Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 22.07.2016


Вопросы и ответы

Важные изменения НК РФ

Вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ. В налоговые органы можно отправлять сканы бумажных документов, новые формы отчетности вступают в силу через два месяца после их опубликования, можно подать электронную жалобу. Смотрите изменения в обзоре КонсультантПлюс. Запрос – "изменения НК".

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению от 22.07.2016

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

О документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров из РФ в государства - члены ЕАЭС.

Ответ:

На основании подпункта 2 пункта 4 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров на территорию государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в налоговые органы должна представляться выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС.

При этом документы, указанные в данном подпункте, не представляются в налоговый орган, если их представление не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС в отношении товаров, экспортированных с территории государства - члена ЕАЭС за пределы ЕАЭС.

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу 1 октября 2011 года, в статью 165 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым из перечня документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость, в том числе при реализации товаров на экспорт, исключены документы, подтверждающие оплату товаров.

Учитывая изложенное, при реализации товаров на экспорт, в том числе в государства - члены ЕАЭС, представлять в налоговые органы выписку банка в пакете документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 июня 2016 г. N 03-07-13/1/38244

Вопрос:

О применении НДС комиссионером, применяющим УСН, при реализации от своего имени товаров комитента.

Ответ:

Порядок составления счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими товары (работы, услуги), имущественные права комитента, применяющего общую систему налогообложения, от своего имени установлен Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила).

Согласно данному порядку указанные комиссионеры (агенты) составляют покупателю счета-фактуры по реализуемым товарам (работам, услугам) на основании счетов-фактур, полученных от комитента. Исключений в отношении комиссионеров (агентов), применяющих упрощенную систему налогообложения, указанными Правилами не установлено.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в том числе не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. При этом обязанности по ведению книги покупок, книги продаж, представлению декларации по налогу на добавленную стоимость, а также уплате налога на добавленную стоимость, выделенного комиссионером в счетах-фактурах, составляемых при реализации товара, у комиссионера не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июня 2016 г. N 03-07-11/37290

Вопрос:

Об учете для целей налога на прибыль расходов прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Ответ:

Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ при условии соответствия требованиям статьи 252 НК РФ.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения) (пункт 1 статьи 54 НК РФ).

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 54 НК РФ в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Кроме того, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Учитывая вышеизложенное, выявленные в результате получения первичных документов в текущем отчетном (налоговом) периоде расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, могут быть учтены в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных статьей 54 НК РФ с учетом положений статьи 78 НК РФ.

Правила исправления ошибок в бухгалтерском учете установлены Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" ПБУ 22/2010, утвержденным Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июня 2016 г. N 03-03-06/1/37152

Вопрос:

Об определении срока полезного использования приобретенного ОС, бывшего в употреблении, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Пунктом 7 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Согласно пункту 12 статьи 258 НК РФ приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Таким образом, организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости на основании первичных учетных документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июня 2016 г. N 03-03-06/1/37148

Вопрос:

О подтверждении для целей налога на прибыль командировочных расходов, оплаченных банковской картой.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности, затраты на наем жилого помещения.

Указанные расходы должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, а именно: должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 26 Положения работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. К авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы, связанные с командировкой.

Из вопроса следует, что при направлении работника в командировку на территорию иностранного государства работник оплачивает проживание в гостинице корпоративной банковской картой.

Согласно пункту 3.1 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" при совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения. Такими документами на бумажном носителе могут быть слип, квитанция электронного терминала и другие аналогичные документы, свидетельствующие о факте совершения операции.

Таким образом, документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли организаций будет являться авансовый отчет работника с приложением к нему надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих осуществленные расходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 июня 2016 г. N 03-03-06/1/36877

Вопрос:

О применении освобождения от НДС при реализации имущества (имущественных прав) должника.

Ответ:

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Признание должника банкротом осуществляется по решению арбитражного суда в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Таким образом, освобождение должника от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса, применяется в случае вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании должника банкротом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 июня 2016 г. N 03-07-11/36469

Вопрос:

О выполнении функций налогового агента по НДФЛ при выплате вознаграждения работнику за служебные изобретения (полезные модели, промышленные образцы).

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом.

Согласно пункту 3 статьи 1370 Гражданского кодекса исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю.

Исходя из изложенного договор между работником и работодателем не является договором о передаче работодателю исключительного права. Такой договор представляет собой соглашение о размере, условиях и порядке выплаты работодателем вознаграждения работнику (абзац третий пункта 4 статьи 1370 Гражданского кодекса).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса, с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Следовательно, организация, которая производит выплаты вознаграждения работнику за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, является налоговым агентом в отношении таких выплат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 июня 2016 г. N 03-04-06/36518

Вопрос:

Об учете для целей налога на прибыль расходов в виде компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Статьей 255 НК РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с пунктом 24 статьи 270 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.

К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 255 НК РФ).

Порядок предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда регулируется статьями 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Требования к идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, их исследованию (испытанию) и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов установлены в методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

Следовательно, в случае если условия труда на рабочих местах по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, идентифицированных в рамках проведения специальной оценки условий труда, признаны вредными и (или) опасными, у работодателя возникает обязанность по предоставлению работникам компенсаций, предусмотренных статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.

Таким образом, расходы в виде компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемых в соответствии с требованиями трудового законодательства, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 июня 2016 г. N 03-03-06/3/36161

Вопрос:

О моменте исчисления, удержания и уплаты НДФЛ налоговым агентом с сумм оплаты труда.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Согласно пункту 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

На основании пункта 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов при их выплате по завершении месяца, в котором были получены доходы, учитываемые при определении налоговой базы нарастающим итогом.

В силу абзаца первого пункта 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Такое правовое регулирование объясняется тем, что в соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

В то же время согласно пункту 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца.

Учитывая изложенное, в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога. До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен и удержан.

Следовательно, налоговый агент обязан перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 июня 2016 г. N 03-04-06/36092

Вопрос:

Об НДФЛ в отношении суточных, выплачиваемых при направлении работников в командировки.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Суммы суточных, выплаченные работнику сверх размеров, установленных пунктом 3 статьи 217 Кодекса, являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 223 Кодекса дата фактического получения дохода по налогу на доходы физических лиц определяется как последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.

Определение дохода, подлежащего налогообложению, с учетом положений пункта 3 статьи 217 Кодекса производится организацией - налоговым агентом в последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки, а исчисление сумм налога производится налоговыми агентами в соответствии с пунктом 3 статьи 226 Кодекса на дату фактического получения дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 июня 2016 г. N 03-04-06/36099

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2016 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное