен в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н (далее – Указания № 145н).

По приносящей доход деятельности определена классификация доходов: главный администратор доходов бюджета, вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент), подвид доходов, классификация операций сектора государственного управления.

Кроме того, для отражения бюджетными учреждениями расходов и изменения остатка средств на счетах по операциям со средствами от приносящей доход деятельности финорганы соответствующего бюджета устанавливают коды классификации в соответствии со структурой, предусмотренной Указаниями № 145н.

Так, федеральные бюджетные учреждения формируют такие коды в соответствии с Порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденным приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н (далее – Порядок № 88н). Согласно этому порядку структура кодового обозначения состоит из кода главы, установленного Указаниями № 145н, и кода классификации операций сектора государственного управления, относящегося:

– к расходам бюджетов – для обозначения показателей расходов;

– к источникам финансирования дефицитов бюджетов – для обозначения показателей остатка средства на счетах.

Таким образом, при формировании сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, а также отражении в бюджетном учете и отчетности операций по приносящей доход деятельности федеральные бюджетные учреждения при кодировании показателей должны руководствоваться Указаниями № 145н и Порядком № 88н. А бюджетные учреждения субъекта РФ (муниципального образования) – Указаниями № 145н и правилами, установленными финорганом субъекта РФ (муниципального образования).

Бюджетное законодательство

Минфин России сообщил, каким порядком пользоваться при приостановлении операций по лицевым счетам

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 10 апреля 2009 г. № 02-03-07/1508

Минфин России сообщил о несоответствии положений статьей 166.1 и 284 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно статье 166.1 БК РФ приостановление операций по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства, осуществляется в порядке, установленном Минфином России. А согласно статье 284 БК РФ – в порядке, установленном Правительством РФ. Это несоответствие уже учтено в проекте поправок в Кодекс.

До вступления в силу указанных поправок Минфин России предлагает пользоваться Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2003 г. № 328 "Об утверждении Правил приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства".

Продлен срок действия разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств от приносящей доход деятельности

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 18 июня 2009 г. № 56н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 88н"

До 1 декабря 2009 г. продлен срок действия генеральных разрешений и разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства, выданных (оформленных) в соответствии с  приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н.

Напомним, что первоначально эти разрешения должны были действовать до 1 марта 2009 г. Затем срок их действия был продлен до 1 июля 2009 г. (приказ Минфина России от 27 февраля 2009 г. № 17н).

Если бюджетополучатели не переоформят разрешения в срок, то они не смогут расходовать средства от приносящей доход деятельности

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 25 июня 2009 г. № 02-03-09/2558

Минфин России напоминает, что приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н установлены новые формы генерального разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями и разрешения на осуществление приносящей доход деятельности и порядок их оформления.

Если до прекращения срока действия генеральных разрешений и разрешений, оформленных ранее в соответствии с приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н, не будут оформлены новые, то орган Федерального казначейства откажет бюджетополучателю в приеме платежных документов на осуществление кассовых расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. Суммы поступлений будут отражены как суммы без права расходования. Напомним, что приказом Минфина России от 18 июня 2009 г. № 56н срок действия старых генеральных разрешений и разрешений продлен до 1 декабря 2009 г.

Также сообщено, что сегодня нет возможности оформить дополнения к генеральным разрешениям, выданным в соответствии с приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н.

Бюджетный учет

Сообщено, как отразить операции, связанные с подпиской на периодические издания, за счет бюджетных средств

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 20 мая 2009 г. № 02-06-10/2062

Минфин России сообщил, какими бухгалтерскими записями отражаются в бюджетном учете операции, связанные с отнесением на расходы стоимости подписки на периодические печатные издания по договору подписки, произведенные за счет бюджетных средств.

Государственная служба

Определены квалификационные требования к госслужащим территориальных органов ФНС России

Федеральная налоговая служба, приказ от 24 апреля 2009 г. № ММ-7-4/259@ "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы"

Определены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей госслужащими центрального аппарата и территориальных органов ФНС России для категорий:

– "руководители" (для главной и ведущей группы должностей);

– "помощники (советники)" (для главной и ведущей группы должностей);

– "специалисты" (для ведущей и старшей группы должностей);

– "обеспечивающие специалисты" (для ведущей, старшей и младшей групп должностей).

