Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 28.11.2014


Вопросы и ответы

Новшество! Онлайн-сервис "Конструктор учетной политики"

"Конструктор учетной политики" в КонсультантПлюс поможет правильно сформировать учетную политику по бухгалтерскому или налоговому учету. Конструктор учитывает специфику конкретной организации, предупреждает о рисках. Текст готовой учетной политики соответствует законодательству. 

Подробнее

КонсультантПлюс

Facebook VK OK Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению от 28.11.2014

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Об определении налоговой базы по НДС при реализации на экспорт товаров, приобретенных в РФ.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в том числе товаров, реализуемых на экспорт, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи 105.3 Кодекса для целей налогообложения цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными. При этом порядок определения цен, применяемых в сделках, нормами Кодекса не регулируется.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Таким образом, в случае, если правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по экспортированным товарам подтверждена налогоплательщиком в установленном порядке, то стоимость реализуемых товаров, исчисленная по рыночным ценам и предусмотренная контрактом на поставку этих товаров с иностранным лицом, включается в налоговую базу, в отношении которой применяется нулевая ставка. При неподтверждении налогоплательщиком права на применение нулевой ставки указанная стоимость включается в налоговую базу, подлежащую налогообложению по ставке налога на добавленную стоимость в размере 18 (10) процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 августа 2014 г. N 03-07-08/39170

Вопрос:

Об оформлении счетов-фактур при реализации товаров комиссионером в розничной торговле и регистрации документов в книге покупок комитента при возврате ему товаров.

Ответ:

Согласно пункту 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и Правила его заполнения (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, которым, в частности, предусмотрен порядок заполнения счетов-фактур комитентами и комиссионерами. Поэтому при составлении указанными лицами счетов-фактур следует руководствоваться Правилами.

Что касается выставления счетов-фактур при реализации товаров комиссионером в розничной торговле, то на основании пункта 7 статьи 168 Кодекса при реализации товаров за наличный расчет требования, установленные данной статьей, по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. При этом согласно пункту 6 статьи 168 Кодекса при реализации товаров населению по розничным ценам в чеках и других выданных покупателю документах сумма налога не выделяется.

При возврате комитенту товаров, реализованных комиссионером в режиме розничной торговли с использованием контрольно-кассовой техники и выдачей чеков физическим лицам или другим лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то есть без выдачи счетов-фактур, в книге покупок комитента могут регистрироваться реквизиты документов, подтверждающих факт возврата денежных средств покупателю комиссионером, а также комитентом комиссионеру, если комиссионер перечислил комитенту оплаченные покупателем денежные средства до момента возврата товаров. При этом регистрация документов в книге покупок комитента производится на дату принятия на учет возвращенных товаров при наличии документов, подтверждающих прием и принятие на учет возвращенных товаров.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 июля 2014 г. N 03-07-09/37589

Вопрос:

Об учете ТСЖ, применяющим УСН, вступительных, членских и иных взносов, пожертвований, отчислений на формирование резерва на ремонт общего имущества, а также платежей за жилищно-коммунальные услуги, поступающих на счет ТСЖ.

Ответ:

Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в со ответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

При этом средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (статья 151 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов налогоплательщика учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса).

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Кроме того, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к средствам целевого финансирования относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Таким образом, ТСЖ, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги (электроэнергию, водоснабжение и др.), поступающие на счет ТСЖ, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В случае заключения ТСЖ агентских договоров следует иметь в виду, что согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, в случае, если деятельность ТСЖ исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом ТСЖ будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июля 2014 г. N 03-11-06/2/36929

Вопрос:

Об исправлении ошибок в декларации по налогу на прибыль, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Порядок внесения изменений в декларацию по налогу на прибыль определен статьей 81 Кодекса.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 Кодекса).

В соответствии с нормами статьи 89 Кодекса в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

При этом в рамках выездной проверки уточненной налоговой декларации можно проверить период вне зависимости от того, что он выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке уточненной декларации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 июля 2014 г. N 03-03-06/1/35353

Вопрос:

Об исполнении судебных решений, вступивших в силу, в случае приостановления операций по счету налогоплательщика по причине непредставления им налоговой декларации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций по счету по решению налогового органа означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в установленной пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации очередности.

В случае приостановления операций по счетам в банке на основании решения налогового органа, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Кодекса, и при отсутствии в банке поручения налогового органа на списание со счета налогоплательщика-организации денежных средств в счет перечисления сумм налогов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации от указанной обеспечительной меры не зависит очередность расходных операций по счету.

В соответствии со сложившейся арбитражной практикой в отношении применения пункта 3 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счету налогоплательщика по причине непредставления им налоговой декларации определяется судами как мера не обеспечительного, а организационного характера. Суды приходят к выводу, что приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июля 2014 г. N 03-02-07/1/35110

Вопрос:

Об уплате налога на имущество физлиц ИП, применяющим УСН.

Ответ:

В силу пункта 1 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Так, согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает освобождение индивидуального предпринимателя от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц при применении специальных налоговых режимов в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности.

Одновременно сообщается, что в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не планируется вносить изменения, предусматривающие обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать налог на имущество физических лиц при применении специальных налоговых режимов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 июля 2014 г. N 03-05-06-01/34221

Вопрос:

Об учете для целей налога на прибыль доходов в виде процентов по долговым обязательствам при переходе на ОСН, если договор заключен в период применения УСН.

Ответ:

Пунктом 6 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 271 НК РФ по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренной договором.

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) в течение календарного месяца доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.25 НК РФ организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

Указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 346.25 НК РФ доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

Следовательно, неучтенные доходы в виде процентов по долговым обязательствам, заключенным в период применения упрощенной системы налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения необходимо отразить в составе доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлен такой переход.

Порядок формирования резерва на возможные потери по займам определен в пункте 4 статьи 297.3 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 июля 2014 г. N 03-03-06/1/33868

Вопрос:

О вычете НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для строительства жилых домов, подлежащих продаже.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. N 3309/10 указано, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса в качестве выполняемых для собственного потребления строительно-монтажных работ подлежат квалификации те работы, в результате которых организацией создаются объекты, подлежащие использованию в ее собственной деятельности. При строительстве объектов с целью их последующей продажи строительные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления, а объект обложения налогом на добавленную стоимость возникает при реализации построенного объекта. Если указанная цель строительства доказана, то не имеет правового значения, осуществлялось ли в период строительства его финансирование третьими лицами и были ли заключены соответствующие договоры, предполагающие отчуждение построенных объектов.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. N 3309/10, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления строительства жилых домов, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, вычетам не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2014 г. N 03-07-10/33185

Вопрос:

О налогообложении НДФЛ среднего заработка, выплачиваемого иностранному работнику - высококвалифицированному специалисту за период отпуска.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка налога на доходы физических лиц в размере 30 процентов установлена в отношении доходов за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых, в частности, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Согласно статьям 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск представляет собой время отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Из этого следует, что средний заработок, выплачиваемый работнику за период отпуска в соответствии со статьей 114 Трудового кодекса Российской Федерации, не относится к доходам от осуществления трудовой деятельности. В отношении указанного дохода, полученного высококвалифицированным специалистом, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, применяется налоговая ставка в размере 30 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июля 2014 г. N 03-04-06/32423

Вопрос:

О налогообложении НДФЛ выплат работнику, направляемому за пределы РФ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При направлении работника на работу за границу, когда все трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняются им по месту работы в иностранном государстве, получаемое таким работником вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В случае если в течение налогового периода физическое лицо не будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, то в соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса такое лицо не является плательщиком налога на доходы физических лиц по доходам, полученным в данном налоговом периоде от источников за пределами Российской Федерации. Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, полученных в налоговом периоде, в котором физическое лицо не является налоговым резидентом Российской Федерации, такое лицо не имеет.

Налог на доходы физических лиц с доходов от источников в Российской Федерации, полученных физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации по итогам налогового периода, подлежит перерасчету по ставке 30 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 июля 2014 г. N 03-04-05/31933

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное