Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 17.09.2020


Вопросы и ответы

Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс 

Зарегистрируйтесь онлайн и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс!

Подробнее
Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 18.09.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на возмещение затрат работников на уплату процентов по займу, полученному на погашение ипотечного кредита.

Ответ:

На основании пункта 24.1 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда налогоплательщик-работодатель вправе учитывать расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы признаются в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда.

Указанная норма применяется работодателем при возмещении вышеназванных затрат работников по займам (кредитам), имеющим целевое направление - приобретение и (или) строительство жилого помещения.

В случае если работником заключен договор займа, целью которого является погашение полученного ипотечного кредита, то есть целевым назначением такого займа (кредита) фактически не является приобретение и (или) строительство жилого помещения, то основания для применения работодателем пункта 24.1 статьи 255 НК РФ отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.09.2020 N 03-03-06/2/76504

Вопрос:

О применении НДС и налога на прибыль при передаче российской организации на условиях неисключительной лицензии прав на использование программного обеспечения японской организацией.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса установлено, что местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Таким образом, местом реализации вышеуказанных прав на использование программ для электронно-вычислительных машин является территория Российской Федерации.

Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим услуги по передаче прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности, оказываемые иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и российская организация в качестве налогового агента по таким операциям налог не уплачивает.

Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в вышеуказанный подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется только в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Учитывая изложенное, услуги по передаче прав на использование программ для электронных вычислительных машин, не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемые после 1 января 2021 года, будут облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Кодексом.

Что касается налога на прибыль организаций, то порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса.

Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов от 07.09.2017 (далее - Конвенция) доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в Договаривающемся Государстве и фактически принадлежащие резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в Российской Федерации, подлежат налогообложению в Японии при выполнении требований, установленных статьей 312 Кодекса, а также при соблюдении положений статьи 21 "Право на льготы" Конвенции.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.09.2020 N 03-07-08/76516

Вопрос:

Об определении резерва по сомнительным долгам в отношении дебиторской задолженности в целях налога на прибыль.

Ответ:

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пункт 3 статьи 266 НК РФ).

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, установленном в пункте 4 статьи 266 НК РФ:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Таким образом, если банк принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то на последнее число отчетного (налогового) периода в состав внереализационных расходов включается сумма резерва, исчисленная по результатам проведения инвентаризации дебиторской задолженности в порядке, установленном пунктом 4 статьи 266 НК РФ.

Учитывая указанное, дебиторская задолженность перед банком, отвечающая установленным в статье 266 НК РФ признакам сомнительной задолженности, учитывается при определении отчислений в резерв по сомнительным долгам.

При этом отнесение задолженности к сомнительной как по факту, так и по срокам должно подтверждаться документами, из которых можно установить правомерность такого отнесения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.08.2020 N 03-03-06/2/76195

Вопрос:

О первоначальной стоимости нематериальных активов, выявленных в ходе инвентаризации имущества и имущественных прав, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно пункту 3 статьи 257 Кодекса в целях налога на прибыль организаций нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Таким образом, первоначальная стоимость нематериальных активов формируется исходя из фактически понесенных расходов налогоплательщика на их создание (приобретение).

При этом порядок определения первоначальной стоимости нематериальных активов, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав, главой 25 Кодекса не предусмотрен.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.08.2020 N 03-03-06/1/75787

Вопрос:

О применении в целях налога на прибыль коэффициента к норме амортизации ОС, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий.

Ответ:

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством Российской Федерации перечню основного технологического оборудования.

Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 259.3 Кодекса утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 N 1299-р.

При этом в перечне основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, определены наименование технологического оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией, код Общероссийского классификатора основных фондов, существенные характеристики технологического оборудования, количественные показатели, установленные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям.

Также указано, что нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору.

Таким образом, если основное средство соответствует основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, перечень которого утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 N 1299-р, то налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении такого технологического оборудования.

Иных условий для применения к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 2, в отношении указанного основного технологического оборудования подпунктом 5 пункта 1 статьи 259.3 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.08.2020 N 03-03-06/1/75781

Получить доступ

Вопрос:

О заполнении строки 020 Приложения 5 к разд. 1 расчета по страховым взносам IT-организацией в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных, применяются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14%.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:

- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;

- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 7 человек.

В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из вышеупомянутых условий, а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации.

В целях пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса, при этом в нее не включаются доходы в виде курсовой разницы, указанные в пунктах 2 и 11 статьи 250 Налогового кодекса.

Таким образом, при определении организацией соответствия условию о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий доходы в виде курсовой разницы, указанные в пунктах 2 и 11 статьи 250 Налогового кодекса, в общую сумму доходов не включаются и, соответственно, по строке 020 приложения 5 к разделу 1 расчета по страховым взносам, форма которого утверждена приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@", не отражаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.08.2020 N 03-15-06/75774

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при оплате работникам времени вынужденного простоя.

Ответ:

В соответствии с абзацем третьим статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Согласно абзацу второму статьи 157 Трудового кодекса время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Порядок обложения доходов физических лиц налогом на доходы физических лиц предусмотрен главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные лица именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса объектом и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений абзаца 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом.

В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Выплаты работникам, произведенные за период простоя не по вине работодателя и работников, не могут признаваться компенсационными выплатами, поскольку не направлены на возмещение расходов работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

При этом специальной нормы о включении в перечень не облагаемых страховыми взносами сумм, который является исчерпывающим, выплат работникам, произведенных за период простоя, в статье 422 Кодекса не предусмотрено.

Таким образом, оплата организацией времени вынужденного простоя на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата в рамках трудовых отношений.

Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" для включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов МСП организаций, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, предусматривается установление тарифа страховых взносов в размере 0 процентов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.08.2020 N 03-04-05/74451

Вопрос:

Организация имеет свидетельство об аккредитации на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.

Лицензии на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ организация не имеет.

Согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Могут ли применяться положения пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ об освобождении услуг по проведению клинических исследований, оказываемых организациями здравоохранения, от налогообложения налогом на добавленную стоимость?

Ответ:

Согласно подпункту 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, поименованные в указанном подпункте.

По мнению Департамента науки и технологий Минобрнауки России, изложенному в письме от 3 мая 2018 г. N 14-999, услуги по проведению клинических исследований лекарственных средств возможно отнести к выполнению научно-исследовательских работ.

Таким образом, в отношении услуг по проведению клинических исследований, оказываемых учреждением, имеющим аккредитацию на проведение клинических исследований, могут применяться положения подпункта 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса об освобождении данных операций от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 6 статьи 149 Кодекса если операция, освобождаемая от налогообложения налогом на добавленную стоимость, подлежит лицензированию, то налогоплательщик, осуществляющий эту операцию, может воспользоваться льготой только при наличии соответствующей лицензии.

Лицензируемые виды деятельности определены Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Виды деятельности, не перечисленные в статье 12 указанного Федерального закона, лицензированию не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.08.2020 N 03-07-11/74078

Вопрос:

О налоге на имущество организаций в отношении нежилых помещений и гаража, не учитываемых на балансе в качестве ОС.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения также признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (как кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса законом субъекта Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.

Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 378.2 Кодекса законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации при установлении особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества вправе самостоятельно исходя из указанных выше объектов определить в законе субъекта Российской Федерации виды объектов недвижимого имущества, которые подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости.

С учетом названных выше норм в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

При этом условием обложения налогом на имущество организаций объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, является также их указание в Перечне объектов недвижимого имущества, облагаемых исходя из кадастровой стоимости, предусмотренном статьей 378.2 Кодекса (далее - Перечень).

Если объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включены в Перечень, то такие объекты облагаются налогом на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса при условии их учета на балансе организации в качестве основных средств.

В случае если указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объекты недвижимого имущества не поименованы в соответствующем законе субъекта Российской Федерации, принятом в рамках статьи 378.2 Кодекса, то такие объекты подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса при условии их учета на балансе организации в качестве основных средств.

Исходя из изложенного если нежилые помещения и гараж не учитываются в качестве основных средств, а гараж также не поименован в соответствующем законе субъекта Российской Федерации, то указанные нежилые помещения и гараж не подлежат обложению налогом на имущество организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.08.2020 N 03-05-05-01/74058

Вопрос:

О формировании микрофинансовой организацией суммы резерва на возможные потери по займам в целях налога на прибыль и списании с баланса безнадежной задолженности по займам.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 297.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резервы на возможные потери по займам в порядке, предусмотренном статьей 297.3 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 297.3 НК РФ суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" и Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.

Суммы резервов на возможные потери по займам, отнесенные на расходы и не полностью использованные в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по займам, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов в последнее число отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в последнее число отчетного (налогового) периода (пункт 4 статьи 297.3 НК РФ).

Учитывая указанное, формирование суммы резерва на возможные потери по займам для целей налогообложения прибыли осуществляется микрофинансовой организацией в порядке, устанавливаемом Банком России, с учетом положений статьи 297.3 НК РФ.

Как следует из пункта 3 статьи 297.3 НК РФ, суммы резервов на возможные потери по займам используются кредитными потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями при списании с баланса безнадежной задолженности по займам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, при списании с баланса безнадежной задолженности по займам для целей налогообложения прибыли также применяется порядок, установленный Центральным банком Российской Федерации. НК РФ данный порядок не регулирует.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.08.2020 N 03-03-06/1/74046

Все права защищены © 1997—2020 ЗАО «Консультант Плюс»
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное