Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 6/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для бюджетных учреждений"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом выпуске представлены обзоры новых документов, актуальных для бюджетных учреждений.

Содержание выпуска соответствует разделу "Новое в законодательстве" журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006 и обзорам из "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" за июнь 2006 г.

Смотрите в конце выпуска:
- Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Бюджетная классификация

Внесены дополнения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ

Бюджетная реформа

Правительство РФ одобрило концепцию повышения качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006-2008 гг.

Государственный и муниципальный заказ

Органы Федерального казначейства не несут ответственности за платежи по государственным контрактам федеральных учреждений, размещенным с нарушением закона № 94-ФЗ

Государственный учет результатов деятельности

Утверждены методические рекомендации для государственного учета результатов НИОКТР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета

Здравоохранение

Определен порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в 2006 г.

Исполнительные документы

На исполнительные документы, поступившие в органы Федерального казначейства до 1 января 2006 г., распространяются требования Федерального закона от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ

Лицензирование

Внесены изменения в номенклатуру работ и услуг по оказанию медицинской помощи

Налогообложение

Повышенная зарплата за работу во вредных или опасных условиях не является компенсацией

Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг и использования государственного и муниципального имущества облагаются налогом на прибыль

Чтобы выполненные НИОКР не облагались НДС, организация должна подтвердить свой научный статус

Для взыскания задолженности с организации налоговые органы могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом

Расходы на обучение сотрудников у индивидуального предпринимателя не уменьшают налоговую базу

Переплаченный налог может остаться в бюджете, если налогоплательщик опоздал с заявлением о его возврате

Оплата труда

Лучшим учителям будут выплачивать ежегодное поощрение за высокое профессиональное мастерство

Организация отдыха детей

Правительство РФ установило правила оплаты детских путевок за счет средств ФСС РФ в 2006 г.

Ответственность

Освобождение от штрафа за налоговое правонарушение не означает освобождение от пеней

Отчетность

Куда надо представлять сведения о доходах сотрудников обособленных подразделений. Разъяснения ФНС России

Декларацию по НДС может подписывать только руководитель и главный бухгалтер

Бюджетная отчетность за первое полугодие 2006 г.: какие формы надо представлять

Приносящая доход деятельность

С 1 июля 2006 г. будет действовать новый закон о рекламе

Расчеты

ФСС РФ разъяснил вопросы оплаты учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности и родов на основании родовых сертификатов

Страхование

Утвержден перечень должностей работников учреждений здравоохранения, подлежащих обязательному страхованию в связи с опасными условиями работы

ФНС России считает, что действующее законодательство не позволяет вернуть или зачесть излишне уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование. ПФР с этим не согласен

Судебная практика

Время на внесудебное взыскание налога за счет имущества организации строго ограничено. Постановление Высшего арбитражного суда РФ

До 1 января 2006 г. размер зарплаты не мог влиять на размер среднего заработка за время военных сборов. Определение Конституционного суда РФ

Финансирование

Утверждены правила финансирования в 2006 г. дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами

Бюджетная классификация

Внесены дополнения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 30 марта 2006 г. № 50н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н"

Внесены дополнения и изменения в несколько разделов Указаний и приложений к ним.

Так, дополнены и поправлены:

- порядок применения целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов РФ (раздел IV Указаний);

- порядок применения видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ (раздел V Указаний);

- классификация доходов бюджетов РФ (приложение 1 к Указаниям);

- перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов РФ (приложение 3 к Указаниям);

- перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ (приложение 4 к Указаниям).

Большая часть вновь введенных кодов предназначена для отражения расходов и доходов, связанных с предоставлением и строительством жилья, переселением, строительством и модернизацией объектов коммунальной сферы.

Бюджетная реформа

Правительство РФ одобрило концепцию повышения качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006-2008 гг.

Правительство Российской Федерации, распоряжение от 3 апреля 2006 г. № 467-р

Одобрены Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах (далее - Концепция), а также план мероприятий по ее реализации.

Минфин России, другие федеральные органы исполнительной власти в должны руководствоваться данной Концепцией при подготовке нормативных документов и в практической работе.

Целями Концепции являются:

- повышение эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации их полномочий,

- повышение качества управления государственными и муниципальными финансами на всех уровнях бюджетной системы, направленное на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития территорий.

Определены основные задачи, связанные с реализацией Концепции. К ним относятся:

- укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ,

- создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты,

- создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами,

- повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов,

- оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ в целях повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами и в целях реализации реформы местного самоуправления.

Минфин России должен разработать рекомендации субъектам РФ и муниципальным образованиям по следующим направлениям бюджетной реформы:

- повышение результативности бюджетных расходов;

- совершенствование среднесрочного финансового планирования;

- совершенствование системы управления региональным и муниципальным долгом;

- применение мер, необходимых для предупреждения неплатежеспособности субъектов РФ.

План мероприятий по реализации Концепции включает в себя подготовку проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, докладов в Правительство РФ и подготовку проектов актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственный и муниципальный заказ

Органы Федерального казначейства не несут ответственности за платежи по государственным контрактам федеральных учреждений, размещенным с нарушением закона № 94-ФЗ

Федеральное казначейство, письмо от 6 февраля 2006 г. № 42-7.1-15/5.1-50 "О полномочиях органов Федерального казначейства по проведению предварительного контроля за соблюдением федеральными учреждениями правил размещения заказов для государственных нужд"

Сообщено, что в компетенцию органов Федерального казначейства не входит функция контроля за соблюдением федеральными учреждениями правил размещения заказов для государственных нужд. Они также не несут ответственность за платежи по государственным контрактам, которые были размещены с нарушением требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", вступившего в силу с 1 января 2006 г.

В обоснование своей позиции Федеральное казначейство разъясняет, что Закон № 94-ФЗ не возлагает на органы Федерального казначейства обязанность контролировать соблюдение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении государственных заказов.

При санкционировании расходов федерального бюджета органы Федерального казначейства руководствуются инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н. Она также не предусматривает оснований для отказа в оплате представленного получателем средств федерального бюджета платежного поручения из-за нарушения им процедуры размещения заказа для государственных нужд.

Государственный учет результатов деятельности

Утверждены методические рекомендации для государственного учета результатов НИОКТР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета

Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ от 22 марта 2006 г. № 63 "Об утверждении Методических рекомендаций, необходимых для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета"

Согласно утвержденным методическим рекомендациям государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - РНТД) ведут заказчики и исполнители. Заказчиками выступают федеральные органы исполнительной власти, РАН, российские академии наук, имеющие государственный статус, иные организации, осуществляющие финансирование указанных работ по государственным контрактам, по сметам доходов и расходов и за счет средств, выделяемых в виде субвенций. Исполнителями являются организации, осуществляющие научно-техническую деятельность, и их соисполнители.

Для обеспечения государственного учета РНТД и ведения базы данных (далее - БД) заказчик может определить уполномоченное подразделение, а также привлечь подведомственные ему организации для сбора и обработки сведений для государственного учета РНТД, представляемых исполнителями.

Даются рекомендации:

- по регистрации государственных контрактов или документов, в соответствии с которыми были выделены средства федерального бюджета на осуществление научно-технической деятельности;

- государственному учету и регистрации РНТД;

- учету сведений об охраноспособных результатах;

- учету сведений об использовании объекта учета и их изменений;

- исключению данных об объекте учета из БД и единого реестра результатов РНТД;

- организации учета ознакомления со сведениями, содержащимися в БД и в указанном реестре.

Приведены формы учетных документов для государственного учета РНТД, утвержденные приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2005 г. № 312. Даны рекомендации по заполнению этих форм.

Здравоохранение

Определен порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в 2006 г.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 29 марта 2006 г. № 220 "Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во II-IV кварталах 2006 г."

Утверждены:

- перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Росздраву, ФМБА России и РАМН, во II-IV кварталах 2006 г.;

- государственное задание по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ на II-IV кварталы 2006 г.;

- примерная форма соглашения о выполнении государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ (оно заключается между главным распорядителем средств федерального бюджета и федеральным специализированным медицинским учреждением);

- плановое количество больных для выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ на II-IV кварталы 2006 г. (по субъектам РФ).

Исполнительные документы

На исполнительные документы, поступившие в органы Федерального казначейства до 1 января 2006 г., распространяются требования Федерального закона от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ

Федеральное казначейство, письмо от 19 января 2006 г. № 42-7.1-15/9.1-21 "О порядке и сроках исполнения судебных актов"

Указано, что если исполнительные документы по взысканию средств с должников - бюджетных учреждений любого уровня не были исполнены до 1 января 2006 г., они исполняются в соответствии с действующими сегодня требованиями Бюджетного, Гражданского процессуального, Арбитражного процессуального кодексов РФ, а также статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Сообщается также о правомерности такой меры принуждения, как приостановка операций по лицевым счетам, которую органы Федерального казначейства до 1 января 2006 г. применили к должникам - получателям средств федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143.

Таким образом, до погашения долга операции по лицевым счетам должников не возобновляются, если они были приостановлены согласно этому Постановлению, то есть в связи с неисполнением требований исполнительных документов в течение двух месяцев со дня их поступления. Отметим, что сегодня по Федеральному закону от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ срок для исполнения исполнительных документов составляет три месяца со дня их поступления в орган Федерального казначейства.

Лицензирование

Внесены изменения в номенклатуру работ и услуг по оказанию медицинской помощи

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 10 марта 2006 г. № 141 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. № 238"

Внесены изменения в Номенклатуру работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденную приказом Минздрава России от 26 июля 2002 г. № 238.

В ней указаны виды работ и услуг, подлежащие лицензированию.

Из раздела "Доврачебная помощь" Номенклатуры исключены работы и услуги по дезинфекции.

В разделе "Прочие работы и услуги" Номенклатуры исключены работы и услуги по специальности общая гигиена, а также работы и услуги, связанные с обеспечением гигиены в разных областях (по специальностям гигиена детей и подростков, гигиена труда и др.).

Налогообложение

Повышенная зарплата за работу во вредных или опасных условиях не является компенсацией

Федеральная налоговая служба, письмо от 3 марта 2006 г. № 04-1-03/117 "Об уплате НДФЛ и ЕСН"

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ не облагаются НДФЛ и ЕНС все виды законодательно установленных компенсационных выплат, в частности, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Трудовой кодекс РФ разграничивает понятия оплаты труда (раздел VI ТК РФ) и гарантий и компенсаций (раздел VII ТК РФ).

Для работников, занятых на тяжелых работах, на работе с вредными, опасными и иными особыми условиями труда статьями 146, 147 ТК РФ предусмотрена заработная плата в повышенном размере.

Размеры доплат в процентах к тарифной ставке установлены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78.

Но повышенная зарплата не является компенсацией. Поэтому льготы по статьям 217 и 238 НК РФ на нее не распространяются, и она облагается НДФЛ и ЕСН по общим правилам.

Статьей 219 ТК РФ предусмотрены компенсации за тяжелые работы и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размер компенсаций работникам организаций, финансируемых из бюджета, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами, а работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

При этом повышенная зарплата за тяжелые работы и работы с особыми условиями труда не ограничивает право работников на получение компенсаций за те же работы. Такие компенсации не облагаются ЕСН и НДФЛ.

Основанием для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок проведения аттестаций утвержден Минсоцтруда России от 14 марта 1997 г. № 12.

Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг и использования государственного и муниципального имущества облагаются налогом на прибыль

Федеральная налоговая служба, письмо от 6 марта 2006 г. № ММ-6-02/229 "О направлении письма Минфина России"

ФНС России направляет письмо Минфина России от 22 февраля 2006 г. № 02-05-03/366.

В данном письме указывается, что доходы, полученные бюджетными организациями от реализации товаров, работ и услуг, а также от использования и продажи государственного или муниципального имущества, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Перечень доходов, которые исключаются из налоговой базы по налогу на прибыль, установлен статьей 251 Налогового кодекса РФ. Однако указанные доходы в этом перечне не предусмотрены.

Указанные доходы первоначально облагаются налогом на прибыль, который зачисляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ по ставкам, предусмотренным статей 284 НК РФ. Часть доходов, оставшаяся после уплаты налога, в полном размере включается в состав доходов соответствующих бюджетов.

Пунктом 4 статьи 43 Бюджетного кодекса РФ установлено, что доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов отражаются в смете учреждения. Таким образом, в число налогов, которые учреждение должно заплатить с этих сумм, попадает и налог на прибыль.

Чтобы выполненные НИОКР не облагались НДС, организация должна подтвердить свой научный статус

Федеральная налоговая служба, письмо от 15 марта 2006 г. № ММ-6-03/274@ "О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении научно-исследовательских работ, выполняемых учреждениями науки"

В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не облагаются НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполненные научными организациями (учреждениями науки) на основе хозяйственных договоров.

Однако НК РФ не определяет понятие учреждения науки и научной организации. Поэтому возникает вопрос о том, какие организации можно отнести к научным.

По мнению ФНС России, под учреждением науки (научной организацией), в том числе в целях обложения НДС, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, основным видом деятельности которой является научная и (или) научно-техническая деятельность. Основной вид деятельности организация обязана подтверждать ежегодно в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55 1. Он применяется вместо правил подтверждения вида деятельности, утвержденных постановлением ФСС РФ от 6 февраля 2002 г. № 12 и отмененных постановлением ФСС РФ от 10 марта 2006 г. № 21. Для этого до 15 апреля в территориальный орган ФСС РФ надо подать заявление и справку-подтверждение основного вида деятельности. Они заполняются по формам, установленным тем же приказом № 55. 

Для взыскания задолженности с организации налоговые органы могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом

Федеральная налоговая служба, письмо от 21 марта 2006 г. № ММ-6-19/296 "По вопросу реализации налоговыми органами положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС России разъясняет, что при отсутствии имущества или дохода, которые согласно статье 47 НК РФ можно взыскать в счет погашения долга налогоплательщика (налогового агента), налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Указано, что налоговые органы при получении от судебного пристава-исполнителя акта об отсутствии имущества или дохода, на которые может быть обращено взыскание, должны руководствоваться Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257.

Это связано с тем, что повторное и последующее применение налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности в соответствии со статьей 47 НК РФ экономически нецелесообразно.

Приведено письмо Минфина России от 14 марта 2006 г. № 03-02-07/2-21, в котором поддержана данная позиция.

Расходы на обучение сотрудников у индивидуального предпринимателя не уменьшают налоговую базу

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 27 марта 2006 г. № 03-03-05/4

Минфин России разъясняет особенности исключения из налоговой базы по налогу на прибыль расходов на обучение сотрудников.

Так, организация, которая применяет общую систему налогообложения, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы на обучение - подготовку и переподготовку своих штатных сотрудников. Это установлено подпунктом 23 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

При этом согласно пункту 3 статьи 264 НК РФ обучение должно проводиться в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Тем же пунктом Кодекса установлено, что в расходы на обучение не включаются расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг. Также налоговую базу нельзя уменьшить на расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Обучение сотрудников у индивидуального предпринимателя нельзя приравнять к обучению в образовательном учреждении. Поэтому оплату обучения по договору с индивидуальным предпринимателем нельзя учесть при налогообложении прибыли.

Организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения, при расчете налога на прибыль учитывает расходы на обучение сотрудников в соответствии со статьей 264 НК РФ. На это указывается в подпункте 33 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Следовательно, уменьшить налоговую базу на сумму, уплаченную индивидуальному предпринимателю за обучение, она не вправе.

Переплаченный налог может остаться в бюджете, если налогоплательщик опоздал с заявлением о его возврате

Федеральная налоговая служба, письмо от 4 апреля 2006 г. № ММ-6-19/357@ "О списании излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока давности на подачу заявления о зачете (возврате) налога"

Согласно пунктам 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику по его письменному заявлению в течение трех лет со дня уплаты такой суммы. Если у налогоплательщика есть задолженность по налогам, сборам и пеням, начисленным по тому же бюджету или внебюджетному фонду, то переплата возвращается только после зачета излишней суммы в счет погашения задолженности.

При этом налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о возникновении излишних сумм налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О подчеркивается, что до истечения трех лет налоговые органы по обоснованному требованию налогоплательщика обязаны возвращать переплату в досудебном порядке. Однако если срок в три года пропущен, то налогоплательщик может подать судебный иск о возврате переплаченной суммы. В этом случае будут действовать общие правила исчисления срока исковой давности. То есть он будет исчисляться со дня, когда организация узнала или должна была узнать о нарушении своего права. Если уважительных причин для восстановления срока исковой давности нет, то суд вправе отказать налогоплательщику в удовлетворении его требований.

Таким образом, как указывает ФНС России, излишне уплаченная сумма налога по решению руководителя налогового органа может списываться, то есть не возвращаться (не зачитываться) налогоплательщику, если он был извещен об излишне уплаченном налоге, но в течение трех лет не подал заявления о возврате (зачете) и не имеет задолженности перед бюджетом, которую можно погасить за счет переплаты. Кроме того, основанием для списания может быть судебное решение об отказе в восстановлении срока исковой давности.

Оплата труда

Лучшим учителям будут выплачивать ежегодное поощрение за высокое профессиональное мастерство

Президент Российской Федерации, Указ от 6 апреля 2006 г. № 324 "О денежном поощрении лучших учителей"

Начиная с 2006 г. устанавливаются поощрения лучшим учителям образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования.

Ежегодно к Дню учителя по результатам конкурса выплачивается 10 000 денежных поощрений в размере 100 000 руб. каждое.

Утверждено Положение о денежном поощрении лучших учителей.

Согласно ему поощрение выплачивается органами исполнительной власти субъектов РФ. На выплату направляются субвенции, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для выплаты поощрения. Порядок предоставления и распределения этих субвенций определяет Правительство РФ.

Организация отдыха детей

Правительство РФ установило правила оплаты детских путевок за счет средств ФСС РФ в 2006 г.

Правительство Российской Федерации, Постановление от 17 апреля 2006 г. № 215 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году"

Установлено, что за счет средств ФСС РФ осуществляется полная или частичная оплата стоимости:

- путевок в детские санатории - для детей в возрасте от 4 до 15 лет и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия - для школьников до 15 лет (включительно) на 21-24 дня из расчета до 450 руб. на одного ребенка в сутки, а также в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для школьников до 15 лет (включительно) на 7-24 дня в размере до 50% средней стоимости путевки;

- набора продуктов питания в организованных органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей от 5 до 21 дней и организацией двух - или трехразового питания;

- проезда лиц, выделенных для сопровождения школьников до места нахождения детских санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия и обратно, а также суточных на время их пребывания в пути и проживания (из расчета один сопровождающий на 8 детей в возрасте от 7 до 9 лет, на 12 детей в возрасте от 10 лет и старше, на 12 детей разных возрастов).

Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется не взимать плату за проверку готовности лагерей и санаториев к приему детей, а также за проведение профилактических осмотров персонала, направляемого для работы в лагерях и санаториях, и медицинских осмотров несовершеннолетних при оформлении на временную работу летом. Кроме того, для проведения детской оздоровительной кампании рекомендуется шире привлекать внебюджетные средства.

Ответственность

Освобождение от штрафа за налоговое правонарушение не означает освобождение от пеней

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 3 марта 2006 г. 03-02-07/1-47

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики вправе получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Но такие разъяснения не носят нормативного правового характера и не являются обязательными для исполнения налогоплательщиками.

Вместе с тем, как указывает Минфин России, налогоплательщик освобождается от ответственности за совершение налогового правонарушения, если он выполнял письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые даны финансовым или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ).

Понятие "освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения" подразумевает только освобождение от взыскания штрафов, но не пеней. В отличие от штрафов пени не являются мерой налоговой ответственности. Такое разъяснение дано в постановлении Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41, 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ". На это постановление Минфин России в обоснование своей позиции.

Отчетность

Куда надо представлять сведения о доходах сотрудников обособленных подразделений. Разъяснения ФНС России

Федеральная налоговая служба, письмо от 10 марта 2006 г. № ГИ-6-04/249@ "О порядке представления сведений о доходах физических лиц"

ФНС России разъясняет, что головной организации необходимо представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах только тех сотрудников, для которых она является источником выплаты тех или иных средств. Это могут быть и сотрудники обособленных подразделений, если они получают деньги от головной организации.

Если обязанность выплачивать работникам зарплату и другие суммы, а также исчислять, удерживать и уплачивать НДФЛ возложена на обособленное подразделение, то оно является для этих лиц налоговым агентом. И должно самостоятельно представлять сведения об их доходах в налоговый орган по месту своего учета.

Декларацию по НДС может подписывать только руководитель и главный бухгалтер

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 13 марта 2006 г. 03-04-08/58

Приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. № 163н утверждены новые формы декларации по НДС и декларации по НДС по ставке 0%. Порядок их заполнения (утвержден тем же приказом) предусматривает, что соответствующие разделы деклараций должны подписываться руководителем и главным бухгалтером организации.

Минфин России подчеркивает, что иные должностные лица организации не имеют права подписывать отчетность по НДС. В отличие от руководителя и главного бухгалтера они не могут в данном случае выступать от имени налогоплательщика и своей подписью подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Бюджетная отчетность за первое полугодие 2006 г.: какие формы надо представлять

Федеральное казначейство, письмо от 28 апреля 2006 г. № 02-14-13/1080 "О представлении бюджетной отчетности за первое полугодие 2006 года в Федеральное казначейство"

Определен состав бюджетной отчетности за первое полугодие 2006 г., которую главные распорядители средств федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство. Приведены некоторые требования к содержанию и форме представления этой отчетности.

Указывается, что финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных внебюджетных фондов вправе руководствоваться данным письмом, решая вопрос об отчетности бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.

Приносящая доход деятельность

С 1 июля 2006 г. будет действовать новый закон о рекламе

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе"

Уточнены виды информации, не подпадающей под действие данного Закона. В частности, он не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, а также на справочно-информационные и аналитические материалы (например, результаты научных исследований и испытаний), которые не нацелены на продвижение товара на рынке и не относятся при этом к социальной рекламе.

Даны четкие определения объекта рекламирования, товара, спонсора, спонсорской и социальной рекламы.

Заметно пересмотрены общие требования к рекламе, существенно дополнены признаки недостоверной и недобросовестной рекламы.

Приведен перечень товаров, реклама которых не допускается.

Дано определение социальной рекламы и установлен круг ее возможных рекламодателей. Запрещено упоминать в социальной рекламе о спонсорах каких-либо мероприятий и пр. Отменяется прежняя обязанность рекламопроизводителей предоставлять услуги по производству социальной рекламы. Рекламораспространители обязаны заключать договоры на распространение социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы.

Определен срок действия рекламы, которая признается офертой (то есть предложением заключить договор), установлены сроки хранения рекламных материалов, а также особенности предоставления рекламодателем информации рекламораспространителю.

Установлены особенности разных способов распространения рекламы (на телевидении, по радио, в печатных СМИ, при кино- и видеопоказах, по сетям электросвязи и на почтовых отправлениях). При этом установлено, что с 1 января 2007 г. запрещается использовать транспортные средства исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.

Расширены требования к рекламе отдельных видов товаров и услуг.

Установлен порядок государственного контроля в сфере рекламы и особенности привлечения к ответственности за нарушение рекламного законодательства.

Закон вступит в силу 1 июля 2006 г., за исключением отдельных норм, для которых установлен более поздний срок вступления в силу. Со дня вступления в силу этого Закона утрачивает силу Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе". 

Расчеты

ФСС РФ разъяснил вопросы оплаты учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности и родов на основании родовых сертификатов

Фонд социального страхования Российской Федерации, письмо от 6 марта 2006 г. № 02-18/07-2090

ФСС РФ направляет письмо Минздравсоцразвития России от 3 марта 2006 г. № 1043-ВС. В данном письме разъясняются особенности оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов.

Разъяснены вопросы, касающиеся:

- заключения договоров с учреждениями здравоохранения об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов;

- выдачи родового сертификата;

- условий оплаты талонов родовых сертификатов;

- порядка заполнения родовых сертификатов.

Страхование

Утвержден перечень должностей работников учреждений здравоохранения, подлежащих обязательному страхованию в связи с опасными условиями работы

Правительство Российской Федерации, Постановление от 3 апреля 2006 г. № 191 "Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников"

Указанный Перечень разработан в соответствии со статьей 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

В Перечне приведено описание характера и условий работы, связанной с угрозой жизни и здоровью. Это, например, работа по обслуживанию и уходу за больными туберкулезом, СПИДом, гражданами, страдающими психическими расстройствами.

В Перечень входят врачи, фармацевты, младший медицинский персонал, а также другие работники, в чьи обязанности входит обслуживание указанных больных, в том числе водители санитарного транспорта.

Перечень распространяется на медицинских, фармацевтических и иных работников учреждений здравоохранения (их структурных подразделений), подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

ФНС России считает, что действующее законодательство не позволяет вернуть или зачесть излишне уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование. ПФР с этим не согласен

Федеральная налоговая служба, письмо от 15 марта 2006 г. 19-4-06/000036 "О проведении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"

Опираясь на определения Конституционного суда РФ от 5 февраля 2004 г. № 28-О и от 4 марта 2004 г. № 49-О, ФНС России разъясняет, что страховой взнос на обязательное пенсионное страхование не может рассматриваться как налоговый платеж. Поэтому к нему не применимы положения статей 78, 79 Налогового кодекса РФ при осуществлении зачета или возврата.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" расщепляет функции администрирования взносов на ОПС между двумя ведомствами - ФНС России и ПФР. Контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФР в судебном порядке. Орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм взносов, а также порядок его проведения, этим Законом не определен.

Таким образом, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов ОПС в действующем законодательстве отсутствуют.

Однако мнение ПФР отличается от мнения ФНС РФ. Свою позицию по возврату (зачету) страховых взносов ПФР изложил в письмо от 17 февраля 2006 г. № 03-19/1691.

Пенсионный фонд Российской Федерации, письмо от 17 февраля 2006 г. 03-19/1691

ПФР указывает, что по закону администратором поступления в бюджет ПФР страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является ФНС России. Это установлено приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и приложением 11 к приказу Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Кроме того, поскольку Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не устанавливается порядок зачета (возврата) излишне уплаченных взносов на ОПС, к этим правоотношениям применимы положения Налогового кодекса РФ (статья 2 Закона № 167-ФЗ). В частности, статья 78 НК РФ "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени". Она определяет обязанности налоговых органов по зачету (возврату) переплаты.

Также налоговые органы должны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами Федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) в части платежей, относящихся к ПФР.

Следовательно, обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных взносов на ОПС, по мнению ПФР, возложена на ФНС России. Органы ПФР вправе вернуть взносы на ОПС лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц эти взносы уплачены (статья 13 Закона № 167-ФЗ).

В письме подчеркивается, что если налоговые органы отказываются осуществлять возврат (зачет) взносов, организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий налоговых органов незаконными.

Судебная практика

Время на внесудебное взыскание налога за счет имущества организации строго ограничено. Постановление Высшего арбитражного суда РФ

Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации, постановление от 24 января 2006 г. № 11353/05

Высший арбитражный суд РФ установил, что взыскать суммы налога и пени без обращения в суд налоговый орган может только в течение 60 дней после истечения срока, указанного в требовании, которое он направляет налогоплательщику. Этим временем ограничена вся процедура бесспорного взыскания - как за счет денежных средств на счетах в банке, так и за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента). Именно такой вывод, как указал суд, следует из статей 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

Исходя из этого, Высший арбитражный суд РФ оставил в силе судебные акты, принятые в пользу налогоплательщика и оспоренные затем налоговой инспекцией.

В данном случае организация добровольно не погасила задолженность по НДФЛ и пени. В пределах 60-дневного срока после направления требования об уплате налоговая инспекция приняла решение взыскать эти суммы за счет средств организации на банковских счетах.

Деньги на счете организации отсутствовали. Инспекция вынесла постановление о взыскании средств за счет имущества должника. При этом налоговый орган посчитал, что предельный срок для решения о таком виде взыскания НК РФ не установлен. Поэтому указанное решение было принято через три месяца после направления инкассового распоряжения в банк.

Право налоговых органов на принудительное взыскание неуплаченной суммы налога с банковских счетов налогоплательщика в срок, определенный в требовании, установлено статьями 46 и 48 НК РФ, а при отсутствии денег на счете - за счет иного имущества - статьями 47 и 48 НК РФ. Предельный срок для выставления инкассового распоряжения - не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога - определен пунктом 3 статьи 46 НК РФ. Какой-либо дополнительный срок для принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) Кодексом не предусмотрен.

Суд подчеркнул, что ограничение статьей 46 НК РФ времени, в пределах которого налоговые органы могут взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества без обращения в суд, является существенным моментом для применения правил принудительного взыскания. Иное толкование закона дало бы налоговым органам возможность принимать решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) без ограничения срока.

До 1 января 2006 г. размер зарплаты не мог влиять на размер среднего заработка за время военных сборов. Определение Конституционного суда РФ

Конституционный суд Российской Федерации, определение от 24 января 2006 г. № 2-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иваницкого Евгения Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

Работнику, проходивший военные сборы, оспорил конституционность пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ). Согласно данному пункту до 1 января 2006 г. гражданам за время прохождения военных сборов выплачивался средний заработок (стипендия) по месту постоянной работы (учебы) в размере не более 1 000 руб. По мнению работника, тем самым нарушалось его право на полноценное вознаграждение за труд. Также указанная норма, с его точки зрения, ставила граждан, проходивших военные сборы, в неравное положение с гражданами, участвовавшими в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности. Последним за время участия в этих мероприятиях как до, так и после 1 января 2006 г. по месту их постоянной работы средний заработок выплачивается без каких-либо ограничений (пункт 2 статьи 5 Закона № 53-ФЗ).

Суд указал, что ограничение среднего заработка (стипендии), который выплачивается за время военных сборов, суммой в 1 000 руб., не являлось противозаконным. Такая сумма была установлена исходя из объективных финансовых возможностей государства.

Подчеркивается, что до 1 января 2006 г. средний заработок в полном объеме должен был выплачиваться гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности. Эта норма продолжает действовать и сегодня. Однако в отличие от граждан, призванных на военные сборы, граждане, участвующие в названных мероприятиях, не имели и не имеют права на получение окладов по воинскому званию и по воинской должности. Таким образом, в неравное положение эти две категории граждан закон не ставит.

Необходимо учитывать, что с 1 января 2006 г. норма об ограничении размера среднего заработка (стипендии), выплачиваемого гражданам, призванным на военные сборы, из Закона № 53-ФЗ исключена.

Финансирование

Утверждены правила финансирования в 2006 г. дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 22 марта 2006 г. № 189 "Об утверждении Правил финансирования в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"

Правила финансирования дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 869.

Финансирование осуществляет ФСС РФ за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, предусмотренном на эти цели бюджетом Фонда.

Региональные отделения ФСС РФ финансируют дополнительные медицинские осмотры работников из расчета рекомендуемого норматива затрат на одного работника в размере 535 руб. В эту сумму входят затраты на осмотр врачами-специалистами: терапевтом, эндокринологом, хирургом, неврологом, офтальмологом, урологом, а также на проведение некоторых лабораторных и функциональных исследований.

Для получения финансирования медицинская организация должна представить в региональное отделение Фонда по месту регистрации работодателя (страхователя):

- копию договора с работодателем (страхователем) на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников,

- поименные списки работников страхователя, согласованные с территориальным органом Роспотребнадзора. В списках указываются сведения о дате рождения и профессии работников.

Региональные отделения Фонда в соответствии с заключенными договорами перечисляют медицинским организациям средства на оплату проведенных медицинских осмотров. Средства перечисляются на основании счетов на оплату и реестров с результатами осмотров, которые медицинская организация представляет региональному отделению.


Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Н.А. Терентьева. Санкционирование расходов бюджетов органами Федерального казначейства

Полномочия органов Федерального казначейства

Денежные обязательства, расходные обязательства и бюджетные обязательства

Санкционирование расходов федерального бюджета

Санкционирование расходов региональных и местных бюджетов

Порядок разрешения спорных вопросов

Тема номера: Изменения в бюджетном учете
С.В. Балдина. Задачи, которые решает обновленная Инструкция по бюджетному учету

Уточнение определения бюджетного учета и компетенции субъектов бюджетного учета

Уточнение порядка применения отличительных признаков (кодов видов деятельности)

Включение в Инструкцию по бюджетному учету дополнительной информации, необходимой для ведения бюджетного учета

Приведение Инструкции по бюджетному учету в соответствие с иными нормативными актами и классификаторами

Методология бюджетного учета
С.В. Балдина. Бюджетный учет операций по приносящей доход деятельности: от Инструкции № 70н к Инструкции № 25н
Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Бюджетная реформа

Государственный и муниципальный заказ

Государственный учет результатов деятельности

Здравоохранение

Исполнительные документы

Лицензирование

Налогообложение

Оплата труда

Организация отдыха детей

Ответственность

Отчетность

Приносящая доход деятельность

Расчеты

Страхование

Судебная практика

Финансирование


Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное