Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Правовая помощь малому и среднему бизнесу 'Контрольно-кассовая техника'


Информационный Канал Subscribe.Ru

Проблемные аспекты применения контрольно-кассовой техники на территории РФ.

 

 

Компания «Доминус» предлагает информацию, предоставленную для настоящего выпуска нашими юристами-практиками в области регистрационного и налогового права.  Из этого выпуска Вы узнаете о спорных моментах при применении ККТ, а также найдёте немало полезной информации для возможного предотвращения ошибок.

Специалисты компании «Доминус» всегда рады оказать Вам более подробную консультацию, а также полностью сопровождать процедуру регистрации контрольно-кассовой техники в соответствии с требованиями налогового и гражданского законодательства. Многоканальный телефон 744-69-27.

 

 

С момента вступления Закона о контрольно-кассовой технике (далее ККТ) на практике накопилось достаточно много вопросов по применению контрольно-кассовой техники. В данной статье приведены ответы на некоторые из них.

 

 

Что делать, если ККТ исключена из Государственного реестра?

 

Согласно Закону о ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона).

Необходимо сделать акцент на то, что в прошлом году Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК по ККМ) решила исключить с 1 июля 2004 года из Государственного реестра большой перечень популярных моделей ККТ, их версий и фискальных регистраторов (протокол № 1/77 от 12.03.04). После этого налоговые инспекторы неоднократно разъясняли, каким образом нужно применять исключенные из списка аппараты, в том числе ККТ, стоимость которой (менее 10 000 рублей) списана в налоговом и бухгалтерском учете, а срок полезного использования еще не закончился.

Первоначально (до появления Письма МНС от 20.09.04 № 33-0-11/593) позиция налоговых органов по вопросу о возможности дальнейшего применения ККТ, зарегистрированной в налоговых органах, а затем исключенной из Государственного реестра, состояла в том, что использование данных аппаратов допускалось до истечения нормативного срока их эксплуатации. Ясно, что такая трактовка вызывала вопросы у налогоплательщиков, так как не соответствовала п. 5 ст. 3 Закона о ККТ, в котором указано, что дальнейшая эксплуатация таких моделей ККТ возможна до истечения нормативного срока их амортизации.

В Письме МНС РФ от 20.09.04 № 33-0-11/593 была изложена другая точка зрения, согласно которой в случае исключения из Государственного реестра моделей кассовых аппаратов, амортизация по которым не начислялась, их дальнейшая эксплуатация не допускается. Однако указанное письмо было отменено с даты его подписания (Письмо МНС РФ от 01.10.04 № 33-0-11/609 «Об отмене письма МНС России»), в результате чего налогоплательщики могли сделать вывод о том, что аппараты стоимостью менее 10 000 рублей по-прежнему разрешены к применению до истечения нормативного срока их эксплуатации.

В марте 2005 года (Письмо ФНС РФ от 01.03.05 № 22-3-11/276 «О сроке полезного использования ККТ») налоговики уточнили, что ранее применявшаяся модель ККТ допускается к дальнейшей эксплуатации, если после перерасчетов (порядок перерасчета оставшегося срока полезного использования после 1 января 2002 года определяется в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01, а нормы амортизационных отчислений – согласно ст. 259 НК РФ) имеется срок ее полезного использования в качестве основного средства, позволяющий начислять на нее амортизацию.

Разъяснения по указанному вопросу сотрудниками финансового ведомства были даны в Письме МФ РФ от 14.04.05 № 03-01-20/2-56 «О применении ККТ при ее исключении из Государственного реестра». В нем указано, что дальнейшая эксплуатация таких моделей ККТ возможна до истечения нормативного срока их амортизации (п. 5 ст. 3 Закона о ККТ). При этом нормативный срок амортизации ККТ, по мнению работников ФНС, должен определяться по налоговому учету.

Однако, на наш взгляд, представленная позиция не совсем корректна. Налоговый кодекс относится к налоговому законодательству, и амортизация имущества осуществляется в целях налогообложения прибыли. Согласно Указу Президента РФ от 15.03.00 № 511 правовое регулирование налично-денежных расчетов относится к гражданскому законодательству.

Далее в письме говорится, что поскольку ККТ отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы, срок ее использования должен быть не более 7 лет для каждой машины. При этом если произведена реконструкция (модернизация) ККТ, то увеличивается ее первоначальная стоимость, а также налогоплательщик вправе продлить срок использования ККТ (если он сразу не был принят по налоговому учету максимальным, то есть равным 7 годам). Но, как было уже отмечено, такое правило установлено только для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 258 НК РФ).

А почему бы не рассмотреть срок использования ККТ по правилам бухгалтерского учета? Так, если в налоговом учете при определении срока полезного использования следует руководствоваться Классификацией № 1[3], согласно которой ККТ отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы (срок полезного использования свыше 5 лет, до 7 лет включительно), то в бухгалтерском учете не содержится каких-либо пределов срока использования объекта основного средства (п. 20 ПБУ 6/01). Поэтому он (срок использования) вполне может выходить за рамки сроков, указанных в Классификации №1.

Когда нет увеличения срока использования ККТ, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.

В письме также даны разъяснения об использовании моделей ККТ, списанных единовременно в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода их в эксплуатацию (то есть стоимостью менее 10 000 рублей).

Если в результате модернизации объект ККТ переводится в состав амортизируемого имущества в целях налогообложения, то учитывать его в налоговом учете следует по восстановительной стоимости, включающей расходы на модернизацию ( без учета первоначальной стоимости, списанной ранее в состав материальных расходов). Другими словами, когда стоимость ККТ, исключенной из Государственного реестра, в результате модернизации превысит 10 000 рублей, в дальнейшем использовать такую модель ККТ можно. Ее переводят в состав амортизируемого имущества, и для нее устанавливается срок использования. Во всех остальных случаях исключенный из Государственного реестра аппарат, стоимость которого была раньше списана на расходы, использовать в работе нельзя.

В Письме ФНС РФ от 20.05.05 № 22-3-11/908 «О перерегистрации ККТ» уточнено, что исключенные из реестра кассовые аппараты можно использовать, даже если фирма меняет юридический адрес, или предприниматель – место жительства. Понятно, что ситуация, когда организация (предприниматель) начинает торговать в новой точке, но на территории, подведомственной той же налоговой инспекции, не вызывает проблем. Они могут возникнуть в том случае, если организация (предприниматель) перейдет под контроль другой налоговой инспекции, в которой надо будет заново регистрировать кассовый аппарат. «В этой связи, – говорят налоговые органы, – считаем допустимым осуществлять регистрацию ККТ, исчерпавшей нормативный срок амортизации и при сохранении владельца ККТ тем налоговым органом, в котором организация или индивидуальный предприниматель будут поставлены на учет соответственно по новому месту нахождения, жительства».

Не влияет на работу ККТ и смена наименования организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (ИНН остается без изменений). В данном случае достаточно ограничиться только перефискализацией ККТ (когда с ККТ снимается фискальный отчет с реквизитами реорганизованного юридического лица, после чего из фискальной памяти удаляются реквизиты прежнего владельца и вводятся реквизиты нового владельца – правопреемника реорганизованной организации) и заменой карточки регистрации ККТ (в связи с изменением реквизитов, распечатываемых ККТ на кассовом чеке) без снятия ККТ с учета.

Письмом ФНС РФ от 11.05.05 № 22-3-12/766 «О перерегистрации ККТ» разъяснено, что при реорганизации юридического лица путем выделения одного или нескольких юридических лиц, к которым в соответствии с разделительным балансом переходит ККТ, исключенная из Государственного реестра, но право на эксплуатацию которой не прекратилось в связи с тем, что не истек нормативный срок ее амортизации, налоговый орган обязан зарегистрировать указанную контрольно-кассовую технику.

Обратите внимание: указанная норма ГК РФ, на которую ссылается ФНС РФ в своем письме, относится не только к реорганизации в форме выделения, но и к другим формам реорганизации: слиянию, присоединению, разделению, преобразованию. Таким образом, налоговые органы не могут отказать в регистрации ККТ, исключенной из госреестра, если она перешла от реорганизованных юридических лиц к юридическим лицам – правопреемникам.

 

Индивидуальным предпринимателям надо обратить внимание на то, что в силу ст. 3 Федерального закона № 76-ФЗ[4], в случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу. В связи с этим ККТ, зарегистрированная на ее владельца, снимается с учета. Но если физическое лицо будет восстанавливать статус индивидуального предпринимателя, то оно имеет возможность перерегистрировать ранее принадлежащую ему контрольно-кассовую технику, если по ней не истек установленный срок использования, так как у него изменяются регистрационные номера налогоплательщика (Письмо ФНС РФ от 14.03.05 № 22-3-11/341 «О снятии с учета ККТ»).

 

 

Особенности применения ККТ при осуществлении предпринимательской деятельности.

 

1. Использование ККТ при уплате Единого налога на вмененный доход.

Законом о ККТ не предусмотрено освобождение организаций (предпринимателей), перешедших на уплату ЕНВД, от применения ККТ. Поэтому при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг организациями (предпринимателями) им необходима ККТ (письма ФНС РФ от 15.04.05 № 22-3-13/584@ «О применении контрольно-кассовой техники», от 04.03.05 № 22-3-13/293 и МФ РФ от 17.02.05 № 03-06-05-05/14 «Об уплате ЕНВД с деятельности по прокату и реализации видеокассет»).

 

2. Вопросы применения кассового аппарата по договору комиссии (агентскому договору).

В Письме ФНС РФ от 20.06.05 № 22-3-11/1115 «О применении ККТ» раскрыты вопросы применения кассового аппарата при посреднических сделках. В частности, в нем указано, что комиссионер, продающий за наличные денежные средства товар, принадлежащий комитенту, является продавцом по договору купли-продажи, заключенному с покупателем от своего имени, и обязан применять ККТ.

Если комиссионер получает от комитента наличные денежные средства в счет оплаты оказанных ему посреднических услуг (когда посредник не принимает участия в расчетах), то комиссионер обязан в момент приема денег выдать комитенту кассовый чек (применить ККТ).

Иная ситуация складывается при передаче наличных денег комитенту или доверителю: поскольку в данном случае отсутствуют операции по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, комитент может принять деньги путем оформления приходного кассового ордера .

Что касается операций по агентскому договору, то здесь надо учитывать, за счет кого агент совершает посредническую сделку. Так, по сделке, совершенной агентом (от своего имени) с третьим лицом и за счет принципала, применять ККТ при продаже товаров обязан агент. Если же данные сделки будут совершаться агентом от имени принципала (с использованием зарегистрированной принципалом ККТ) и за его счет через стационарный объект организации торговли, принадлежащий либо агенту, либо принципалу (используемый принципалом), то к розничной торговле следует относить деятельность принципала и уже принципал обязан применять ККТ при продаже товаров.

 

3.  ККТ и филиалы организации

 В Письме от 06.06.05 № 22-3-12/1013 «О регистрации ККТ» сотрудники финансового ведомства высказали мнение о том, что ККТ должна быть зарегистрирована по месту нахождения филиалов организации. Раз каждое обособленное подразделение, расположенное на территории РФ, обязано встать на учет в налоговой инспекции по месту своего нахождения, то и ККТ должна быть зарегистрирована по месту нахождения филиалов организации. При этом указанный налоговый орган копию карточки регистрации ККТ направляет налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете организация, в состав которой входит данный филиал или иное обособленное подразделение.

 

Подробную информацию, связанную с особенностями регистрации юридического лица и различными спорными моментами, возникающими в этой области, Вы можете узнать, обратившись в Юридическую компанию «Доминус» (многоканальный телефон 744-69-27), или связавшись с нами по электронной почте info@dominus.com.ru

Наш сайт http://www.dominus.com.ru/

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.pomoschbisnesu
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное