Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как избежать юридических проблем (на примерах из практики)


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Название рассылки - Как избежать юридических проблем (на примерах из практики)
Номер выпуска рассылки - 34
Количество подписчиков -3229
Дата выпуска рассылки - 2007-03-18
Проектом <> предоставляются следующие услуги
размещение Ваших материалов в рассылках проекта
создание и ведение рассылок.
подбор нормативно - правовых актов.
подбор материалов судебной практики.
подбор материалов СМИ по праву.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКОЙ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Грищенко А.И.

Рывок в развитии науки и технологии, вызванный созданием ядерного оружия, поднял деление ядер на уровень разнообразного энергетического применения, и ядерная энергия вторглась в набор источников энергии, используемых человечеством.

Выступая в ООН на Саммите тысячелетия 7 сентября 2000 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что развитие крупномасштабной энергетики на основе новых ядерных технологий позволит экономически и экологически оптимально обеспечить рост мирового энергопотребления и сохранить органические ресурсы планеты для их неэнергетического использования настоящим и будущим поколениями.

В утвержденной Правительством РФ Энергетической стратегии России на период до 2020 г. предполагается "увеличение потребности экономики страны в электроэнергии в значительной мере покрывать за счет роста выработки электроэнергии атомными электростанциями (в основном в европейской части), которая должна возрасти при оптимистическом и благоприятном вариантах развития со 130 млрд. кВт-ч в 2000 г. (149,4 млрд. кВт-ч в 2005 г.) до 195 млрд. кВт-ч в 2010 г. и до 300 млрд. кВт-ч в 2020 г. <*>

--------------------------------

<*> Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 1234-р.

Очевидно, что атомная энергетика в общей стратегии - отнюдь не альтернатива или конкурент, а именно стабилизирующий фактор, способствующий устойчивости нефтегазового комплекса и помогающий ему снять часть бремени и ответственности за надежность энергоснабжения и в принципе за энергетическую безопасность России.

В соответствии с п. "и" ст. 71 Конституции Российской Федерации ядерная энергетика отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

Размер государственного регулирования экономики зависит от конкретной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе рыночных отношений. С.С. Занковский обоснованно выделяет в связи с этим три правовых режима регулирования экономики. И первый им выделенный режим активного регулирования должен иметь своим предметом сферы особо важные с точки зрения экономической безопасности. Это непосредственно относится к атомной энергетике <*>.

--------------------------------

<*> Занковский С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право в XXI веке: преемственность и развитие // Государство на рубеже веков. Экономическое и природно-ресурсное право, трудовое право, предпринимательское право. М., 2001. С. 226.

Действующее законодательство Российской Федерации не дает определения и не раскрывает понятия "государственное регулирование". В большинстве нормативных актов, где упоминается понятие "государственное регулирование", оно не раскрывается. Можно согласиться с Е.П. Губиным, который указывает, что суть государственного регулирования состоит именно в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике <*>.

--------------------------------

<*> Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005. С. 32.

Государственное регулирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <*>. В основе указанного Закона лежит приоритетность безопасности перед другими интересами участников этой деятельности, и этим он отличается от других законов, регламентирующих техническое регулирование в других отраслях экономики. Здесь справедливо утверждение К.Ю. Тотьева, что "государственное регулирование экономики - это нормативная, индивидуально регулятивная и организационная деятельность государства в лице уполномоченных органов, воздействующая на рыночный (экономический) процесс с целью защиты публичных интересов" <**>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

<**> Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М., 2003. С. 25.

Безопасность в области использования атомной энергии обеспечивается за счет государственного управления этой деятельностью, тесного взаимодействия эксплуатирующих организаций и независимого от них государственного регулирующего и надзорного органа, четкого разделения между ними функций по обеспечению безопасности и сфер ответственности, а также за счет создания стимулов для постоянного стремления эксплуатирующих организаций к повышению безопасности. Только на основе такой системы отношений можно избежать тяжелых аварий в атомной энергетике и реализовать огромный экономический, технологический и экологический потенциал атомной энергетики.

Государство, являясь прежде всего политической организацией общества, осуществляет деятельность по регулированию экономики через свои органы. Характеризуя систему государственных органов, осуществляющих регулирование, В.Ф. Попондопуло выделяет в качестве определяющего критерия характер их компетенции <*>. В зависимости от этого критерия они подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

--------------------------------

<*> Коммерческое право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М., 2002. С. 366 - 373.

Главой II Федерального закона "Об использовании атомной энергии" определены классификация и полномочия органов власти в области использования атомной энергии, построенные на конституционном критерии разделения властей в рамках единой системы органов государственной власти Российской Федерации. Эта система основывается на государственной целостности РФ, единстве системы государственной власти. Согласно ст. 11 Конституции РФ, в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Полномочия Президента РФ в области использования атомной энергии определены ст. 7 Федерального закона "Об использовании атомной энергии". Президент РФ в соответствии со ст. 80 Конституции РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ в области использования атомной энергии:

- определяет основные направления государственной политики в области использования атомной энергии;

- принимает решения по вопросам безопасности при использовании атомной энергии;

- принимает решения по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии.

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1992 г. N 1055 "Об эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации", учитывая необходимость централизованного государственного управления атомными станциями и обеспечения их безопасности в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ, было установлено, что Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях (концерн "Росэнергоатом") выполняет функции Эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации.

Большое значение с точки зрения государственного регулирования экономики имеют полномочия Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Федеральное Собрание Российской Федерации в области использования атомной энергии:

- принимает федеральные законы в области использования атомной энергии;

- утверждает в составе федерального бюджета бюджетные ассигнования на финансирование деятельности в области использования атомной энергии;

- утверждает бюджетные ассигнования на мероприятия по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии;

- проводит парламентские слушания по вопросам использования атомной энергии.

Большинство перечисленных в ст. 8 правомочий в соответствии со ст. 102 и 105 Конституции Российской Федерации относятся к исключительному ведению одной из палат Федерального Собрания - Государственной Думы. Совет Федерации лишь одобряет принятые Государственной Думой законы; для решения спорных вопросов, возникающих в процессе реализации этого права, палаты образуют согласительные комиссии на паритетных началах. Парламентские слушания по вопросам использования атомной энергии проводятся в обеих палатах Федерального Собрания РФ.

Непосредственное отношение к государственному регулированию экономики, в том числе и в атомной энергетике, имеют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Полномочия Правительства РФ в области использования атомной энергии определены в ст. 9 Федерального закона "Об использовании атомной энергии". Правительство РФ в области использования атомной энергии:

- издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области использования атомной энергии;

- организует разработку, утверждает и обеспечивает выполнение федеральных целевых программ в области использования атомной энергии;

- определяет функции, порядок деятельности, права и обязанности органов управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- принимает решения о проектировании, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, в том числе расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований. Кроме перечисленных, полномочия Правительства РФ дополняются отдельными положениями, изложенными в ст. 5, 6, 13, 16, 17, 21, 27, 28, 33, 34, 38, 41, 46 и 48 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

В целях реализации Основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 8 сентября 2001 г. N 1207-р <*> на базе всех атомных станций России путем присоединения их к концерну "Росэнергоатом" была создана первая генерирующая компания.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства РФ. 2001. N 38. Ст. 3750.

Важное место в системе органов, осуществляющих государственное регулирование в атомной энергетике, занимают федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы, федеральные агентства).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 <*> образовано Федеральное агентство по атомной энергии, переданы ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Министерства Российской Федерации по атомной энергии.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Положение о Федеральном агентстве по атомной энергии утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 316 <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства РФ. 2004.

Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, а также международное сотрудничество в этой сфере.

Росатом является органом государственного управления использованием атомной энергии, центральным государственным органом и пунктом связи в соответствии с международной Конвенцией о физической защите ядерного материала и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

Росатом самостоятельно принимает, в частности, следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

Порядок подготовки и утверждения перечня объектов капитального строительства инвестиционной программы развития атомных станций;

Положения о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации между Агентством и соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Использование атомной энергии связано с потенциальной опасностью радиационного воздействия на работников объектов использования атомной энергии, население и окружающую среду в случае возникновения аварий на этих объектах. Статьей 23 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" установлено, что государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает деятельность специально уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти.

Органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства РФ. 2004.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), осуществляя полномочия в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии в соответствии с перечнем должностей, утвержденным Правительством РФ.

Ростехнадзор осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

- за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

- за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

- за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

- за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

Одним из методов государственного воздействия на экономику является разрешительная политика государства, применяемая в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в которую входит единая система сертификации, система государственной регистрации субъектов экономической деятельности и их прав, а также система лицензирования. В российской правовой доктрине термин "лицензия" употребляется в двух основных значениях: как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права.

Лицензия рассматривается в юридической литературе как документ, право и юридический факт <*>.

--------------------------------

<*> Тотьев К.Ю. Лицензирование по новым правилам: необходимость и перспективы реформ // Хозяйство и право. 2001. N 12. С. 5.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*> отделяет понятие "лицензия" от понятия "документ, подтверждающий наличие лицензии". Согласно ст. 2 указанного Закона лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия связана с законодательно определенным процессом деятельности - лицензированием, определяемым как мероприятия, связанные с предоставлением лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. Это определение указывает, что лицензирование представляет собой сложное, многоаспектное социально-правовое явление, которое рассматривается с разных сторон. Предпринимательское право относит лицензирование к своей сфере регулирования. Такая позиция обосновывается тем, что помимо предпринимательских отношений и отношений по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества предпринимательское право включает в себя совокупность норм права, регулирующих тесно связанные с предпринимательскими "иные" отношения, в том числе некоммерческого характера. К "иным" отношениям наряду с отношениями по регистрации, ликвидации хозяйствующих субъектов, сертификации продукции отнесено также и лицензирование, которое, по мнению И.В. Ершовой и Т.М. Ивановой, хотя и носит некоммерческий характер, но создает основу, является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности <**>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.

<**> Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. М., 1999. С. 3 - 5.

Как отмечает Е.П. Губин, лицензия - это средство реализации экономической и правовой политики государства. В сфере лицензирования определяются, реализуются основные направления государственной политики в сфере экономики и предпринимательства <*>.

--------------------------------

<*> Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005. С. 284.

По нашему мнению, лицензирование не следует рассматривать как ограничение предпринимательской деятельности. Государство, осуществляя лицензирование хозяйственной деятельности, не ставит барьер между предпринимателем и лицензируемым видом деятельности. Государство устанавливает лишь определенные требования и условия, которые предприниматель должен соблюдать. Необходимо отметить, что лицензированию подлежит именно деятельность.

Согласно ст. 26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии. Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и представляющим услуги в области использования атомной энергии. Таким образом, в данном случае законодатель намеренно отождествляет понятия "разрешение" и "лицензия", что, несомненно, снимает многие лишние вопросы и проблему соотношения этих понятий.

Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий), порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) устанавливаются Правительством РФ.

Необходимо отметить, что действующий Закон о лицензировании (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*>) устанавливает два Перечня лицензируемых видов деятельности. Виды деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензируются на основе общего порядка, разработанного этим Законом и уточненного Положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Все нормативные правовые акты о лицензировании, принятые до введения в действие нового федерального Закона, в соответствии со ст. 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат применению лишь в части, не противоречащей этому Закону, а также должны быть приведены в соответствие с ним. В то же время согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" действие этого Закона не распространяется на перечисленные в ней виды деятельности. Эти виды деятельности лицензируются каждый в особом порядке, определенном группой соответствующих нормативных правовых актов.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст. 1020; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 50. Ст. 4925; 2003. N 2. Ст. 169; 2003. N 9. Ст. 805; 2003. N 11. Ст. 956; 2003. N 13. Ст. 1178.

Среди перечисленных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" указаны и "деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии".

Порядок и условия лицензирования деятельности в области использования атомной энергии установлены Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865 <*> (в ред. Постановлений Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731, от 1 февраля 2005 г. N 49).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3528.

Указанным Положением утвержден Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление которых выдаются органами государственного регулирования безопасности.

Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии).

Лицензии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и представляющим услуги в области использования атомной энергии. Это два различных вида лицензий. Первый вид лицензий выдается на работы, представляющие непосредственную опасность для работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды. Второй вид лицензий выдается на работы и услуги, непосредственной опасности не представляющие, но оказывающие влияние на безопасность объектов использования атомной энергии через такие важные их характеристики, как надежность и качество.

Эксплуатирующая организация является организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанной (назначенной) соответствующим органом управления использованием атомной энергии в целях осуществления собственными силами или с привлечением других организаций деятельности на всех этапах жизненного цикла объекта использования атомной энергии по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации указанных объектов. Для осуществления этой деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешение (лицензию) органов государственного регулирования безопасности. Эксплуатирующая организация руководствуется в своей деятельности законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти, а также решениями органов управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов создается в установленном порядке специальный фонд.

Учитывая необходимость осуществления централизованного государственного управления атомными станциями и обеспечения их безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1992 г. N 1055 "Об эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации" установлено, что Государственное предприятие по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях (концерн "Росэнергоатом") является одной из эксплуатирующих организаций.

В целях осуществления эффективного регулирования деятельности предприятий ядерно-топливного цикла Минатома России Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 166 "О совершенствовании управления предприятиями ядерно-топливного цикла" одобрено образование акционерного общества "ТВЭЛ" с закреплением 100% акций указанного общества в федеральной собственности.

Федеральными органами управления использования атомной энергии эксплуатирующими организациями назначены горно-химические комбинаты, перерабатывающие ядерные материалы, предприятия, ведущие исследования с применением ядерных материалов, организации, имеющие исследовательские реакторы, критические и подкритические стенды, а также использующие радиационные источники и радиоактивные вещества. Эксплуатирующими организациями являются АО "Мурманское морское пароходство", эксплуатирующее суда с ядерными энергетическими установками (ледоколы и лихтеровозы), специализированные комбинаты "Радон", осуществляющие сбор, транспортирование, переработку, хранение и захоронение радиоактивных отходов малой и средней удельной активности, а также медицинские и другие учреждения, использующие радиационные источники и радиоактивные вещества.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" - Ростехнадзор России выдает лицензии на следующие виды деятельности:

1. Размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.

2. Обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ.

3. Обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении.

4. Использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

5. Проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.

6. Конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.

7. Проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.

На каждый вид деятельности должна быть выдана своя лицензия. Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии установлены порядок и условия лицензирования деятельности в области использования атомной энергии.

Процедура лицензирования в области использования атомной энергии заключается в следующем:

1. Для получения лицензии заявитель (эксплуатирующая организация) представляет в Госатомнадзор России или в его региональный орган заявление о выдаче лицензии, а также всю необходимую документацию:

- копии учредительных документов;

- копию свидетельства о государственной регистрации;

- справку налогового органа о постановке на учет;

- копию документа, подтверждающего право заявителя владеть или пользоваться ядерными материалами, ядерными установками, радиационными источниками, пунктами хранения, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами;

- копии решений по вопросам размещения, сооружения или вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения;

- три комплекта документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или заявленной деятельности;

- документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления о выдаче лицензии;

- документ, подтверждающий признание соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодности заявителя эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами;

- документ, определяющий отнесение объекта, на котором и/или в отношении которого должна проводиться заявленная деятельность;

- заключение государственной экологической экспертизы;

- копию санитарного паспорта или иного разрешительного документа органов санитарно-эпидемиологического надзора на право работ с радиационными источниками;

- документы, подтверждающие наличие у заявителя предусмотренного законодательством Российской Федерации финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием;

- документ, подтверждающий возможность последующей передачи на захоронение образующихся или находящихся на временном хранении радиоактивных отходов;

- отчет по противопожарной защите объекта использования атомной энергии при его эксплуатации - для атомных станций и иных объектов;

- документы, подтверждающие наличие у заявителя источников финансирования работ по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, включая специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации указанных объектов, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов.

2. Ростехнадзор России рассматривает заявления о выдаче лицензии и проверяет представленные для ее получения документы (подробно процедура определена в Приказе Ростехнадзора от 23 августа 2004 г. N 11 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии").

После утверждения решения о принятии к рассмотрению документов Ростехнадзор России проводит проверку их соответствия установленным требованиям, достоверности изложенной в них информации, анализ комплекта документов, экспертизу документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или заявленной деятельности, при необходимости проводит инспекции на объектах заявителя, взаимодействует с заявителем по вопросам устранения выявленных недостатков.

Экспертиза безопасности объекта по обосновывающим заявку документам в процессе лицензирования установленных видов деятельности заключается в оценке принятых заявителем научно-технических, проектно-конструкторских и организационных решений с точки зрения безопасности объекта для персонала, населения и окружающей среды на всех этапах жизненного цикла объекта.

Оценка безопасности включает в себя установление соответствия этих решений требованиям законодательства Российской Федерации, нормам и правилам ядерной и радиационной безопасности, а также руководящим документам органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Организацию и проведение экспертизы объекта Ростехнадзор России осуществляет через НТЦ ЯРБ государственное учреждение, в функции которого входит как самостоятельное проведение экспертизы, так и привлечение экспертных организаций и экспертов для проведения экспертизы.

Ростехнадзор России осуществляет сопровождение выданной лицензии путем проведения инспекций с целью проверки выполнения условий действия лицензии, а также путем внесения в условия действия лицензии необходимых изменений.

В случае невыполнения условий действия лицензии Ростехнадзор России применяет санкции, установленные законодательством Российской Федерации.

При выявлении неизвестных ранее обстоятельств, связанных с безопасностью лицензируемого вида деятельности, при введении в действие новых федеральных норм и правил в области использования атомной энергии или при обращении лицензиата с заявлением об изменении условий действия лицензии лицензиат обязан предоставить дополнительные документы, обосновывающие безопасность лицензируемого вида деятельности, а также любую информацию о новых данных или об изменениях в представленных на этапе получения лицензии сведениях, имеющих отношение к безопасности лицензируемого вида деятельности. Ростехнадзор России, проверив документы и информацию, принимает решение о внесении изменений в лицензию либо о ее приостановлении или аннулировании.

Введение новых норм и правил в области использования атомной энергии не влечет за собой прекращение действия или изменения срока действия лицензий.

Данная информация может касаться реорганизации или изменения наименования юридического лица, а также утраты лицензии.

При реорганизации или изменении наименования юридического лица лицензиат обязан в 15-дневный срок со дня оформления подать заявление в Ростехнадзор России о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для получения лицензии.

Лицензиат обязан не позднее чем за три месяца до окончания срока действия лицензии представить в Ростехнадзор России заявление с просьбой о продлении действия лицензии.

Ростехнадзор России может лишить лицензиата права осуществления вида деятельности, предусмотренного в лицензии, приостановив действие лицензии или аннулировав ее.

Основанием для лишения лицензиата права осуществления вида деятельности, предусмотренного в лицензии, является:

- нарушение лицензиатом федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии;

- обнаружение недостоверной информации в документах, представленных для получения лицензии;

- нарушение лицензиатом условий действия лицензии;

- невыполнение лицензиатом предписаний Ростехнадзора России или других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

- невыполнение лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановление ими деятельности лицензиата в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- подача лицензиатом соответствующего заявления;

- ликвидации лицензиата.

На этапах процесса лицензирования взимаются лицензионные сборы. Как уже было сказано, на каждый вид деятельности выдается своя лицензия. В соответствии с этим с каждого вида деятельности взимается определенная плата. Так, за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий взимается плата в трехкратном размере установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). За выдачу лицензий на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерной установки - в 100-кратном размере МРОТ. За выдачу лицензий на обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, на транспортирование ядерных материалов, радиоактивных веществ или радиоактивных отходов, на обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении - в 50-кратном размере МРОТ. За выдачу лицензий на использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами - 25-кратном размере МРОТ.

Процедура лицензирования в области атомной энергии едина для всех видов деятельности в области атомной энергии.

Правовое регулирование отношений, связанных с лицензированием, отражает особенности и специфику того вида деятельности, который подлежит лицензированию.

Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865, установлено, что настоящее Положение не определяет порядок выдачи работникам объектов использования атомной энергии разрешений, предусмотренных ст. 27 Федерального закона "Об использовании атомной энергии". Выдача разрешений работникам объектов использования атомной энергии раскрываются в отдельных нормативно-правовых документах в этой области.

Выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии осуществляется работниками (персоналом) объектов использования атомной энергии, такими, как:

- работники атомных станций <*>;

--------------------------------

<*> Приказ Госатомнадзора РФ от 8 октября 1999 г. N 108 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 29.

- работники предприятий (организаций), эксплуатирующих промышленные и экспериментальные (энергетические) реакторы, стенды-прототипы ядерных энергетических установок <*>;

--------------------------------

<*> Приказ Госатомнадзора РФ от 27 сентября 1999 г. // Приложение к "Российской газете". 2000. N 33.

- работники исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов <*>;

--------------------------------

<*> Приказ Госатомнадзора РФ от 27 сентября 1999 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 27.

- работники судов с ядерными энергетическими установками;

- работники судов атомно-технологического обслуживания;

- работники предприятий судостроительной промышленности, осуществляющих строительство и ремонт судов с ядерными энергетическими установками гражданского назначения;

- работники предприятий топливного цикла с ядерно опасными и радиационно-опасными участками <*>;

--------------------------------

<*> Приказ Госатомнадзора от 28 июня 2001 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 35.

- работники пунктов хранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) <*>;

--------------------------------

<*> Постановление Госатомнадзора от 19 ноября 2001 г. N 12 // Российская газета. 2001. 26 декабря.

- работники предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники <*>;

--------------------------------

<*> Там же.

- работники предприятий (организаций), осуществляющих транспортировку ядерных материалов, радиоактивных веществ или изделий на их основе;

- руководящий персонал объектов использования атомной энергии, обеспечивающий учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также их физическую защиту <*>.

--------------------------------

<*> Постановление Правительства РФ от 3 марта 1997 г. N 240 // Собрание законодательства РФ. 1997. N 10. Ст. 1180.

На выполнение работы в области использования атомной энергии у данного персонала должно быть разрешение, которое выдается органами государственного регулирования безопасности.

Процедура выдачи разрешения работникам объектов использования атомной энергии происходит в порядке, установленном положениями о выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Процедура выдачи разрешения включает в себя:

1. Представление в уполномоченный орган документов для получения разрешения.

2. Рассмотрение уполномоченным органом документов, представленных для получения разрешения.

3. Проведение экзаменов (проверка знаний). Цель экзаменов - определение уровня теоретических знаний, практических навыков и уровня подготовки кандидата по конкретным вопросам.

4. Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения.

5. Выдача разрешения с установлением условий его действия.

6. Сопровождение выданного разрешения путем проведения проверок соблюдения работником норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия разрешения и применения санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

"Энергетическое право", 2006, N 1


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2007 г. Дело N Ф09-12253/06-С1


Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Черкезова Е.О., судей Василенко С.Н., Лукьянова В.А. рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - общество) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2006 по делу N А60-18541/06.

В судебном заседании приняли участие представители: Общества - Ромашев М.П. (доверенность от 29.12.2006 N 5/1-7); Региональной энергетической комиссии по Свердловской области (далее - комиссия) - Запорожец Н.В. (доверенность от 25.01.2007 N 02-18/192), Балахонова Т.И. (доверенность от 25.01.2007 N 02-18/193), Соболь М.Б. (доверенность от 09.01.2007 N 02-18/5).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий комиссии, выразившихся в отказе согласовать заявку общества на покупку электрической энергии и мощностей на 2007 г. Общество просило также обязать комиссию согласовать указанную заявку.

Решением суда от 21.09.2006 (судья Присухина Н.Н.) в удовлетворении требований общества отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанное решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом п. 8 Временного положения об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утвержденного Постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 03.04.1998 N 15/2 (далее - Временное положение), неприменение подлежащего применению п. 17 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода от 24.10.2003 N 643 (далее - Правила), а также п. 5.3.5 Положения о Федеральной службе по тарифам Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 11.12.2002 N 91-Э/16 общество включено в перечень коммерческих организаций, являющихся субъектами федерального (общероссийского) оптового рынка электрической (тепловой) энергии. Тарифы (размер платы за услуги) для таких организаций устанавливается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

Общество 29.03.2005 и 21.07.2005 заключило договоры с открытым акционерным обществом "Синарский трубный завод" и открытым акционерным обществом "Северский трубный завод" на поставку электрической энергии и мощности.

Между обществом и открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Свердловэнерго" 09.08.2005 заключен договор N 373 на оказание услуг по передаче электрической энергии, купленной в секторе свободной торговли оптового рынка электрической энергии.

В комиссию 20.03.2006 и 29.03.2006 были направлены заявки на включение общества в плановый баланс на покупку в 2007 г. с оптового рынка электрической энергии и мощности для открытого акционерного общества "Синарский трубный завод" и открытого акционерного общества "Северский трубный завод" с помесячной и поквартальной разбивкой по установленной форме.

Письмом от 27.04.2006 N 11-18/1148 комиссией отказано обществу в согласовании названных заявок в связи с тем, что последствия от вывода потребителей на оптовый рынок электрической энергии и мощности в 2007 г. оцениваются как отрицательные.

Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия комиссии по отказу в согласовании заявки общества соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере его деятельности.

Выводы суда основаны на материалах дела и являются правильными.

Согласно ст. 1, 5, 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п. 14, 15, 17 Правил, п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" решение о предоставлении организации права на участие в регулируемом секторе с начала следующего периода регулирования принимается при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на следующий период регулирования. Указанный сводный прогнозный баланс формируется Федеральной службой по тарифам при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Таким органом в Свердловской области является комиссия (указ губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ).

В период подачи обществом заявок на согласование баланса электрической (тепловой) энергии и мощности порядок формирования сводного прогнозного баланса в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации был установлен Временным положением.

В силу п. 8 Временного положения акционерные общества энергетики и электрификации (далее - АО-энерго) разрабатывают балансы электрической (тепловой) энергии и мощности в увязке с экономическими показателями и направляют их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на согласование.

Проекты балансов электрической (тепловой) энергии и мощности без наличия согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не принимаются.

При недостижении согласования между АО-энерго и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов АО-энерго представляет балансы электрической (тепловой) энергии и мощности в установленные сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - в Федеральную службу по тарифам.

Суд первой инстанции при толковании указанного пункта Временного положения пришел к обоснованному выводу о том, что законодательством не установлена обязанность комиссии в любом случае согласовать представленную обществом заявку.

Из материалов дела видно, что комиссия оценила представленные обществом заявки и пришла к выводу о том, что общий результат от вывода части потребителей на оптовый рынок электрической энергии (мощности) для экономики Свердловской области является отрицательным.

Обратного обществом в установленном порядке не доказано.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях комиссии, выразившихся в отказе согласовать представленные обществом заявки, нарушений закона, прав и интересов общества.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, при устранении обстоятельств, послуживших причиной названного отказа, общество вправе вновь обратиться в комиссию для согласования указанных заявок.

Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2006 по делу N А60-18541/06 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - без удовлетворения.

Председательствующий

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

Судьи

ВАСИЛЕНКО С.Н.

ЛУКЬЯНОВ В.А.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2007 г. Дело N Ф09-11755/06-С5


Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Вербенко Т.Л., судей Митиной М.Г., Макарова В.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кустова Николая Николаевича (далее - предприниматель Кустов Н.Н.) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2006 по делу N А50-10610/06.

В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Пермская энергосбытовая компания") - Ипатов Л.В. (доверенность от 25.12.2006).

Предприниматель Кустов Н.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.

ОАО "Пермская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с иском к предпринимателю Кустову Н.Н. о взыскании 23472 руб. неустойки за превышение договорных величин потребления электроэнергии на основании п. 8.1 договора от 06.10.2004 N 1149.

Решением суда первой инстанции от 08.08.2006 (резолютивная часть от 01.08.2006; судья Наговицына Т.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.10.2006 (судьи Рубцова Л.В., Лихачева А.Н., Зеленина Т.Л.) решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены частично. С предпринимателя Кустова Н.Н. в пользу ОАО "Пермская энергосбытовая компания" взыскано 17767 руб. неустойки.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ответчик - предприниматель Кустов Н.Н. - просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права (ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, 3, 5 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п. 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109).

Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с договором от 06.10.2004 N 1149 ОАО "Пермская энергосбытовая компания" (энергоснабжающая организация) обязалось подавать предпринимателю Кустову Н.Н. (абонент) через присоединенную сеть электрическую энергию и мощность, а абонент - своевременно оплачивать принятую электрическую энергию и мощность, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии.

Согласно п. 2.2 договора отпуск электрической энергии и мощности осуществляется в договорных объемах в соответствии с приложением N 2 к данному договору, которое оформляется сторонами ежегодно не позднее 1 декабря, до начала следующего календарного года.

Как следует из приложения N 2 от 20.04.2005, годовое потребление электроэнергии ответчиком на 2005 г. согласовано сторонами в общем объеме 6300 кВтч, в том числе: по 400 кВтч в период с января по сентябрь 2005 г. включительно и по 900 кВтч в период с октября по декабрь 2005 г. включительно.

В п. 8.1 договора от 06.10.2004 N 1149 предусмотрено, что при превышении абонентом установленных месячных планов потребления энергии и мощности энергоснабжающая организация взимает 5-кратную стоимость величины превышения, включая плату за мощность и электропотребление, по установленным тарифам, независимо от тарифного меню, выбранного абонентом в соответствии с п. 4.1.7 договора.

Ссылаясь на превышение предпринимателем Кустовым Н.Н. норм потребления электрической энергии в апреле 2005 г. на 900 кВтч, в мае 2005 г. на 400 кВтч, в октябре 2005 г. на 875 кВтч, в декабре 2005 г. на 1425 кВтч, ОАО "Пермская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с вышеназванным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в п. 8.1 договора стороны предусмотрели взыскание повышенной платы за сверхнормативное потребление электроэнергии, которая мерой ответственности не является.

В п. 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (в редакции, действовавшей в спорный период и на момент вынесения решения), предусмотрено, что на розничном рынке для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, а также для определения стоимости отклонений участников сектора свободной торговли, не являющихся участниками регулируемого сектора, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

В связи с тем, что на день вынесения решения по делу соответствующие методические указания Федеральной службой по тарифам утверждены не были, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания заявленной суммы в качестве повышенной платы. На основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации суд признал ничтожным п. 8.1 договора в части согласования сторонами методики расчета размера оплаты за сверхнормативное электропотребление как противоречащий действующему законодательству, наделившему правом утверждения такой методики только Федеральную службу по тарифам.

Отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Действующее гражданско-правовое законодательство не ограничивает круг мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения возмещением реального ущерба.

Согласно ст. 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой - определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что установление в п. 8.1 раздела 8 "Ответственность сторон" договора от 06.10.2004 N 1149 ответственности в виде уплаты абонентом 5-кратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх установленных договором месячных планов потребления энергии, не противоречит ст. 330, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации и оснований для признания договора в данной части ничтожным не имеется.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в апреле, мае, декабре 2005 г. ответчик допустил превышение договорной величины электропотребления, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части взыскания с предпринимателя Кустова Н.Н. неустойки в размере 17767 руб.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе предпринимателя Кустова Н.Н., судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм гражданско-правового законодательства.

При разрешении рассматриваемого спора суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2006 по делу N А50-10610/06 оставить без изменения, кассационную жалобу предпринимателя Кустова Николая Николаевича - без удовлетворения.

Председательствующий

ВЕРБЕНКО Т.Л.

Судьи

МИТИНА М.Г.

МАКАРОВ В.Н.


В избранное