Государственный и муниципальный заказ

Контракт с победителем аукциона заключается независимо от применяемой им системы налогообложения

Министерство экономического развития Российской Федерации, письмо от 29 апреля 2009 г. № Д05-2144

Минэкономразвития России разъяснило вопрос о заключении государственного (муниципального) контракта по результатам аукциона при применении победителем специальных режимов налогообложения.

При проведении аукциона заказчик устанавливает в документации об аукционе начальную (максимальную) цену контракта. При этом он должен учесть все факторы, влияющие на цену (условия и сроки поставки, риски повышения цены, иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг)). Кроме того, заказчик должен указать, как формируется цена контракта, – с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.

Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный или муниципальный контракт по результатам аукциона заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.

Поэтому контракт заключается с победителем аукциона вне зависимости от того, какую систему налогообложения он применяет.

Разъяснены вопросы, связанные с госзаказом на поставки товаров отечественного происхождения

Министерство экономического развития Российской Федерации, письмо от 5 мая 2009 г. № 6989-АП/Д05 "О разъяснении вопросов, связанных с применением Приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд"

Минэкономразвития России совместно с ФАС России разъяснило отдельные вопросы, связанные с применением приказа Минэкономразвития России от  декабря 2008 г. № 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд" (далее – приказ № 427). Рассмотрены следующие вопросы:

– распространяются ли положения приказа № 427 на торги, объявленные до вступления его в силу. Сообщено, что торги, объявленные до вступления в силу названного приказа, следует завершить без учета его положений;

– случаи, в которых предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения;

– о предоставлении преференций участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке российских товаров, при проведении конкурса или аукциона на поставку товаров для нужд обороны страны и безопасности государства;

– о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа № 427, происходящих из иностранных государств (с примером);

– о порядке предоставления преференций при проведении аукционов (с примером);

– о корректировке цены контракта для участника конкурса, заявке которого присвоен второй номер, или участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, при уклонении победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта (при расторжении контракта с победителем по решению суда);

– о документах, подтверждающих страну происхождения товара, которые подаются в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе;

– о документах, подтверждающих страну происхождения товара, которые должен представить поставщик при исполнении контракта;

– о порядке определения страны происхождения товара.

Госзаказчики при размещении заказов обязаны эффективно использовать бюджетные средства

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, письмо от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813

Росфиннадзор обращает внимание своих территориальных управлений, на  то, что в ходе проведения ревизий (проверок) они должны выявлять, применяли ли бюджетные учреждения – государственные заказчики правовые механизмы, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Эти механизмы направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств и защиту интересов госзаказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении госконтрактов.

К ним, в частности, относятся:

– установление госзаказчиком требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе (за исключением аукциона в электронной форме), а также требования об обеспечении исполнения госконтракта;

– включение в госконтракт условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

– невключение в госконтракт условия об авансовых платежах;

– установление в госконтракте этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и поэтапной приемки товаров, результатов работ или услуг.

Использование названных механизмов относится к числу прав заказчика и оставлено на его усмотрение. Вместе с тем, по мнению Росфиннадзора, реализация заказчиком данных прав представляется необходимой во всех случаях и должна рассматриваться как показатель эффективности использования бюджетных средств.

Когда действиями (бездействием) недобросовестного поставщика (исполнителя, подрядчика) интересам заказчика причинен вред, неприменение упомянутых мер должно рассматриваться как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и признак неэффективного использования бюджетных средств.

Гражданская оборона

Уточнен порядок использования запасов средств в целях гражданской обороны

Правительство Российской Федерации, Постановление от 15 июня 2009 г. № 473 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379"

Уточнено, что запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее – запасы) предназначены для оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также уточнен состав запасов медицинских и иных средств. Так, запасы иных средств включают в себя (помимо указанных ранее) средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля.

Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России совместно с Минэкономразвития России. Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований.

Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их органами исполнительной власти и организациями.

Документооборот

Определены правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти

Правительство Российской Федерации, Постановление от 15 июня 2009 г. № 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"

Утвержденные правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Они не распространяется на организацию работы с документами, содержащими государственную тайну.

Правила определяют:

– порядок создания документов;

– требования к организации документооборота;

– требования к формированию документального фонда;

– особенности работы с электронными документами.

Также определен перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота.

На основе утвержденных правил федеральные органы исполнительной власти могут издавать свои инструкции по делопроизводству

Организация и ведение делопроизводства в федеральном органе исполнительной власти осуществляются его структурным подразделением, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, а также лицами, ответственными за ведение делопроизводства в других структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти.

Росархив до 1 января 2010 г. должен утвердить методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Исполнение бюджета

Разъяснен порядок открытия учреждениям МВД России лицевых счетов в органах Федерального казначейства

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 3 июня 2009 г. № 02-03-10/2249

Минфин России разъяснил порядок открытия учреждениям МВД России лицевых счетов получателей средств бюджета субъекта РФ для осуществления операций по расходам бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.

Бюджетополучатель вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого он находится. При этом он может быть включен в перечень подведомственных бюджетополучателей только одного главного распорядителя. Поэтому он может быть участником бюджетного процесса только бюджета публично-правового образования, его создавшего.

Однако до принятия федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, расходы бюджетов различных уровней следует учитывать на лицевых счетах, открытых учреждениям МВД России в органах Федерального казначейства. Это определено статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Поэтому соглашение об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета) заключать не нужно.

Соглашения и регламенты, не соответствующие БК РФ, можно перезаключать до 1 января 2010 г.

Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, письмо от 23 апреля 2009 г. № 06-03-05-001, 42-7.4-05/5.3-224 "О продлении срока приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации соглашений и регламентов"

Минфин России и Федеральное казначейство сообщают о продлении до 1 января 2010 г. срока завершений мероприятий по приведению в соответствие с бюджетным законодательством соглашений и регламентов, заключенных с нарушением положений Бюджетного кодекса РФ.

Напомним, что первоначально эти мероприятия предполагалось завершить до 1 августа 2009 г. (письмо Минфина России, Федерального казначейства от 13 февраля 2009 г. № 06-02-11/65, 42-7.4-05/5.3-76)

Налогообложение

Брат (сестра) может получить вычет по НДФЛ, если оплачивает обучение своего брата (сестры)

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 120-ФЗ "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2009 г. брат (сестра) студента в возрасте до 24 лет, который обучается в институте по очной форме, имеет право на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц. Раньше такой вычет предоставлялся родителям, опекунам и попечителям. Брату или сестре такой вычет мог быть предоставлен, только если они являлись опекуном или попечителем своего брата (сестры).

Разъяснено, как БУ при исчислении налога на прибыль может учесть расходы по оплате коммунальных услуг

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 13 мая 2009 г. № 03-03-06/4/35

Разъяснен порядок учета бюджетными учреждениями расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и на ремонт основных средств, произведенных за счет доходов от приносящей доход деятельности.

Бюджетные учреждения, получающие доходы от приносящей доход деятельности, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) за счет этой деятельности и полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Если бюджетными ассигнованиями предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов на ремонт основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения такие расходы принимаются пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Если же бюджетными ассигнованиями такое финансирование не предусмотрено, то указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по приносящей доход деятельности при условии, что данные расходы связаны с ведением такой деятельности. При этом в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы.

Расходы на проезд командированного работника на такси до аэропорта можно учесть при налогообложении прибыли

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 22 мая 2009 г. № 03-03-06/1/339

Минфин России разъяснил, вправе ли организация учесть в расходах затраты на проезд командированного работника на такси до аэропорта (вокзала) при направлении в командировку и от аэропорта (вокзала) по возвращении из командировки.

В целях исчисления налога на прибыль организация уменьшает полученные доходы на сумму экономически оправданных и документально подтвержденных расходов.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Поэтому если сумма затрат на проезд командированного работника на такси документально подтверждена и экономически обоснована, то организация может учесть их в расходах. При этом проверять экономическую обоснованность произведенных налогоплательщиком расходов должны налоговые органы.

Выплаты органов опеки в пользу приемных родителей по договорам о передаче детей на воспитание облагаются ЕСН

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 2 июня 2009 г. № 03-04-06-02/39

Минфин России разъяснил порядок обложения единым социальным налогом выплат, производимых органами опеки в пользу приемных родителей по договорам о передаче детей на воспитание.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью предусматривает оплату труда приемных родителей. Предмет такого договора – это фактические и юридические действия, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка. В соответствии с гражданским законодательством такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ объектом обложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Поэтому выплаты органами опеки и попечительства вознаграждения за выполненную работу в пользу приемных родителей по указанным договорам являются объектом обложения ЕСН. При этом в налоговую базу по ЕСН в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС, эти выплаты не включаются (пункт 3 статьи 238 НК РФ).

Компенсации, не связанные с возмещением расходов, освобождаются от НДФЛ без документального подтверждения

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 4 июня 2009 г. № 03-04-07-01/190

Минфин России разъяснил порядок освобождения от налога на доходы физических лиц некоторых видов компенсационных выплат.

При расчете НДФЛ следует иметь ввиду, что если выплаченная компенсация возмещает расходы физического лица, то для ее правомерного освобождения от налогообложения требуется документальное подтверждение произведенных расходов. Это правило распространяется, в частности, на компенсации, выплачиваемые в соответствии со статьей 164 Трудового кодекса РФ.

Однако не все компенсации такого рода требуют документального подтверждения. Например, если командированный сотрудник не представил документы, подтверждающие расходы по найму жилья, то компенсация таких расходов все равно освобождается от налогообложения в пределах норм, установленных налоговым законодательством (не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке).

Компенсации, не связанные с возмещением расходов налогоплательщика, не требуют документального подтверждения расходов при налогообложении. Но следует помнить, что перечень доходов, не подлежащих налогообложению, установлен в статье 217 Налогового кодекса РФ и является закрытым.

Первоначальная стоимость ОС, выявленных при инвентаризации, определяется исходя из рыночных цен

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 10 июня 2009 г. № 03-03-06/1/392

Минфин России разъяснил порядок налогового учета амортизируемого имущества, выявленного при проведении инвентаризации.

До 1 января 2009 г. Налоговый кодекс РФ не предусматривал порядка определения первоначальной стоимости имущества, выявленного при проведении инвентаризации. Поэтому такое имущество принималось к налоговому учету по нулевой стоимости.

С 1 января 2009 г. первоначальную стоимость амортизируемого имущества, выявленного при инвентаризации, следует определять как сумму, в которую оценено такое имущество (пункт 1 статьи 257 НК РФ). В налоговом учете стоимость выявленного имущества необходимо определять, исходя из рыночной цены с учетом положений статьи 40 НК РФ. Напомним, что согласно пункту 4 статьи 40 НК РФ рыночной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических условиях. При определении и признании рыночной цены можно использовать официальные источники информации о рыночных ценах.

Следует отметить, что налог на имущество, уплачиваемый по выявленным основным средствам, при расчете налога на прибыль может быть учтен в составе расходов.

При налогообложении прибыли БУ не учитывают суммы списанной кредиторской задолженности по финансируемой из бюджета деятельности

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 15 июня 2009 г. № 03-03-06/4/43

Минфин России разъяснил, учитываются ли в целях налогообложения прибыли суммы списанной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, образовавшейся при ведении деятельности, финансируемой из бюджета.

В отношении средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, выделенных бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов, но не использованных ими в течение налогового периода либо использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

Поэтому суммы списанной бюджетным учреждением кредиторской задолженности (в связи с истечением срока исковой давности или при ликвидации кредитора), образовавшейся при ведении деятельности, финансируемой из бюджета, в налоговую базу по налогу на прибыль не включаются.

Суммы предоплаты по договору поставки, товары по которому не отгружены в срок, не являются сомнительной задолженностью

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 17 июня 2009 г. № 03-03-06/1/398

Минфин России разъяснил порядок учета в целях исчисления налога на прибыль сумм оплаты по договору поставки, если товары не были отгружены в срок.

Задолженность перед организацией, возникшая в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и не погашенная в установленные договором сроки, будет являться сомнительным долгом (пункт 1 статьи 266 Налогового кодекса РФ). Суммы такой задолженности могут включаться в резерв по сомнительным долгам, если это установлено в учетной политике организации.

Суммы же, уплаченные организацией в рамках договора поставки, сомнительной задолженностью являться не могут, так как товары не реализуются, а приобретаются. Однако эти суммы можно учесть как предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Согласно пункту 14 статьи 270 НК РФ они не учитываются при налогообложении прибыли.

Компенсация за использование сотрудниками мобильных телефонов в служебных целях не облагается НДФЛ и ЕСН

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 17 июня 2009 г. № 03-04-06-01/138

Минфин России разъяснил порядок налогообложения сумм компенсаций, выплачиваемых сотрудникам за использование принадлежащих им мобильных телефонов в служебных целях.

Согласно Налоговому кодексу РФ все виды установленных законодательством компенсаций не облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. Компенсация за использование и износ инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику установлена статьей 188 Трудового кодекса РФ. При этом размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Поэтому денежная компенсация за использование в служебных целях мобильного телефона, принадлежащего сотруднику, не будет облагаться НДФЛ и ЕСН в размерах, установленных организацией. Но чтобы правомерно освободить указанные выплаты от налогообложения, необходимо соблюсти следующие условия:

– компенсация должна иметь экономическое обоснование и исходить из документально подтвержденных расходов (стоимости мобильного телефона, времени звонков);

– организация должна располагать документальным подтверждением права собственности сотрудника на телефон.

При расчете пособия по болезни в среднем заработке учитывают начисления за работу на условии внутреннего совместительства

Фонд социального страхования Российской Федерации, письмо от 14 мая 2009 г. № 02-13/07-3733

ФСС РФ разъяснил порядок исчисления среднего заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности работнику, выполняющему работу на условиях внутреннего совместительства.

При расчете пособия по временной нетрудоспособности выплаты включаются в средний заработок, если они предусмотрены системой оплаты труда и учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ.

Возможность совместительства установлена трудовым законодательством. Поэтому средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности должен определяться исходя из заработка, полученного за расчетный период как за основную работу, так и за работу по совместительству. При этом период работы на условии внутреннего совместительства для расчета пособия значения не имеет, поскольку учитываются только выплаты, начисленные в расчетном периоде.

Оплата труда

Санитарки, оказывающие непосредственную медпомощь в период родов, имеют право на оплату в рамках родового сертификата

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, письмо от 19 марта 2009 г. № 15-4/651-07

Минздравсоцразвития России разъяснил порядок расходования денежных средств, полученных учреждениями здравоохранения на основании родовых сертификатов, на оплату труда медперсонала.

Эти средства необходимо распределять между медперсоналом, непосредственно оказывающим медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовой период (в том числе санитаркам), а также между медработниками, осуществлявшими диспансерное наблюдение детей, поставленных на диспансерный учет в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев. Средства распределяются в соответствии с положением учреждения об оплате труда и в зависимости от качества оказанной помощи.

Кроме того, право на дополнительные выплаты из средств, полученных в рамках родовых сертификатов имеют главврач, заведующий женской консультацией, заместитель главврача по медицинской части. Для этого у них должно быть оформлено совместительство либо виды деятельности по оказанию медпомощи в период беременности, родов и в послеродовой период должны быть предусмотрены их должностными инструкциями. Факты оказания ими медпомощи должны быть документально подтверждены.

На оплату труда иных работников учреждения эти средства направлять нельзя.

Оплата труда, Новые системы оплаты труда

Подготовлены рекомендации по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования

Министерство образования и науки Российской Федерации, письмо от 25 марта 2009 г. № 06-296 "О рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования"

Минобрнауки России разработало рекомендации по использованию новой системы оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования.

В рекомендациях перечислены основные принципы системы оплаты труда названных работников.

Кроме того, приведены методические рекомендации по порядку распределения стимулирующей части фонда оплаты и примерные критерии для расчета выплат педагогическим и руководящим работникам учреждений дополнительного образования.

Ответственность

Установлена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области образования

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 104-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"

Установлена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области образования, а именно:

– за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

– за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Дела по данным правонарушениям рассматриваются судьями.

Протоколы об указанных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования.

Кроме того, внесено дополнение в пункт 7 статьи 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании". Определено, что представительства образовательных учреждений не могут заниматься образовательной деятельностью.

Федеральный закон вступит в силу 1 декабря 2009 г.

За несвоевременное представление налоговой декларации за отчетный период штраф составит 50 руб.

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-228

Минфин России разъяснил, какая ответственность может быть предусмотрена за несвоевременное представление налоговой декларации за отчетный период.

Статьей 119 Налогового кодекса РФ установлена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный срок налоговой декларации по конкретному налогу. Такое правонарушение наказывается штрафом, выраженном в величине, кратной сумме налога, подлежащей уплате на основе этой декларации.

Но налоговая декларация и расчет авансового платежа – два разных документа. Штраф, предусмотренный статьей 119 НК РФ, не может быть взыскан при несвоевременном представлении налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу. А налоговая декларация по налогу на прибыль за отчетный период является, по сути, расчетом авансового платежа.

Такого же мнения придерживается и Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17 марта 2003 г. № 71.

Поэтому, по мнению Минфина России, в данном случае ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ (штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ).

Отчетность

Формы финансовой отчетности об исполнении бюджета представляются в Счетную палату РФ согласно новому порядку

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 19 марта 2009 г. № 26н "Об утверждении Порядка составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации"

Новый порядок принят взамен ранее действующего, утвержденного приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. № 102н (далее – Порядок № 102н).

Он определяет порядок, периодичность, сроки составления и представления участниками бюджетного процесса финансовой отчетности, формируемой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2006 г. № 413 (далее – Постановление № 413).

Определены общие правила заполнения форм финансовой отчетности, а также рассмотрены особенности заполнения каждой из форм.

Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2008 г. № 656 в Постановление № 413 были внесены значительные изменения. В частности, изменился состав форм, и сами формы были переработаны. В то же время Порядок № 102н оставался без изменений. Теперь это несоответствие устранено.

По обособленному подразделению, закрытому в течение года, вместо расчетов авансовых платежей нужно представить декларации

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 17 июня 2009 г. № 03-05-04-01/43

Минфин России разъяснил порядок представления налоговой отчетности (по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам) в случае закрытия обособленного подразделения до истечения налогового периода.

При закрытии обособленного подразделения в течение отчетного (налогового) периода по окончании этого периода налогоплательщик обязан представить расчет авансового платежа по налогу на имущество организаций.

Если день окончания отчетного периода совпал с днем окончания налогового периода по отношению к деятельности ликвидированного обособленного подразделения, то вместо расчета по авансовому платежу налогоплательщку следует представить налоговую декларацию. При этом декларация представляется за период осуществления деятельности через ликвидированное обособленное подразделение.

Также специалисты Минфина России полагают, чтоподавать налоговую декларацию по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам вместо расчета авансовых платежей нужно и при выбытии соответствующих объектов налогообложения.

Статистика

Утверждена новые формы статистического наблюдения за составом кадров госслужбы

Федеральная служба государственной статистики, приказ от 1 июня 2009 г. № 97 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы на 1 октября 2009 г."

Росстат утвердил новые годовые формы федерального статистического наблюдения за составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы, которые вводятся в действие с отчета на 1 октября 2009 г.

По форме № 1-ГС отчитываются юридические лица, работники которых являются государственными гражданскими служащими. Федеральные государственные органы представляют отчет в Росстат, территориальные органы – в орган Росстата по субъекту РФ.

Форму № 1-МС заполняют органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований. Форма сдается территориальному органу Росстата по месту своего нахождения.

Сроки представления названных отчетов – 25-й день после отчетной даты.

Приказ Росстата от 16 июля 2008 г. № 168, которым ранее были утверждены аналогичные формы, утратил силу.

Утверждены новые формы статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений

Федеральная служба государственной статистики, приказ от 5 июня 2009 г. № 106 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования"

Росстат утвердил новые формы федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования, с указаниями по их заполнению. Они вводятся в действие с отчета на начало 2009/10 учебного года.

По форме № СПО-1 отчитываются государственные образовательные учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования.

По форме № ВПО-1 отчитываются государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Учреждения заполняют отчеты по состоянию на 1 октября соответствующего года и до 5 октября представляют в территориальный орган Росстата по субъекту РФ.

Указанные формы вводятся вместо форм № 2-НК, № 3-НК, № 3-НК (НОУ), утвержденных приказом Росстата от 18 августа 2008 г. № 192. Остальные формы, утвержденные названным приказом (№ 1-ОЛ, ОШ-1 (НОУ), приложение к форме № ОШ-1, № 1-вуз (распределение), № 1 –техникум (распределение)), продолжают действовать.

Разное

Учреждения-бюджетополучатели не могут предусматривать в договорах энергоснабжения предоплату

Федеральное казначейство, письмо от 20 мая 2009 г. № 42-7.4-05/5.1-274

Федеральное казначейство сообщило о возможности заключения договоров энергоснабжения, включающих условие о 30%-ной предоплате.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии потребителем производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).

Однако в отношении бюджетных учреждений, учитывая их особое правовое положение, существуют некоторые ограничения. Так, согласно пункту 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 294, правило оплаты потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа с применением авансовых платежей не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета.

Поэтому у учреждений – получателей средств федерального бюджета нет правовых оснований предусматривать в договорах энергоснабжения предоплату в размере 30%.


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2009

Вычет по расходам на лечение: организация, сотрудник, медучреждение и налоговая инспекция (продолжение)
Отдельные вопросы применения бюджетной классификации Российской Федерации
Сложные вопросы соотношения трудового, налогового и административного законодательства
Новое в законодательстве
Кроссворд "Вычет на лечение"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2008 г. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (6 журналов, 6 сборников документов и 2 сборника документов на CD) составляет 5 446 руб., а за 2008 г. (12 журналов, 12 сборников документов и 4 сборника документов на CD) – 6 752 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное