Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота


Новости авторского права на WWW.COPYRIGHTER.RU

Визитная карточка WWW.COPYRIGHTER.RU Визитная карточка Визитная карточка
Визитная карточка Визитная карточка Визитная карточка Визитная карточка




   Здравствуйте!

   Во-первых, можете меня поздравить: с недавних пор я включен в состав Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву. Признание всегда приятно :)

   Во-вторых, новости. Теперь Вы можете ознакомиться с предыдущими почтовыми рассылками не только на сайте Subscribe.Ru, но и непосредственно на WWW.COPYRIGHTER.RU - В разделе Часто задаваемые вопросы (FAQ) и Визитная карточка.

   А теперь обещанный ответ на вопрос, каков правовой статус использования произведений в интернет.

   Перед тем, как ответить на традиционный вопрос "можно или нельзя" необходимо понять, что представляет из себя с правовой точки зрения публикация тех или иных материалов в интернет.

   Заранее прошу прощения, если то, что я скажу, покажется Вам азами, но это действительно очень важно для правильного понимания ситуации.

   Итак, для того, чтобы что-то опубликовать в интернет, производятся два действия.

   1) перевод произведения в цифровую форму, то есть произведение принимает вид последовательности нулей и единиц, скомпанованной в компьютерный файл.

   2) пересылка такого файла на сервер, доступный для обозрения широким кругом лиц.

   С авторско-правовой точки зрения, перевод произведения в цифровую форму представляет из себя либо переработку произведения, либо его воспроизведение, либо и то, и другое. При этом речь идет о любых видах произведений. Если это литературный текст, то сам по себе перевод его в цифровую форму не означает, что имеет место переработка произведения, но здесь имеет место воспроизведение произведения. Если речь идет о графике, то обычно можно говорить о переработке. Если речь идет о пресловутом формате компрессии звука МР3, то в отношении прав композитора имеет место простое воспроизведение, а в отношении фонограммных прав имеет место переработка.

   И переработка, и воспроизведение являются исключительными имущественными правами, закрепляемыми соответствующим законодательством за авторами. Вместе с тем, законодательства большинства государств (России, в том числе) предусматривают, что не является нарушением авторских прав воспроизведение произведения без согласия авторов и без выплаты вознаграждения, при условии, что такое использование будет осуществляться исключительно в личных целях. Официальный глоссарий Всемирной организации интеллектуальной собственности под "личным использованием" понимает "одноразовое воспроизведение, перевод, переработку, аранжировку или иное преобразование произведения другого лица исключительно в целях своего личного индивидуального использования в таких случаях, как частные исследования, личное образование или развлечение".

   В определении ВОИС есть два очень важных компонента. Во-первых, количество копий, которые разрешается произвести без согласия автора ограничивается одной, а во-вторых, четко определяются возможные сферы использования.

   Принимая во внимание международную сущность сети интернет, весьма важно, законодательством какого государства будут регулироваться те или иные отношения. Принято считать, что применяется законодательство того государства, в котором имеет место такое воспроизведение или переработка. В данном случае речь идет именно о первичном воспроизведении.

   Как уже говорилось, вторая часть публикации произведения в интернет - это его копирование на общедоступный сервер.

   На сегодняшний день в достаточной степени урегулирован лишь вопрос о непосредственно размещении произведения на сервер. С правовой точки зрения, такое копирование является ничем иным как воспроизведением. И российское законодательство и международные договоры устанавливают, что воспроизведением также является копирование произведения в память ЭВМ.

   Правовой режим "делания произведения доступным для широкого круга лиц посредством сети" определяется в новых договорах ВОИС 1996 г. - ДАП и ДИФ (скоро тексты этих договоров будут выложены на WWW.COPYRIGHTER.RU). Эти договоры не вступили в силу, но в них прописывается, что автору принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать "доведение произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору". Россия планирует вскоре присоединиться к данным договорам. На сегодняшний день к соответствующим отношениям будет применяться законодательство того государства, в котором физически расположен публично доступный сервер.

   Вышесказанное означает, что под личное использование можно постараться подвести лишь ту ситуацию, когда первичное воспроизведение (и переработка) произведения происходят непосредственно на публично доступном сервере. Если Вам необходимо пересылать свой файл на другой сервер, то тем самым производятся, по крайней мере, две копии, что выходит за рамки "личного использования". Поскольку процент выделенных серверов в сети интернет ничтожно мал, можно эффективно бороться с незаконным использованием произведений в интернет.

   Как показывает практика, наиболее эффективно такая борьба может вестись против особо посещаемых и прибыльных ресурсов. Понятно, что бороться с личными страничками Васи Пупкина, на которой выложена одна чужая песня в формате МР3 и которую посетило 50 человек в год, малоперспективно, поскольку Васе Пупкину ничего не будет стоить закрыть свой ресурс.

   Когда же речь заходит о сверхпопулярных ресурсах, то уже существующая сегодня система авторского права позволяет эффектино бороться с подобным использованием. Примерами тому могут служить конфликты правообладателей с проектами Lyrics.Ch, MP3.com и Napster.

   Безусловно, практика, существующая в России, и национальное законодательство еще не везде совершенны, однако и с их помощью можно осуществлять эффективную защиту своих прав.

   Отсюда вывод - всегда, особенно, если Вы планируете "стать большими", необходимо получать разрешение у авторов произведений, которые Вы собираетесь использовать, даже если это использование исключительно "виртуально".

   В следующей рассылке я расскажу о правовом режиме использования произведений, уже опубликованных в интернет.



Андрей Минков
(www.copyrighter.ru)
(andy@copyrighter.ru)




Визитная карточка WWW.COPYRIGHTER.RU Визитная карточка Визитная карточка
Визитная карточка Визитная карточка Визитная карточка Визитная карточка



(с)2000 Андрей Минков. Любое использование материалов, их подборки, дизайна и
элементов дизайна может осуществляться лишь с разрешения автора.





List Banner Exchange lite

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное