Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 25.03.2016


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс в социальных сетях. Присоединяйтесь!

Присоединяйтесь к КонсультантПлюс в социальных сетях, и вся актуальная информация о компании и продуктах будет в ваших персональных лентах новостей.

На страницах – информация о новшествах, о новых поступлениях в систему, полезные советы и многое другое.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению от 25.03.2016

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Об НДС при приобретении услуг для работников; об НДФЛ и налоге на прибыль при проведении мероприятий по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

Ответ:

В части применения налога на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В связи с этим в случае приобретения организацией для своих сотрудников услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, без персонификации сотрудников объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает. Соответственно, налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении указанных услуг, к вычету не принимается.

По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

Пунктом 32 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н, предусмотрен ряд мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ.

Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты работодателем организации и проведения занятий физической культурой и гимнастикой для своих работников, указанная статья не содержит, и такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

По вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на проведение мероприятий по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах. В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщики вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 февраля 2016 г. N 03-03-06/1/6140

Вопрос:

Об учете доходов (расходов) от переоценки нематериальных активов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Возможность изменения первоначальной стоимости нематериального актива после начала его амортизации главой 25 Кодекса не предусмотрена.

Кроме того, переоценка стоимости нематериальных активов на рыночную стоимость главой 25 Кодекса также не предусмотрена.

Таким образом для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы (расходы) от переоценки (уценки) нематериальных активов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 февраля 2016 г. N 03-03-06/1/5716

Вопрос:

Об исчислении налога при ПСН при сдаче ИП в аренду одной части нежилого помещения либо всего помещения по частям нескольким арендаторам.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Как указывается в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 N 154-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "СЭВЭНТ" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 165, пункта 3 статьи 433 и пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации", в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади.

В связи с изложенным количество объектов, передаваемых в аренду (внаем), определяется на основании договоров аренды, заключаемых индивидуальным предпринимателем - арендодателем с конкретными арендаторами (нанимателями).

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.43 Кодекса законами субъектов Российской Федерации устанавливается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (далее - ПВД) по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать размер ПВД в отношении предпринимательской деятельности, указанной в подпункте 19 пункта 2 указанной статьи Кодекса, в зависимости от количества обособленных объектов (площадей).

В связи с этим, например, если индивидуальный предприниматель является собственником нежилого помещения площадью 400 кв. м, а фактически сдает в аренду по договору только 100 кв. м, то расчет суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, следует осуществлять исходя из площади нежилого помещения, указанной в договоре аренды и отраженной индивидуальным предпринимателем в заявлении на получение патента.

Если индивидуальный предприниматель, имеющий в собственности нежилое помещение площадью 400 кв. м, полностью сдает его в аренду по восьми договорам аренды, заключенным с разными арендаторами, по 50 кв. м по каждому договору аренды, а законом субъекта Российской Федерации размер ПВД установлен на один объект аренды площадью до 50 кв. м включительно в размере 750,0 тыс. руб., то сумма налога исчисляется по каждому из восьми объектов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 февраля 2016 г. N 03-11-12/5414

Вопрос:

О вычете НДС, если счет-фактура получен после завершения налогового периода.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1.1 статьи 172 Кодекса при получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг) после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги) приняты на учет, но до установленного статьей 174 Кодекса срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость в отношении таких товаров (работ, услуг) начиная с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги) были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Учитывая изложенное, при получении счета-фактуры до 25-го числа (включительно) месяца, следующего за налоговым периодом, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет, налогоплательщик вправе заявить к вычету налог на добавленную стоимость по таким товарам (работам, услугам) в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были приняты на учет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 февраля 2016 г. N 03-07-11/4712

Вопрос:

Об исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении недвижимости, на которую у покупателя-балансодержателя нет права собственности.

Ответ:

В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прямо указано, что налоговая база по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости определяется собственниками указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимого имущества, включенных в соответствующий Перечень субъекта Российской Федерации, а также в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса. С 1 января 2016 года положения статьи 378.2 Кодекса распространяются на организации, у которых данное имущество находится на праве хозяйственного ведения.

Поэтому при отсутствии у покупателя-балансодержателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенный в соответствующий Перечень в рамках статьи 378.2 Кодекса, налогоплательщиком признается продавец - собственник объекта недвижимого имущества.

Объекты недвижимого имущества, учтенные на балансе в качестве товаров, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии со статьей 374 Кодекса, за исключением объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 статьи 378.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 февраля 2016 г. N 03-05-04-01/4770

Вопрос:

Об учете задолженности по лицензионному договору о предоставлении права на использование произведения при формировании резерва по сомнительным долгам в целях налога на прибыль.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Согласно статье 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по лицензионному договору о предоставлении права на использование произведения (включая программы для электронных вычислительных машин) одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право на использование этого произведения в установленных договором пределах. Таким образом, по лицензионному договору передаются имущественные права.

Пункт 2 статьи 38 Кодекса определяет имущество как виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Следовательно, имущественные права не являются имуществом, а соответственно, и товаром (пункт 3 статьи 38 Кодекса).

Имущественные права не могут быть приравнены ни к товарам, ни к работам, ни к услугам. Поэтому дебиторская задолженность, возникшая в связи с реализацией имущественных прав, не может участвовать в расчете резерва по сомнительным долгам и уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 февраля 2016 г. N 03-03-06/1/4148

Вопрос:

Об НДС при передаче российской организации иностранной организацией прав на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. При этом на основании положений данной статьи передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.

На основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство). Поэтому местом реализации услуг по передаче прав, в том числе неисключительных, на использование результатов и нтеллектуальной деятельности, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, российской организации в рамках лицензионного договора признается территория Российской Федерации.

Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим услуги по передаче прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности, оказываемые иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и российская организация в качестве налогового агента по таким операциям налог не уплачивает.

В случае оказания иностранной организацией российской организации услуг по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, не указанных в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса, российская организация, приобретающая у иностранной организации такие услуги, является налоговым агентом и обязана исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог по этим операциям на основании положений статьи 161 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 февраля 2016 г. N 03-07-08/4141

Вопрос:

О выставлении счетов-фактур в адрес одного покупателя в рамках долгосрочного договора поставки продукции.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При этом Кодекс не содержит требования о выставлении отдельного счета-фактуры на каждый вид продукции, поставленной одному покупателю.

Таким образом, при поставке продукции поставщиком в адрес одного покупателя в рамках долгосрочного договора возможно выставление одного счета-фактуры по товарам, отгруженным в течение пяти календарных дней, с отражением в нем в отдельных позициях каждого вида товара.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 января 2016 г. N 03-07-09/140

------------------------------------------------------------------

Вопрос:

Об учете банком сумм НДС по приобретенному амортизируемому имуществу при исчислении налога на прибыль.

Ответ:

Статьей 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Указанные суммы налога на добавленную стоимость учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Таким образом, банки, применяющие для целей исчисления налога на добавленную стоимость указанную норму пункта 5 статьи 170 Кодекса, суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе при приобретении амортизируемого имущества, учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов при условии соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 февраля 2016 г. N 03-07-05/7485

Вопрос:

О возврате (зачете) госпошлины, уплаченной за аккредитацию представительства иностранной организации.

Ответ:

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при обращении за совершением юридически значимых действий, в том числе и за аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий.

Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, определен статьей 333.40 Кодекса.

Положения пункта 1 статьи 333.40 Кодекса применительно к возврату государственной пошлины являются специальными, именно их буквальное толкование имеет приоритет перед буквальным толкованием иных норм Кодекса.

Пунктом 1 статьи 333.40 Кодекса установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, подлежит возврату.

На основании подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Кодекса, а также отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Следовательно, в случае отказа уполномоченного органа в аккредитации представительства иностранной организации либо отзыва иностранной организацией заявления об аккредитации представительства после обращения в уполномоченный орган за совершением указанного юридически значимого действия возврат или зачет государственной пошлины, уплаченной за аккредитацию представительства иностранной организации, не производится.

Данная правовая позиция находит отражение, в частности, в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 г. N 47, в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N ВАС-15111/13, от 19 июня 2013 г. N ВАС-7138/13, от 15 февраля 2013 г. N ВАС-1443/13.

Таким образом, при подаче в уполномоченный государственный орган нового заявления об аккредитации представительства иностранной организации должна быть повторно уплачена государственная пошлина за совершение указанного действия.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2016 г. N 03-05-05-03/5845

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2016 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное