При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Про право:" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Право смены налогового объекта при упрощенке
Компания «Доминус» предлагает информацию, предоставленную для настоящего выпуска нашими юристами-практиками в области регистрационного и налогового права. Из настоящего выпуска Вы узнаете, как какие изменения произошли в налоговом законодательстве для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Специалисты компании «Доминус» всегда рады оказать Вам более подробную консультацию по телефону. Связаться с нашим специалистом Вы можете по многоканальному телефону 744-69-27.
Законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ установлена возможность смены налогового объекта по истечении трех лет работы с начала перехода на УСН.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса с 1 января 2006 года фирмы-«упрощенцы» могут менять объект налогообложения (доходы или «упрощенная» прибыль). Причем эта демократичная поправка распространена задним числом на тех плательщиков, которые начали применять упрощенку с момента возникновения этого спецрежима (1 января 2003 года) и выбрали объектом налогообложения доходы. То есть такие фирмы и предприниматели могут платить налог с разницы между доходами и расходами уже с этого года. Для этого им нужно было подать в инспекцию соответствующее заявление не позже 20 декабря 2005 года (ст. 5 Закона от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ, далее – Закон № 101-ФЗ).
На вопрос, могут ли плательщики, которые с 2003 года платят налог по ставке 15 процентов, изменить объект налогообложения в этом году, сделанные поправки ответа не дают. Сам Закон № 101-ФЗ также не содержит «инструкций» для таких фирм и предпринимателей. Не исключено, что Минфин выступит против такой «вольности» и предложит отсчитывать трехлетний срок от момента вступления в силу изменений кодекса. Но окончательные выводы можно будет сделать лишь по мере выхода в свет официальных разъяснений этого ведомства.
Разрешение о возможности смены объекта налогообложения не распространяется на участников договоров простого товарищества или доверительного управления имуществом. Такие фирмы и предприниматели, в отличие от всех остальных, вообще не имеют права выбирать объект налогообложения самостоятельно (п. 2 ст. 346.14 НК). Они должны платить единый налог с разницы между доходами и расходами (п. 3 ст. 346.14 НК). Но очевидно, что однократной смены объекта (с 1 января 2006 года) все же не избежать тем из них, кто на данный момент в этом качестве использует доходы.
Произошли изменения в доходах и расходах.
По части «упрощенных» доходов можно отметить следующие изменения.
Во-первых, порядок их определения, ранее предусмотренный для организаций (в соответствии с главой о налоге на прибыль кодекса), теперь явным образом распространен и на предпринимателей. Напомним, что в настоящее время последним предписано учитывать доходы от предпринимательской деятельности, однако четкая классификация таких поступлений в Налоговом кодексе отсутствует.
Во-вторых, «упрощенцам» разрешено не включать в состав доходов дивиденды, с которых уже удержан (источником выплаты – агентом) налог на прибыль или НДФЛ (ст. 346.15 НК). Эта поправка позволит исключить возможность двойного налогообложения, которая присутствует сейчас.
В отношении правил определения «упрощенных» расходов внесены гораздо более масштабные поправки. Сразу отметим, что бухгалтерская работа по расчету единого налога с разницы между доходами и расходами стала ощутимо сложнее. Поскольку помимо самого состава разрешенных в целях налогообложения трат уточнены и принципы учета их основных видов.
Пресловутый закрытый перечень «упрощенных» расходов, установленный пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, с этого года пополнят 11 новых пунктов. В частности, фирмам-упрощенцам больше не придется бороться за уменьшение доходов на издержки по судебным разбирательствам, выплате вознаграждений по посредническим договорам, по услугам гарантийного ремонта и обслуживания, обязательной оценке и сертификации продукции, подготовке и переподготовке штатных сотрудников (в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК) и т. д. (подп. 24–34 п. 1 ст. 346.16 НК).
Расширят список расходов и дополнения, внесенные в уже имеющиеся пункты статьи 346.16 кодекса. Так, теперь будет разрешено учитывать траты не только на приобретение, но и сооружение, изготовление основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Напомним, что в настоящее время финансисты подобного подхода не одобряют (письмо Минфина России от 19 апреля 2004 г. № 04-02-05/2/15). К издержкам на приобретение нематериальных активов также добавились расходы на их создание самим плательщиком единого налога по «упрощенке» (подп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК). Причем уточнено, что в состав внеоборотных активов при уменьшении налоговой базы надлежит включать лишь те из них, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 кодекса (п. 4 ст. 346.16 НК).
Кроме того, наряду с аудиторскими можно будет учитывать затраты на бухгалтерские и юридические услуги (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК).
НДС, согласно сделанному уточнению, можно списать лишь в отношении трат, поименованных в закрытом перечне расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).
Фирмам и предпринимателям на УСН, ведущим торговлю, следует подготовиться к довольно крупным изменениям в порядке списания расходов по товарам для перепродажи.
Весьма неприятной новостью стало «узаконивание» одного из требований инспекторов, безусловное выполнение которого не следует из действующей редакции кодекса. Снижать базу «упрощенного» налога на стоимость покупных товаров с этого года можно будет только после их реализации. Оценивать такие траты придется одним из способов, предусмотренных для расчета налога на прибыль: ФИФО, ЛИФО, средняя стоимость или стоимость единицы товара (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК). Таким образом, воспользоваться недавним разрешением финансистов на списание стоимости товаров сразу после их оплаты, не дожидаясь реализации (письмо Минфина России от 13 мая 2005 г. № 03-03-02-02/70), можно лишь было до конца 2005 года.
Для отнесения к расходам сумм НДС, включенного в стоимость товара, также недостаточно будет одной оплаты – вторым необходимым условием является его реализация покупателю (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).
Однако на фоне негативных поправок есть и приятная новость. С 1 января 2006 года «упрощенцам», которые ведут торговлю, больше не приходится отстаивать у инспекторов право учесть в расходах траты, непосредственно связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка и т. п.). Эти издержки теперь прямо поименованы в подпункте 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.
Для предпринимателей Законом № 101-ФЗ фактически введен новый налоговый режим – «упрощенка» на основе патента. Перейти на него можно лишь при осуществлении какого-либо из видов деятельности, установленных в пункте 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса. И только в случае если коммерсант в процессе работы не использует труд наемных работников (в том числе по гражданско-правовым договорам). Но прежде власти региона, на территории которого зарегистрирован предприниматель, должны принять закон о применении этого режима на территории субъекта. Именно в этом нормативном акте будет приведен уточненный (в пределах предусмотренного кодексом) перечень видов деятельности, по которым предприниматели региона вправе переходить на патентную «упрощенку». Кроме того, для каждого вида деятельности региональные власти должны законодательно установить величину дохода, который потенциально может получить ПБОЮЛ от данной деятельности за год (п. 7 ст. 346.25.1 НК). Эта величина потребуется при расчете стоимости патента:
Годовая стоимость патента = Потенциально возможный годовой доход х 6%
Перейти на новый режим коммерсант может с начала любого квартала, а использовать его – в течение квартала, полугодия, девяти месяцев или года (п. 4 ст. 346.25.1 НК). Если патент приобретен менее, чем на год, его стоимость также будет пропорционально снижена (п. 6 ст. 346.25.1 НК).
О желании получить патент на свою деятельность предприниматель должен уведомить соответствующим заявлением налоговую инспекцию, в которой состоит на учете. Причем сделать это необходимо не менее чем за месяц до перехода. Выдачу патента (или уведомление об отказе) инспекторы обязаны произвести в 10-дневный срок (п. 5 ст. 346.25.1 НК).
Оплата патента производится в два приема: треть – в течение 25 дней после начала применения нового налогового режима (п. 8 ст. 346.25.1 НК), а оставшаяся часть – не позднее 25-дней после окончания срока действия патента (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ). Если предприниматель затянет с первой частью оплаты либо внесет ее не полностью, право на «патентную» УСН будет потеряно и коммерсанту придется платить налоги по общей системе. Такая же мера предусмотрена и для других нарушений правил новой статьи Налогового кодекса – найм работников или ведение деятельности, не подпадающей под «упрощенный» патент по закону субъекта РФ (п. 9 ст. 346.25.1 НК).
Следует подчеркнуть, что переход на «упрощенку» по патенту является добровольным делом. И предприниматель вправе применять «обычную» УСН даже если его деятельность окажется в «патентном» перечне (п. 3 ст. 364.25.1 НК).
Подробную информацию, связанную с применением упрощенной системы и различными спорными моментами, возникающими в этой области, Вы можете узнать, обратившись в Юридическую компанию «Доминус» (многоканальный телефон 744-69-27), или связавшись с нами по электронной почте info@dominus.com.ru
Наш сайт http://www.dominus.com.ru/
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.pomoschbisnesu Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||