Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 15.02.2019


Вопросы и ответы

Индексация пособий с 1 февраля: какие выплаты нужно увеличить

С 1 февраля на 4,3% проиндексированы пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, на погребение.

Как скорректировать выплаты работникам, читайте в новом обзоре КонсультантПлюс "Индексация пособий: какие выплаты нужно увеличить с 1 февраля" (запрос "индексация пособий обзор").

Получите бесплатно полный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Yandex Zen Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 15.02.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

ООО - плательщик страховых взносов осуществляет деятельность, предусмотренную пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ, в области информационных технологий, в связи с чем применяет пониженные ставки по страховым взносам.

ООО соответствует требованиям п. 5 ст. 427 НК РФ: имеет документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, среднесписочная численность работников составляет более семи человек и доля доходов от деятельности в области информационных технологий превышает 90%. При этом организация не является вновь созданной.

В III квартале 2018 г. ООО получен дополнительный доход, в результате отражения которого по итогам отчетного периода 9 месяцев 2018 г. не исполняется условие о 90% выручки. При этом по итогам расчетного периода 2018 г. правило о 90% выполняется.

Пунктом 5 ст. 427 НК РФ предусмотрено, что для организаций, не являющихся вновь созданными, условие о доле доходов от деятельности в области информационных технологий в размере не менее 90% в сумме всех доходов организации должно выполняться по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам.

Имеет ли организация право на применение пониженных ставок по страховым взносам в 2018 г., если по итогам 2018 г. правило о 90% выполняется, а также сохраняет ли право на применение пониженных ставок на страховые взносы в 2019 г.?

Ответ:

Из вопроса следует, что организация применяет пониженные тарифы страховых взносов как осуществляющая деятельность в области информационных технологий и не являющаяся вновь созданной. Среднесписочная численность работников составляет более 7 человек. По итогам 9 месяцев 2018 года не было выполнено условие о доле доходов от ИТ-деятельности, но по итогам расчетного периода - 2018 года данное условие выполнено.

Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 8,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0 процента, на обязательное медицинское страхование - 4,0 процента.

В соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:

- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;

- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее семи человек.

При этом исходя из положений абзаца 11 пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса в случае если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно вышеупомянутое условие, то такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям.

Таким образом, учитывая, что по итогам отчетного периода - девяти месяцев 2018 года организацией не было выполнено условие о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий, то данная организация лишилась права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, т.е. с 1 января 2018 года, и должна была произвести перерасчет платежей по страховым взносам с учетом общеустановленного тарифа страховых взносов, а также представить уточненные расчеты по страховым взносам за предыдущие отчетные периоды с учетом данных изменений.

Однако, в случае если по итогам расчетного периода - 2018 года условие о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий было выполнено, то у данной организации вновь возникло право на применение пониженных тарифов страховых взносов с начала этого расчетного периода, т.е. с 1 января 2018 года, и она может произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов, рассчитанных исходя из общеустановленных тарифов страховых взносов, в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврат указанных сумм страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса.

При этом организации следует снова за каждый отчетный период 2018 года представить уточненный расчет по страховым взносам, подтверждающий право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Что касается применения пониженных тарифов страховых взносов в расчетном периоде 2019 года, то в случае если организация выполняет по итогам расчетного периода 2018 года установленные пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса условия о доле доходов и средней численности работников, что подтверждает в уточненных расчетах по страховым взносам за каждый отчетный период 2018 года, в том числе за 9 месяцев 2018 года, то она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1 января 2019 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.02.2019 N 03-15-06/5854

Вопрос:

О вычете НДС, предъявленного арендодателю в отношении результатов работ по улучшению арендованного имущества.

Ответ:

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса указанные налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Таким образом, принятие к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного арендодателю в отношении результатов работ по улучшению арендованного имущества, частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия их на учет нормам Кодекса не противоречит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.01.2019 N 03-07-11/3788

Вопрос:

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ с 1 октября 2018 г. вступают в силу изменения, касающиеся порядка расчета НДС при получении предоплаты в счет передачи имущественных прав. Согласно новой редакции п. 1 ст. 154 НК РФ НДС с предоплаты исчислять нужно, но в налоговую базу включается не вся предоплата, а только разница между размером предоплаты и расходами на приобретение уступаемых прав.

Верно ли, что новые положения действуют начиная с авансов, выданных 1 октября 2018 г., и не зависят от даты заключения договора и даты выставления счета-фактуры?

Ответ:

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ (далее - Кодекс) при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 - 4 статьи 155 Кодекса, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.

На основании пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона данные положения Кодекса применяются с 1 октября 2018 года.

Таким образом, в отношении предварительной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав, полученной начиная с 1 октября 2018 года, налогоплательщики исчисляют налог на добавленную стоимость с разницы между полученной предварительной оплатой и расходами на приобретение уступаемых прав.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.01.2019 N 03-07-11/3785

Вопрос:

Об учете в составе представительских расходов в целях налога на прибыль расходов на приобретение продуктов питания и спиртных напитков для официального приема.

Ответ:

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму экономически оправданных и документально подтвержденных затрат, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 264 НК РФ.

На основании пункта 2 статьи 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буферное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведе ния представительских мероприятий.

При этом конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ не регламентирован.

В связи с чем в перечне продуктов питания, приобретаемых для проведения официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), могут присутствовать в том числе и спиртные напитки.

Однако следует учитывать, что представительские расходы должны соответствовать критериям, установленным статьей 252 НК РФ, а именно должны быть экономически оправданны и документально подтверждены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.01.2019 N 03-03-06/1/3120

Вопрос:

Об НДС при оказании иностранными организациями с 01.01.2019 услуг в электронной форме.

Ответ:

Статьей 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определен порядок применения налога на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, а также установлен перечень таких услуг, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса признается государство, на территории которого осуществляется деятельность покупателя услуг.

На основании пункта 1 указанной статьи 174.2 Кодекса оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, к информационно-телекоммуникационной сети относится не только информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, но и сети, соответствующие понятию определения, предусмотренного пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ.

При оказании иностранными организациями с 1 января 2019 года вышеуказанных услуг в электронной форме налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 174.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.01.2019 N 03-07-08/3061

Вопрос:

О применении вычета по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) без наличия счета-фактуры.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость без наличия счета-фактуры, выставленного при реализации товаров (работ, услуг), Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.01.2019 N 03-07-11/2863

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль курсовых разниц, возникающих при переоценке обязательств (требований) в иностранной валюте.

Ответ:

Пунктом 10 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода, если иное не установлено данным пунктом.

Дата признания расходов определяется положениями статьи 272 НК РФ.

При этом на основании пункта 11 статьи 250 и подпункта 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ положительной (отрицательной) курсовой разницей в целях главы 25 НК РФ признается курсовая разница, возникающая при дооценке (уценке) имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при (дооценке) уценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Согласно пункту 8 статьи 271 и пункту 10 статьи 272 НК РФ требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

Таким образом, при возникновении обязательств/требований, выраженных в иностранной валюте, курсовые разницы, возникающие при переоценке таких обязательств/требований, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в вышеуказанном порядке.

Учитывая, что все расходы организации должны отвечать критериям статьи 252 НК РФ, курсовые разницы, начисленные на обязательства и требования, не связанные с деятельностью организации, направленной на получение дохода, не могут включаться в налоговую базу при расчете налога на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2019 N 03-03-06/1/2333

Вопрос:

О налоге на имущество организаций в отношении имущества, полученного в пользование по договору аренды либо безвозмездного пользования, заключенному на срок более 12 месяцев.

Ответ:

Согласно статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.

В соответствии со статьей 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций до 1 января 2019 года признавалось движимое и недвижимое имущество, а с 1 января 2019 года признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

В силу вышеназванных норм Кодекса налогообложение имущества связано с принятием актива к бухгалтерскому учету на баланс в качестве основного средства в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, в связи с чем налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, учитываемых на балансе в качестве основных средств, признается балансодержатель имущества, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поскольку Кодекс не предусматривает особенности определения объекта налогообложения в приведенном в обращении случае, исчисление налога на имущество организаций осуществляется в отношении основных средств, учитываемых на балансе налогоплательщика, в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2019 N 03-05-05-01/2279

Вопрос:

О постановке иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, на учет в налоговых органах с 01.01.2019 и применении ею освобождения от НДС.

Ответ:

В целях проведения налогового контроля иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Кодекс) с 01.01.2019 постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющей расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет и иных документов, перечень которых утверждается Минфином России.

Постановка на учет в налоговом органе указанной иностранной организации по такому основанию не зависит от иных оснований учета этой иностранной организации в налоговых органах в Российской Федерации.

Заявление о постановке на учет подается такой иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания указанных услуг.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Кодекса налогоплательщик, в том числе иностранная организация, может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

В качестве уполномоченного представителя иностранной организации может быть физическое лицо или юридическое лицо, которое уполномочено представлять интересы этой иностранной организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Операции, реализация на территории Российской Федерации которых не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения), определены статьей 149 Кодекса. Указанной статьей не предусмотрены особенности ее применения иностранными организациями, оказывающими вышеназванные услуги в электронной форме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2019 N 03-02-07/1/2196

Вопрос:

Об учете страховыми организациями сумм отчислений в страховые резервы в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам страховых организаций, кроме расходов, предусмотренных статьями 254 - 269 Кодекса, относятся также расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности.

К расходам страховых организаций относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации.

В письме Банка России от 04.10.2017 N 015-53/8027 разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора. На основании указанного пункта правила формирования страховых резервов были утверждены Банком России следующими нормативными документами:

- Положение от 16.11.2016 N 557-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни";

- Положение от 16.11.2016 N 558-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни".

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются суммы отчислений в страховые резервы, сформированные в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Одновременно обращается внимание, что для целей налогообложения прибыли организаций Кодексом определен порядок признания доходов и расходов по начислению (статьи 271 и 272 Кодекса), в том числе и для страховых организаций.

Особенности учета страховыми организациями доходов и расходов установлены статьями 293 и 294 Кодекса соответственно.

Таким образом, для целей налогового учета в страховых организациях применяется порядок учета доходов и расходов с учетом особенностей, установленных статьями 271, 272, 293 и 294 Кодекса.

При этом статьей 252 НК РФ определено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

В целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Таким образом, если под соответствующие затраты налогоплательщиком создавался резерв, повторному включению в состав расходов рассматриваемые затраты не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2019 N 03-03-06/2/2214

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2019 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное