Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Наследственное право. Завещание 'МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ'


Выпуск No14 от 2010-06-23

Рассылка для наследников


Консультант по наследованию БЕСПЛАТНО Статьи Услуги и цены
   100 наследственных секретов Рассылка: Наследственное право. Завещание   


Добрый день, уважаемый читатель !


Вопрос:
Мой муж умер 9 июня 2002 года. У него остался пятнадцатилетний сын от первого брака. Сейчас бывшая жена мужа буквально преследует меня и требует, чтобы я продолжала выплату алиментов за мужа. Неужели мне придется три года платить алименты? Как этот вопрос регулируется новыми правилами наследования?

Ответ:
— В соответствии с абз.2 ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которым в порядке наследования не допускается гражданским кодексом или другими законами.
Читать далее>>>

 

Постановление Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.12.2009 №А58-2162/09

В удовлетворении иска о взыскании за счет вымороченного имущества квартиры, долга по кредитному договору, процентов, неустойки отказано правомерно, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие передачу вымороченного имущества в собственность ответчика.

Читать Постановление>>>

 

МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ
НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ


О.Е. БЛИНКОВ

Блинков О.Е., доцент, кандидат юридических наук.

При подготовке нового наследственного законодательства, регулирующего переход имущества в порядке универсального правопреемства, отдельными бывшими республиками СССР большое внимание было уделено изучению опыта регламентации аналогичных отношений в других странах, однако в целом постсоветское наследственное право государств - участников СНГ сохранило выработанные в советское время методы и принципы наследственно-правового регулирования.

Если в советский период наследственное законодательство союзных республик практически не отличалось друг от друга, поскольку принималось в соответствии с общесоюзными Основами гражданского законодательства, то в настоящее время наследственный закон стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) нередко существенно отличается от российского наследственного правопорядка, хотя изначально при союзном "разводе" бывшие республики пытались при создании национального законодательства унифицировать правовые нормы, создав для этого специальный межгосударственный орган - Межпарламентскую Ассамблею государств - участников СНГ.

Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ была образована 27 марта 1992 г. на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, как консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес. В 1993 - 1995 гг. членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова, а в 1999 г. к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Верховная Рада Украины. Главы государств СНГ 26 мая 1995 г. подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ, которая вступила в силу 16 января 1996 г. В соответствии с ней Межпарламентская Ассамблея получила официальный статус межгосударственного органа и заняла ведущее место в системе органов СНГ.

Следует отметить, что Межпарламентская Ассамблея была учреждена как консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, решая проблемы, связанные с гармонизацией и сближением законодательств государств СНГ, что получает свое воплощение в принимаемых Межпарламентской Ассамблеей модельных законодательных актах и рекомендациях, при создании которых учитывается опыт парламентов стран СНГ и международных парламентских организаций. За годы деятельности Межпарламентской Ассамблеей было принято более 200 документов, обеспечивающих реальное сближение национальных законодательств, в том числе три части Модельного гражданского кодекса СНГ. Принятые на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи модельные законодательные акты и рекомендации направляются в национальные парламенты для использования их при подготовке новых законов и внесения изменений в действующее законодательство.

Согласно принятому Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 14 апреля 2005 г. Положению "О разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ" предложения о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций, их проекты, а также принимаемые Межпарламентской Ассамблеей модельные законодательные акты и рекомендации должны отвечать целям сближения (унификации) законодательства государств - участников СНГ. Модельное законотворчество - деятельность Межпарламентской Ассамблеи по разработке, принятию и опубликованию модельных законодательных актов, отвечающих целям сближения (унификации) законодательства государств - участников Межпарламентской Ассамблеи и задачам интеграционного развития СНГ.

Модельный законодательный акт СНГ - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке, в целях формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств - участников Межпарламентской Ассамблеи по вопросам, представляющим общий интерес, приведения законодательства государств - участников СНГ в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках СНГ, и иными международными договорами, участие в которых государств - участников СНГ является весьма желательным для достижения общих целей. К модельным законодательным актам СНГ относятся:

1) модельный кодекс СНГ - систематизированный законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования однородных сфер общественных отношений в государствах СНГ;

2) модельный закон СНГ - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования конкретных видов (групп) общественных отношений в государствах СНГ (в необходимых случаях модельные законодательные акты могут иметь форму типовых положений, уставов, соглашений);

3) рекомендации Межпарламентской Ассамблеи СНГ - предложения, принятые Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке с целью сближения законодательства государств - участников СНГ по вопросам общих интересов, приведения их законодательства в соответствие с положениями международных договоров, заключенными в рамках СНГ, и содействия синхронизации процедур их ратификации.

Особенности юридической техники модельного законотворчества заключаются в использовании совокупности общепризнанных приемов, применяемых при разработке содержания и структуры модельных законодательных актов, что предполагает соблюдение следующих основных требований: один и тот же термин модельного законодательного акта употребляется однозначно, должен быть общепризнанным, сохранять свой особый смысл в каждом случае употребления, быть максимально понятным для восприятия и иных стандартных требований законодательной техники.
Однако не всегда модельное законотворчество достигает своих целей, поскольку модельные законодательные акты СНГ носят рекомендательный характер. Подобное положение имеет место в случае регулирования наследственных отношений.

Некоторые бывшие советские республики пошли по иному пути, самостоятельно разработав проекты гражданских кодексов (Украина, Грузия), которые стали альтернативными Модельному ГК СНГ, а в свою очередь, и модельными для других государств (ГК Грузии - для Азербайджана, Туркменистана и Молдовы). Названные государства кардинально изменили порядок наследственного правопреемства, используя достижения главным образом романо-германской правовой системы, где наследственное право с момента своего возникновения существовало в условиях непрерывности развития частноправовых традиций и достигло высокого юридико-технического уровня, отвечающего потребностям эффективного регулирования сложных и многообразных отношений, складывающихся при наследовании имущества физических лиц.

В известной мере о современных тенденциях в современном наследственном праве стран СНГ могут свидетельствовать имевшие место в последнее десятилетие XX в. и первое десятилетие XXI в. реформы действующего гражданского права, нашедшие свое отражение в появлении новых актов, кодифицирующих гражданское право в данных странах. Среди наиболее значительных явлений в этой области, которые могли бы считаться вполне отражающими тенденции на современном этапе развития континентальной системы права, следует назвать Гражданский кодекс Грузии (принят 26 июня 1997 г.) и Гражданский кодекс Украины (принят 16 января 2003 г.).

В процессе подготовки каждого из вышеназванных обширных законодательных актов, занявшей менее или более одного десятилетия, преследовалась задача не только законодательно закрепить изменения в социально-экономических отношениях данных государств и общества (и как следствие - в содержании правового регулирования, которые появлялись в результате многолетней правоприменительной практики), но и создать новые нормы, отвечающие потребностям развития общества в современных условиях. К числу наиболее общих тенденций, в соответствии с которыми формировались новые направления развития наследственного права, отраженные в принятых кодексах стран СНГ, можно отнести увеличение круга наследников по закону, расширение завещательной свободы, введение дополнительных оснований призвания к наследованию - наследственного договора, качественное и количественное увеличение наследственной массы и т.д.

Следует заметить, что процесс становления институтов современного наследственного права в развитых правовых системах, в частности Англии, Франции, Германии, США, занял не одно столетие. В течение этого времени их содержание шлифовалось законодательством, отрабатывалось судебной практикой, подвергалось тщательному анализу в доктрине. Потребности жизни общества постоянно приводили к отторжению или рождению многочисленных правовых механизмов регулирования наследственных отношений в ходе их естественной эволюции от одной общественно-экономической формации к другой.



Алексей Грибов, консультант по наследованию


P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему - пожалуйста, перешлите ему это письмо.



Консультант по наследованию БЕСПЛАТНО Статьи Услуги и цены
   100 наследственных секретов Рассылка: Наследственное право. Завещание   



Рассылка 'Наследственное право. Завещание' Rambler's Top100

В избранное