Как защитить фирменное наименование от дублирования
Компания «Доминус» предлагает информацию, предоставленную для настоящего выпуска нашими юристами-практиками в области корпоративного права. Из настоящего выпуска Вы узнаете, что такое фирменное наименование, какие права и обязанности оно порождает у юридического лица икакие существуют возможности по его защите.
Специалисты компании «Доминус» всегда рады оказать Вам более подробную консультацию по телефону 744-69-27, полностью сопровождать все этапы создания и регистрации общества, а также любых изменений в учредительных документах в соответствии с требованиями
законодательства.
Нарушений, связанных с фирменными наименованиями, становится все больше. Тенденции таковы, что рост числа конфликтов будет продолжаться. Когда фирмы дробятся, выделяются одна из другой, часто новые руководители не могут договориться между собой о том, как перераспределить материальные и нематериальные активы. В результате начинается борьба за фирменное наименование или товарный знак.
Фирменное наименование является обязательным атрибутом любой коммерческой организации (п. 4 ст. 54 ГК РФ). В отличие от товарного знака и знака обслуживания, оно отличает одно предприятие от другого независимо от тех товаров или услуг, которые реализует или предлагает это предприятие (товарный знак регистрируется в отношении товаров, а знак обслуживания - в отношении услуг).
Структура фирменного наименования состоит из относительно самостоятельных частей. Основная часть содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности. А в некоторых случаях - и другие характеристики. Вспомогательная часть делится на обязательные и факультативные добавления. Обязательным добавлением является специальное наименование (условное словесное обозначение, имя собственное, географическое название и т.п.) предприятия, его номер
или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Другие добавления, типа "универсальный", "центральный" и т.п., являются факультативными и могут не использоваться. Условный пример фирменного наименования, включающего указание на профиль деятельности и географическое расположение фирмы: Акционерное общество закрытого типа "Научно-исследовательская фирма "Московский резонанс"".
Полное фирменное наименование, включающее данные об организационно-правовой форме, указывается при регистрации фирмы в учредительных документах. Также может быть приведено сокращенное наименование. Оно может включать специальное наименование - так называемый фирменный знак, который можно одновременно зарегистрировать и как товарный знак. Например, полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Сивера". Сокращенное - ООО "Сивера",
в котором слово "Сивера" является зарегистрированным товарным знаком N 228278.
Право на фирменное наименование не ограничено каким-либо сроком и действует в течение всего времени, пока существует предприятие. В отличие от фирменного наименования Роспатент может досрочно прекратить регистрацию товарного знака, если он непрерывно не используется в течение любых трех лет после регистрации (п. 3 ст. 22 закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", далее - Закон о товарных
знаках). Однако в некоторых случаях права компании в связи со статусом ее наименования могут быть поставлены под вопрос.
Итак, юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования (п. 4 ст. 54 ГК РФ).
При этом в отношении коммерческих организаций законодатель использует термин "фирменное наименование", тогда как в отношении некоммерческих организаций и унитарных предприятий - термин "наименование" организации или предприятия (п. 1 ст. 54 ГК РФ). И об исключительных правах на зарегистрированное "наименование" нигде в законе не говорится.
На этом основании некоторые российские специалисты считают, что названия (наименования) всех иных, кроме коммерческих организаций, участников гражданского оборота не являются фирменными. Поэтому учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, ассоциации и союзы юридических лиц и другие организации, не занимающиеся предпринимательством, фирменных наименований не имеют.
Неоднозначность толкования специалистами этих положений в законе может привести к тому, что некоммерческая организация не сможет защитить свои права, в случае если другая фирма решит зарегистрировать схожий или тождественный ее наименованию товарный знак.
В этой связи интерес представляет постановление Федерального арбитражного суда Московского округа (кассационная инстанция) от 13 сентября 2001 г. по делу N КГ-А40/4977-01. В нем подход к нефирменным наименованиям как не являющимся объектом самостоятельной правовой охраны был подтвержден.
Современное российское законодательство о фирменных наименованиях отсутствует. Поэтому защититься от использования другими лицами аналогичных (похожих), а не тождественных (одинаковых) фирменных наименований весьма сложно. А без наличия зарегистрированного товарного знака - на сегодня практически невозможно.
Поэтому рекомендуется выбирать для названия своей фирмы, независимо от ее вида (коммерческая или нет), такие наименования, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении определенных товаров и услуг. Тогда в случае конфликта будет легче отстаивать свои права на наименование, так как, с одной стороны, оно будет охраняться как товарный знак, а с другой - как фирменное наименование. Например, японская компания с фирменным наименованием SONY зарегистрировала
товарный знак SONY для своей продукции: телевизоров, магнитофонов и т.п.
Кроме того, если компания не зарегистрирует такой же товарный знак, как и ее наименование, ей нужно учесть одно обстоятельство. Многие фирменные наименования прекрасно индивидуализируют выпускаемые компанией товары, независимо от того, являются ли они одновременно зарегистрированными товарными знаками. Поэтому возможна такая ситуация, когда недобросовестная компания решит зарегистрировать товарный знак, схожий с фирменным наименованием другой фирмы. Например, фирменное наименование
включает слово "Конус", а заявление на регистрацию товарного знака будет подано в отношении сходного по звучанию словесного обозначения "Конуз".
Ущемленная сторона может обратиться в Палату по патентным спорам. Однако палата прекратит регистрацию товарного знака только в том случае, если столкнувшиеся обозначения тождественны, то есть равны (одинаковы), а не сходны до степени смешения, по меньшей мере в той части фирменного наименования, которое называется обязательным добавлением (п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках). Если же речь шла о компании, зарегистрировавшей свой товарный знак, то в споре можно было бы апеллировать
к нормам о защите товарного знака. В этом случае, например, "ущемленная" сторона имела бы право доказывать не только тождественность, но и схожесть обозначений до степени смешения.
Защита права на фирменное наименование может быть осуществлена в административном и судебном порядке. Так, компания может обратиться с иском в арбитражный суд, или спор по соглашению сторон может быть рассмотрен третейским судом.
В административном порядке конфликты решаются через антимонопольный орган, а также, если речь идет о столкновении фирменного наименования и товарного знака, - через Палату по патентным спорам.
Решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).
Однако компании не всегда стоит спешить применять меры по устранению с рынка фирмы с аналогичным названием. Так, появление очередной новой фирмы с тождественным наименованием, только лишь заявляющей о себе в рекламе, но не производящей товаров и услуг, вряд ли может нанести ущерб деловой репутации "старой" фирмы. По крайней мере доказать его будет крайне сложно. Поэтому нет большого смысла и экономически невыгодно начинать борьбу против одного лишь факта совпадения
наименований.
Хотя, в большинстве случаев использование имиджа чужого товарного знака или наименования с похожим названием бывает намеренным, поскольку это несет прямую выгоду.
При всем несовершенстве законодательства можно рассмотреть два способа защиты от недобросовестных конкурентов. Во-первых, регистрировать наименования своих фирм в обязательном порядке. Во-вторых, учитывать действующее законодательство, в соответствии с которым при разной организационно-правовой форме (ЗАО, ООО, ОАО) допускается использование одинаковых названий. Способ подстраховаться в такой ситуации - это регистрировать сразу все три организационно-правовые формы с одним наименованием.
Подробную информацию, связанную с особенностями распределения и ограничения распределения прибыли общества, различными спорными моментами, возникающими в этой области, Вы можете узнать, обратившись в Юридическую компанию «Доминус» (многоканальный телефон 744-69-27, или связавшись с нами по электронной почте info@dominus.com.ru