Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота


Новости авторского права на WWW.COPYRIGHTER.RU

Визитная карточка Услуги FAQ Документы
Новости Гостевая книга Ссылки Связь




   Здравствуйте!

   В очень радостном настроении пишется этот выпуск рассылки. И причин тому много.

   Начну с новости личной. 15 июня мне исполнилось 25 лет. Спасибо всем, кто поздравил.

   Новость рассылки. Со следующего месяца эта рассылка переходит в разряд "золотых" на Subscribe.Ru, что, конечно, весьма приятно.

   Две новости сайта WWW.COPYRIGHTER.RU. Во-первых, В формы запросов раздела Услуги введено новое поле. По умолчанию установлено, что запрос отсылается от москвичей. В противном случае необходимо указать, что Вы не из Москвы. Это делается для того, чтобы было проще установить механизм оплаты наших услуг.

   Вторая новость еще приятнее. Я собрался сделать английскую версию сайта. Для того, чтобы она была полноценной, мне необходимо было найти английские тексты российских законов по авторскому праву. Они - в отличие от оригиналов - охраняются авторским правом. Поэтому необходимо было не просто найти тексты, но и получить разрешение на их использование. Буквально вчера такое разрешение было мною получено от замечательной компании Инфорис, сайт которой также находится по адресу www.laws.ru. Очень здорово, что есть люди и фирмы, с которыми настолько приятно иметь дело. Более подробно о нашем сотрудничестве я расскажу в следующий раз.

   Я недавно подписался на рассылку Идеология вебстроительства, последний выпуск которой в значительной степени совпадает с тематикой моей рассылки. Между мною и автором рассылки "Идеология вебстроительства" завязалась весьма интересная беседа, после которой стало ясно, что мы ставим перед собой одни цели: добиться уважения к чужому труду, в том числе и в сети. Рассылка действительно очень интересная. Всем рекомендую подписаться.
Рассылки Subscribe.Ru
Идеология вебстроительства

   В этом выпуске рассылки я расскажу о "взаимоотношениях" доменных имен и товарных знаков. Текст этой рассылки я частично взял из своей диссертации "Актуальные международно-правовые аспекты деятельности Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)".

   В настоящее время все более остро встает проблема соответствия доменных имен в Интернете и товарных знаков и объектов авторского права. Как известно, формой организации сети Интернет является система доменных имен. Чисто технически любой компьютер, любой хост сети Интернет однозначно идентифицируется набором цифр, например 195.7.168.43. Это так называемые IP-адреса. Но человеку, в силу его особенностей, очень сложно оперировать цифровыми понятиями.

   Нам удобнее использовать какие-либо другие, более понятные названия. Поэтому была придумана система доменных имен, которые являются синонимами цифровой системы идентификации серверов сети Интернет. Доменное имя - это факультативное, дополнительное имя сервера. Пользователь сам выбирает доменное имя, причем от него можно отказаться. Это не значит, что пропадет из сети сервер: пропадет лишь название. Поскольку, набирая в адресной строке доменное имя (например, www.copyrighter.ru), пользователь лишь дает программе команду выяснить, с каким IP-адресом ассоциировано то или иное доменное имя. Сама по себе интернет-страница в любом случае имеет устойчивый адрес в виде комбинации из четырех чисел.

   Так начали появляться доменные имена, которые обычно состоят из трех частей: (1) www.; (2) название фирмы или темы; и (3) специальный суффикс или географический идентификатор.

   Естественно, такое новое средство индивидуализации сети Интернет встретило полное одобрение со стороны сетевого сообщества, и данная система очень быстро распространилась и утвердилась в сети. Возникли многочисленные организации и правила выделения доменных имен. Данные правила раскрывают пользователям сети Интернет, как нужно регистрировать домены, как за них платить и пр. В Российской Федерации эти функции выполняет РосННИРОС (www.ripn.ru). В мировом масштабе эти функции выполняет организация InterNIC (www.internic.net).

   Таким образом, система индивидуализации виртуального, сетевого мира существует как бы параллельно системе индивидуализации "реального" мира: т.е. системе фирменных наименований и товарных знаков. Естественно, постепенно данные две системы индивидуализации начали вступать в противоречие. Доменные имена уникальны, т.е. никто другой не может обладать таким же сочетанием доменов и поддоменов. Возник вопрос, что же для сети Интернет будет иметь значение - закон о товарных знаках или правило свободной регистрации доменов по принципу "кто первый зарегистрировал имя в качестве домена, то его и использует"?

   В настоящее время сеть Интернет все в большей степени становится глобальным и социальным инструментом. В геометрической прогрессии растут объемы торговли через сеть Интернет, любая уважающая себя организация имеет свое "представительство в сети". Возникает вопрос: как быть таким организациям с определенными фирменными наименованиями и с интеллектуальной собственностью, которой они обладают в виде товарных знаков, когда они выходят в сеть Интернет и находят домен, в котором третьи лица используют их товарный знак или его часть?

   Например, существует страница www.adidas.spb.ru. Суффикс spb.ru - это стандартное обозначение для Санкт-Петербургского региона. Марка Adidas надлежащим образом зарегистрирована в Российской Федерации. Таким образом, обычный посетитель сети думает: есть марка Adidas, я хочу купить Adidas в Санкт-Петербурге. И, по аналогии, работая в сети Интернет, он набирает www.adidas и добавляет spb.ru. Он не знает, есть ли такой домен в действительности, но на самом деле, такой метод срабатывает. И по статистике, нахождение какого-либо сервера путем комбинирования товарных знаков и фирменных наименований и общеупотребительных суффиксов составляет несколько десятков процентов при первичном поиске какой-либо информации. Однако, на самом деле страница www.adidas.spb.ru не имеет ничего общего со знаменитой Фирмой. Таким образом, фирма Adidas получает реального конкурента на территории Российской Федерации. Тем самым нарушается законодательство Российской Федерации о товарных знаках и знаках обслуживания населения.

   В России количество судебных разбирательств по данной тематике крайне мало, причем пока невозможно сделать вывод о складывающейся тенденции, поскольку, например, по делу Мосфильма против НО РосНИИРОС Арбитражный суд вынес решение о запрете НО РосНИИРОС "использовать и регистрировать имена доменов, содержащих в себе фирменное наименование Киноконцерна "Мосфильм". В то же время тот же Арбитражный суд счел, что "основной целью наименования домена (адреса) в компьютерной сети "Интернет" является различие одной области информационного пространства от другой, что домен не является ни товаром, ни услугой", вследствие чего решил отказать Корпорации "Истман Кодак Компани" в исковом требовании к ПБОЮЛ Грундулу А. о запрете использовать товарный знак "Кодак" в наименовании доменного имени www.kodak.ru в сети Интернет.

   В мире также достаточно распространены подобные судебные разбирательства. Очевидно, что с развитием интернет-технологий количество подобных судебных разбирательств будет лишь увеличиваться. Если только эта проблема не будет разрешена сначала на национальном законодательном уровне, а затем и на международном. Глобальный спор по этой тематике уже в течение нескольких лет ведется между сетевым сообществом и государственными органами различных стран.

   30 апреля 1999 г. был принят Заключительный Доклад о процессе по названиям доменов в рамках ВОИС. В нем говорится: "Несмотря на то, что доменные имена изначально были предназначены для более легкого нахождения серверов, эти доменные имена стали играть более важную роль идентификаторов, которые как таковые могут входить в конфликт с системой идентификаторов, которая существовала до появления Интернета и которая охраняется через механизм интеллектуальной собственности."

   По предложению Правительства США и с одобрения государств членов ВОИС начиная с июля 1998 г. Всемирной организацией интеллектуальной собственности проводились международные консультации по этой проблеме. В качестве цели этого процесса ВОИС видел разработку рекомендаций для организации, которая несет ответственность за предоставление доменных имен во всем мире Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN).

   Было достигнуто понимание, что разработка ряда улучшенных правил для организаций, регистрирующих доменные имена в доменных системах первого уровня поможет существенно уменьшить число противоречий между системой доменных имен и системой интеллектуальной собственности. В частности, необходимо иметь возможность получать точные и правдивые сведения о лицах, на чье имя зарегистрировано то или иное доменное имя, с целью облегчить защиту прав интеллектуальной собственности. В случае, если лицо, на которое зарегистрирован домен, предоставило ложные сведения и не может быть найдено обладателем товарного знака, то должна иметься возможность уведомить регистрирующую организацию. И если выяснится, что действительно по указанным адресам и телефонам лицо, на которое зарегистрирован домен, не может быть найдено, регистрация домена должна быть аннулирована.

   Также было принято решение, что необходимо создать новый некоммерческий домен первого уровня, где бы контактная информация владельцев доменного имени не разглашалась. Это бы стало контрдоводом тем, кто утверждает, что разглашение контактной информации явилось бы нарушением частной жизни.

   Было принято решение о том, что ICANN должна принять процедуру единообразного разрешения споров в связи с использованием доменных имен во всех доменах первого уровня. ICANN 24 октября 1999 г. приняла такую процедуру и правила. Было рекомендовано следующее: любой заявитель, желающий зарегистрировать доменное имя, должен давать свое согласие на применение к нему этой процедуры в случае, если у него возникнет спор с обладателем товарного знака. Проводится различие между обычной регистрацией доменных имен и злонамеренной регистрацией доменных имен, заведомо нарушающей права обладателей товарного знака (т.н. cybersquatting).

   Такая административная процедура должна быть быстрой, эффективной и дешевой и проводиться по большей части сетевыми средствами в режиме онлайн. Решения согласно такой процедуре должны сводиться к аннулированию регистрации и взыскании расходов по применению процедуры с проигравшей стороны.

   Обычно в качестве объекта злонамеренной регистрации служат общеизвестные товарные знаки. Должен быть разработан механизм, позволяющий владельцу общеизвестного товарного знака исключить возможность регистрации доменов с использованием такого товарного знака в определенных или всех доменах первого уровня любым лицом, кроме самого владельца товарного знака. Такое положение стало бы распространением на глобальную сеть Интернет системы специальной охраны общеизвестных товарных знаков, заложенной в Парижской конвенции и Соглашении ТРИПС.

   Поскольку такое исключение будет включать в себя лишь точное совпадение с общеизвестным товарным знаком и поскольку уже имеется практика злонамеренной регистрации доменных имен, сходных до степени смешения с общеизвестными товарными знаками, на лицо, которое регистрирует доменное имя, должно быть возложено бремя доказывания оправданности использования доменного имени в тех случаях, когда доменное имя идентично или сходно до степени смешения с общеизвестным товарным знаком и когда использование доменного имени используется способом, способным нанести ущерб интересам владельца товарного знака.

   Также было рекомендовано рассмотреть возможность организации новых доменов первого уровня. Также должны найти свое разрешение вопросы злонамеренной регистрации доменных имен, нарушающих права, не связанные с товарными знаками (например, связанные с географическими наименованиями, объектами авторского права или личными неимущественными правами); злонамеренной регистрации в качестве доменных имен названий и сокращений международных межправительственных организаций, охраняемых как товарные знаки по Парижской конвенции, и злонамеренной регистрации в качестве доменных имен определенных слов, список которых должен быть представлен Всемирной организацией здравоохранения, символизирующих определенные фармакологические вещества и продукты.

   Всемирной организацией интеллектуальной собственностью подготовлено типовое заявление для обладателей товарных знаков, которые считают, что их товарный знак был неправомерно зарегистрирован в качестве доменного имени . В качестве норм, регулирующих правоотношения сторон в споре, называются уже упомянутые процедура и правила ICANN.

   С 1 декабря 1999 г. вступили в силу Дополнительные правила Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству в области доменных имен. Этот Центр был создан специально для разрешения споров, возникающих в связи со злонамеренной регистрацией доменных имен, идентичных или схожих до степени смешения с зарегистрированными или общеизвестными товарными знаками. Несмотря на то, что этот Центр существует совсем недавно, им уже разрешено довольно большое количество спорных дел (более 60), еще большее количество споров находятся в процессе рассмотрения .

   В качестве примера рассмотрения дела Центром ВОИС по арбитражу и посредничеству можно назвать иск компании J.P. Morgan & Co., Incorporated к компании некой фирме Resource Marketing, зарегистрировавшей домен jpmorgan.org. Было установлено, что доменное имя jpmorgan.org идентично и сходно до степени смешения с товарным знаком J.P. Morgan. Было установлено, что не было соблюдено требование о предоставлении свидетельств того, что до заявления иска лицо, зарегистрировавшее доменное имя, намеревалось добросовестно использовать это доменное имя для предложения товаров или услуг, связанных с соответствующим товарным знаком истца. Было установлено, что регистрация одним и тем же лицом нескольких доменных имен, которые являются названиями или товарными знаками известных компаний, свидетельствует о намерении извлекать необоснованную прибыль за счет других. Поскольку ответчик помимо доменного имени jpmorgan.org также зарегистрировал доменные имена firstchigaco.net и pncbank.net, было признано, что регистрация доменного имени jpmorgan.org была злонамеренной. В результате было принято решение доменное имя jpmorgan.org перерегистрировать на имя истца корпорацию J.P. Morgan.

   В настоящее время Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству занимается урегулированием споров в отношении доменных имен, находящихся только в следующих доменах первого уровня: .com, .net, .org и .nu . Таким образом, споры относительно имен в других доменов, в том числе и .ru, в котором находится большинство российских ресурсов Интернет, не могут быть разрешены с помощью Центра, хотя положительный опыт разрешения споров Центром ВОИС однозначно свидетельствует о пользе подобных процедур и о необходимости распространения этого опыта на все сегменты Интернет.

   Остается надеяться на то, что и в России в ближайшем будущем будут разработаны аналогичные правила, что поможет законным владельцам товарных знаков противостоять так называемым "хапперам", т.е. тем, кто злонамеренно регистрирует на свое имя доменные имена, идентичные или схожие с названиями зарегистрированных товарных знаков.

   За последнее время Вы, мои любимые читатели, прислали мне довольно много предложений о темах грядущих рассылок. К сожалению, они практически не совпадают. Поэтому я предлагаю Вам самим выбрать тему следующей рассылки. Ниже приводятся все вопросы, на которые я могу подробно ответить в рамках этой рассылки.

Об общественном достоянии и эволюции сроков охраны авторского права
Aвторское право на дизайн сайта, пиктограммы, другие изображения
Авторское право на сценарий (сюжет, диалоги)
Знак © и надписи Copyright 1999 и т.п.
В чем суть договора с РАО, что из него вытекает и правда ли, что реально защищать авторские права может только эта организация?
А если моя программа попала за рубеж, то к каким последствия может привести отсутствие строки "All rights reserved"
Впишите свой вариант здесь:



   Пожалуйста, не обижайтесь, если Вы не нашли своего вопроса среди вышеприведенных. Это означает, что Ваш вопрос не является вопросом по авторскому праву, и я не могу взять на себя ответственность и дать ответ, в котором я не буду уверен на 100%, или это может означать, что Ваш вопрос слишком специфичен, и ответ на него Вы можете получить в режиме консультации в разделе Услуги.




Андрей Минков
(www.copyrighter.ru)
(andy@copyrighter.ru)




Визитная карточка Услуги FAQ Документы
Hовости Гостевая книга Ссылки Связь



©2000 Андрей Минков. Любое использование материалов, их подборки, дизайна и
элементов дизайна может осуществляться лишь с разрешения автора.





List Banner Exchange lite

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное