Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в статье 3 определяет субъекты малого предпринимательства.
1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период
не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
2. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
3. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Для субъектов малого предпринимательства законом декларируются государственная поддержка (создание программ поддержки, фондов) и различные льготы, но не конкретизируются. Конкретно они могут быть введены только законами субъектов РФ.
В настоящее время к льготам, предусмотренным для субъектов малого предпринимательства, можно отнести только возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности.
До 1 января 2005 года субъектами малого предпринимательства могла применяться возможность применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, однако в настоящее время это отменено.
И еще раз - законами субъектов РФ могут быть введены дополнительные льготы и оказываться реальная поддержка малым предпринимателям.
Применение упрощенных процедур и форм отчетности
Федеральным законом предусматривается возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности:
"Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения" (ст.5 закона).
До с 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения могла применяться только субъектами малого предпринимательства, но с введением в действие главы 26.2.НК РФ упрощенная система может применяться и иными организациями.
Министерство финансов России рекомендует малым предприятиям с простым хозяйственным процессом производства, работающим в непроизводственной сфере, а также предприятиям, имеющим незначительное количество хозяйственных операций,
Процедура регистрации
Федеральный закон как бы обсуждает возможность упрощенной регистрации субъектов малого предпринимательства:
"Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (ст. 4 закона), - но действующим законодательством такой упрощенный порядок регистрации не предусмотрен.
Однако субъектами РФ могут быть установлены льготы и по данному вопросу - так, в Москве предусмотрен особый порядок регистрации малых предприятий, разрешающий осуществлять государственную регистрацию малых предприятий по домашнему адресу одного из учредителей.
Регистрация малых предприятий по домашнему адресу (для Москвы)
В Москве предусмотрен особый порядок регистрации малых предприятий, разрешающий осуществлять государственную регистрацию малых предприятий по домашнему адресу одного из учредителей.
На основании Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" (с изм. и доп. от 21 февраля, 9 ноября 2001 г., 29 мая 2002 г.) учреждение субъекта малого предпринимательства (юридического лица) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Москве не допускается регистрация субъектов малого предпринимательства, указывающих в качестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения, за исключением индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся по месту жительства, и юридических лиц, регистрирующихся по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданы не на основе аренды и выкупа государственного
(муниципального) имущества. Не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда.
Необоснованный отказ в государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке (статья 5 Закона).
Предоставление средств федерального бюджета
Утвержденные 22 апреля 2005 года Правительством РФ Правила предоставления средств федерального бюджета определяют порядок предоставления в 2005 году средств федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Средства федерального бюджета, предусмотренные в 2005 году на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации (далее - субсидии), в том числе на:
а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
Государственная поддержка малого предпринимательства оказывается субъектам малого предпринимательства, соответствующим критериям, установленным федеральными законами "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", за исключением следующих субъектов малого предпринимательства:
а) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
б) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
в) нерезиденты Российской Федерации.
Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
В случае нецелевого использования субсидий или неиспользования их в установленные сроки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации вправе принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.