Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Виртуальный юридический кабинет


Название рассылки - Виртуальный юридический кабинет
Номер выпуска рассылки - 186
Количество подписчиков -481
Дата выпуска рассылки - 2008-06-14
Проектом <> предоставляются следующие услуги
размещение Ваших материалов в рассылках проекта
создание и ведение рассылок.
подбор нормативно - правовых актов.
подбор материалов судебной практики.
подбор материалов СМИ по праву.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 5 апреля 200 8 г. N 7 2 3/0 8

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску субъекта Российской Федерации - Хабаровского края в лице Правительства Хабаровского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями ответчика, в размере 70 4 7 900 рублей на основании статей 1 3, 1 5, 1 6, 10 6 4, 10 6 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Протокол судебного заседания вел председательствующий судья.

В судебном заседании приняли участие:

от субъекта Российской Федерации - Хабаровского края в лице Правительства Хабаровского края (истца): Белоножко Т.Г., Слепцов М.Л.

От Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - представитель в судебное заседание не явился; отзыв на иск не представлен.

От Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (третьего лица) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя в судебном заседании.

Все участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьей 1 2 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика при непредставлении им отзыва в соответствии с положениями статьи 1 5 6 названного Кодекса, о чем указано в протоколе судебного заседания.

Представители истца против проведения судебного заседания в отсутствие представителей ответчика и третьего лица не возражали.

До принятия решения истец уточнил основания искового требования и просил возместить за счет ответчика убытки на основании статьи 1 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть о взыскании за счет средств казны Российской Федерации 70 4 7 900 рублей реального ущерба, причиненного Министерством финансов Российской Федерации незаконным изъятием в 200 4 году дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Уточнение искового требования принято судом, о чем вынесено определение от 1 2.0 2. 200 8 по результатам собеседования и предварительного судебного заседания, в котором участвовал представитель ответчика.

Спор по уточненным требованиям относится к подсудности Арбитражного суда города Москвы, а не Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку он не является экономическим спором между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а Российская Федерация в лице Минфина России привлечена в качестве ответчика по требованию о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственного органа, как это разъяснено в пункте 1 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 0 1.0 7. 1 9 9 6 N 6/ 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Однако в силу положений части 1 статьи 3 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поскольку дело принято к производству, то после изменения оснований иска оно должно быть рассмотрено по существу Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

По мнению истца, причинение ему убытков стало возможным вследствие незаконных действий ответчика по изъятию дотации в сумме 70 4 7 900 рублей вопреки определению Арбитражного суда Хабаровского края от 2 2. 10. 200 4 об обеспечении заявления по делу N А 7 3- 1 2 6 2 3/ 200 4- 1 9 и бездействия Минфина России при установлении арбитражными судами отсутствия факта нецелевого расходования федеральных средств, выразившегося в том, что приказ Минфина России от 2 3. 1 2. 200 4 N 3 5 6 "О взыскании средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению" не был изменен или отменен, неправомерно изъятая сумма дотации не восстановлена в доход бюджета Хабаровского края.

Суд, выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России в Омской области (далее - КРУ Омской области) провело проверку целевого использования средств федерального бюджета, выделенных в 200 3 году Хабаровскому краю на финансовую поддержку для закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

По результатам проверки КРУ Омской области составлен акт от 3 1.0 5. 200 4, в котором указано на нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 70 4 7 900 рублей.

Представлением КРУ Омской области от 0 1. 10. 200 4 N 2 4, направленным в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК Хабаровского края), предложено с Минфина Хабаровского края взыскать сумму 70 4 7 900 рублей путем изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований. В свою очередь УФК Хабаровского края уведомило 1 4. 10. 200 4 за N 80 Минфин Хабаровского края об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на указанную сумму.

Минфин Хабаровского края от имени Хабаровского края, не согласившись с названными ненормативными актами, обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными представления КРУ Омской области от 0 1. 10. 200 4 N 2 4 и уведомления УФК Хабаровского края от 1 4. 10. 200 4 N 80.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 2 2. 10. 200 4 по делу N А 7 3- 1 2 6 2 3/ 200 4- 1 9 удовлетворено ходатайство истца о принятии обеспечительных мер путем приостановления действия уведомления УФК Хабаровского края от 1 4. 10. 200 4 N 80 и взыскания по нему.

Однако несмотря на принятие арбитражным судом обеспечительных мер, Минфин России уведомлением от 2 4. 1 2. 200 4 N 0 6-0 4-0 8/0 4 довел до сведения Правительства Хабаровского края факт взыскания суммы 70 4 7 900 рублей в соответствии с приказом Минфина России от 2 3. 1 2. 200 4 N 3 5 6 "О взыскании средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению". Сам приказ в документарном виде истцу не направлялся.

УФК Хабаровского края письмами от 1 3.0 1. 200 5 N 0 8- 3 4/ 1 20 и от 1 7.0 1. 200 5 N 0 8- 3 4/ 1 40 уведомило Минфин Хабаровского края о принятии изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований в 200 4 году на сумму 70 4 7 900 рублей.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 0 9.0 2. 200 5 по делу N А 7 3- 1 2 6 2 3/ 200 4- 1 9 требования Хабаровского края о признании недействительными представления КРУ Омской области от 0 1. 10. 200 4 N 2 4 и уведомления УФК Хабаровского края от 1 4. 10. 200 4 N 80 удовлетворены. Суд не нашел подтверждения факту нарушения Правительством Хабаровского края бюджетного законодательства в виде нецелевого использования средств федерального бюджета.

На неоднократные обращения Правительства Хабаровского края, Минфина Хабаровского края в Минфин России о восстановлении в краевой бюджет в порядке исполнения вступившего в законную силу судебного акта незаконно изъятой дотации в сумме 70 4 7 900 рублей был получен отказ.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Хабаровского края в лице Правительства Хабаровского края с настоящим иском о взыскании за счет средств казны Российской Федерации 70 4 7 900 рублей реального ущерба, причиненного Минфином России незаконным изъятием в 200 4 году дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Как следует из материалов дела, изменение (уменьшение) бюджетных ассигнований на спорную сумму произведено в период действия обеспечительных мер, принятых арбитражным судом.

Согласно части 1 статьи 9 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.

Таким образом, при наличии приостановления действия уведомления УФК Хабаровского края от 1 4. 10. 200 4 N 80 и взыскания по нему денежных средств принятое Минфином России уведомление от 2 4. 1 2. 200 4 N 0 6-0 4-0 8/0 4 и сам приказ Минфина России от 2 3. 1 2. 200 4 N 3 5 6 "О взыскании средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению", а также дальнейшие подтверждения изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований нарушают принцип обязательности судебных актов - статья 1 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Более того, поскольку впоследствии оспариваемые ненормативные акты о нецелевом использовании бюджетных средств в 200 3 году были признаны арбитражным судом недействительными, то фактически отпало правовое основание для уменьшения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Соответственно, принятые Минфином России вышеназванные уведомление и приказ также являются недействительными. В то же время, несмотря на просьбы и ходатайства истца, дотационные средства Хабаровского края не были восстановлены во внесудебном порядке по вине Минфина России.

В соответствии со статьей 1 6 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Требование о возмещении убытков, причиненных государственным органом, является гражданско-правовым, хотя их основанием служат действия (бездействие) указанного органа и акты в сфере управления.

Поэтому размер и состав убытков определен истцом по правилам статьи 1 5 Гражданского кодекса Российской Федерации в сумме реального ущерба - 70 4 7 900 рублей, которая подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 1 6 7 - 1 7 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Хабаровского края в лице Правительства Хабаровского края 70 4 7 900 рублей убытков.

Выдать исполнительный лист.

Председательствующий судья

Н.П.ХАРЧИКОВА


В избранное