Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Юрист консультирует

  Все выпуски  

Юрист консультирует



Запрет рекламы оккультно-мистических услуг

ВОПРОС:

Наша компания осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг на астрологическую и эзотерическую тематику. 07.07.2010 г. в новостях прошла информация о грядущем запрете рекламы оккультно-мистических услуг и незаконного целительства. Просим предоставить юридический анализ данной ситуации, а также сообщить минимально возможный срок вступления в силу данных изменений в законодательстве.

ОТВЕТ:

Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству 06.07.2010 г. одобрил проект закона, согласно которому рекомендуется внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» изменения в три статьи – 7, 24 и 32.

Как следует из текста пояснительной записки к проекту указанного закона, в настоящее время реклама в средствах массовой информации услуг целителей, колдунов, магов, экстрасенсов и им подобных, обещающих избавить от всех болезней, снять порчу, вернуть любимых и приворожить на всю жизнь, приобрела массовый характер. Лица, оказывающие подобные услуги, в результате своей деятельности часто наносят моральный и физический вред гражданам и экономический ущерб стране. Количество таких рекламных объявлений и судебная практика показывают, что данная проблема не урегулирована в действующем законодательстве. Обращение через федеральные СМИ к наиболее широкому кругу граждан России позволяет шарлатанам привлекать большое количество клиентов, не давая никаких гарантий, а зачастую и совершать мошеннические действия.

Указанное предложение законопроекта о запрете оккультно-мистических услуг направлено на предотвращение введения граждан в заблуждение относительно эффективности и безопасности подобных услуг, а также на предотвращение мошеннической деятельности с использованием рекламы подобных услуг.

Для этого законопроектом N 294048-5 предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон «О рекламе», а именно:
1) в перечень товаров и услуг, реклама которых не допускается, будет включена реклама оккультно-мистических услуг, производных от них услуг (в том числе колдовства, шаманства, ворожбы, спиритизма, ясновидения, гадания, магии и других) и лиц, их предоставляющих (магов, шаманов, экстрасенсов, колдунов и т. д.), то есть нельзя будет рекламировать как гадания, предсказания (например – предлагаю услуги по гаданию на картах таро), так и тех, кто эти услуги оказывает (потомственный маг, потомственная ясновидящая и т.д.),
2) в положения о рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения вносятся изменения, запрещающие рекламу лиц, занимающихся целительством, а также оказываемых ими услуг методами народной медицины при отсутствии диплома целителя, выдаваемого в соответствии со статьей 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. То есть правом на рекламу будут обладать только целители, у которых есть диплом целителя. Диплом целителя кстати, будет давать право на занятие народной медициной только на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом.
3) в ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе вносятся изменения, предусматривающие ответственность за нарушение устанавливаемых запретов в виде штрафов.

Несоблюдение данных пунктов повлечет за собой ответственность по ст. 14.3. (Нарушение законодательства о рекламе) КоАП РФ: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ответственность за целительство при отсутствии диплома целителя предусмотрена ст. 6.2. КоАП РФ «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»:
1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
2. Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Также на целителя распространяется уголовная ответственность, в случае наступления общественно опасных последствий (смерти, увечий клиента).

Если же штраф уплачен, то данный факт не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Следует также помнить о том, что ответственность наступает за каждое нарушение законодательства о рекламе, а равно и количество штрафов, которые могут быть наложены территориальными органами Федеральной антимонопольной службы РФ, будет кратно числу допущенных нарушений законодательства о рекламе.

Государственная Дума и Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи выделили по законопроекту ряд замечаний:
Во-первых, понятие «оккультно-мистические услуги» законопроектом не определено, а в законодательстве Российской Федерации не только не раскрыто, но и не используется. Это может привести к непониманию нормы, порождению противоречивой правоприменительной практики, созданию возможности злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 7-П).
Во-вторых, пункт законопроекта, который устанавливает возможность распространения рекламы целителей, а также оказываемых ими услуг только при наличии диплома целителя, представляется излишним, так как ст. 7 «Товары, реклама которых не допускается» Федерального закона «О рекламе» предусматривает запрет рекламы товаров, на производство (реализацию) которых требуется получение лицензий (иных специальных разрешений), в случае отсутствия таких разрешений.
Кроме того, специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы товаров (услуг), распространяются также на рекламу средств индивидуализации этих товаров, их изготовителей или продавцов. Поэтому установление самостоятельного запрета для рекламы лиц, предоставляющих оккультно-мистические услуги, не требуется.

Ранее, в 2008 году уже была предпринята попытка внесения аналогичных изменений в статьи 7, 24, 38 ФЗ «О рекламе». В частности предлагалось в ст. 7 после слова «Товары» дополнить словами «и услуги»,
- в перечень товаров и услуг, реклама которых не допускается, предлагалось внести рекламу оккультно-мистических услуг (знахарство, колдовство, шаманство, магия и иные подобные методы) и лиц их предоставляющих, в случае если они не имеют дипломов целителей, выдаваемых в соответствии со статьей 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.;
- положения о рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения дополнялись следующим: реклама целителей, других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины, оккультными методами и другими традиционными и нетрадиционными методами, не имеющих соответствующих разрешений согласно статьям 56, 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не допускается. Реклама лиц и методов лечения, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, распространяется в пределах территории субъекта Российской Федерации, выдавшего соответствующие разрешения на данный вид деятельности, и должна содержать номер диплома целителя, а также наименование органа, выдавшего этот диплом. Реклама проведения сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, не допускается.
- и в ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе также вносились изменения, предусматривающие ответственность за нарушение устанавливаемых запретов в виде штрафов.

Таким образом мы видим, что данный законопроект, не поддержанный правительством РФ, разрешал рекламу представителей оккультно-мистических услуг в случае наличия у них диплома целителей независимо от того, чем занимается целитель – гаданием, предсказанием или народным целительством.

Данный законопроект (2008 года) получил официальный отзыв в связи со следующим:
Предлагаемые законопроектом изменения, по заключению правительства, дублируют требования, установленные в статье 7 Федерального закона «О рекламе» (Товары, реклама которых не допускается), согласно которой запрещается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений, товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации, а также товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
При этом товар согласно пункту 3 статьи 3 (Основные понятия) указанного Федерального закона определяется как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии со статьей 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан правом на занятие народной медициной (целительством) обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, который по своей правовой природе является разрешением на занятие народной медициной. Кроме того, в соответствии с указанной статьей проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.
Таким образом, законодательство Российской Федерации уже содержит запрет на рекламу услуг, оказание которых возможно только при наличии специального разрешения, и введение дополнительных норм в указанной сфере не требуется.

Иными словами, данные положения по мнению правительства уже содержались в законодательстве и дополнительного регулирования не требовали.

Как мы видим, замечания Правительства по законопроекту 2008 года, практически полностью дублируют замечания к законопроекту 2010 года, и если ранее они влекли отзыв, то в настоящее время требуют их устранения и конкретизации.

В настоящее время законопроект отправлен на доработку, после внесения необходимых изменений, законопроект также пройдет процедуру одобрения и, в случае положительного результата, пройдет процедуру принятия в трех чтениях. Срок данных действий не определен.

Законопроект может быть принят либо в первом чтении полностью – в случае, если замечаний к нему не будет, либо пройдет процедуру трех чтений. После этого проект будет направлен Президенту РФ на подписание, опубликован в течение 14 дней в Российской Газете и вступит в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Определить точный срок вступления в силу указанных изменений в законодательстве не представится возможным, но ориентировочно на данном этапе самый минимальный срок определяется в 4 месяца на принятие законопроекта (в случае, если к нему не будет замечаний и поправок) и еще 6 месяцев на вступление в силу.

Выводы: Законопроект должны подготовить к первому чтению, устранив все пункты, которые по сути являются базисными. После этого законопроект, скорее всего,
- либо будет отозван автором, так как в нем будут исключены основополагающие нормы;
- либо изменен, и мы получим существенно новый законопроект который должен будет подвергнуться аналогичному анализу.

----------

Вы можете задать вопрос юристу, посмотреть описание или скачать наиболее важные федеральные законы, заказать пересылку на e-mail адрес интересующего Вас закона, а также проверить фирму на сайте юридической консультации онлайн E-LAWYER.

www.e-lawyer.ru


В избранное