Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 28.02.2018


Вопросы и ответы

Консультации по бухучету и налогообложению от 28.02.2018

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

Об образовании организацией обособленного подразделения и постановке ее на учет в налоговых органах; о месте применения ККТ.

Ответ:

1. По вопросу об образовании обособленного подразделения

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации в силу пункта 2 статьи 11 Кодекса признается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, которое определяется его адресом, отличным от адреса указанной организации.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Осуществление ООО деятельности вне места его нахождения посредством создания оборудованного стационарного рабочего места влечет постановку этого Общества на учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности.

2. По вопросу о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ)

Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и (или) заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники (на официальном сайте ФНС России в сети Интернет).

Пунктом 2 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ определен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники, в том числе адрес (при расчете в сети Интернет - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) ККТ.

Таким образом, в случае осуществления расчетов в месте осуществления пользователем ККТ деятельности ККТ может устанавливаться (применяться) в указанном месте.

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РФ от 28 декабря 2017 г. N 03-01-15/88027, от 28 декабря 2017 г. N 03-01-15/88033

Вопрос:

О привлечении к ответственности и действиях пользователей ККТ при ее неработоспособности.

Ответ:

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая данные положения Кодекса, в случае отсутствия возможности применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в указанных в вопросе обстоятельствах неработоспособности ККТ пользователи ККТ не привлекаются к административной ответственности.

При этом отмечается, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции).

Таким образом, после восстановления работы ККТ пользователи обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неотраженной выручки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 декабря 2017 г. N 03-01-15/88042

Вопрос:

О применении ККТ при расчетах по договорам займа.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов; расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Письмом Минфина России от 10.05.2011 N 03-01-15/3-51 сообщается, что отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами, в связи с чем расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ.

Не является оказанием услуг пользование денежными средствами по договору займа, когда заимодавцем взимаются проценты, поскольку выдача денег взаймы не означает передачи товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 декабря 2017 г. N 03-01-15/87058

Вопрос:

Об НДФЛ с сумм излишне выплаченной при увольнении зарплаты.

Ответ:

Из рассматриваемого вопроса следует, что при увольнении работнику организации была выплачена заработная плата в размере, превышающем сумму заработной платы, рассчитанной с учетом изменений, внесенных в табель рабочего времени.

С указанных сумм в установленном порядке были удержаны и перечислены в соответствующий бюджет суммы налога на доходы физических лиц.

Вследствие корректировки суммы заработной платы, причитающейся выплате работнику при увольнении, у бывшего работника возникает задолженность перед организацией по суммам излишне начисленной и выплаченной ему заработной платы, а у организации - переплата по заработной плате и, соответственно, по суммам налога, перечисленным в бюджетную систему.

Если бывший работник не возвращает организации излишне выплаченные ему суммы заработной платы, организация в установленных случаях и порядке списывает с баланса долг бывшего работника.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

При списании организацией задолженности бывшего работника по излишне выплаченной ему заработной плате дополнительной экономической выгоды помимо самой излишне выплаченной заработной платы бывший работник не получает.

Поскольку с сумм излишне выплаченной заработной платы организацией был удержан налог на доходы физических лиц, дополнительных налоговых обязательств у бывшего работника и у организации как налогового агента не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 декабря 2017 г. N 03-04-06/86736

Вопрос:

Об учете арендодателем, применяющим УСН, доходов в виде возмещения стоимости коммунальных расходов, а также доходов по агентскому договору.

Ответ:

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса).

Согласно статье 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При этом статья 251 Кодекса не предусматривает исключение из доходов возмещения стоимости коммунальных расходов (потребленных электроэнергии, отопления и т.п.), поступающего арендодателю от арендатора.

Таким образом, суммы указанных возмещений учитываются налогоплательщиком-арендодателем в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Вместе с тем на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 Гражданского кодекса установлено, что, если агент действует от своего имени, но за счет принципала, к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 "Комиссия" Гражданского кодекса, если эти правила не противоречат положениям главы 52 "Агентирование" Гражданского кодекса или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 декабря 2017 г. N 03-11-11/86266

Вопрос:

О ставке налога на имущество организаций с 01.01.2018 в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве ОС.

Ответ:

В соответствии с пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.

Статьей 381.1 установлено, что с 1 января 2018 года налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 Кодекса, применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3.3 статьи 380 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1 Кодекса, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента.

При этом, в случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в данной статье (пункт 4 статьи 380 Кодекса).

Таким образом, в случае отсутствия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего с 2018 года налоговые ставки в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса (принятого на учет в 2013 - 2018 годах), налогообложение производится по налоговой ставке 1,1 процента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 декабря 2017 г. N 03-05-04-01/85757

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов, в том числе по договору перевозки груза, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, с учетом перечня обязательных реквизитов первичного учетного документа, установленного пунктом 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ. Кроме того, определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Таким образом, с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Статьей 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) определено, что транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (пункт 2 статьи 8 Закона 259-ФЗ). Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" утверждена форма транспортной накладной.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/85703

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией на УСН, не подтвердившей соответствие условию об общей сумме доходов за налоговый период.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются виды деятельности, поименованные в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, в течение 2017 - 2018 годов применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0 процентов, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 427 Налогового кодекса соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Кроме того, согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса упомянутые тарифы страховых взносов применяются плательщиками на УСН при осуществлении указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса видов экономической деятельности, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

При этом пунктом 6 статьи 427 Налогового кодекса установлено, что в случае, если организация превысила за налоговый период указанное ограничение по доходам, такая организация лишается права применять вышеупомянутые пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

Таким образом, если организация, как указано в вопросе, в IV квартале 2017 г. не подтвердила соответствие условию об общей сумме доходов за налоговый период не более 79 млн рублей, она должна применить к выплатам работникам общеустановленный тариф страховых взносов, предусмотренный статьей 426 Налогового кодекса, с начала расчетного периода - календарного года, то есть с 1 января 2017 г., и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам исходя из этого общеустановленного тарифа.

При этом пени и штрафы не начисляются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2017 г. N 03-15-06/85550

Вопрос:

Об учете налогоплательщиком, применяющим УСН, суммы госпошлины, возвращенной при отказе от подачи иска в суд.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

В связи с этим сумма государственной пошлины, возвращенная налогоплательщику в случае отказа от подачи искового заявления в суд, не учитывается при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

При применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, сумма возвращенной государственной пошлины в случае отказа от подачи искового заявления в суд не учитывается при определении объекта налогообложения при условии, что уплаченная государственная пошлина не была включена в состав расходов такого налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2017 г. N 03-11-11/85518

Вопрос:

ООО получило заявление участника о выходе из ООО. В ЕГРЮЛ внесена запись о переходе доли к ООО на основании полученного заявления.

В связи с единогласным отказом участников ООО от распределения доли пропорционально между ними и предложения по приобретению участниками или третьими лицами общим собранием участников принято решение об уменьшении уставного капитала путем погашения доли, принадлежащей ООО (в соответствии с требованиями п. 5 ст. 24 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ), информация о принятом решении опубликована в органе печати.

По истечении восьми месяцев с даты выхода участника ООО в ЕГРЮЛ внесена запись об уменьшении уставного капитала ООО на величину номинальной стоимости указанной доли путем погашения доли, принадлежащей ООО.

Размер действительной стоимости доли вышедшего участника на дату выхода, рассчитанный в соответствии с п. 6.1 ст. 23 Федерального закона N 14-ФЗ, ниже номинальной стоимости доли вышедшего участника.

Действительная стоимость доли выплачена вышедшему участнику в денежной форме в срок, установленный законодательством.

Является ли для ООО внереализационным доходом в целях налога на прибыль сумма уменьшения уставного капитала ООО и если является, то в каком размере (номинальной стоимости либо разницы между номинальной и действительной стоимостью доли выбывшего участника, перешедшей ООО)?

Ответ:

Подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Перечень случаев, когда общество с ограниченной ответственностью обязано уменьшить уставный капитал, определен Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон).

Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона установлено, что в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.

Согласно пункту 5 статьи 24 Федерального закона не распределенные или не проданные в установленный статьей 24 Федерального закона срок доля или часть доли в уставном капитале общества должны быть погашены и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или этой части доли.

Таким образом, если уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью происходит в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона на величину номинальной стоимости доли такого общества, то сумма соответствующего уменьшения уставного капитала не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/85695

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2018 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное