Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как избежать юридических проблем (на примерах из практики)


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Название рассылки - Как избежать юридических проблем (на примерах из практики)
Номер выпуска рассылки - 44
Количество подписчиков -3123
Дата выпуска рассылки - 2007-07-06
Проектом <> предоставляются следующие услуги
размещение Ваших материалов в рассылках проекта
создание и ведение рассылок.
подбор нормативно - правовых актов.
подбор материалов судебной практики.
подбор материалов СМИ по праву.

Вопрос. Подлежат ли налогообложению налогом на добавленную стоимость юридически значимые действия, совершаемые нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся частной практикой, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма и за которые взимается нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 2 2. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате?

Ответ. Согласно подпункту 1 пункта статьи 1 4 6 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом операции, не подлежащие налогообложению этим налогом, предусмотрены статьей 1 4 9 Кодекса.

Так, в соответствии с подпунктом 1 7 пункта 2 данной статьи Кодекса услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

На основании статьи 8 Федерального закона от 0 2. 1 1. 200 4 N 1 2 7-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 200 5 года нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 2 2. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Таким образом, указанные юридически значимые действия, совершаемые нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся частной практикой, и за которые взимается нотариальный тариф, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Необходимо отметить, что услуги правового и технического характера (составление проектов сделок, доверенностей, заявлений, завещаний и других документов, выполнение технической работы по изготовлению документов, а также разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий), оказываемые нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся частной практикой, и за которые вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено ни уплаты государственной пошлины, ни нотариального тарифа, а взимается отдельная плата, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 0 1.0 8. 200 5 N 0 3- 1-0 3/ 1 2 9 2/ 1 1.)

Вопрос. Просим разъяснить вопрос о правомерности применения Аэропортом освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 2 2 пункта 2 статьи 1 4 9 Кодекса, при наличии временного разрешения по причине отсутствия бланков сертификатов соответствия?

Ответ. В соответствии с подпунктом 2 2 пункта 2 статьи 1 4 9 Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.

Согласно пункту 6 статьи 1 4 9 Кодекса указанные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В представленном письме межрегионального территориального управления воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации сообщается, что в связи с перерегистрацией системы сертификации на воздушном транспорте межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации не имеет бланков сертификатов соответствия. Однако подтверждается, что Аэропорт соответствует сертификационным требованиям, изложенным в Правилах, и соответствующие документы будут выданы сразу после получения бланков сертификатов соответствия.

Согласно подпункту "е" пункта 6 Федеральных авиационных правил лицензирования деятельности в области гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 4.0 1. 1 9 9 8 N 8 5 "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации", свидетельство эксплуатанта, сертификат (документы, подтверждающие профессионально-техническую (технологическую) возможность заявителя выполнять лицензируемый вид деятельности), являются документами, представляемыми заявителем для получения лицензии.

Учитывая изложенное, наличие у Аэропорта временного разрешения, выданного межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по причине отсутствия бланков сертификатов соответствия, при реализации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, не может служить основанием для использования освобождения от налогообложения, предусмотренного подпунктом 2 2 пункта 2 статьи 1 4 9 Кодекса.

(Письмо ФНС России от 1 3.0 9. 200 5 N 0 3- 4-0 3/ 1 5 6 7/ 3 1.)

Вопрос. Подлежит ли налогообложению налогом на добавленную стоимость часть суброгации, полученной перестраховщиком от перестрахователя по условиям договора перестрахования?

Ответ. Согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 1 4 9 Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями.

В целях указанной статьи операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает средства в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 6 7 главы 4 8 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.

На основании пункта 2 вышеназванной статьи ГК РФ к договору перестрахования применяются правила, предусмотренные главой 4 8 ГК РФ в отношении страхования предпринимательского риска, если договором перестрахования не предусмотрено иное. При этом страховщик по договору страхования (основному договору), заключивший договор перестрахования, считается в этом последнем договоре страхователем.

В связи с изложенным денежные средства, полученные страховщиком-перестрахователем в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного этим страховщиком страхователю, не облагаются налогом на добавленную стоимость.

В случае если риск выплаты страхового возмещения страховщика частично застрахован у перестраховщика, то не облагаются налогом на добавленную стоимость денежные средства, полученные этим перестраховщиком, в доле выплаченного им страховщику-перестрахователю страхового возмещения.

(Письмо ФНС России от 10.0 8. 200 5 N 0 3- 1-0 3/ 1 3 7 2/ 10.)

Вопрос. Индивидуальный предприниматель (арендатор) заключил договор аренды недвижимого имущества (нежилого помещения), находящегося в федеральной собственности, в соответствии с которым арендодателем выступает Комитет по управлению государственным имуществом области, балансодержателем - профессиональное училище. Будет ли в данном случае индивидуальный предприниматель признаваться налоговым агентом?

Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 6 1 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Арендатор признается налоговым агентом только в случае, если арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества.

Как следует из вопроса, индивидуальным предпринимателем был заключен договор аренды недвижимого имущества (нежилого помещения), находящегося в федеральной собственности, в соответствии с которым арендодателем выступает Комитет по управлению государственным имуществом области, балансодержателем - профессиональное училище, а арендатором - индивидуальный предприниматель.

Учитывая изложенное, арендатор - индивидуальный предприниматель является налоговым агентом и на основании главы 2 1 Кодекса должен уплачивать в бюджет сумму налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 0 2.0 6. 200 5 N 0 3- 1-0 3/ 9 2 6/ 1 1.)

Вопрос. Увеличивают ли налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость спонсорские средства, полученные от других организаций для производства художественных фильмов историко-патриотической направленности?

Ответ. Статьями 1 4 6 и 1 6 2 Кодекса установлено, что налогом на добавленную стоимость облагаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также полученные налогоплательщиком денежные средства, иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Статьей 1 9 Федерального закона от 1 8.0 7. 1 9 9 5 N 10 8-ФЗ "О рекламе" определено, что под спонсорством в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый, соответственно, рекламодателем и рекламораспространителем.

С учетом изложенного в случае когда организации, осуществляя финансирование производства художественных фильмов историко-патриотической направленности, выступают спонсорами, а получатели этих средств - спонсируемыми, то данные финансовые средства должны включаться у организации получателя в налоговую базу как средства за предстоящее оказание рекламных услуг о спонсоре.

(Письмо ФНС России от 1 8.0 4. 200 5 N 0 3- 1-0 4/ 6 3 5/ 10.)

Вопрос. В целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 1 6 2 Кодекса какие денежные средства признаются авансовыми платежами, подлежащими включению в налоговую базу по НДС при реализации товаров на экспорт?

Ответ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 6 2 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 1 5 3 - 1 5 8 Кодекса, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 4 5 7 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 8 6 Гражданского кодекса покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара.

При этом пункт 1 статьи 4 8 7 Гражданского кодекса определяет предварительную оплату как оплату товара полностью или частично до передачи продавцом товара покупателю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 1 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Следовательно, для целей исчисления налога на добавленную стоимость авансовыми и иными платежами, полученными в счет предстоящей поставки товаров, будут являться денежные средства, полученные налогоплательщиками от покупателей указанных товаров до момента их отгрузки.

Исходя из смысла положений раздела 8 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 2 8. 1 1. 200 3 N 1 3 5 6, товар считается экспортным после принятия таможенным органом при таможенном оформлении решения о выпуске товаров, которое оформляется путем проставления на грузовой таможенной декларации (таможенной декларации) штампа "Выпуск разрешен".

В связи с этим товар, переданный иностранному покупателю (его доверенному лицу), до момента выдачи таможенным органом разрешения на помещение его под таможенный режим экспорта не может считаться экспортируемым.

Действующие нормы Кодекса не предусматривают применение налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (за исключением товаров, указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 1 статьи 1 6 4 Кодекса), находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.

Следовательно, для целей определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 6 4 Кодекса, датой отгрузки (передачи) товара будет считаться дата выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, указанная в штампе "Выпуск разрешен", проставленном на грузовой таможенной декларации (таможенной декларации).

С учетом вышеизложенного денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары от иностранного покупателя до даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, увеличивают налоговую базу налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 6 2 Кодекса.

(Письмо ФНС России от 1 8.0 5. 200 5 N 0 3- 2-0 3/ 8 2 9/ 1 6.)

Вопрос. Просим разъяснить порядок налогообложения при реализации налогоплательщиками товаров с выставки, проводимой на территории иностранного государства?

Ответ. Налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 2 1 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Статьей 1 4 6 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 1 4 7 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации.

При этом налогообложение указанных операций производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 1 6 4 Кодекса.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 6 4 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 1 6 5 Кодекса.

Учитывая изложенное, налогообложение операций по реализации товаров по налоговой ставке 0 процентов производится при выполнении следующих условий:

местом реализации товаров, с учетом положений статьи 1 4 7 Кодекса, признается территория Российской Федерации;

товар, вывозимый с территории Российской Федерации, должен быть помещен под таможенный режим экспорта.

При этом необходимо учитывать, что независимо от условий поставки товаров, предусмотренных Международными правилами толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС" (EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, CIF и т.д.), а соответственно, и момента перехода права собственности на поставляемые товары от продавца к иностранному покупателю, операции по реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта, облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при наличии всех необходимых документов.

Как следует из запроса, налогоплательщик вывез продукцию собственного производства (далее - экспонат) за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза для участия в Международной выставке. В процессе проведения выставки экспонат был продан иностранному покупателю. Налогоплательщиком в срок, установленный таможенными органами для обратного ввоза на территорию Российской Федерации, была оформлена новая таможенная декларация, в которой режим временного вывоза был изменен на режим экспорта.

Следовательно, исходя из положений статьи 1 4 7 Кодекса, местом реализации товара (экспоната) территория Российской Федерации не признается, и, следовательно, нормы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 6 4 Кодекса, не применяются.

Необходимость изменения таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта обусловлена положениями таможенного законодательства, в частности пунктом 3 статьи 2 5 6 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс).

В соответствии со статьей 3 Таможенного кодекса таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Таким образом, с учетом положений статей 1 и 2 Кодекса, к законодательству о налогах и сборах указанный нормативный документ не относится и, соответственно, вопросы налогообложения на территории Российской Федерации не регулирует.

(Письмо ФНС России от 0 7. 10. 200 5 N 0 3- 4-0 3/ 1 7 30/ 2 8.)


В избранное