Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Законодательство РФ: права потребителей Выпуск ╧ 005


Служба Рассылок Городского Кота

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

На прошлой неделе ко мне пришло два письма, касающихся прав потребителей, котрые заслуживают особого внимания. Поэтому перенесем рассмотрение пищевых добавок на следующую неделю.

Позвольте опубликовать эти два письма в нашей ассылке. Думаю, что подобная ситуация может произойти с любым потребителем, тем более, что в данном выпуске есть много любопытных вещей.


Итак, первое письмо (привожу его от первого лица):

У меня сгорел винчестер. Т.к. он был еще на гарантии, я отнес его в фирму, где покупал, с просьбой обменять. В фирме мне в этом не отказали, но очень стали придираться к внешнему виду (потертости, царапины), и взяли винчестер для проведения экспертизы с целью выяснения причины неработоспособности: или сгорела электроника, или это произошло вследствие удара. Взамен мне вручили акт о приемке на диагностику с датой, подписью и печатью. Вот только эту экспертизу должен проводить поставщик (по их словам), и отправили винчестер в Москву. Там он (судя по их словам) пребывает и по сей день. Это уже где-то больше месяца.

По словам менеджера фирмы, в момент вручения мне акта, на диагностику и гарантийный ремонт дается 21 день. Так же было сказано, что если поставщик откажется обменять винчестер, то и фирма ничего мне возмещать не будет (!!!! - прим. О.К.). Но с другой строны, я же заключал договор с ними, а не с их поставщиком!

Теперь у меня возникли такие вопросы:

1. Какие существуют сроки для проведения экспертизы?

2. Кто ее должен проводить? Т.е. надо ли было вообще отдавать им винчестер для отправки поставщику?

3. Что делать в случае, если поставщик (и, соответственно, фирма) откажется обменять винчестер?

4. Если мне придется обратиться в суд, то надо ли будет в бюро независимой экспертизы (а винчестера у меня на руках не будет), а высылать его из Москвы они также могут сколь угодно долго.

Как действовать в данном случае?

P.S. Инженер в фирме вообще заявил, что действие "Закона о защите прав потребителей" на комплектующие не распространяется (!!! - прим. О. К.), т.к. они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТОВАРОМ (!!! - прим. О. К.)! Но я на него не в обиде, в конце концов, его дело компьютеры собирать, а не заниматься юридическими вопросами.

26 июля 2000 года.

Вот такое вот письмо.

Теперь решение данной проблемы. Начнем с теории.


Что может потребовать потребитель?

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

Это значит, что если в Вашем товаре обнаружен дефект, то Вы можете отнести товар в любую мастерскую, где Вам починят его за деньги, а затем требовать уплаченной за ремонт суммы у продавца. А можете также потребовать безвозмездного устранения недостатков у продавца.

  • соразмерного уменьшения покупной цены;

Т.е. если винчестер стоит 1800 рублей, то Вы можете потребовать возвратить Вам, скажем, 400 рублей (в зависимости от сложности дефекта).

  • замены на товар анлогичной марки (модели, артикула);

Просто поменять винчестер, скажем Quantum FB 3,2 Gb, на аналогичный.

  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

Поменять винчестер, допустим, Quantum FB 3,2 Gb на, скажем, Fujitsu 6,0 Gb, при этом доплатить разницу в цене.

  • расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками;

Забрать деньги и купить винчестер в другом месте. При этом следует иметь в виду следующее:

  • если Вы приобрели товар за 1800 рублей, а в момент предъявления требования о расторжении договора, цена его возросла до 2200 рублей, то и вернуть Вам должны 2200 рублей.
  • если же цена наоборот упала, скажем до 1600 рублей, то вернуть Вам должны 1800 руб (т.е. ту цену, за которую Вы купили).

При этом (это относится ко всем перечисленным выше пунктам), потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (доставка и пр.).

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Однако, лучше, конечно, чек сохранить, т.к. он является неопровержимым доказательсвом заключения договора купли-продажи. В случае, если ни чека, ни какого-либо иного документа у Вас не сохранилось, то факт заключения договора можно подтвердить свидетельскими показаниями. Но это чрезвычайно сложно и не всегда "срабатывает".


Контроль качества и экспертиза

Продавец или изготовитель обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и, в случае необходимости, провести проверку качества товара (но не экспертизу на данном этапе!). Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Проверка качества товара производится за счет продавца (изготовителя).

Если после проведения проверки качества товара возник спор о причинах возникновения недостатков (продавец утверждает, что поломка винчестера произошла вследствие сильного удара, но Вы уверены, что это брак), продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате такой экспертизы установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец и изготовитель, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы (хранение, транспортировка).

Теперь внимание! В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил ипользования, хранения или транспортировки товара.

Т.е. продавец либо производитель откажет Вам в удовлетоврении Ваших требований, только если докажет, что они произошли по Вашей вине!

Потребитель вправе предъявить указанные выше требования к продавцу либо изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем (и только им!).


Сроки

Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем или продавцом незамедлительно, если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме.

В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался.


Замена товара на новый

В случае требования потребителем заменить товар с недостатком, продавец обязан заменить его в семидневный срок со дня предъявления потребителем данного требования, а при необходимости дополнительной проверки качества в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

При отсутствии у продавца или изготовителя необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования продавец (производитель) должны заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, т.е. на товар не бывший в употреблении.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.


Ответственность продавца за просрочку

выполнения требований потребителя.

За нарушение перечисленных выше требований потребителя, продавец (изготовитель), допустившие такие нарушения, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.


Что делать в данном случае?

Есть такое правило: незнание закона не освобождает лицо от ответственности. Но это не относится к закону "О защите прав потребителей" Российской Федерации.

Потребитель НЕ обязан знать свои права!

Условия договора, ущемляющие права потребителей, считаются недействительными!

Друзья мои! Запомните: комплектующие изделия для компьютеров, батоны, молоко, космические ракеты, носки, семечки и пр. и пр. являются, являлись и будут являться товаром!

Как говориться в письме, менеджер сообщил, что комплектующие не являются товаром. Хорошо. По его логике продолжим:

  • булочка - это хлебобулочное изделие, а не товар;
  • кефир - это кисломолочный продукт, а не товар;
  • майка - это хлопчато-бумажное изделие, а не товар.

Можно продолжать до бесконечности... В итоге, товаром ничего не останется...

Не слушайте, что говорит продавец! Вам необходимо знать свои права, для чего и открыта настоящая рассылка.

Я таже обращаю Ваше внимание на то, что в наших рассылках рассматриваются последние изменения в Законе (а изменения, скажу Вам, существенные). У многих продавцов до сих пор лежит устаревшая редакция Закона. Не покупайтесь на это!

Мне пришло несколько писем от подписчиков из Казахстана и Украины. Обратите внимание на название рассылки: "Законодательство РФ: права потребителей". В других республиках Закон может отличаться от Закона РФ.

Так что же стоит предпринимать в данном случае?

Запомните! Никода не нужно кричать на продавца, ругаться с ним, а также грозить подачей заявления в суд. Это не поможет! В лучшем случае продавец ответит Вам, что это Ваше право (подать в суд).

Шаг первый.

Прежде всего, необходимо взять бракованный товар, копию кассового или товарного чека либо гарантийный талон. 100% доказательством того, что Вы приобретали товар именно в этом магазине (у этого продавца) является штамп продавца либо его подпись и ФИО на указанных выше документах либо на любом другом.

Что может ответить продавец?

1. Удовлетворит все Ваши требования, предоставленные Вам Законом;

2. Отправит Вас на завод-изготовитель;

3. Откажет в удовлетворении Ваших требований.

Ваши действия.

В первом случае Вы довольные возвращаетесь домой, благодаря наш сервис.

Во втором и третьем случае поступаете следующим образом:

_________

Шаг второй.

Пишите претензию на имя директора магазина. К письму прилагаете копию чека или иного документа. Отправляете все это заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения на адрес магазина (фактический или юридический).

Ждете ответа в течение 15-20 суток. Далее возможны следующие варианты:

1. Ответ приходит. Все Ваши требования удовлетворяют.

2. Ответ прихдит. Ваши требования не удовлетворяют по тем или иным причинам.

3. Ответ не приходит совсем.

Ваши действия.

В первом случае все понятно.

Во втором и третьем случае поступаете следующим образом:

_________

Шаг третий.

Обращаетесь в суд. При этом прикладываете все документы, имеющие отношение к данному делу (чек, переписка с магазином).

Более подробную информацию можно будет получить у адвоката, которого следует нанять.

Запомните! Вы освобождаетеся в данном случае от уплаты пошлины как потребитель. В случае выигрыша Вашего дела в суде, продавец возместит Вам все понесенные издержки (адвокат, оплата за заказное письмо и пр.), а также моральный вред.

Вот, собственно, и все!


Второе письмо.

В принципе, ответ на него мало чем отличается от предыдущего. Поэтому заполню только пробелы.

Модем USRobotics Sporster Voice 33,6 блокирует телефон при включении. Причина в самом модеме. Гарантия производителя 5 лет (надпись на коробке и в прилагаемом руководстве пользователя на русском языке). Модем приобретен чуть больше года назад. Продавец "АСП-Новоуральск", входящая в систему ООО "Компания АСП" (официальный партнер "3Com"), при продаже выдала гарантийный талон на 12 месяцев и сейчас отправляет в "3Com".

Головная компания в Екатеринбурге и "3Com" на запросы по e-mail хранят молчание.

Есть в этой истории еще одно маленькое "но": нет чека на товар, а только гарантийный талон продавца (товар был приобретен за наличные USD$).

Прилагаю полученный мною сегодня ответ от продавца:

"Вы неправильно трактуете закон, который дает нам право (которым мы воспользовались, любезно приняв на себя хлопоты по взаимодействию с производителем на 12 месяцев в случае наступления гарантийных обязательств), но не обязывает."

Как правильнее поступить?

Вот такое письмо.

В данном случае продавец "АСП-Новоуральск" самовольно занизил гарантийный срок, на что не имел никаких прав.

Переписку лучше вести по почте, чем по e-mail.

Всю интересующую информацию можно найти выше.

На сегодня все.

До встречи через неделю.

Удачи! Калашников Олег ( oleg77@online.ru )

 

Предыдущие выпуски можно взять здесь:

www.subscribe.ru/archive/law.russia.buyers

Адрес моего сайта:

www.oleg77.newmail.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное