Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Акционерное общество: вопросы корпоративного управления


Акционерное общество:
вопросы корпоративного управления

Информационная поддержка - журнал "Акционерное общество:
вопросы корпоративного управления" (www.ao-journal.ru)

В рассылке публикуются избранные материалы журнала "Акционерное общество : вопросы корпоративного управления", анонсы следующих номеров, и многое другое.

Настоящий журнал задуман как практическое пособие, энциклопедия корпоративного управления. Мы не только поможем подготовить и провести общее собрание акционеров, организовать работу совета директоров, оформить принятие решения по сделке с заинтересованностью, но и предложим Вам типовые формы документов: положений, протоколов, писем. Мы расскажем Вам о типовых ошибках, о наиболее интересном положительном опыте, постараемся уберечь от корпоративного шантажа, а если такое все-таки случится - поможем выйти выход из неприятной ситуации. Мы своевременно проинформируем Вас о вновь выходящих нормативных актах и дадим комментарии к ним, напомним о действиях, которые необходимо совершать в тот или иной период времени. И, конечно же, ответим на любые Ваши вопросы из области корпоративного права.

Для того чтобы информация в рассылках и была максимально полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста, о вопросах, которые Вас интересуют.(e-mail: olegandr@mail.ru).

Подписаться на новый журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" можно на сайте журнала: www.ao-journal.ru/subscript.htm и в издательстве журнала (тел.: (499) 724-21-71, тел./факс: (499) 724-20-51).


Обсуждение юридических аспектов деятельности акционерных обществ. Вопросы, связанные с журналом "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления". Форум журнала: http://www.ao-journal.ru/forum.dhtml.

Вышел в свет новый номер журнала "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления".
Тема номера "Аудит".
С содержанием номеров журнала можно ознакомиться на сайте журнала. www.ao-journal.ru/archive.htm


Выпуск 76.

Музалева Ольга Владимировна, аудитор компании ООО «Технологии аудита»

Аудитор и не аудиторские услуги

Что может аудитор: цели и задачи предоставления аудиторских услуг; какие виды услуг может предоставить аудитор своим клиентам дополнительно; передача аудитору функций по ведению бухгалтерского и налогового учета; помощь аудитора в формировании системы внутреннего контроля компании, автоматизации учета. Проблема конфликта интересов.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом об аудиторской деятельности от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (далее — Закон об аудиторской деятельности).

Понятие аудиторской деятельности раскрывается в п. 1 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности. В соответствии с определением, приведенным в законе, к аудиторской деятельности, аудиту относится предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Роль аудита в жизни акционерного общества

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Но было бы, наверное, нерационально ограничивать сферу применения высоких профессиональных знаний аудитора в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансового анализа и права только аудитом.

Существует достаточно много организаций, которые в силу статьи 7 Закона об аудиторской деятельности обязаны проводить у себя ежегодную аудиторскую проверку и представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Аудиторская проверка часто может проводиться по инициативе собственников организации. Цели проведения аудита по инициативе собственников могут быть различными, но в любом случае конечным результатом аудиторской проверки также будет аудиторское заключение, выражающее мнение о достоверности финансовой отчетности организации.

Как правило, вместе с аудиторским заключением аудиторская компания представляет руководству развернутый отчет, который по существу раскрывает процесс формирования мнения аудиторской компании о степени достоверности финансовой отчетности проверяемой организации.

Иными словами, аудитор указывает на те факты хозяйственной деятельности организации, способ отражения которых в бухгалтерском учете нуждается в корректировке, описывает процедуры корректировки, приводит результаты анализа финансовых и налоговых последствий выбора того или иного варианта учетной политики, приводит перечень ошибок при оформлении первичной документации и т.п. Для собственников и руководителей организации часто именно этот отчет аудитора представляет наибольший интерес, поскольку дает возможность внести исправления в учет и использовать рекомендации аудитора в дальнейшем при ведении своей деятельности.

В любом случае, как бы квалифицированно ни была проведена аудиторская проверка, она может только констатировать факты и давать рекомендации на будущее. Однако, чаще всего, руководство организации хочет, с одной стороны, заранее знать, как правильно с точки зрения налогового и бухгалтерского законодательства отразить в учете те или иные факты хозяйственной деятельности, чтобы впоследствии избежать риска признания отчетности недостоверной, и в тоже время, с другой стороны, законным образом оптимизировать налоговые последствия, возникающие при осуществлении любой финансово-хозяйственной операции.

Но анализом учетных (налоговых и бухгалтерских) проблем совсем не исчерпываются текущие потребности любой компании при организации системы учета и управления своей деятельностью.

Для принятия быстрых и точных управленческих решений, повышения конкурентоспособности организации, усиления системы внутреннего контроля необходимо создать такую систему управленческого учета организации, которая бы могла оптимально систематизировать информацию и группировать данные в соответствии с требуемыми показателями. Решение задач подобного рода невозможно без применения средств автоматизации учета и внедрения информационных технологий.

Любой организации в своей деятельности часто приходится сталкиваться с различного рода юридическими и судебными проблемами, которые также не всегда возможно и целесообразно решать силами самой организации.

Все вышесказанное характеризует далеко не весь комплекс задач, которые могут возникнуть у любой организации в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Значительную часть задач подобного рода может решить аудитор или аудиторская организация.

Правовые основы предоставления не аудиторских услуг

Пункт 5 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности разрешает аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам помимо собственно аудита оказывать сопутствующие услуги. А пункт 6 дает перечень этих услуг. Такой подход существенно отличается от принятого в международной практике.

Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров реализует гораздо более общий подход к этой проблеме, который сформулирован как «деятельность, не совместимая с публичной бухгалтерской практикой». Кодекс дает не перечень разрешенных для профессионального бухгалтера видов услуг, а определяет принципы, по которым можно определить деятельность, не совместимую с бухгалтерской. Такой подход, с одной стороны, дает аудитору свободу принятия решений в ситуациях, зачастую сложных для формального разграничения, но, с другой стороны, возлагает на него и полную ответственность. В определенной мере зарубежным коллегам помогают многолетние «неписаные» традиции ведения бизнеса. Отсутствие подобных традиций в России делает вполне обоснованным появление конкретного перечня сопутствующих услуг, в который входят:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Следует отметить, что этот перечень, благодаря введению позиции 12, не является закрытым, что позволяет оказывать не перечисленные явно услуги (например, услуги по подготовке и аудиту отчетности по стандартам, отличным от российских). Эта позиция работает также и по отношению к юридическим услугам. Представляется нецелесообразным ограничивать юридические услуги аудиторских организаций представительством в суде только по налоговым и таможенным спорам. Специалисты аудиторских фирм зачастую защищают своих клиентов и в спорах с органами валютного регулирования, иными государственными органами.

Следует отметить также, что, определяя список сопутствующих аудиту услуг, Закон об аудиторской деятельности не в полной мере учел накопленный опыт. К моменту выхода этого закона уже сформировался определенный круг услуг, оказываемых аудиторскими организациями и вполне логично вписывающихся в их аудиторскую деятельность, часть которых и была включена в пункт 6 комментируемой статьи, при этом, однако, другая их часть была забыта. К таким услугам, например, относится рекрутинговая деятельность аудиторских фирм — поиск и тестирование бухгалтеров и иных бухгалтерских работников для своих клиентов.

В случае оказания таких услуг можно, конечно, воспользоваться открытостью установленного перечня сопутствующих услуг, но возникшая при этом необходимость доказывать связь этих услуг с аудиторской деятельностью, безусловно, не облегчит жизнь аудиторской фирме, несмотря на совершенно необоснованный характер возникновения такой необходимости.

 

Аутсорсинг

Процесс оказания аудиторскими организациями сопутствующих аудиту услуг удобно строить по принципу аутсорсинга.

Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. outsourcing) и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг — это передача на договорной основе некоторых функций другим организациям, которые специализируются в соответствующей области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами.

Аутсорсинг — это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации. При этом организация, использующая в своем управлении принципы аутсорсинга, получает некоторые конкурентные преимущества.

Во-первых, это возможность сосредоточиться на основном бизнесе посредством поручения внешнему исполнителю обслуживающих функций. Кроме того, это высвобождение ресурсов организации, ранее задействованных на этих направлениях.

Во-вторых, снижение затрат. Ведь зачастую привлечение внешней организации дешевле содержания собственной структуры, занимающейся подобной деятельностью. Связано это с тем, что у узкоспециализированного аутсорсера, как правило, себестоимость выполнения услуг ниже, а комплекс предоставляемых услуг шире.

В-третьих, использование технологий и решений более высокого уровня, а также возможность воспользоваться специализированными функциями, для выполнения которых организация не имеет специалистов или ресурсов (например, небольшие предприятия не в состоянии содержать собственный юридический или IT-отдел).

В-четвертых, это возможность делегировать ответственность за выполнение конкретных функций и, что очень важно, материально оценить эту ответственность.

Но необходимо отметить, что компания, собирающаяся заключить договор с аутсорсером, должна прежде всего определить для себя тот оптимальный набор функций, выполнение которых она готова переложить на внешнюю организацию. Ведь если организация передаст в аутсорсинг слишком много функций, то она может потерять контроль над управлением. Кроме того, у нее могут сильно возрасти издержки. Следует также помнить, что законодательная база в России по аутсорсингу не проработана.

В российской практике процесс оказания услуг аутсорсинга регламентируется теми нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которым соответствует фактическое содержание взаимоотношений между заказчиком и организацией-аутсорсером.

Кроме того, стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Во многих случаях оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (организация-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

В некоторых случаях могут быть заключены договоры о техническом или об абонентском обслуживании заказчика.

Далее остановимся более подробно на тех сопутствующих аудиту услугах, которые в настоящее время наиболее актуальны для организаций.

 

Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование

Наиболее востребованными сопутствующими услугами, которые могут оказывать аудиторы и аудиторские организации, на сегодня являются услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерское и налоговое консультирование.

Как правило, ведение учета специализированной организацией осуществляется по следующей схеме. В штате организации имеется специалист, который ведет первичную учетную документацию, которая затем передается в специализированную организацию для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, подготовки и сдачи отчетности.

Преимущества данного вида аутсорсинга очевидны: не каждая организация может содержать высококвалифицированного специалиста, оплата труда которого достаточно высока. Кроме того, сокращаются затраты организации на оборудование рабочих мест для бухгалтерии (на приобретение компьютеров, программного обеспечения, справочно-правовых систем, бухгалтерских программ, периодических изданий и т.п.).

Правовой основой услуг по ведению бухгалтерского учета специализированной организацией являются положения Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете).

Согласно п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

Передача бухгалтерского учета специализированной организации фиксируется в приказе об учетной политике на соответствующий финансовый год.

В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета специализированной организацией признаются в качестве управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности[1].

В налоговом учете расходы на аудиторские услуги (пп. 17 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ), а также на услуги по ведению бухгалтерского учета сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями — аудиторами (пп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ) являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией. Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль расходы по ведению бухгалтерского и налогового учета аутсорсерами признаются в полном объеме в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии соблюдения норм ст. 252 НК РФ (расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода).

При заключении договора со сторонней организацией на ведение учета и составление отчетности необходимо детально прописать обязанности сторон, определить конкретный перечень операций, которые будет выполнять сторонняя организация, разработать и утвердить график документооборота и установить сроки выполнения обязательств. Кроме того, не стоит забывать о соблюдении конфиденциальности и ответственности за ее нарушение. Особенно в договоре следует оговорить ответственность сторонней организации за ошибки, допущенные при ведении учета или составлении отчетности.

Согласно п. 5 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет осуществляет специализированная организация, подписывается руководителем этой организации и руководителем специализированной организации-аутсорсера. А в соответствии с п. 38 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н, ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с российским законодательством.

Что касается налоговой отчетности, то именно организация, доверившая учет сторонней фирме, несет ответственность в соответствии с НК РФ и именно ей в случае обнаружения нарушений придется платить недоимки, штрафы и пени. Поэтому в договоре организация — заказчик услуг всегда старается предусмотреть степень ответственности аудиторской организации, чтобы иметь возможность возместить суммы уплаченных штрафных санкций за ее счет (хотя бы частично). Аудитору или аудиторской организации следует внимательно анализировать подобные положения договора, так как размер санкций может быть несоизмерим со степенью «вины» аудитора. Однако следует помнить, что уголовная и административная ответственность за выявленные нарушения все равно лежит на руководителе и главном бухгалтере предприятия (если такая должность предусмотрена в штате).

В рамках этого раздела стоит дополнительно остановиться на проблеме налогового консультирования.

Исполняя обязанность платить законно установленные налоги и сборы, организации сталкиваются с необходимостью получения определенных консультаций со стороны лиц, разбирающихся в налоговом праве, так как не могут самостоятельно решить ряд проблем, вызванных сложностью и изменчивостью российского законодательства о налогах и сборах. Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые финансовые органы дают в рамках реализации своих полномочий, установленных п. 1 ст. 34.2 НК РФ, не решают этой проблемы. По крайней мере, большинство организаций остаются неудовлетворенными оперативностью и уровнем официальных разъяснений.

Однако налоговое консультирование, широко востребованное в настоящее время, регулируется лишь самыми общими правовыми нормами. Любое лицо, желающее предоставлять консультационные услуги в сфере налогообложения, может это сделать, например, при условии соблюдения правил государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Лицензированию данная деятельность не подлежит. Таким образом, механизм контроля за содержанием и качеством налоговых консультаций отсутствует.

Необходимо отметить, что в нашем законодательном поле налоговый и бухгалтерский учет — разные понятия. Поэтому налоговым консультированием аудиторы занимаются, как правило, лишь в той мере, в какой у проверяемой ими организации совпадают налоговый и бухгалтерский учет, так как основное предназначение аудитора — выявление ошибок именно в бухгалтерской отчетности.

Но для любой организации-налогоплательщика также очевидно, что аудиторские организации, в данном случае, оказываются в более предпочтительном положении по отношению к другим компаниям, готовым заниматься этим видом деятельности, поскольку квалификация специалистов аудиторской организации, как правило, соответствует требованиям, предъявляемым к налоговым консультантам, и, более того, она подтверждена официально.

 

Управленческое консультирование 

Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает право аудиторов и аудиторских организаций заниматься управленческим консультированием.

Одним из наиболее перспективных направлений управленческого консультирования в настоящее время является консультирование коммерческих организаций по формированию современных систем внутреннего контроля. Развитие этого вида сопутствующих аудиту услуг обусловливается, с одной стороны, потребностью в совершенствовании системы управления коммерческой организацией для повышения ее конкурентоспособности, а с другой — растущим вниманием государственных органов к проблеме развития систем внутреннего контроля.

Существуют законодательно установленные требования к ряду организаций, это, например, некоторые организации — участники рынка ценных бумаг, которые обязаны сформировать в составе совета директоров коомитет по аудиту и утвердить документ, определяющий процедуры внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью эмитента.

Для создания эффективной системы внутреннего контроля в организации перспективным направлением является взаимодействие службы внутреннего аудита и системы внутреннего контроля. Это взаимодействие полезно с точки зрения экономии затрат при обеспечении достаточно высокой степени эффективности, поскольку в этом случае небольшая служба внутреннего аудита играет роль разработчика и организатора контрольной работы, проводимой специалистами других структурных подразделений организации.

Службу внутреннего аудита целесообразно создавать в основном в крупных и некоторых средних коммерческих организациях, которые обладают:

- усложненной структурой;

- наличием ряда филиалов и дочерних компаний;

- разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

- стремлением высшего руководства и собственников получить достоверную информацию и оценку действий руководителей всех уровней управления.

Организация системы внутреннего контроля в акционерном обществе предусматривает создание комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия ее структурных единиц и руководителей в области проведения контрольных мероприятий, составления документации по их результатам, а также подготовки решений по устранению выявленных недостатков.

При консультировании по вопросам создания службы внутреннего контроля аудиторам целесообразно использовать следующие основные принципы, обусловливающие достаточно высокую эффективность работы этой системы. Они могут применяться полностью или частично в зависимости от специфики бизнеса организации и целей ее руководства.

1. Принцип ответственности состоит в том, что каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность.

2. Принцип сбалансированности означает, что субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение контрольных функций, не обеспеченных соответствующими организационными и техническими средствами для их исполнения.

3. Принцип своевременного сообщения о выявленных отклонениях предполагает, что информация о них должна быть доведена службой внутреннего контроля до лиц, принимающих решения по данным отклонениям, в соответствующем объеме в нужное время.

4. Принцип интеграции состоит в том, что служба внутреннего контроля является частью системы управления коммерческой организацией и должна выполнять функции по организации взаимодействия ее структурных подразделений.

5. Принцип постоянства определяет, что служба внутреннего контроля должна функционировать постоянно, поскольку это позволит вовремя предупреждать руководство организации и ее структурных подразделений о возможном появлении существенных отклонений от плановых заданий и норм.

6. Принцип комплексности состоит в том, что весь комплекс объектов контроля в коммерческой организации должен быть охвачен службой внутреннего контроля.

7. Принцип распределения обязанностей предполагает, что выполняемые функции распределяются между работниками аппарата управления таким образом, чтобы за одним специалистом не были закреплены во избежание злоупотреблений одновременно несколько из ряда следующих функций:

- санкционирование операций с определенными активами;

- регистрация данных операций;

- обеспечение сохранности этих активов;

- проведение их инвентаризации.

8. Принцип разрешения и одобрения состоит в том, что в коммерческой организации должно обеспечиваться формальное разрешение всех финансово-хозяйственных операций руководителями разных уровней в рамках их документально подтвержденных полномочий. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать службу внутреннего контроля эффективной.

В рамках этого раздела стоит дополнительно остановится на понятии «внутренний аудит». Несмотря на совпадение методов проверки и анализа результатов деятельности организации, внутренний аудит может решать в организации гораздо более широкий круг задач, чем аудит внешний. При этом задачи внутреннего аудита безусловно не ограничиваются созданием системы внутреннего контроля, рассмотренной выше. Типичными задачами, направленными на совершенствование системы управления организацией, которые под силу решить внутреннему аудитору, могут быть:

- финансовый анализ, который включает в себя расчет финансово-экономических показателей по результатам деятельности организации, определение места организации в системе других организаций, занимающихся аналогичным бизнесом, выработка способов совершенствования структуры деятельности, активов, капитала, повышения инвестиционной привлекательности и т.п.;

- анализ экономической эффективности деятельности организации, подготовка данных для выработки управленческих решений по направлениям развития различных видов бизнеса, реструктуризации холдинговых структур, снижения издержек;

- налоговая оптимизация, которая включает в себя разработку предложений по созданию такой системы взаимодействия подразделений организации (особенно это актуально для холдинговых структур), в которой при соблюдении всех требований налогового законодательства сумма уплачиваемых налогов не сдерживает рост производства;

- правовой анализ заключенных договоров, а также оценка проектов договоров с точки зрения соблюдения интересов организации в сделке с контрагентом;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, определение наиболее оптимального направления размещения капитала, бизнес-планирование.

 

Автоматизация учета и внедрение информационных технологий

В настоящее время ни одна организация в силу сложности задач и высоких требований к оперативности принятия решений не может вести учет без применения современных методов и систем автоматизации.

Среди сопутствующих аудиту услуг услуги по автоматизации учета и внедрению информационных технологий (IT-услуги) занимают далеко не последнее место.

И хотя для внедрения информационных технологий и технической поддержки применяемых программных комплексов требуются специалисты, обладающие отличной от аудитора квалификацией, тем не менее участие специалиста-аудитора в организации работ по автоматизации учета, выработке методических рекомендаций очевидно. Ведь специалист, обладающий технической квалификацией, не может в полной мере определить весь круг стоящих перед ним задач, направление их решения, приоритетность.

Отношения по автоматизации учета и информационному обслуживанию удобно строить по принципу «горячей линии». В этом случае информационная поддержка пользователя (организации) осуществляется в режиме консультаций по телефону, а исправление программных ошибок или дефектов, замена старых версий программного обеспечения на новые производится в кратчайшие сроки на основе поступления устной заявки.

В сфере информационных технологий с аудиторской компанией, имеющей IT-подразделение, могут быть заключены следующие виды договоров:

- договор на обслуживание сетевых устройств и автоматизированных рабочих мест (наиболее распространенный вариант). В таком договоре должна быть предусмотрена ответственность компании, оказывающей IT-услуги, перед заказчиком за производительность сети в целом;

- договор аренды программных продуктов и инфраструктуры на основе ежемесячных платежей с доступом к приложениям, недоступным для массового пользования, через Интернет или виртуальную частную сеть. Организация-пользователь, заключив договор с IT-организацией, получает гарантированный доступ к IT-решению, включая техническую и программную инфраструктуру, а также к комплексу услуг по обеспечению запуска и бесперебойного функционирования системы. При этом пользователь освобождается от приобретения дорогостоящих лицензий на программные продукты, серверов, от поиска и содержания высококвалифицированного IT-персонала;

- договор обслуживания приложений (сложных прикладных систем, установленных у заказчика и требующих постоянного квалифицированного обслуживания, которое не окупается, если используются штатные специалисты). В этом случае договором предусматривается не поддержка технического функционирования системы, а поддержка производительности, работоспособности системы в целом и ее доступности каждому конкретному пользователю.

Во всех вышеперечисленных договорах целесообразно предусмотреть следующий регламент взаимоотношений:

1) определение и описание (качественное и количественное) предоставляемых сервисов;

2) дни и часы предоставления сервиса, включая тестирование, поддержку и модернизацию;

3) допустимое время простоя без учета времени проведения согласованных плановых работ;

4) размер компенсации (в процентах от суммы ежемесячного платежа) в случае отклонения от допустимого времени простоя;

5) форма компенсации — скидка со следующего ежемесячного платежа за услуги;

6) показатели заявляемой надежности и производительности платформ, каналов и сетевого оборудования;

7) обязанность исполнителя регулярно фиксировать текущее состояние информационной инфраструктуры пользователя;

8) передача всей информации, необходимой для управления информационной системой, пользователю после окончания действия договора;

9) гарантии от технических сбоев приложений, баз данных, коммуникационных линий связи, потери информации (регулярное создание резервных копий и восстановление данных с этих резервных копий) или несанкционированного доступа к ней посторонних лиц (обязанность исполнителя ежемесячно представлять заказчику список лиц, занимающихся исполнением договора);

10) ответственность сторон при использовании сервиса;

11) процедура разрешения разногласий;

12) сроки действия договора.

 

Проблемы мирового рынка не аудиторских услуг 

На долю консалтинговых услуг в различных зарубежных аудиторских компаниях раньше приходилась весьма значительная часть доходов, в некоторых американских компаниях сборы за консалтинг составляли до 60% доходов. Однако критики и регулирующие органы усмотрели в совмещении аудиторской и консалтинговой деятельности конфликт интересов: аудиторы анализировали отчетность компаний, которые они же консультировали. Акт Сарбейнса — Оксли о реформировании аудиторской отрасли, принятый в США в июле 2002 г. после громких скандалов с Enron, WorldCom, Xerox и рядом других компаний, запретил фирмам предоставлять основные виды консалтинговых услуг клиентам, аудит которых они проводят. Значительная часть не аудиторских доходов, на которые указывали как на источник потенциального конфликта интересов, относилась к крупным проектам в области IТ-консалтинга.

Аудиторы по-разному избавлялись от консалтингового бизнеса. PricewaterhouseCoopers и Ernst & Young его продали; отделение консалтингового подразделения Arthur Andersen сопровождалось громким конфликтом и судебным спором, в результате появилась Accenture; Deloitte Touche Tohmatsu и KPMG решили просто выделить консультантов в отдельные компании.

Корпоративные скандалы, однако, в определенной степени сыграли на руку аудиторам: более жесткие требования к составлению бухгалтерской отчетности позволили им повысить комиссионные за аудит. Британское подразделение PricewaterhouseCoopers повысило плату для своих крупнейших клиентов на 10%, тогда как американское — минимум на 20%, а в некоторых случаях — и на 40%.

Подводя итог, можно сказать, что несмотря на ограничения, установленные законодательством для деятельности, которую могут вести аудиторы и аудиторские организации, в ассортименте работ, проводимых многими аудиторскими фирмами, оказание сопутствующих аудиту услуг превалирует над непосредственно аудиторскими (проверочными) услугами. И это закономерно, так как, с одной стороны, это диктуется требованиями бизнеса, а с другой — нельзя не признать, что именно аудиторы, в силу своей профессии работающие на стыке различных отраслей законодательства, способны сделать глубокий, комплексный анализ проблем заказчика и разработать взвешенные рекомендации по оптимизации всей его финансово-хозяйственной деятельности, начиная с разработки договоров и заканчивая нюансами налогообложения.


[1] Пункты 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.


    В выпуске использовались материалы из последних номеров журнала "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления".
    Подписаться на журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" можно на сайте журнала:
    www.ao-journal.ru/subscript.htm
    и в издательстве журнала (тел. (499) 724-21-71, тел./факс: (499) 724-20-51).


    Первый международный юридический форум EuroLawyer 2008. 4-5 апреля 2008 г., Grosvenor Square Marriott 5* Hotel, Лондон, Великобритания.

    EuroLawyer 2008 - место встречи высшего руководства компаний и корпоративных юристов из Европейского Союза и СНГ. Основная тема - современное законодательство в области корпоративного управления.

    Примите участие в формировании программы Форума! Проголосуйте за интересующую вас тему на официальном сайте Форума: http://www.elforum.eu/. Спасибо!


    Редакция журнала «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: вопросы корпоративного управления» предлагает вашему вниманию анонс семинаров на ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2008 года.

    6
    7 февраля  2008
    года
    Семинар «ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ И ИНЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ»  

    Налоговые и финансовые аспекты в корпоративном управлении. Раскрытие информации с использованием новой электронной анкеты ФСФР. Требования законодательства по раскрытию информации о деятельности акционерных обществ. Особенности подготовки и проведения годового общего собрания акционеров в 2008 году. Новое в корпоративном законодательстве и перспективы его развития.

    27 28 февраля  2008 года

    Семинар  «ХОЛДИНГИ» 

    Типы холдингов и законодательство, регулирующее их деятельность. Выстраивание управленческой вертикали в холдинге методами корпоративного управления: управление через представителей в составе совета директоров, правления «дочки»; управление через передачу полномочий ЕИО управляющей компании, создание единого правового пространства и др.  Оптимизация управления ДЗО на основе внедрения системы ключевых показателей эффективности. Финансовый и налоговый аспекты функционирования холдинга. Сделки с заинтересованностью в холдинге.

    1213 марта 2008 года

    Тренинг «САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА АКЦИОНЕРОВ»

     

    Практическое занятие, направленное на приобретение навыков по ведению реестра акционеров с использованием предоставляемых участникам тренинга форм документов. Разбор типовых вопросов, ошибок и нарушений. Участникам предоставляются типовые правила и комплект документов, необходимых для ведения реестра, в форме брошюры и CD–R, включающие

    более 30 форм документов, в т.ч. формы регистрационного журнала и журнала учета входящих документов; формы лицевого и эмиссионного счетов, передаточного и залогового распоряжений, списков к собранию и списков лиц, которым направляется обязательное предложение акционера о выкупе оставшихся акций; формы выписки из реестра, уведомления о проведении операции, иных документов.

     19 21 марта 2008 года

    Семинар – тренинг «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИИ»

    Методика проведения аудита корпоративного управления. Рекомендации «лучшей практики корпоративного управления»  в отношении подготовки и проведения общих собраний акционеров, организации работы совета директоров, формирования информационной политики компании, работы службы корпоративного секретаря, организации взаимодействия акционерного общества с его акционерами. Деловая игра по проектированию системы корпоративного управления в компании.

    26 27  марта 2008 года

    Семинар «ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АО» 

    Право на землю: выбор варианта закрепления прав (аренда или покупка: аргументы «за» и «против», порядок оформления прав, стоимость покупки/аренды земельного участка. Регистрация прав на недвижимость, подготовка и осуществление сделок с недвижимостью. Оформление и защита прав на интеллектуальную собственность.

    Узнать Более подробную информацию и

     зарегистрироваться вы можете по телефонам редакции:

    (499) 724-21-71, тел/факс: (499) 724-20-51,

    e-mail: allapr@bk.ru; info@ao-journal.ru , на сайте: www.ao-journal.ru


    Приглашаем Вас принять участие в Международном Саммите Директоров "Стратегия и Развитие Компании",
    который пройдет 21-22 февраля 2008 года, в Москве, в отеле «
    Ritz-Carlton».

    Именно в рамках нашего Саммита компании, наиболее успешно реализующие разработанные стратегии развития  бизнеса будут обсуждать проблемы и перспективы стратегического планирования, а так же выработки механизмов осуществления выбранного курса.Так же будут рассмотрены вопросы корпоративного управления, стратегии развития бренда и многие другие. Саммит соберет более 100 руководителей российских и зарубежных компаний, отвечающих за вопросы стратегии  и развития бизнеса.

    Официальный сайт Саммита www.ge-group.ru

    Зарегистрироваться или узнать более подробную информацию можно по тел. (495)376 33 15, (499) 161 93 20 или по е-mail info@ge-group.ru

    Ждем Вас на Международном Саммите директоров "Стратегия и Развитие Компании"



    В избранное