Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 435


Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 435 от 17 декабря 2009 года


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование
ЗАО «Smart Logistic Group» - Логистика быстрого реагирования

Вы можете разместить наши новости на Вашем сайте

Новости таможни:

Правительство РФ рассмотрит вопрос об обращении продукции на территории Таможенного союза

Президиум правительства РФ рассмотрит вопрос о подписании соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза, сообщает пресс-служба правительства РФ.

Действующее законодательство России, Белоруссии и Казахстана в сфере обязательного подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, предъявляемым законодательствами сторон соглашения, гармонизированы не в полной мере.

В связи с этим актуальной задачей сторон является формирование скоординированной политики в области технического регулирования, устранение технических и таможенных барьеров в торговле, а также защита жизни или здоровья граждан, животных и растений, охрана окружающей среды. Полномочными представителями России, Белоруссии и Казахстана разработан проект соглашения, который 26 ноября 2009г. одобрен на комиссии Таможенного союза.

Соглашением устанавливается, что к обращению на единой таможенной территории Таможенного союза допускается продукция, к которой сторонами установлены одинаковые обязательные требования, если она прошла установленные процедуры обязательного подтверждения соответствия на территории любого из участников соглашения. Одновременно такая продукция должна быть включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза. На указанную продукцию стороной назначения продукции выдается единый документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям, установленным законодательством стороны назначения продукции.

Соглашение упрощает процедуры оценки соответствия, что позволит снизить затраты на проведение указанных процедур, избежать или существенно снизить технические барьеры во взаимной торговле сторон на единой таможенной территории, а также создать благоприятные условия для торговли.

РосБизнесКонсалтинг; 10.12.09

У. Квалификационный экзамен специалистов по таможенному оформлению состоится 23 декабря 2009 года

Как сообщили в Пресс-службе ФТС РФ, квалификационный экзамен специалистов по таможенному оформлению состоится 23 декабря 2009 года в 10.00 в Санкт-Петербургском им. В.Б. Бобкова филиале ГОУВПО «Российская таможенная академия» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д.52, аудитория 133А.

Список претендентов, допущенных к проводимой аттестации (квалификационному экзамену), находится на сайте СЗТУ (http:sztu.customs.ru в рубрике "Информация для участников ВЭД".

VCH.RU ; 10.12.09

10.12.09 Об изменениях порядка уплаты таможенных платежей и правил заполнения расчетных документов

Во исполнение Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2009 года таможенными органами производится поэтапное закрытие счета в валюте Российской Федерации № 40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности» и переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей на отдельный счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», сообщает Пресс-служба ФТС РФ.

Для таможенных органов, подчиненных Дальневосточному таможенному управлению, этот переход планируется осуществить в декабре 2009 – январе 2010 года.

После получения из Федеральной таможенной службы России сообщения о закрытии счета № 40314 и сведений о реквизитах счета № 40101 соответствующая информация будет незамедлительно доведена до участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих таможенное оформление в таможенных органах Дальневосточного региона.

Обращаем внимание всех заинтересованных лиц, что с момента закрытия счета № 40314 расчетные документы при перечислении на счет № 40101 должны заполняться по правилам указания информации, идентифицирующей платеж, утвержденным приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (приложение 3, в ред. приказа Минфина России от 01.10.2009 N 102н).

Оформление одного расчетного документа допускается только по одному таможенному или иному платежу (коду бюджетной классификации). Наличие в расчетном документе незаполненных полей не допускается.

Особо обращаем внимание на необходимость обязательного и правильного заполнения полей 16, 61, 103, 104, 105 и 107 расчетных документов, что позволит обеспечить зачисление денежных средств на счет № 40101 и однозначную идентификацию платежа для таможни назначения:

(16) – УФК по г. Москва (ФТС России) – получатель;
(61) – 7730176610 – ИНН Федеральной таможенной службы России;
(101) - двузначный показатель статуса плательщика;
(103) - 773001001 – КПП Федеральной таможенной службы России;
(104) – показатель кода бюджетной классификации (КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
(105) – 45268695000 – ОКАТО Федеральной таможенной службы России;
(107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

В случае ошибочного заполнения указанных полей денежные средства учитываются как невыясненные и до таможен назначения не доводятся. Уточнение ошибочно заполненных реквизитов счета в отношении денежных средств, учтенных как невыясненные платежи, будет осуществляться на основании письменного обращения плательщика, направленного в ФТС России.

При закрытии счета № 40314 остатки денежных средств, уплаченных на счет № 40314 и не использованные участниками внешнеэкономической деятельности, будут перечислены на счет № 40101 c КБК 153 1 10 09000 01 0000 180 «Авансовые платежи в счет будущих таможенных платежей» и в дальнейшем могут использоваться участниками внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении.

VCH.RU ; 10.12.09

ФТС: 96% преступлений на таможне связаны с коррупцией

Коррупционные преступления составляют 96% от общего числа преступлений в таможенной сфере, зафиксированных в 2009 году, сообщается в пресс-релизе Федеральной таможенной службы. За последние 5 лет этот показатель зафиксирован на уровне 80%.

В этом году по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов возбуждены 640 уголовных дел, из них 471 — по должностным преступлениям, в том числе и по фактам коррупции. Среди подозреваемых, проходящих по этим делам, 44 человека из числа руководящего состава, отмечается в сообщении.

Между тем, как писал BFM.ru, на днях было передано в суд дело в отношении сотрудницы Шереметьевской таможни — ее подозревают в получении взятки в 55 тысяч долларов.

bfm.ru 10.12.09

Электронная таможня. Кто даст добро?

Одно из самых узких мест любой сделки — таможенное оформление товаров и грузов. Оформление документов зачастую идет долго и муторно, бумаги множатся, время уходит…

Именно поэтому Всемирная торговая организация (ВТО) в последние годы уделяет большое внимание тому, чтобы сделать таможенные процедуры максимально прозрачными и оперативными, исключить риск коррупции, внедрить в этой сфере новейшие технологии. В числе разработанных ВТО новых стандартов ведения таможенного оформления — так называемое электронное таможенное декларирование товаров и грузов. Оно позволяет предпринимателям, отправляющим и получающим грузы, обойтись без излишней бумажной волокиты, а документы оформить, не выходя из офиса. Разгружает это и работников таможни, которые обычно задыхаются от бумажной работы.

Важный аспект — безопасность: электронное декларирование позволяет обеспечить ее в гораздо большей степени, чем традиционные способы таможенной очистки. И безусловно, применение электронных документов, использование цифровой подписи и другие новейшие методы в разы ускоряют процесс прохождения товаров и грузов через границу, снижают накладные расходы и в итоге позволяют существенно увеличить товарооборот.

Теория прекрасна, но практика ее, как водится, несколько корректирует и расхолаживает. По мнению нашего эксперта — специалиста ООО «Интерком Лоджистик» (эта компания работает на российском рынке таможенных услуг с 1995 года и является действительным членом Национальной ассоциации таможенных брокеров), электронное таможенное декларирование (ЭТД) в наших условиях пока в полной мере применить невозможно.

Проблемы не в правовой базе — она принята и разработана достаточно давно. Проблемы коренятся в том, что техническое обустройство таможенных постов не отвечает современным требованиям. Очень низкая квалификация сотрудников таможни на границах РФ и на периферии страны фактически сводит на нет систему электронного декларирования: персонал попросту не понимает, как ею пользоваться. Процесс внедрения ЭТД в практику буксует.

Как считает Роман Бажок, начальник отдела транспорта и логистики компании «Интерком Лоджистик», участникам внешнеэкономической деятельности приходится в данном случае брать на себя затратную часть по введению ЭТД. Например, оборудовать помещения таможенных постов современной техникой, содержать специалистов, которые ее обслуживают, обучать сотрудников таможенных органов. С одной стороны, условие хоть и вынужденное, но взаимовыгодное: одним нужен результат, другим — база для работы. Но, считает эксперт, государственным органам стоило бы оказывать большую поддержку таможенным органам, а не только принимать законы и поправки к ним. Сотрудников таможни необходимо направлять на курсы повышения квалификации, оснастить рабочую базу таможенных постов необходимой аппаратурой, а также вести «просветительскую работу» — информировать участников внешнеэкономической деятельности о тех возможностях и преимуществах, которые им дает ЭТД. Тем более что сама эта система делает процесс оформления товаров и грузов максимально прозрачным и сводит к минимуму «межличностный контакт» таможенников и хозяйствующих субъектов — проще говоря, не дает «добро» коррупции и злоупотреблениям.

Собственный опыт «Интерком Лоджистик» доказывает, что обучение персонала и внедрение в повседневную практику передовых технологий — дело не столь трудное, если вести его методично и постоянно. Компания работает в крупных и наиболее интересных с точки зрения логистики регионах России: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Смоленск, Брянск и Новороссийск. Более 70% сотрудников имеют стаж работы более пяти лет, многие получили квалификационные аттестаты ФТС РФ в качестве специалистов по таможенному оформлению. «Интерком Лоджистик» за последние годы существенно укрепила свои позиции на рынке, в числе ее клиентов — крупнейшие международные и российские компании (всего более 200 участников ВЭД).

rbcdaily.ru 11.12.09

ФТС опубликовала на своем сайте проект поправок в Таможенный кодекс РФ, касающихся правил проведения таможенных ревизий

Федеральная таможенная служба опубликовала на своем сайте проект поправок в Таможенный кодекс РФ, касающихся правил проведения таможенных ревизий. Новеллы законопроекта, которые вызвали неоднозначную реакцию в прессе, комментирует советник по вопросам таможенного права компании DLA PIPER Марина Всеволодовна Лякишева.

— Марина Всеволодовна, что предлагает таможенная служба в своих поправках в Таможенный кодекс РФ?

— В октябре на официальном сайте ФТС России был размещен проект закона РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров)». Проекты нормативных правовых актов здесь опубликовываются до согласования с заинтересованными ведомствами для проведения их независимой экспертизы на коррупционность.

Проектом закона, о котором идет речь, предусматривается комплекс новаций:

расширение круга лиц, подлежащих постконтролю (контрольным мероприятиям, производимым после таможенного оформления товаров); увеличение срока, в течение которого постконтроль может проводиться; распространение контрольных мероприятий не только на импортные, но и на экспортные товары.

Казалось бы, ничего из ряда вон выходящего. Однако вокруг законопроекта в прессе разгорелись нешуточные баталии. Причем абсолютно вопреки логике, которая подсказывала: если товар ввезен в РФ или вывезен из страны с соблюдением закона, бизнесу беспокоиться не о чем — ни одна проверяющая инстанция не должна предъявить никаких претензий.

— Какие новеллы законопроекта критикуются его оппонентами?

— Первым негативом для средств массовой информации стало увеличение срока, во время которого может проводиться постаудит.

И совсем незаслуженно, так как предлагаемые проектом федерального закона изменения призваны всего лишь устранить внутреннюю несогласованность российских законодательных норм и привести их в соответствие с международной практикой.

Так, общий срок исковой давности, определенный ГК РФ, и срок для проведения налоговых проверок, оговоренный в НК РФ, составляет три года. Столько же должны храниться документы, необходимые для таможенного контроля. Выставлять требования о принудительной уплате таможенных платежей и взыскивать их можно также в продолжение трех лет. Однако проверять товары после выпуска сейчас можно только один год — срок, в течение которого постконтроль возможен.

При всем при этом самым эффективным для государства механизмом выявления возможных нарушений при постконтроле служат скоординированные с налоговыми органами проверки, которые невозможно проводить из-за несоответствия сроков проверок.

— Для контролирующих органов унификация сроков повысит, как Вы отметили, эффективность проверок. Каковы последствия для бизнеса?

— Для бизнеса же такие скоординированные проверки должны сократить их количество, и, значит, они в меньшей степени воздействуют на осуществление нормальной хозяйственной деятельности.

К слову сказать, законодательствами стран, входящих в Европейский союз, Китая, Беларуси, Таиланда и других для проведения постконтроля отводится не менее трех лет.

— Что еще предлагает таможенная служба помимо увеличения срока проведения постконтроля?

— Законопроект устраняет существующую ныне неопределенность момента окончания таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров — товаров, выпущенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

Возникают определенные сложности таможенного контроля и в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции.

Взять, к примеру, ввозимые для реализации таких соглашений строительные материалы. Они не меняют своего статуса условно выпущенных товаров, но осуществлять контроль в их отношении фактически нереально, поскольку при использовании они физически видоизменяются, приобретают новые свойства, что исключает возможность их идентификации в готовом объекте, а под таможенным контролем остаются товары под тем же наименованием и кодом, которые были заявлены при их ввозе.

В проекте закона предлагается предоставить российскому правительству право устанавливать порядок условного выпуска товаров и изменения их статуса для таможенных целей, определять перечень таких товаров, разрабатывать порядок уведомления таможенных органов о произведенном потреблении товаров, а также перечень документов, подтверждающих их использование, и порядок назначения таможенными органами проверочных мероприятий.

— Нашла ли отражение в поправках объявленная на всех фронтах борьба с контрафактом?

— Факты выявления таможенными органами на внутреннем рынке товаров, имеющих признаки контрабандных или контрафактных, не редкость. В особенности это касается товаров длительного использования — оборудования, машин и механизмов, бытовой техники, мебели и пр. Однако если такие товары обнаружены у лиц, не являющихся их собственниками или реализаторами, но использующих эти товары для собственных нужд, производственных целей или оказания услуг, таможенные органы не имеют правовых оснований для проведения детальной проверки таких товаров в форме таможенной ревизии. На чем с успехом могут поживиться недобросовестные предприниматели, используя незаконно ввезенные товары.

Для устранения этого пробела в законодательстве было предложено распространить постконтроль на «лиц, во владении или собственности которых находились или находятся ввезенные товары», а также применить его не только к последующим, но и (или) к предшествующим операциям с данными товарами. При этом неизменными остаются нормы Таможенного кодекса РФ о том, что таможенная ревизия может проводиться только у юридических лиц и ИЧП.

— Иными словами, опасения, высказанные в СМИ по поводу того, что в войне с контрафактом пострадают рядовые граждане, беспочвенны?

— Совершенно верно, обсуждаемые изменения в Таможенный кодекс России никоим образом не предполагают включение в круг проверяемых физических лиц, как это иногда преподносится в прессе.

— К чему готовиться участникам ВЭД в части экспорта?

— Как уже было отмечено выше, поправки распространяют контрольные мероприятия не только на импортные, но и на экспортные товары. Необходимость проведения постконтроля и в отношении экспортных поставок иногда закономерна. Но и здесь возможности таможенных органов весьма ограниченны.

Особенно остро эта проблема стоит в отношении вывоза из страны леса и лесоматериалов, иных сырьевых товаров: если экспортер не является одновременно производителем, заготовителем или переработчиком товаров, таможенные органы не наделены правомочиями на проведение комплексной проверки. Следовательно, сейчас из-под контроля «выпадают» фирмы-однодневки, на долю которых как раз и приходится большинство нарушений, как таможенных, так и налоговых.

Таким образом, все предлагаемые в проекте закона изменения представляются вполне логичными и закономерными.

***

Интервью провела Оксана Бодрягина,

«эж-ЮРИСТ»

Внесены уточнения в порядок заполнения грузовой таможенной декларации

Приказом ФТС РФ 1883 от 15.10.09 ... внесены уточнения в порядок заполнения грузовой таможенной декларации .

В частности, установлено, что для товаров, коды и наименования которых в соответствии с ТН ВЭД РФ указаны в списках продукции (товаров), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждаемых Правительством РФ в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", описание, проводимое под номером 1 в графе 31 ГТД "Грузовые места и описание товаров", должно в обязательном порядке, помимо прочих сведений, указание которых предусмотрено Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС РФ от 4 сентября 2007 года N 1057, содержать сведения о коде продукции (товара) в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП). При декларировании в одной ГТД товаров с различным наименованием, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД РФ информация указывается для каждого наименования товара.

VCH.RU 11.12.09

Внесены изменения в перечни таможенных органов, правомочных принимать таможенные декларации

11.12.09 Приказом ФТС РФ № 1952 от 23.10.09. ... внесены изменения в перечни таможенных органов, правомочных принимать таможенные декларации .

В частности, в перечень таможенных органов, правомочных принимать таможенные декларации только в определенных случаях, включены таможенный пост МАПП Лудонка Псковской таможни, таможенный пост ДАПП Пограничный Калининградской областной таможни, таможенный пост МАПП Пограничный Уссурийской таможни, Пограничный таможенный пост Уссурийской таможни. Одновременно некоторые таможенные органы исключены из данного перечня.

Консультант 11.12.09

Новороссийский таможенник "сгноил" фрукты и овощи на семь миллионов

В суд Новороссийска передано дело таможенника, халатность которого повлекла причинение ущерба в размере более семи млн рублей.

12 марта прошлого года в порт Новороссийска прибыло судно "Жан Пьер", принадлежащее ООО "Крео-Клуб". На его борту находились апельсины и картофель. Для таможенного оформления владелец предоставил акты государственного карантинного фито-санитарного контроля, которые удостоверяли отсутствие карантинных объектов.

Однако старший дознаватель отдела дознания Новороссийской таможни признал акты недействительными, хотя полномочий на это не имел. При этом он возбудил четыре уголовных дела по части 1 статьи 188 УК РФ (перемещение через таможенную границу РФ товаров в крупном размере, совершенное с обманным использованием документов).

На время расследования товары отправились на склад, где пробыли до 8 мая. Условия хранения соблюдены не были и компания "Крео-Клуб" потеряла апельсинов и картошки на сумму почти в 7,4 млн рублей.

В отношении таможенника было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ "Халатность", что предусматривает штраф до 120 тыс. рублей или арест на срок до трех месяцев, сообщается на сайте Южной транспортной прокуратуры.

livekuban.ru 11.12.09

Руководящие лица Находкинской таможни содействовали перемещению контрабанды

Руководящие лица Находкинской таможни содействовали перемещению контрабанды

ВОСТОК-МЕДИА 13.12.09

ФТС РФ начала приводить документы в соответствие с нормами Таможенного союза

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) начала кампанию по согласованию документов, регламентирующих применение товарной номенклатуры (ТН ВЭД) участниками внешнеэкономической деятельности в рамках единого Таможенного союза. Как следует из документов, опубликованных на сайте службы, ряд приказов ФТС, определяющих правила применения таможенного тарифа России (ТН ВЭД России), предлагается заменить на ТН ВЭД Таможенного союза.

INTERFAX.RU 13.12.09

На заседании Коллегии ЦТУ обсуждались вопросы противодействия коррупции

10 декабря 2009 года в Центральном таможенном управлении состоялось заседание Коллегии, посвященное реализации в таможенных органах Управления требований Федерального закона «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом России, сообщает Пресс-служба ФТС РФ. Данное мероприятие практически совпало с международным днем борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря.

В работе коллегии приняли участие: главный советник Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО Анатолий Выборный, начальник Главного организационно-инспекторского Управления ФТС России Сергей Лобанов, начальник Управления государственной службы и кадров ФТС России Геннадий Кириллов, начальники структурных подразделений центрального аппарата ФТС России, Московский межрегиональный прокурор Владимир Тюльков, Приволжский транспортный прокурор Сергей Белов, заместитель Северо-Западного транспортного прокурора Алексей Короп, представители ФСБ России, а также аппарата и таможен Центрального таможенного управления.

Открыл заседание Коллегии начальник Управления Сергей Прусов. Он отметил, что коррупция, во всех ее проявлениях, - явление, позорящее честь таможенной службы и ни один случай взяточничества не останется безнаказанным. ЦТУ активно участвует в работе по реализации Аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 - 2009 гг.». С этой целью в Управлении проведен анализ причин и условий, порождающих и питающих коррупцию, наработан определенный механизм профилактической работы по противодействию коррупции и должностным преступлениям.

В соответствии с требованиями Национального плана по противодействию коррупции, в аппарате Управления и в таможенных органах, созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также по организации работы, направленной на борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями. В 2009 году было проведено 4 заседания комиссии Управления, на которых по вопросам профилактики должностных преступлений были заслушаны начальники Зеленоградской, Брянской, Калужской и Смоленской таможен. По результатам работы комиссий вырабатываются меры организационного, методического, социального и просветительского характера, действия по формированию антикоррупционного правосознания.

Для повышения эффективности антикоррупционной работы руководством таможенных органов организовано постоянное взаимодействие с подразделениями МВД, ФСБ России, органами прокуратуры по вопросам выявления, пресечения и предупреждения таможенных правонарушений, а также коррупционных проявлений среди таможенников.

В таможенных органах Управления, на таможенных постах и пунктах пропуска оборудованы антикоррупционные стенды, где разъясняется понятие коррупции и ответственность за связанные с этим явлением преступления, а также указаны «телефон доверия», должности, фамилии и телефоны лиц, к которым можно обратиться в случае противоправных действий со стороны таможенников. С той же целью можно воспользоваться функцией «обратной связи» на официальном Интернет-сайте ЦТУ.

Следует отметить, что большая часть преступлений коррупционной направленности, выявляется подразделениями собственной безопасности таможенных органов. По сравнению с прошлым годом количество возбужденных уголовных дел в отношении должностных лиц таможенных органов осталось практически на прежнем уровне. При этом следует отметить, что 82 % этих уголовных дел были возбуждены по результатам служебных проверок, инициатором которых являлся таможенный орган, а также по преступлениям, выявленным правоохранительными подразделениями Управления и ФТС России.

Особое направление работы - предотвращение приема на службу в таможенные органы представителей организованных преступных группировок. Подразделениями службы собственной безопасности, во взаимодействии с кадровой службой Управления, за 11 месяцев 2009 года было проверено 4506 кандидатов на службу в таможенные органы и на вышестоящие должности. Из этого числа было выявлено 118 человек, в чьей биографии оказались «тёмные пятна».

Кроме того, все кандидаты на службу в таможенные органы, а также претенденты на руководящие должности, проходят обязательное психологическое тестирование. Новым направлением стала организация и проведение обследований с использованием компьютерного полиграфа. С начала 2009 года в Управлении проведено более 40 таких обследований.

В то же время, дача взятки, является таким же преступлением, как и ее получение. В текущем году были возбуждены уголовные дела в отношении граждан и участников ВЭД по фактам дачи взяток должностным лицам в Белгородской, Курской, Рязанской и Владимирской таможнях.

В своем выступлении начальник Управления государственной службы и кадров ФТС России Геннадий Кириллов акцентировал внимание присутствующих на необходимость создания условий, исключающих проявления коррупции и персональной ответственности руководителей всех уровней за состояние правопорядка в подчиненных коллективах.

VCH.RU ; 14.12.09

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС Россия, Казахстан и Белоруссия завершили формирование договорной базы Таможенного союза.

По словам российского премьера Владимира Путина, появление единого экономического пространства ожидается в течение трех лет.

В Санкт-Петербурге поставлены подписи под 19 документами. Главы правительств государств-членов ЕврАзЭС приняли соглашения «О проекте соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств-членов ЕврАзЭС по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала»; «О проекте Концепции продовольственной безопасности ЕврАзЭС»; «О проекте Концепции межгосударственной целевой программы ЕврАзЭс “Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств”».

В пакет документов также входят соглашения «О формировании Таможенного союза и единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС», «О проекте Концепции межгосударственной целевой программы “Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств-членов ЕврАзЭС”»; «О внесении изменений и дополнений в типовые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю», «О проекте Концепции создания межгосударственного банка данных о трудящихся мигрантах — гражданах государств-членов ЕврАзЭС» и другие.

Владимир Путин призвал всех переговорщиков по Таможенному союзу не допустить появления «серых зон», соблюдая другое условие — отсутствие дополнительных препятствий для экономических операторов. «Главная задача — сформировать такие совместные механизмы, которые не только ликвидируют внутренние барьеры на единой таможенной территории, но и позволят обеспечить эффективный контроль на внешнем контуре Таможенного союза», — уточнил российский премьер.

Ожидается, что к апрелю будущего года Россия, Казахстан и Белоруссия унифицируют требования фитосанитарного и ветеринарного контроля.

Напомним, что единая таможенная территория трех стран начнет функционировать с 1 июля 2010 года.

expert.ru 14.12.09

С запуском работы Таможенного союза будет обеспечено свободное перемещение согласованных товаров по единой таможенной территории

С запуском работы Таможенного союза будет обеспечено свободное перемещение согласованных товаров по единой таможенной территории, что будет подтверждаться единым документом в Таможенном союзе, заявил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский на пресс-конференции по итогам 25-го заседания Межгоссовета ЕврАзЭС. Как отметил С.Сидорский, сегодня было принято пять соглашений, создающих единую договорную базу в едином таможенном пространстве. В частности, соглашение по техническому регулированию о применении санитарных и фитосанитарных норм и ветеринарных мер. «Главное в этих соглашениях - документы, которые будут оформляться в стране назначения товара, и документы, которые будут оформляться по фитосанитарным, санитарным и ветеринарным нормам, по происхождению товара, будут обеспечивать свободное передвижение товаров без изъятий. При этом свободное перемещение будет подтверждаться единым документом в Таможенном союзе», - подчеркнул он.

«Такие поручения даны нашим ответственным органам, занимающимся данной работой в Таможенном союзе. И с 1 января 2010 года они будут иметь полную силу, и технические регламенты должны быть отрегулированы в соответствии с принятыми сегодня соглашениями», - заключил он.

inform.kz 14.12.09

Главы правительств Беларуси, Казахстана и России подписали более 20 документов по запуску Таможенного союза

В Санкт-Петербурге прошли заседания Межгоссовета Таможенного союза и Межгоссовета ЕврАзЭС, сообщает «Казахстанская правда».

В обоих мероприятиях, состоявшихся в Санкт-Петербурге, принял участие Премьер-Министр Казахстана Карим Масимов.

На заседании этого интеграционного объединения рассмотрены вопросы, связанные с запуском первого января 2010 года работы Межгоссовета - Высшего органа Таможенного союза (ТС). Одной из главных тем заседания стал вопрос реализации совместных мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Премьеры Казахстана, России и Беларуси после рассмотрения насыщенной повестки дня подписали ряд стратегических документов. Среди них - протоколы о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС, а также о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС от 25 января 2008 года и о порядке передачи данных статистики взаимной торговли, пишет издание.

Главы правительств трех государств в целом подписали более 20 документов по запуску Таможенного союза, продолжает тему «Литер».

«Таможенный союз начнет существовать через несколько недель. Сегодняшнее заседание в связи с этим имеет огромное значение. Мы переходим от обсуждения к практическим шагам», - цитирует издание главу Правительства РК Карима Масимова.

В свою очередь, Премьер России Владимир Путин отметил, что это событие можно назвать знаковым как для трех государств-участников Таможенного союза, так и для интеграционных процессов на всем пространстве СНГ, приводит слова российского премьера издание.

inform.kz 14.12.09

Ввоз на территорию РФ устройств с модулями беспроводной связи Wi-Fi или WiMAX освобожден от визирования радиочастотными центрами

Система разрешений на ввоз радиоэлектронных средств (РЭС) появилась в стране в 1994 году. Радиочастотные центры должны были проверять, на каких частотах работает импортируемая техника, и не помешает ли ее эксплуатация использованию других частот — выделенных, например, для военных нужд.

В конце 2003 года из этих правил были исключены мобильные телефоны. А вот ввоз беспроводных адаптеров связи или устройств, содержащих модули Bluetooth, Wi-Fi и WiMAX, по-прежнему требовал разрешения. Получение соответствующего документа на один вид товара обходилось импортерам минимум в 660, максимум в 3 300 рублей, а сама процедура занимала от двух до четырех недель.

Наконец-то импортеры избавились от этой обузы: Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) приказом от 22 октября 2009 года отменила необходимость получения разрешений на импортируемое в страну Wi-Fi/WiMAX-оборудование. В Министерстве юстиции приказ зарегистрирован 1 декабря, а в силу он вступит с момента его опубликования.

Само собой, это ускорит появление новых моделей ноутбуков, десктопов и средств беспроводной связи в российских магазинах. А импортеры смогут серьезно сэкономить: дело в том, что хранение техники на таможенном складе в течение десяти дней обходится в 4–5% от ее цены, а ждать выдачи разрешения радиочастотных центров, как уже отмечалось, компаниям приходилось до месяца.

net.compulenta.ru 14.12.09

Открыто о складах закрытых

В письме от 10.11.2009 № 01-11/53510 ...ФТС России разъяснила, как и где хранить товары, получателем которых является сам владелец склада временного хранения.

Cогласно п. 3 ст. 106 Таможенного кодекса РФ товары владельца склада временного хранения подлежат хранению на СВХ закрытого типа. Означает ли это, что у владельца СВХ должно быть право собственности на ввозимый товар, или ему достаточно быть грузополучателем?

В письме упомянут п. 1 ст. 223 ГК РФ, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей признается вручение вещи приобретателю, а вещь считается врученной ему с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица (п. 1 ст. 224 ГК РФ).

ФТС России решила, что, если владелец СВХ закрытого типа является стороной внешнеторговой сделки (покупателем по договору купли-продажи) и собственником товара, ввозимые товары могут быть помещены на склад этого лица для временного хранения. Но договором могут быть определены специальные условия перехода права собственности на товар. Например, переход такого права от продавца к покупателю (владельцу СВХ) только после выпуска товара в свободное обращение.

ФТС России считает, что владелец СВХ закрытого типа может поместить данные товары, как получатель, на свой склад, поскольку они «юридически являются „товарами владельца склада“ только с отсроченным правом собственности на них, с учетом наличия обязанности такого лица, предусмотренной п. 1 ст. 16 ТК РФ».

Следующая рассмотренная операция — заключение владельцем СВХ внешнеторгового договора через посредника-агента. По разъяснениям ФТС России, агент, заключив договор от имени владельца СВХ, может поместить товары на склад закрытого типа, передав товары владельцу склада, поскольку в рамках упомянутого договора товары считаются «товарами владельца склада», принадлежащими ему на праве собственности.

Еще одна ситуация: у владельца СВХ нет права собственности на ввозимый товар.

ФТС России обращается к разделу II ГК РФ, согласно которому вещные права на имущество (в том числе право владения) могут принадлежать лицам, не являющимся его собственниками. Вывод: владелец СВХ закрытого типа, обладающий указанными вещными правами, может хранить на своем складе товары, не являющиеся его собственностью. Например, владелец СВХ — арендатор (лизингополучатель) товаров в соответствии с внешнеэкономическим договором и одновременно получатель арендованных им товаров может помещать их на склад как «товары владельца склада», обладая правом владения и пользования этими товарами в силу договора.

В иных случаях, когда владелец СВХ закрытого типа не считается стороной внешнеторгового договора, но определен в договоре как получатель товаров, ФТС России запрещает помещать на свой склад ввозимые товары как «товары владельца склада». Они помещаются на СВХ открытого типа на общих основаниях.

Экономика и жизнь 15.12.09

Когда незнание освобождает от таможенной ответственности

Привлечь участника ВЭД за непредставление санэпидзаключения на ввозимые товары таможня может, только если сама об этом предупредила или документ с таким требованием официально опубликован (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.10.2009 № Ф03-5759/2009 по делу № А51-5059/2009).

Импортер ввез партию клея и оформил его. Через год после выпуска товара таможня решила провести проверку, в ходе которой пришла к выводу о наличии правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, — участник ВЭД не представил санэпидзаключение.

Оказывается, за месяц до ввоза товара, 25 марта 2008 г., Роспотребнадзор утвердил согласованный с ФТС России список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении. Спорный клей попал в этот список. Участник ВЭД отправился в суд, утверждая, что на момент оформления ничего не знал об этом списке, нигде его не видел и таможня о необходимости представить санэпидзаключение не предупредила.

Суд установил, что указанный список был утвержден 25 марта 2008 г. и доведен ФТС России до нижестоящих таможенных органов письмом от 27.03.2008 № 01-11/11534 ..., но опубликован в Бюллетене таможенной информации «Таможенные ведомости» (официальный публикатор) только в июле 2008 г. Иными словами, на момент ввоза и декларирования спорного товара упомянутый список товаров не был официально опубликован, то есть в установленном порядке не доведен до сведения участников ВЭД. Следовательно, у участника ВЭД отсутствует вина в непредставлении в таможенный орган санэпидзаключения.

Таможня попыталась доказать, что наличие или отсутствие утвержденного списка товаров ничего не решает, ведь согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ) продукция, ввозимая на территорию РФ гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. А согласно п. 2 этой же статьи продукция, указанная в п. 1, допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.

Спорный клей ввозился не для личного использования, а значит, заявила таможня, на него априори необходимо было представить санэпидзаключение.

Суд отверг такой довод, указав, что список товаров образует единый с Законом № 52-ФЗ и иными нормативными актами Роспотребнадзора нормативный комплекс, регулирующий правоотношения по представлению санитарно-эпидемиологических заключений при таможенном оформлении ввозимых на территорию РФ товаров.

Кроме того, суд указал, что сама таможня нарушила требования п. 5 ст. 153 Таможенного кодекса РФ: она выпустила товар, не обязав участника внешнеэкономической деятельности представить на него санэпидзаключение, и вообще не сообщила ему, какие документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должны быть представлены.

В таких условиях, заключил суд, никто, кроме таможни, не виноват.

Итак, если вы легально ввозили товар, не мудрили с таможенной стоимостью, классификацией, не бойтесь проверок после выпуска товаров. И если вдруг услышите, что при декларировании не представили какой-либо документ, о котором таможня вас ранее и не спрашивала, смело обращайтесь в суд, он будет на вашей стороне.

Экономика и жизнь 15.12.09

На базе Санкт-Петербургской и Выборгской таможен в I квартале 2010 года пройдет эксперимент по применению технологии удаленного выпуска товаров

На базе Санкт-Петербургской и Выборгской таможен в I квартале 2010 года планируется провести эксперимент по применению технологии удаленного выпуска товаров в электронной форме на основе предварительного информирования. Как указано в сообщении Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), это принципиально новая технология таможенного оформления и контроля, при которой декларация подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется в приграничном таможенном органе.

Наиболее перспективной представляется полностью автоматизированная безбумажная технология, совмещающая в себе элементы предварительного информирования и электронного декларирования с использованием Интернета. По опыту европейских стран необходимо использование единого документа, содержащего необходимые сведения для целей таможенного оформления товаров на различных его этапах.

Как отмечается в сообщении СЗТУ, внедрение данной технологии позволит снять ряд существующих на сегодняшний день проблем. Прежде всего, товары, находящиеся под таможенным контролем, не будут перемещаться по территории России на дальние расстояния. Фактический контроль товаров будет осуществляться на специально обустроенных приграничных складах временного хранения (СВХ), отвечающих современным техническим и технологическим требованиям. Разделение операций таможенного оформления будет способствовать разрыву коррупционных связей внутри одного таможенного органа. Перенос основного таможенного оформления в приграничные регионы позволит разгрузить транспортную инфраструктуру в крупных населенных пунктах и увеличить оборачиваемость международных грузовых транспортных средств за счет оптимизации логистических связей между отправителем и конечными потребителями товаров.

PortNews; 16.12.09

Латвийские автоперевозчики готовы принять меры по безусловному соблюдению Конвенции МДП

С 15-го декабря 2009 года ФТС России ввела дополнительные меры таможенного контроля в отношении латвийских перевозчиков, допустивших наибольшее количество нарушений таможенных правил при перемещении товаров по территории России.

В настоящее время в ФТС России поступила информация о готовности латвийской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков "Латвияс ауто" во взаимодействии с компетентными государственными учреждениями Латвии принять решительные шаги по недопущению нарушений таможенного законодательства России и безусловному соблюдению Конвенции МДП.

В своем обращении президент "Латвияс ауто" г-н Трезинын информировал ФТС России о том, что разработан механизм удовлетворения требований таможенных органов России об уплате ввозных пошлин и сборов в той части, которая не оплачена гарантийной системой МДП при недоставке грузов латвийскими перевозчиками в таможенные органы назначения.

ФТС России в целом удовлетворена таким подходом к решению данного вопроса и выражает готовность к его всестороннему обсуждению в ходе заседания Транспортной группы Межправительственной российско-латвийской комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству, которое запланировано на 17-18 декабря 2009 года в г. Риге.

Сегодня важно понять, какой именно механизм удовлетворения претензий предлагается латвийской стороной, с тем, чтобы оценить его и выработать взаимоприемлемую позицию в отношении путей урегулирования проблемы. Кроме того, неясны конкретные шаги, которые планируется сделать, чтобы предупредить возникновение подобных ситуаций в дальнейшем.

В случае если согласованные действия сторон позволят исключить неблагонадежные организации из сферы международных автомобильных перевозок и при наличии устойчивой динамики возмещения причиненного Российской Федерации ущерба, ФТС России рассмотрит вопрос о возвращении к стандартному порядку проведения таможенных процедур.

Понимая, что по вине организаторов недобросовестных схем перемещения товаров могут пострадать многие законопослушные предприниматели, что, в свою очередь, не отвечает позитивному характеру российско-латвийских партнерских отношений, ФТС России заинтересована в скорейшем урегулировании финансовых претензий, обеспечении эффективного контроля за допуском латвийских перевозчиков к процедуре МДП и надлежащим использованием выданных им книжек МДП.

Напомним, ранее ФТС высказывала обеспокоенность активизацией деятельности трансграничных группировок, специализирующихся на реализации недобросовестных схем перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. По мнению ФТС, с большой степенью уверенности можно полагать, что часть недобропорядочных перевозчиков, задействованных в процессе поставок в Россию импортных товаров, переориентировалось с литовского направления на латвийское.

При этом у российской таможни есть серьезные сомнения в том, что Ассоциация международных автомобильных перевозчиков "Латвияс ауто" в состоянии обеспечить надлежащий контроль за допуском латвийских перевозчиков к процедуре МДП и надлежащим использованием выдаваемых ею книжек МДП.

Несмотря на то, что имеют место единичные случаи частичного погашения задолженности по фактам недоставки товаров через гарантийную систему TIR, российский бюджет продолжает нести значительные убытки.

Данные обстоятельства, свидетельствующие о нежелании или неспособности соответствующих латвийских кругов самостоятельно навести порядок на национальном рынке международных автомобильных перевозок, вынудили ФТС пойти на введение дополнительных мер таможенного контроля.

trans-port.com.ua 16.12.09

В ПФО формируется межведомственная рабочая группа по ликвидации таможенных постов в округе

Реализация Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные субъекты РФ, создание Таможенного союза (создание единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана), и воздействие мирового финансового кризиса - три глобальных фактора, которые станут причиной уменьшения стоимостного объёма торговых партий, администрируемых таможенными органами Приволжского региона. Об этом на заседании Консультативного совета сообщил начальник Приволжского таможенного управления Вячеслав Голоскоков. По его словам, в результате только влияния кризиса Приволжский регион потерял 42% внешнеторгового оборота.

Второй серьёзный фактор - Реализация Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные субъекты РФ. В соответствие с Концепцией таможенное оформление товаров будет происходить в местах, приближенных к местам их прибытия на таможенную территорию РФ: к 2014 году – товаров. Перемещаемых автомобильным транспортом, а к 2020 году - железнодорожным.

Третий фактор, который окажет непосредственное влияние на работу таможенных органов в Приволжском регионе - создание Таможенного союза. С 1 января 2010 года вступит в силу единый таможенный тариф, а с 1 июля 2010 года - Таможенный кодекс союза. С 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года предполагается отменить таможенное оформление товаров, происходящих из стран Таможенного союза и перемещаемых через российско-казахстанскую границу. К середине 2011 года должен быть обеспечен перенос всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу Таможенного союза.

В итоге – по прогнозам - уже к 2013 году в регионе будет оформляться лишь около 40% товарных партий по отношению к уровню 2007 года.

В связи с этим происходят изменения и в таможенных органах, в том числе Приволжского региона. К 15 января 2010 года приказом ФТС России будут ликвидированы Сормовский и Московский таможенные посты Нижегородской таможни. Таким образом, в Нижегородской области останутся функционировать 5 таможенных постов: Кстовский, Дзержинский, ГАЗ, Выксунский и Аэропорт.

Начальник Приволжского таможенного управления подчеркнул, что подобные изменения происходят сейчас по всей стране. В частности, только в Центральном таможенном управлении в прошлом году было ликвидировано около 50 таможенных органов – согласно Комплексному плану мероприятий ФТС России.

Согласно сообщению ПТУ, изменения, которые произойдут, в частности, в Нижегородской области, не должны отрицательно сказаться на деятельности участников ВЭД. Таможенные операции, которые ранее проводились на Сормовском и Московском таможенных постах, можно будет совершать на Дзержинском посту и таможенному посту ГАЗ. К примеру, необходимой компетенцией в отношении подакцизных товаров будет наделён Дзержинский таможенный пост (ранее они оформлялись на Сормовском).

Как отметил Вячеслав Голоскоков, одна из главных целей, которая стоит перед Приволжским таможенным управлением, – в ходе реформирования не допустить невыполнения функциональных задач, которые стоят перед таможенной службой (наполнение бюджета, борьба с контрабандой и т.д). Вторая цель – обеспечить условия для развития промышленного сектора в регионе через создание адекватной и оптимальной таможенной структуры. В связи с этим Вячеслав Голоскоков вышел с ходатайством к полпреду Президента в ПФО Григорию Рапоте о создании межведомственной рабочей группы. К участию в ней будут приглашены губернаторы, председатели региональных правительств, представители бизнеса, таможенные перевозчики. Эта рабочая группа поможет балансировать интересы заинтересованных сторон.

newsnn.ru 16.12.09


Информация в прессе

Кто даст добро?

Одно из самых узких мест любой сделки — таможенное оформление товаров и грузов. Оформление документов зачастую идет долго и муторно, бумаги множатся, время уходит…

Именно поэтому Всемирная торговая организация (ВТО) в последние годы уделяет большое внимание тому, чтобы сделать таможенные процедуры максимально прозрачными и оперативными, исключить риск коррупции, внедрить в этой сфере новейшие технологии. В числе разработанных ВТО новых стандартов ведения таможенного оформления — так называемое электронное таможенное декларирование товаров и грузов. Оно позволяет предпринимателям, отправляющим и получающим грузы, обойтись без излишней бумажной волокиты, а документы оформить, не выходя из офиса. Разгружает это и работников таможни, которые обычно задыхаются от бумажной работы.

Важный аспект — безопасность: электронное декларирование позволяет обеспечить ее в гораздо большей степени, чем традиционные способы таможенной очистки. И безусловно, применение электронных документов, использование цифровой подписи и другие новейшие методы в разы ускоряют процесс прохождения товаров и грузов через границу, снижают накладные расходы и в итоге позволяют существенно увеличить товарооборот.

Теория прекрасна, но практика ее, как водится, несколько корректирует и расхолаживает. По мнению нашего эксперта — специалиста ООО «Интерком Лоджистик» (эта компания работает на российском рынке таможенных услуг с 1995 года и является действительным членом Национальной ассоциации таможенных брокеров), электронное таможенное декларирование (ЭТД) в наших условиях пока в полной мере применить невозможно.

Проблемы не в правовой базе — она принята и разработана достаточно давно. Проблемы коренятся в том, что техническое обустройство таможенных постов не отвечает современным требованиям. Очень низкая квалификация сотрудников таможни на границах РФ и на периферии страны фактически сводит на нет систему электронного декларирования: персонал попросту не понимает, как ею пользоваться. Процесс внедрения ЭТД в практику буксует.

Как считает Роман Бажок, начальник отдела транспорта и логистики компании «Интерком Лоджистик», участникам внешнеэкономической деятельности приходится в данном случае брать на себя затратную часть по введению ЭТД. Например, оборудовать помещения таможенных постов современной техникой, содержать специалистов, которые ее обслуживают, обучать сотрудников таможенных органов. С одной стороны, условие хоть и вынужденное, но взаимовыгодное: одним нужен результат, другим — база для работы. Но, считает эксперт, государственным органам стоило бы оказывать большую поддержку таможенным органам, а не только принимать законы и поправки к ним. Сотрудников таможни необходимо направлять на курсы повышения квалификации, оснастить рабочую базу таможенных постов необходимой аппаратурой, а также вести «просветительскую работу» — информировать участников внешнеэкономической деятельности о тех возможностях и преимуществах, которые им дает ЭТД. Тем более что сама эта система делает процесс оформления товаров и грузов максимально прозрачным и сводит к минимуму «межличностный контакт» таможенников и хозяйствующих субъектов — проще говоря, не дает «добро» коррупции и злоупотреблениям.

Собственный опыт «Интерком Лоджистик» доказывает, что обучение персонала и внедрение в повседневную практику передовых технологий — дело не столь трудное, если вести его методично и постоянно. Компания работает в крупных и наиболее интересных с точки зрения логистики регионах России: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Смоленск, Брянск и Новороссийск. Более 70% сотрудников имеют стаж работы более пяти лет, многие получили квалификационные аттестаты ФТС РФ в качестве специалистов по таможенному оформлению. «Интерком Лоджистик» за последние годы существенно укрепила свои позиции на рынке, в числе ее клиентов — крупнейшие международные и российские компании (всего более 200 участников ВЭД).

РБК daily; 11.12.09


Предъявите документы

1 января вводятся в действие единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Какие проблемы могут возникнуть при оформлении товара на таможне?

1 января вводятся в действие единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. На очереди - создание единой базы данных разрешительных документов для участников внешнеэкономической деятельности, которую Федеральная таможенная служба (ФТС) планирует создать к 2011 году по собственной инициативе. О том, какие проблемы поможет решить эта база, "РБГ" рассказывает Петр Баклаков, начальник управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России.

- Петр Анатольевич, в России действует целая система запретов и ограничений в сфере внешней торговли. Какую роль в ней играют таможенные органы?

- Система ограничений играет роль щита, который оберегает население и экономику. Роль таможни определена в Таможенном кодексе. Она обеспечивает запреты и ограничения при перемещении товара через таможенную границу России. Мы должны проконтролировать, имеются или нет в наличии соответствующие разрешения, посмотреть правильность их оформления, легитимность выдачи. Какие именно товары требуют разрешительных документов, определяют 22 федеральных органа исполнительной власти. Они запрещают или выдают разрешения, а таможня контролирует соблюдение этих правил участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

- Ежедневно таможенными органами проверяется огромное количество разрешительных документов. Среди них - масса подделок. Что чаще подделывают?

- На таможне представляется 12 видов разрешительных документов.

Это лицензии, сертификаты, санитарно-эпидемиологические заключения, ветеринарные сертификаты, сертификаты соответствия, сертификаты СИТЕС на ввоз животных и растений. Ежегодно таможня проверяет 12 миллионов разрешительных документов. В среднем каждая декларация включает сведения о четырех-шести разрешительных документах.

В 2008 году мы выявили 13 тысяч поддельных документов. В основном (70 процентов) это сертификаты соответствия. Сертификат соответствия - документ, подтверждающий то, что товар обладает определенными характеристиками, соответствует стандартам Российской Федерации. 25 процентов поддельных документов - санитарно-эпидемиологические заключения, которые якобы выдаются санитарными врачами, подразделениями Роспотребнадзора. Остальные бумаги подделывают реже (например, лицензии).

Поддельные документы выявляются по базе данных недействительных документов, которую пополняют наши коллеги. Разумеется, таможенный инспектор использует и другие механизмы проверки, смотрит печати, подписи...

- А если документ поддельный?

- Тогда заводится дело об административном правонарушении, выставляются требования о представлении нормального документа.

- Таможенник должен быть семи пядей во лбу, чтобы знать, как выглядит тот или иной документ?

- Инспектор обязан осуществить проверку, посмотреть базу данных, сличить документ по номеру, проверить правильность его заполнения. Он должен знать разрешительные бумаги по многим направлениям - от домашних питомцев до ядерного реактора. Чтобы облегчить работу, планируем автоматизировать функцию проверки разрешительных документов. Мы намерены создать единую базу данных разрешительных документов собственными силами, не дожидаясь того момента, когда все инстанции будут в достаточной степени технологически оснащены.

- Получается, что таможня - это узкое горлышко системы, где 12 миллионов разрешительных бумаг в год выдают 22 уполномоченных органа, не все из которых даже имеют компьютерную базу учета?

- Каждый тысячный "документ" - подделка. Также распространенное нарушение - это когда мы выявляем товар, который требует наличия разрешительных документов, но участник ВЭД "запамятовал" собрать нужные бумаги.

В целом система запретов и ограничений в нашей стране нуждается в модернизации. Каждый разрешительный документ должен быть определен законом или постановлением правительства. У таможенника не должна болеть голова, какой бы документ запросить, чтобы не завезли в страну какую-нибудь заразу. Участники ВЭД не должны сталкиваться с тем, что пока они заключали контракт, какое-нибудь ведомство проявило инициативу и ввело очередную бумажку, о которой им не было известно. В итоге груз застревает на границе, но таможня как раз в этом случае и не виновата.

На своем уровне мы можем сделать единую базу данных разрешительных документов. Это будет в том числе информационное обеспечение, подпитка для участников ВЭД. Планируем завершить работу к 2011 году.

Кстати, с созданием Таможенного союза открывается перспектива унификации перечня товаров, подлежащих запретам и ограничениям, единые списки на всей территории Таможенного союза. А сегодня у нас порядка двадцати таких списков.

- Не получится ли, что тогда организаций, выдающих разрешения, будет в три раза больше?

- Сейчас на один и тот же товар разрешения выдаются несколькими органами. Вместо этого участник ВЭД должен получать один документ в последней инстанции. У белорусов, например, определен один контрольный орган, на один и тот же товар не может быть выдано несколько разрешений. Этот принцип заложен и в документах Таможенного союза. Предыдущая история вопроса, какие были справки и заключения, - с этим лучше разбираться не на границе. Это для нас проще и для бизнеса удобнее.

- Наступит ли момент, когда таможенники не будут рассматривать печать в лупу и пробовать документ на зуб?

- Для этого нужна помощь информационных технологий. Мы развиваем электронное декларирование с применением электронной подписи. Уже применяем с Роспотребнадзором электронную подпись для подтверждения документов. С созданием единой базы разрешительных документов и обеспечением их легитимности, представление самого разрешительного документа не потребуется. Все будет сверено по номеру таможенной декларации.

Мы подписали со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами соглашения о предоставлении информации. Активно работаем с минпромторгом, который выдает лицензии на ввоз, и Роспотребнадзором, который выдает санэпидзаключения на ввоз. К сожалению, пока мы еще в процессе достижения взаимопонимания с Ростехрегулированием, которое уполномочено создать единую базу сертификатов соответствия. Проблема в том, что наши коллеги не готовы обеспечить сбор этой информации, потому что до сих пор не имеют информационной системы по выдаче разрешительных документов. Сбор информации осуществляется в рамках ручной переписки, сбора подсчетов.

Есть и другая сторона вопроса. Хорошо, когда представлены разрешительные документы. Их можно проверить. А если их нет? Инспектор должен точно знать, требуется ли на товар разрешительный документ. Одного опыта здесь мало. Когда инспектор утром занимается ввозом винограда, а в обед вникает в проблемы вывоза шифровальных устройств, от ошибок никто не застрахован. Возможно, некий уполномоченный орган должен давать заключения, попадает ли товар под ограничения.

Бизнес заинтересован в четких нормах, когда требуется наличие разрешительных документов и в каких случаях оно не требуется. Таможня тоже заинтересована в этом, чтобы не возникало двойственных ситуаций.

- Как же через кордон попадают детские игрушки из Китая, которые оказываются вредными для детей и продаются в киосках. Как ни попросишь сертификат - продавец понятия не имеет, что за документ...

- Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) выдается не на конкретную продукцию, а на весь контракт. Бывает так, что предоставляемые для сертификации образцы соответствуют всем нормам и требованиям, но по выданному СЭЗу в страну ввозится продукция совсем другого качества. На таможне участник ВЭД представляет и сертификат соответствия, и данные экспертизы. Казалось бы, всё соответствует букве закона и остается лишь "поднять шлагбаум", однако...

В этом году мы провели ряд проверочных мероприятий. Поставки определенных производителей направлялись на экспертизу. Она установила, что характеристики реально ввозимого товара не соответствуют образцам, по которым Роспотребнадзор выдал СЭЗы. Тот же Роспотребнадзор в прошлом году забраковал 123 тысячи партии товаров. Третьи страны часто нам сбрасывают некачественный товар.

- Кроме уже названной угрозы здоровью населения, какие угрозы экономической безопасности России могут нести импортные товары?

- Данные угрозы можно разбить на три части. Во-первых, кроме вреда здоровью, ввоз некачественных, вредных для здоровья товаров народного потребления, ширпотреба - это еще и подрыв нашей легкой промышленности. Во-вторых, вопросы национальной безопасности. Мы тщательно контролируем экспорт товаров, которые могут быть использованы в ракетостроении, боевой технике. В ФТС создана информационная система, которая показывает области риска. Третье направление связано с международными обязательствами России. Это - ограниченные в перемещении озоноразрушающие вещества, опасные отходы, объекты флоры и фауны СИТЕС.

- Что происходит с товаром, который должен иметь разрешительные документы, но не имеет, - его возвращают обратно?

- Запрещенный товар должен быть вывезен с территории Российской Федерации.

- Когда больше существует разрешительных документов, при экспорте или импорте?

- При ввозе. Помимо таможенников, здесь контроль осуществляют Россельхознадзор, ветеринары и фитосанитары. При вывозе мы проверяем в основном лицензирование в отношении товаров двойного назначения, продукции военного назначения и объектов международных обязательств.

"Российская Бизнес-газета" №732 (48) от 15 декабря 2009 г.


- ЗАО «Smart Logistic Group» – компания, обеспечивающая широкий спектр логистических операций на складских комплексах класса «А» в Московском регионе и крупных мегаполисах Российской Федерации.

Нормативные документы

16.12.09Письмо ЦТУ от 17.09.09 N66-11/23542, О контроле таможенной стоимости
16.12.09Постановление Правительства РФ от 10.12.09. N996, О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
16.12.09Постановление Правительства РФ от 01.12.09. N982, Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии
15.12.09Решение Комиссии таможенного союза от 27.11.09. N132 , О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
15.12.09Решение Комиссии таможенного союза от 27.11.09. N131, О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества
15.12.09Решение Комиссии таможенного союза от 27.11.09. N130, О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
15.12.09Постановление ФАС СЗО от 26.10.09. NА52-3420/2008, О кассационной жалобе ООО "НовоХимТранс"
15.12.09Телеграмма ФТС РФ от 01.12.09. NТФ-1353 , О постановлении Правительства РФ от 26 ноября 2009 года N 954
15.12.09Телеграмма ФТС РФ от 25.11.09. NТФ-1320 , О постановлении Правительства РФ от 14 ноября 2009 года N 940
15.12.09Письмо ФТС РФ от 19.11.09. N16-26/55523 , О применении льгот по уплате таможенных пошлин
15.12.09Письмо ФТС РФ от 20.11.09. N14-68/55580 , О постановлении Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 863
15.12.09Письмо ФТС РФ от 10.11.09. N01-11/53510, О хранении товаров на складах временного хранения
15.12.09Распоряжение Президента РФ от 04.12.09 N813-рп, О представителях ФТС России в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия
15.12.09Телетайпограмма ФТС РФ от 11.12.09 NТФ-1403, О вступлении в силу постановления 959 о ставках ввозных пошлин на прокат и трубы из черных металлов
14.12.09Письмо Федерального казначейства от 09.12.09. N42-7.4-05/1.1-706, О порядке доведения бюджетных данных на 2010 год
14.12.09Письмо ФТС РФ от 29.10.09. N05-11/51567 , О применении ставок налога на добавленную стоимость
14.12.09Приказ ФТС РФ от 03.12.09 N2187, Об отмене приказа ФТС России от 26 мая 2009 г. N 935
11.12.09Приказ ФТС РФ от 03.12.09. N2186, Об утверждении программы повышения квалификации специалистами по таможенному оформлению на 2010 год
11.12.09Приказ ФТС РФ от 03.12.09. N2175, Об утверждении графика проведения квалификационного экзамена для получения квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению в 2010 году
11.12.09Письмо ФТС РФ от 03.12.09. N14-42/57873, О внесении изменений в письмо ФТС России от 18.01.2006 № 06-68/1015
11.12.09Письмо ФТС РФ от 03.12.09. N01-11/58229, О постановлении правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 943
11.12.09Письмо ФТС РФ от 03.12.09. N01-11/58228, О постановлении Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 942
11.12.09Приказ ФТС РФ от 04.12.09. N2198, Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при принятии, учете, хранении и выдаче наличной валюты, драгоценных металлов и драгоценных камней, принимаемых таможенными органами на временное хранение с использованием квитанции формы ТС-21
11.12.09Письмо ФТС РФ от 04.12.09. N14-42/58284, О внесении изменений в письмо ФТС России от 05.03.2008 № 24-39/8479
11.12.09Приказ ФТС РФ от 07.12.09. N2200, Об исключении из Реестра таможенных перевозчиков ООО «Автотранс - сервис»
11.12.09Приказ ФТС РФ от 23.10.09. N1952, О внесении изменений в приказ ФТС РФ от 29.07.09. № 1361
11.12.09Приказ ФТС РФ от 15.10.09 N1883, О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД
10.12.09Письмо ЦТУ от 17.09.09 N66-11/23542, О контроле таможенной стоимости
10.12.09Письмо ЦТУ от 29.09.09 N68-12/24568, Об усилении таможенного контроля
10.12.09Письмо ЦТУ от 29.09.09 N23-12/24558, О направлении разъяснений
10.12.09Письмо ФТС РФ от 25.11.09 N01-11/56458, О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
10.12.09Постановление Правительство РФ от 04.12.08 N992, Об усилении контроля за экспортом отдельных видов ядерных установок,оборудования и технологий

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: sator@vch.ru
Тел./факс: (495) 7810007.

В избранное