Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 04.09.2015


Вопросы и ответы

Изменения в НК РФ – 2016: обзор от КонсультантПлюс

Узнать о том, что меняется в НК РФ в следующем году, можно уже сейчас. Эксперты КонсультантПлюс подготовили обзор главных изменений налогового законодательства в 2016 г. В их числе ежеквартальные отчеты по НДФЛ, рост ставок акцизов, новые правила предоставления социальных вычетов и др. В обзоре есть краткие пояснения по нововведениям, ссылки на законы и разъяснения.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению от 04.09.2015

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

О сроке перечисления в бюджет НДФЛ банком с зарплаты, выплачиваемой сотрудникам два раза в месяц.

Ответ:

Из вопроса следует, что банк выплачивает заработную плату своим сотрудникам два раза в месяц. Так, за отработанное время как в первую, так и во вторую половину месяца производится удержание налога на доходы физических лиц.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Согласно пункту 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Учитывая изложенное, в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога. До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен.

На основании пункта 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов только при их фактической выплате после окончания месяца, за который эта сумма налога была исчислена.

В силу абзаца первого пункта 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Согласно пункту 2 статьи 223 Кодекса датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Исходя из изложенного при выплате банком заработной платы за предшествующий месяц необходимо удержать исчисленный за предшествующий месяц налог и в зависимости от способа расчетов с сотрудниками перечислить его в бюджет либо в день получения в банке наличных денежных средств, либо в день фактического перечисления дохода со счета налогового агента в банке на счета налогоплательщиков. Перечисление налога на доходы физических лиц налоговым агентом в авансовом порядке, то есть до даты фактического получения налогоплательщиком дохода, не допускается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 июля 2015 г. N 03-04-06/42063

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль процентных доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство в РФ, по государственным ценным бумагам РФ (субъектов РФ) и муниципальным ценным бумагам.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Подпункт 7 пункта 2 статьи 310 Кодекса предусматривает, что исчисление и удержание суммы налога на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не производятся налоговым агентом в случаях выплаты процентных доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам.

Таким образом, выплачиваемые иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, процентные доходы по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам в Российской Федерации налогом на прибыль организаций не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 июля 2015 г. N 03-08-05/40215

Вопрос:

О признании лица контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица и представлении уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица).

Ответ:

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранной структурой без образования юридического лица является организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли), в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

В соответствии со статьей 25.14 Кодекса налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

При этом контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 25.14 Кодекса уведомление об участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации, являющегося основанием для представления такого уведомления.

При этом уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), предусмотренное подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.14 части первой Кодекса, в 2015 году представляется в налоговый орган с учетом следующих особенностей (изменения внесены Федеральным законом N 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" от 6 апреля 2015 г.):

1) уведомление в отношении доли участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на 15 мая 2015 года представляется в срок не позднее 15 июня 2015 года;

2) уведомление в отношении доли участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года включительно.

Также положения абзаца первого пункта 3 статьи 25.14 части первой Кодекса применяются с 15 июня 2015 года (изменения внесены Федеральным законом N 85-ФЗ от 6 апреля 2015 г.).

В случае прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия.

Если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

Согласно пункту 6 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной организации также признается лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются условия, установленные пунктом 3 статьи 25.13 Кодекса, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица согласно пункту 8 статьи 25.13 Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры (в редакции федерального закона N 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" от 8 июня 2015 г.).

Согласно пункту 9 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 25.13 Кодекса учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не признается контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ):

1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).

Условие, установленное подпунктом 3 пункта 10 статьи 25.13 Кодекса в отношении лица - учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль в соответствии с пунктом 8 статьи 25.13 Кодекса.

Лицо, указанное в пункте 10 статьи 25.13 Кодекса, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если такое лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 10 статьи 25.13 Кодекса.

В соответствии с пунктом 12 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ):

1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 июня 2015 г. N 03-01-11/34178

Вопрос:

О выполнении банком функций налогового агента по НДФЛ при выплате доходов работникам обособленных подразделений (кредитно-кассовых офисов и точек выдачи кредита) и физлицам, с которыми в этих подразделениях заключены гражданско-правовые договоры, если трудовые и гражданско-правовые договоры заключаются от имени работников банка, действующих по доверенности.

Ответ:

Как указывается в вопросе, банк имеет обособленные подразделения в форме кредитно-кассовых офисов и в виде точек выдачи кредитов. Трудовые договоры с работниками указанных обособленных подразделений заключаются от имени работников банка, действующих на основании доверенности, выданной руководителем банка. Гражданско-правовые договоры с физическими лицами в регионах, где находятся обособленные подразделения, также заключаются от имени банка работниками этих обособленных подразделений. При этом банк производит начисление и перечисление доходов в пользу физических лиц, заключивших с банком трудовые и гражданско-правовые договоры.

Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ) в пункт 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, устанавливающие, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен данным пунктом.

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по договорам, заключенным с этими обособленными подразделениями.

Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленных подразделений, заключивших с банком трудовые договоры, должна быть перечислена в бюджет по месту постановки на учет банка по месту нахождения обособленных подразделений (кредитно-кассовых офисов и точек выдачи кредитов).

Изложенный порядок перечисления налога на доходы физических лиц по месту учета каждого обособленного подразделения, включая точки выдачи кредитов, следует применять и при выплате физическим лицам дохода по гражданско-правовым договорам, заключенным работниками обособленных подразделений от имени банка.

Согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ) налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении физических лиц, получивших доходы от таких обособленных подразделений, в налоговый орган по месту нахождения таких обособленных подразделений.

Обязанность налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, представлять сведения о доходах физических лиц и расчет сумм налога в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода.

Таким образом, сведения о доходах физических лиц и расчет сумм налога о доходах, выплаченных как работникам, так и физическим лицам, заключившим гражданско-правовые договоры, должны быть представлены в налоговый орган по месту постановки на учет банка по месту нахождения обособленных подразделений (кредитно-кассовых офисов и точек выдачи кредитов).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июня 2015 г. N 03-04-06/33263

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2015 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное