Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 09.08.2013


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс: "горячие" документы
<Информация> ФТС России от 08.08.2013 "ФТС России переносит на месяц введение мер обеспечения транзита по книжкам МДП по просьбе бизнеса"

Посмотреть все "горячие" документы

Консультации по бухучету и налогообложению от 09.08.2013

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

О порядке налогообложения налогом на прибыль деятельности болгарской организации, осуществляемой через строительную площадку на территории РФ, если договор по возведению организацией жилых домов заключен на 2 года с последующим продлением; о налогообложении НДФЛ доходов, выплачиваемых болгарской организацией физлицам.

Ответ:

Как следует из вопроса, договор по возведению жилых домов в городе заключен на 2 года с последующим продлением.

Строительная площадка, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, в целях налога на прибыль организаций определяется на основании положений ст. 308 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 308 Кодекса началом срока существования строительной площадки признается более ранняя из следующих дат:

- дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения работ по прямому договору с заказчиком);

- дата фактического начала работ.

Окончанием существования стройплощадки является дата подписания застройщиком или техническим заказчиком акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. Окончанием работ субподрядчика считается дата подписания акта сдачи-приемки работ генеральному подрядчику. В случае если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование (работы субподрядчика считаются законченными) на дату фактического окончания подготовительных, строительных или монтажных работ, входящих в объем работ соответствующего лица на данной стройплощадке.

Необходимо учитывать, что при определении наличия постоянного представительства организации приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Так, согласно пп. "ж" п. 2 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 08.06.1993 (далее - Соглашение) строительная площадка, строительный или монтажный объект образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 12 месяцев.

Учитывая изложенное, при превышении фактического срока осуществления болгарской организацией строительных работ в Российской Федерации по сравнению со сроком, установленным в ст. 5 Соглашения, деятельность болгарской организации приведет к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения прибыли в Российской Федерации. В данном случае расчет налоговых обязательств по налогу на прибыль следует производить по первому отчетному периоду, наступающему после превышения указанного срока, исходя из общего объема работ, выполненных с начала существования строительного объекта.

Что касается налогообложения физических лиц налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), то согласно пп. "а" п. 3 ст. 15 Соглашения заработная плата и другое вознаграждение, полученное лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве за работу по найму, выполняемую в другом Договаривающемся Государстве, не облагаются налогами в этом другом Государстве, если работа осуществляется лицами в связи со строительной площадкой, строительным или монтажным объектом в соответствии с пп. "ж" п. 2 ст. 5 Соглашения.

При этом в соответствии со ст. 207 Кодекса налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период, определяемый налоговым агентом на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет исчисленную сумму налога.

Таким образом, постоянное представительство болгарской компании, осуществляющее свою деятельность на строительной площадке на территории Российской Федерации более 12 месяцев, обязано исчислить и удержать НДФЛ с доходов физических лиц по ставке, предусмотренной ст. 224 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 июля 2013 г. N 03-08-05/26071

Вопрос:

В соответствии с п. 2 ст. 292 НК РФ при принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на данную ссудную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.

Кредитный договор и договор о предоставлении кредитной линии, заключенные банком, содержат условие о том, что начисление процентов за пользование кредитом прекращается при наступлении одного из следующих условий:

- по истечении срока возврата кредита/срока действия кредитной линии;

- по истечении 180 календарных дней с момента направления банком заемщику требования о досрочном возврате кредита или его части (отдельных траншей).

Прекращается ли банком в целях исчисления налога на прибыль начисление процентов по таким договорам с указанных дат, если ссудная задолженность на этот момент будет являться просроченной, но не будет признана банком безнадежной в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П?

Ответ:

Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным доходам относится доход в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. Особенности определения доходов банков в виде процентов определены ст. 290 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 290 НК РФ к доходам банка в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы в виде процентов от предоставления кредитов и займов.

Порядок налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

Пунктом 1 ст. 269 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

В связи с этим с момента прекращения долгового обязательства вследствие расторжения (изменения) договора кредита либо прекращения начисления процентов по договору кредита в случаях, предусмотренных договором кредита, основания для начисления процентов в налоговом учете отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июля 2013 г. N 03-03-06/2/25621

Вопрос:

ООО осуществляет деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

В соответствии с п. 2 ст. 276 НК РФ расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления.

Согласно правилам доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, а также интервальным и открытым паевыми инвестиционными фондами расходами управляющей компании, связанными с осуществлением деятельности по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами, являются расходы, которые указаны в вышеупомянутых правилах как расходы, которые осуществляются за счет собственных средств управляющей компании, а именно расходы, указанные в п. п. 142 - 143 Типовых правил доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.07.2002 N 564, п. п. 108 - 109 Типовых правил доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2002 N 684, и п. п. 105 - 106 Типовых правил доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2002 N 633.

Также в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом указывается максимальный размер расходов (в процентах от среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда), подлежащих уплате за счет имущества, составляющего фонд. Данное положение прописано в п. 141 Типовых правил доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, п. 107 Типовых правил доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом и п. 104 Типовых правил доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом. По итогам отчетного года производится расчет среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и определяется максимальный размер расходов, уплаченных за счет имущества фонда.

Признается ли в соответствии с п. 2 ст. 276 НК РФ выплаченное ООО возмещение превышения максимально допустимой величины расходов, подлежащих оплате за счет имущества, составляющего ПИФ, расходом доверительного управляющего, учитываемым при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 276 Кодекса для целей гл. 25 Кодекса имущество (в том числе имущественные права), переданное по договору доверительного управления имуществом, не признается доходом доверительного управляющего. Вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в течение срока действия договора доверительного управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления.

Так, например, п. 104 Типовых правил доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2002 N 633, установлено, что максимальный размер расходов, подлежащих оплате за счет имущества, составляющего фонд, за исключением налогов и иных обязательных платежей, связанных с доверительным управлением фондом, составляет определенный сторонами договора доверительного управления имуществом процент от среднегодовой стоимости чистых активов фонда, определяемой в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Таким образом, возмещение доверительным управляющим превышения максимально допустимой величины расходов, подлежащих оплате за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд не признается расходом доверительного управляющего для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июня 2013 г. N 03-03-06/1/24636

Вопрос:

Об отсутствии оснований для включения банком в налоговую базу по НДС денежных средств, безвозмездно переданных дочерней компании.

Ответ:

Перечень объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость установлен п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом операции по перечислению денежных средств в данный перечень не включены.

Кроме того, на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Таким образом, денежные средства, безвозмездно переданные банком своей дочерней компании, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у банка не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июня 2013 г. N 03-07-11/24898

Вопрос:

Каков порядок налогообложения НДФЛ выкупных сумм по договорам добровольного страхования жизни, выплачиваемых страховой организацией ИП при досрочном расторжении договоров?

Ответ:

В соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 213 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных данным подпунктом (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

Каких-либо ограничений в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, пп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса не содержит.

Таким образом, если физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают страховые взносы по вышеупомянутым договорам добровольного страхования жизни, то в случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни и получения ими в качестве застрахованных лиц выкупной суммы полученный доход при определении налоговой базы страховщиком - налоговым агентом подлежит уменьшению на сумму внесенных такими физическими лицами страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 июня 2013 г. N 03-04-06/24286

Вопрос:

О признании контролируемой задолженностью для целей налога на прибыль задолженности российской организации - заемщика перед иностранной организацией или перед российской организацией; о налогообложении налогом на прибыль процентов по контролируемой задолженности, приравненных к дивидендам и выплачиваемых иностранной организации - резиденту США.

Ответ:

Согласно ст. 269 Кодекса, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом иностранной организации, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации (далее - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса применяются правила п. 2 ст. 269 Кодекса.

Таким образом, при наличии установленных ст. 269 Кодекса условий задолженность российской организации - заемщика как перед иностранной организацией, так и перед российской организацией по долговому обязательству может быть признана контролируемой задолженностью перед иностранной организацией.

На основании п. 4 ст. 269 Кодекса положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 284 Кодекса предусмотрено, что к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, применяется налоговая ставка 15 процентов.

Вместе с тем с учетом ст. 7 Кодекса проценты, приравненные в целях налогообложения к дивидендам, признаются доходами иностранной организации и облагаются в Российской Федерации с учетом положений международного соглашения об избежании двойного налогообложения с государством - местом постоянного нахождения иностранной организации.

В соответствии со ст. 10 "Дивиденды" Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 (далее - Договор) термин "дивиденды" означает доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, которые предусматривают участие в прибыли, а также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налоговому регулированию, как доход от акций в соответствии с законодательством государства, в котором компания, распределяющая прибыль, имеет постоянное местопребывание. Термин "дивиденды" также включает доход от соглашений, включая долговые обязательства, предусматривающие участие в прибылях, в случае, если они определяются таким образом по законодательству Договаривающегося государства, в котором возникает доход. Этот термин применительно к Российской Федерации включает прибыль, переводимую за границу иностранным участникам предприятия с иностранными инвестициями, созданного по законам Российской Федерации.

Таким образом, проценты по контролируемой задолженности, приравненные в целях налогообложения к дивидендам, облагаются в соответствии со ст. 10 Договора при условии представления иностранной организацией подтверждения постоянного местонахождения в США в порядке, установленном ст. 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июня 2013 г. N 03-03-06/1/22382

Вопрос:

В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Вправе ли банк, являясь налоговым агентом по НДФЛ, удерживать исчисленную по банковским продуктам сумму НДФЛ из выплачиваемых банком клиенту в текущем налоговом периоде:

- денежных средств, которые в полном объеме относятся к доходам клиента, не облагаемым НДФЛ, в частности при выплате денежного подарка в сумме, не превышающей 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ);

- денежных средств, в отношении которых у банка отсутствуют основания для осуществления каких-либо удержаний (при выплате процентов по договору банковского вклада (п. 2 ст. 839 ГК РФ));

- денежных средств, выплачиваемых по гражданско-правовому договору в счет оплаты стоимости приобретаемого имущества, принадлежащего клиенту на праве собственности, если он самостоятельно исчисляет суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет;

- сумм, подлежащих уплате банком на основании вступившего в законную силу судебного решения?

Ответ:

Пунктами 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

При этом в соответствии с абз. 2 данного пункта удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Указанное удержание за счет любых иных денежных средств производится в случаях, если налоговый агент не имел возможности удержать налог при выплате доходов (например, с доходов в виде материальной выгоды или доходов в натуральной форме).

Пунктами 7 и 8 данной статьи предусматривается, что налоговый агент производит удержание налога из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода.

В п. 2 ст. 11 Кодекса установлено, что источник выплаты доходов налогоплательщику - это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.

Из вышеизложенного следует, что удержание суммы налога производится налоговым агентом из любых денежных средств, выплачиваемых в качестве доходов налогоплательщика, в отношении которых организация или физическое лицо признается источником выплаты дохода.

Таким образом, в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 226 Кодекса удержание суммы налога производится налоговым агентом из любых денежных средств, которые можно квалифицировать как доходы налогоплательщика, источником выплаты которых является сам налоговый агент.

С учетом вышеизложенного, если налоговый агент не имел возможности удержать налог при выплате каких-либо доходов, он обязан удержать налог с любых иных выплачиваемых налогоплательщику доходов, в том числе с доходов в виде процентов по договору банковского вклада, доходов, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам, доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 217 Кодекса.

В случае если в судебном акте указана подлежащая выплате сумма без указания на возможность удержания налога с причитающихся к выплате физическому лицу сумм, налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июня 2013 г. N 03-04-06/21230

Вопрос:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, не подлежат налогообложению НДФЛ при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, подтвержденного налоговым органом в установленном п. 3 ст. 220 НК РФ порядке.

Банк приобрел права требования по кредитам, выданным физическим лицам. От первоначального кредитора банку переданы кредитные досье налогоплательщиков - физических лиц, в том числе оригиналы подтверждений налогового органа о наличии права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, ранее предоставленные первоначальному кредитору.

Необходимо ли в целях применения освобождения от налогообложения НДФЛ доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, представлять в банк (новый кредитор) новое подтверждение с указанием в нем в качестве налогового агента нового кредитора?

Документ, подтверждающий право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, может быть оформлен налоговыми органами как в произвольной форме в виде письма в адрес налогоплательщика с указанием его Ф.И.О., подтверждением того, что ему предоставлен имущественный налоговый вычет, но без указания в нем наименования налогового агента и реквизитов кредитного договора; в форме справки, рекомендованной в Письме ФНС России от 27.07.2009 N ШС-22-3/594@, так и в форме уведомления, указанной в п. 3 ст. 220 НК РФ (Приложение к Приказу ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@ "О форме уведомления").

Вправе ли банк (налоговый агент) применить освобождение от налогообложения НДФЛ доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, в случае если налогоплательщиком представлен документ, выданный налоговым органом по форме, не соответствующей Приложению к Приказу ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@ "О форме уведомления"?

Ответ:

Как указывается в рассматриваемом вопросе, банком приобретены права требования по кредитам, выданным физическим лицам другим банком - первоначальным кредитором. В ряде случаев физические лица обладали правом на получение имущественного налогового вычета, являющимся условием для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением, в частности, материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Данной нормой предусмотрено, что указанная материальная выгода освобождается от налогообложения при условии наличия у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета, установленного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 220 Кодекса.

Форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ- 7-3/714@ "О форме уведомления".

Вместе с этим в целях освобождения от налогообложения доходов налогоплательщиков в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в соответствии с положениями ст. 212 Кодекса может также использоваться справка, форма которой рекомендована Письмом ФНС России от 27.07.2009 N ШС-22-3/594@ "О форме справки", заполненная с учетом изменений, внесенных в пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Поскольку в результате уступки права требования обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц переходят от первоначального кредитора к банку, приобретающему права требования по кредитам, в целях освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах по кредитам (займам) на основании пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса налогоплательщику необходимо представить упомянутое уведомление с указанием банка (нового кредитора) в качестве налогового агента.

Данные документы должны также содержать реквизиты кредитного договора на предоставление кредитных средств, израсходованных на приобретение недвижимости, в отношении которых предоставлен имущественный налоговый вычет.

Письмо налогового органа, свидетельствующее о получении налогоплательщиком имущественного налогового вычета, без указания в нем налогового агента - организации, выдавшей заем (кредит), а также реквизитов кредитного договора не может являться основанием для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, поскольку такой документ не подтверждает тот факт, что заем (кредит), при погашении которого определяется материальная выгода, был израсходован на приобретение недвижимого имущества, в отношении которого налогоплательщику предоставлен имущественный налоговый вычет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июня 2013 г. N 03-04-06/21233

Вопрос:

Согласно пп. "а" п. 2 ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.06.1993 если фактический получатель дивидендов является компанией, которая владеет непосредственно 100% капитала компании, выплачивающей дивиденды, или в случае совместного предприятия - не менее 30% капитала такого совместного предприятия, и вложенный иностранный капитал составляет не менее 100 тыс. долл. США или эквивалентную сумму в национальных валютах Договаривающихся Государств на момент распределения дивидендов, то взимаемый налог не должен превышать 5% от общей суммы дивидендов.

В остальных случаях согласно пп. "b" п. 2. ст. 10 Конвенции ставка взимаемого налога составляет 15%.

ОАО выплачивает дивиденды иностранной организации - налоговому резиденту Швеции, которая владеет 38% акций ОАО, приобретенных по цене выше 100 тыс. евро.

Какая ставка, согласно Конвенции (5% или 15%), подлежит применению при исчислении ОАО налога на прибыль в случае выплаты дивидендов шведской организации?

Ответ:

В соответствии со ст. 10 "Дивиденды" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.06.1993 (далее - Конвенция) дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором компания, выплачивающая дивиденды, имеет постоянное местопребывание, и в соответствии с законами этого Государства, но если получатель имеет фактическое право на эти дивиденды, то взимаемый налог не должен превышать:

a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактический получатель является компанией (кроме партнерства), которая владеет непосредственно 100% капитала компании, выплачивающей дивиденды, или в случае совместного предприятия не менее 30% капитала такого совместного предприятия, и в любом из этих случаев вложенный иностранный капитал составляет не менее 100 тыс. долл. США или эквивалентную сумму в национальных валютах Договаривающихся Государств на момент фактического распределения дивидендов;

b) 15% от общей суммы дивидендов - во всех остальных случаях.

В соответствии с п. 3 ст. 166 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных Верховным Советом СССР от 31.05.1991 N 2211-1, действовавшей согласно ст. 3 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" до 01.03.2002, к договору о создании совместного предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено совместное предприятие.

Согласно положениям ст. 14 Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР, принятых Верховным Советом СССР 05.07.1991 N 2302-1, действовавших до введения в действие Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", под предприятиями с иностранными инвестициями понимаются предприятия с участием иностранных инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Предприятия с иностранными инвестициями являются советскими юридическими лицами и создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ и товариществ, а также в любых других формах, не противоречащих законодательству Союза ССР.

Таким образом, исходя из норм законодательства Российской Федерации, действовавших на момент заключения Конвенции, под "совместными предприятиями" понимались предприятия - юридические лица с участием иностранных инвесторов, созданные в том числе в форме акционерных обществ.

Для определения, выполнено ли условие о минимальном инвестиционном вкладе, установленное пп. "а" п. 2 ст. 10 Конвенции, учитывается взнос, оцениваемый на момент инвестирования. Следовательно, размер инвестиций определяется на момент их фактического осуществления и равен сумме, фактически уплаченной на дату приобретения акций (долей), не подлежащей последующему пересчету в связи с колебаниями биржевого или валютного курса.

Учитывая изложенное, определяя налоговую ставку на доходы в виде дивидендов, российская организация, созданная в форме акционерного общества, вправе применять налоговую ставку в размере 5 процентов при соблюдении пп. "а" п. 2 ст. 10 Конвенции при условии, что, во-первых, на момент фактического распределения дивидендов вложенный иностранный капитал составляет не менее 100 тыс. долл. США или эквивалентную сумму в национальных валютах Договаривающихся Государств (т.е. национальных валютах Швеции или России), во-вторых, иностранной компанией - получателем дивидендов будут соблюдены положения п. 1 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 мая 2013 г. N 03-08-05/16136

Вопрос:

О применении НДС при оказании белорусским банком по агентскому договору услуг российскому банку по организации и сопровождению кредита, предоставляемого российским банком белорусскому заемщику.

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Применение налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза при выполнении работ (оказании услуг) по договорам между налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза регламентируется нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

В соответствии со ст. 2 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства.

На основании положений ст. 3 Протокола местом реализации услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если такие услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, за исключением услуг, предусмотренных пп. 1 - 4 п. 1 данной статьи. Поскольку услуги, оказываемые по агентскому договору по организации и сопровождению кредита, к услугам, поименованным в указанных пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Протокола, не относятся, то местом реализации таких услуг, оказываемых налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, признается территория этого государства. В связи с этим местом реализации указанных услуг, оказываемых белорусским банком российскому банку, признается территория Республики Беларусь и данные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 апреля 2013 г. N 03-07-05/13596

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное