Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота


Новости авторского права на WWW.COPYRIGHTER.RU

Визитная карточка Услуги FAQ Документы
Новости Гостевая книга Ссылки Связь

У рассылки уже Рассылка 'Новости авторского права на www.copyrighter.ru' подписчиков!

   Если в Ваших письмах с комментариями рассылки Вы не указываете, что Ваше письмо не может быть процитировано в рассылке и/или на сайте WWW.COPYRIGHTER.RU, то предполагается, что Вы даете мне право на такое использование Ваших писем.




   Здравствуйте!

   Для начала новость. Я уезжаю в отпуск. С 10 августа по 5 сентября я покину пределы нашей родины. Однако рассылка будет выходить по-прежнему. Даже, наверное, более регулярно.

   В прошлом выпуске рассылки была опубликована email-ная дискуссия об авторско-правовой природе HTML. Впоследствии ко мне пришло еще два очень интересных письма на ту же тему.

   Константин Турчанинов aka Dark eXpert пишет:
       Hello, Андрей.

       Меня тоже заинтересовала поднятая Вами тема. И я хочу высказать свое мнение. Если исходить из терминологии, то программой является некая совокупность кодов (имеются в виду машинные коды), которую выполняет микропроцессор. Возьмем тот же интерпретатор Бейсика. Именно он является программой, которую выполняет процессор, а все остальное является данными для него. И полноценная программа может получиться только после компиляции (т.е. процесса преобразования в машинные коды). Поэтому, в этом случае нужно вводить разделение между программой как таковой и ее исходным текстом. HTML-код не может быть скомпилирован и не может выполняться самостоятельно, для этого нужны специальные программы, которые называются браузерами. Поэтому он чисто по определению не является программой. Но с другой стороны, исходя из определения программы, данного выше, код написанный на VBScript или JavaScript тоже не является программой, следовательно эти языки не являются языками программирования. Казалось бы, это абсурд (VBScript - не язык программирования), но с точки зрения логики все правильно. Мне кажется, что понятие "программа" нужно рассматривать как относительное. Ведь общечеловеческое значение этого слова: программа - последовательность действий, подлежащая выполнению. Например, ТВ программа - последовательность телепередач, которые должны быть показаны. Применительно к компьютерам, тот же интерпретатор Бейсика - программа относительно (или для) процессора, а HTML-код - программа для браузера.



   Дмитрий Кириченко написал:
       Здравствуйте,

       я немного не в тему рассылки напишу, но раз уж разгорелась дискуссия о терминологии, то хотелось бы напомнить уважаемым коллегам-программистам, что программа не обязана быть написана на АЛГОРИТМИЧЕСКОМ языке, который имеет и циклическую структуру, и условный переход, и море операторов... Например, ЛИСП - это язык программирования? Или - ПРОЛОГ? Боюсь, что коллеги забыли о существовании других типов языков и совершенно напрасно. На том же ПРОЛОГЕ писались искусственные интеллекты... А на ЛИСП очень приятно обрабатывать списковые наборы данных (и команд)... Хотя, по идеологии что тот, что другой очень похожи на метаязык HTML.

       В приципе, эту тему можно развивать и далее, вплоть до определения самомих понятий "программирование" и "язык программирования", но я не уверен в необходимости этого.



   По-моему, получается действительно очень интересная дискуссия...

   Ну а теперь к собственно теме этого выпуска.

   По адресу http://www.templetons.com/brad/copymyths.html в сети находится страница Брэда Тэмплтона (Brad Templeton), который, не побоюсь этого слова, знаметит в сети за свой проект "10 главных мифов об авторском праве" (10 Big Myths about copyright explained). Но, разумеется, нельзя просто взять и перевести то, что написано у Брэда Тэмплтона, поскольку есть некоторые специфические различия между американским и российским законодательством.

   Соответственно далее приводится мой перевод, а в случаях, когда американское и российское законодательство расходятся, - и мои комментарии. Кстати, для публикации адаптированного перевода статьи я без особых проблем получил соответствующее разрешение по email от Брэда Тэмплтона.

   Итак, приступим.

1. "Если нет уведомления об авторском праве (copyright notice), то произведение не охраняется".
       Так было раньше в странах с англо-саксонской системой права, однако сегодня подавляющее большинство государств присоединились к Бернской конвенции. Например, в США все оригинальные произведения, созданные творческим трудом автора после 1 апреля 1989 г., охраняются авторским правом вне зависимости от наличия уведомления об авторском праве. Необходимо полагать, что произведение, созданное другим лицом, охраняется авторским правом, за исключением тех случаев, когда Вы уверены, что оно не охраняется. Есть некоторые произведения, которые более не охраняются ввиду отсутствия уведомления об авторском праве, однако нет смысла рисковать, кроме тех случаев, когда Вы абсолютно уверены, что произведение не охраняется.

       Вместе с тем, правильным является понимание, что уведомление об авторском праве усиливает защиту, поскольку автор таким образом предупреждает потенциальных пользователей, а также облегчает жизнь юристам, которые в суде должны будут доказать, что права были нарушены. Итак, если произведение может охраняться авторским правом, считайте, что оно охраняется. Это же относится к фотографиям и изображениям. Запрещается сканировать фотографии, напечатанные в журналах, с целью размещения отсканированных изображений в сети интернет. Если же Вы сталкиваетесь с чем-то, с чем Вы не уверены, то использовать произведение не надо.

       Форма уведомления об авторском праве следующая:

       "Copyright [дата] by [автор/правообладатель]"

       Можно использовать знак "с в окружности" © вместо слова "Copyright", но знак "(с)" никогда не давал правовой защиты по закону. Фраза "All Rights Reserved" ранее использовалась в некоторых странах, но сейчас она также не является обязательной. Об этом я уже писал в предудущих выпусках рассылки (про знак © и про фразу "All Rights Reserved").


2. "Если я не получаю за это денег, то я ничего не нарушаю".
       Неправильно. Извлечение прибыли может лишь повлиять на размер компенсации, которую Вас может обязать выплатить суд. Это единственное различие. Вы по-прежнему можете нарушить авторские права, даже если Вы не получаете за это ни копейки, причем, если в этом случае автору (правообладателю) Ваши действия могут наносить значительный реальный ущерб, суд может вынести решение о компенсации такого ущерба.


3. "Если произведение выложено в интернете, то оно является общественным достоянием".
       Неправильно. Ни одно произведение (за исключением тех, срок охраны которых истек) не является общественным достоянием (public domain), кроме тех случаев, когда автор напрямую выражает желание, чтобы это произведение перешло в общественное достояние. Под "напрямую" понимается, что автор или правообладатель должны указать: "Я передаю это произведение в общественное достояние".

       Некоторые считают, что публикация произведения в сети подразумевает разрешение неограниченному кругу лиц копировать это произведение. Другие даже считают, что интернет - это система автоматического "складирования и распространения", в которой по предложению (а не по согласию) автора делаются тысячи копий произведения. С этим можно спорить, однако даже если согласиться с первым тезисом, то речь может идти лишь о таком копировании, которое обычно осуществляется посредством сети, но никоим образом нельзя говорить о том, что такое размещение произведения в сети переводит это произведение в общественное достояние. Очень важно помнить, что с точки зрения закона, компьютеры никогда не осуществляют копирование. Копируют только люди. Компьютеры получают команды, но не разрешения. Разрешение могут получить лишь люди. Более того, подразумеваемое разрешение никоим образом не может обладать большей силой по сравнению с напрямую выраженными условиями использования произведения.

       Необходимо обратить внимание и на то, что предполагается, что лицо, которое публикует то или иное прозведение в сети, обладает правами в отношении этого произведения. Если у этого лица нет прав на то или иное произведерние, то все копии считаются контрафактными, и не считается, что публикация этого произведения в сети влечет за собой какое-либо подразумеваемое разрешение. Соответственно это не влечет за собой никакого ограничения правам автора (правообладателя) такого произведения.

       Важно помнить, что перевод произведения в общественное достояние означает полный отказ от всех прав. Нельзя осуществить перевод произведения в общественное достояние для "некоммерческого использования".

       Об авторском праве в сети интернет я уже писал в предыдущих выпусках рассылки: здесь и здесь.


4. "Моя публикация чужого произведения в ньюс-группах Usenet являлась добросовестным использованием (fair use)".
       Концепция "добросовестного использования" представляет собой изъятие из общих правил авторского права. Она появилась с целью обеспечения возможности создания комментариев, пародий, сообщений в новостях, исследований с использованием охраняемых авторским правом произвдений без получения разрешения авторов таких произведений. При таком использовании важно учитывать намерения пользователя и возможный ущерб автору произведения от такого использования. Вы приводите статью из газеты, потому что хотите покритиковать эту газету или потому что не смогли найти время, чтобы написать свою собственную статью? Или Вы просто хотели, чтобы посетители Вашего сайта могли сэкономить и ничего не платить создателям газеты? Первый случай скорее всего будет признан "добросовестным использованием", тогда как второй и третий - нет.

       "Добросовестное использование" - это в любом случае исключение, причем в достаточной степени ограниченное и обусловленное: нельзя использовать произведение способом и в объеме, не оправданными целями цитирования. Такое использование не должно наносить ущерб коммерческому использованию произведения, то есть добросовестным может быть признано только такое использование, которое не приведет к тому, что охраняемое произведение перестанут покупать (именно поэтому запрещается "цитировать" произведение полностью).

       Публикация в Usenet обычно предполагает комментарии и обсуждение оригинальных сообщений, которое не наносит ущерба обычному коммерческому использованию оригинального сообщения (если у него есть коммерческая ценность как таковая). Такое цитирование обычно признается "добросовестным". Необходимо заметить, что доктрина "добросовестного использования" не является чем-то сверхрегламентированным. Суд в каждом конкретном случае определяет, может ли принцип "добросовестного использования" "перевесить" нормы авторского права.

       Факты и идеи не охраняются как таковые, но охраняются объективное выражение и структура таких фактов и идей. Всегда можно факты и идеи выразить своими словами.


5. "Если не использовать авторское право, то оно теряется." - "Кто-то защитил авторским правом это название".
       Неправильно. Авторское право утратить невозможно. Его можно только передать. В отличие от американского законодательства, в котором четко прописано, что авторским правом названия произведений вовсе не охраняются, российское законодательство предоставляет охрану названиям произведений, но только в том случае, если название произведения создано творческим трудом автора и "может использоваться самостоятельно". Термин "самостоятельно" постоянно подвергается справедливой критике юристов, поскольку совершенно непонятно, является ли "самостоятельным" использование названия песни в качестве названия какой-то другой песни или нет. Более надежно названия можно защитить через систему товарных знаков, неиспользование которых как раз и может привести к утрате права на такой товарный знак.

       Обычно регистрируют товарные знаки на определенные слова, обозначающие определенные товары или услуги. Например, компьютер Apple. Фирма Apple Computer "владеет" словом Apple (яблоко) в отношении компьютеров, несмотря на то, что это обычное слово. Компания Apple Records владеет этим словом в отношении музыкальной индустрии. Ни одна из вышеперечисленных компаний не владеет словом "Apple" как таковым, лишь в определенном контексте. Более того, владение товарным знаком не означает абсолютного права: у этого права есть свои ограничения, установленные законом.

       Запрещается использовать чужой товарный знак способом, который может нанести ущерб собственнику такого товарного знака, или способом, который может привести к тому, что люди смогут перепутать Вас с законным владельцем товарного знака, что могло бы привести к тому, что Вы получали бы необоснованный доход от использования чужого товарного знака. Например, в отношении музыкальных клипов, было бы крайне неразумным проставлять на них знак MTV.


6. "Если я создаю свое произведение, но основываю его на уже существующем произведении, то все права на мое произведение принадлежат мне".
       Неправильно. Законодательство об авторском праве четко говорит о том, что создание так называемых производных произведений, то есть произведений, созданных на основе уже существующих произведений, - это одно из исключительных прав автора оригинального произведения. При этом не берется в расчет то, что создание такого производного произведения может представлять собой в высшей степени творческий процесс. Даже если Вы пишете рассказ, используя героев чужого рассказа, то Вам необходимо получить разрешение автора оригинального произведения.

       Законодательство США, в отличие от российского законодательства прямо говорит, что не требуется получать разрешение на использование оригинального произведения для создания пародий. Здесь также действует концепция "добросовестного использования": в случае если произведение используется для того, чтобы создать на его основе пародию на это произведение, то не требуется получать разрешение от его создателя. Это не лазейка: нельзя создать производное произведение, не являющееся пародией, и заявить, что это пародия. В российском же законодательстве вообще нет никаких указаний на то, что пародии можно создавать без разрешения авторов. Таким образом все исполнители, которые исполняют пародии, не получив разрешения авторов оригинальных произведений, нарушают права этих авторов.


7. "Мне ничего не будет: у ответчиков в суде очень широкие права".
       По большей части, меры по защите авторских прав - это меры гражданско-правового характера. Поэтому в большинстве случаев в отношении нарушителей авторских прав подаются гражданско-правовые иски. В гражданском праве не действует принцип презумпции невиновности в том виде, как он формулируется в уголовном праве. В гражданском суде главным является то, какая из сторон покажется судье более убедительной.


8. "Так что, нарушение авторских прав - не преступление?".
       Преступление. Уголовный кодекс РФ в ст. 146 предусматривает, что незаконное использование объектов авторского права, а также присвоение авторства, если такие деяния наносят крупный ущерб, "наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет". А в случае если нарушение совершено неоднократно или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то нарушители могут быть наказаны штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет".


9. "Я никому не наношу ущерба! На самом деле, это бесплатная реклама!".
       Только владелец авторского права может решать, нужна ли ему такая бесплатная реклама или нет. Если автор хочет такой рекламы, он сам с Вами свяжется. Не надо за автора додумывать, нанесете Вы ему ущерб или нет. Просто спросите. Обычно это не представляет никакого труда.


10. "Мне прислали произведение по email. Теперь я могу его опубликовать в сети".
       Обладание экземпляром произведения вовсе не то же самое, что и обладание авторскими правами. Еще одним аспектом электронной почты является то, что послания по email в большинстве случаев не являются секретными. То есть если Вы послали кому-то письмо, а затем получатель у себя на сайте процитировал Ваше письмо, то Вам будет весьма сложно доказать, что публикация Вашего электронного письма нарушает Ваши авторские права и наносит Вам экономический ущерб.

       Кстати, в связи с тем, что количество Ваших откликов на рассылку постоянно увеличивается, хочу подчеркнуть, что отныне, если Вы в своем письме прямо не заявите, что не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано на сайте WWW.COPYRIGHTER.RU или в рассылке, то я буду считать, что Вы дали свое согласие на такую публикацию.


11. "То есть вообще ничего нельзя использовать?".
       Миф 11 (Брэд Тэмплтон, судя по всему, не хотел менять уже знаменитого названия статьи "10 главных мифов об авторском праве") обычно формируется как ответ на вышеизложенные 10 мифов. Нет, авторское право не является абсолютным запретом на использование произведений. Было многократно доказано, что выплата справедливого вознаграждения авторам приводит к тому, что авторы не только разрешают использовать их произведения, но и зачастую сами участвуют в публикации и распространении их произведений. Однако необходимо помнить, что у авторского права есть две главные цели - защита права автора на извлечение прибыли из своего произведения, а также защита права автора на контроль за тем, как будет использоваться произведение.

       С другой стороны, если Вы не нарушаете этих двух основополагающих прав автора, т.е. если Вы не присваиваете себе авторства и/или оригинальное произведение таково, что автор не может извлечь из него прибыли, то вряд ли решение суда по отношению к Вам будет слишком жестоким.
   Подведем итоги:
  • Сегодня практически любые произведения охраняются авторским правом с момента их создания, не требуется соблюдения никаких формальностей.
  • Авторское право нарушается вне зависимости от того, получает ли нарушитель прибыль или нет. Это влияет лишь на размер присуждаемой судом компенсации.
  • Публикация в сети интернет не переводит произведения в общественное достояние и не дает Вам права на дальнейшее копирование произведение, за исключением случаев, прямо обозначенных лицом, правомерно опубликовавшим произведение в сети.
  • "Добросовестное использование" - это сложная доктрина, призванная служить определенным социальным целям. Задайте себе вопрос, зачем вы копируете (или повторно публикуете) произведение и почему Вы сами не можете создать произведение, подобное тому, что Вы собираетесь использовать.
  • Авторское право не утрачивается в связи с неиспользованием в течение какого-то срока. Это относится лишь к товарным знакам.
  • Производные произведения, созданные без разрешения авторов оригинальных произведений, нарушают права таких авторов.
  • Меры защиты авторского права в основном сводятся к гражданско-правовым мерам защиты. Вместе с тем существуют статьи уголовного законодательства, призванные препятствовать нарушениям авторского права.
  • Не надо думать, что публикуя произведения без разрешения, Вы тем самым помогаете автору. Зачастую совсем не сложно спросить разрешения.

       Итак, развенчав все мифы об авторском праве :), я прощаюсь с Вами до сентября. Следующие выпуски рассылок Вы будете получать с помощью робота Subscribe.Ru.



    Андрей Минков
    (www.copyrighter.ru)
    (andy@copyrighter.ru)




  • Визитная карточка Услуги FAQ Документы
    Hовости Гостевая книга Ссылки Связь



    ©2000 Андрей Минков. Любое использование материалов, их подборки, дизайна и
    элементов дизайна может осуществляться лишь с разрешения автора.





    List Banner Exchange lite

    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru

    В избранное