Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 30.11.2012


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 30.11.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новости КонсультантПлюс

1 декабря в системе КонсультантПлюс будет размещен "Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года". Наиболее важные поправки, вступающие в силу с 1 января 2013 г., касаются специальных налоговых режимов - ЕСХН, УСН, ЕНВД. Материалы будут обновляться с учетом вступивших в силу нормативных правовых актов и разъяснений контролирующих органов.


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Об отсутствии оснований для налогообложения НДС инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации и иных услуг, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, приобретаемых филиалом российской организации, созданным и осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, на основании договоров с российскими и иностранными организациями.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. При этом перечень работ (услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, установлен п. 1 данной статьи Кодекса.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации и иных услуг, предусмотренных данным подпунктом, определяется по месту деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг н! а основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Таким образом, в случае если организация, приобретающая указанные услуги, осуществляет деятельность за пределами территории Российской Федерации, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается. Поэтому местом реализации инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации и иных услуг, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса, приобретаемых филиалом российской организации, созданным и осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, на основании договоров с российскими и иностранными организациями, в том числе в случае оплаты этих услуг головной российской организацией, террит! ория Российской Федерации не признается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 октября 2012 г. N 03-07-08/284

Вопрос:

Имеет ли право индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы", уменьшить величину налога на уплаченные взносы в ФСС РФ по договору добровольного страхования?

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена б! олее чем на 50 процентов. Указанное ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

При этом Кодексом не предусмотрено уменьшение суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), на сумму страховых взносов, уплачиваемых по договорам добровольного страхования.

Исходя из этого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не вправе уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму взносов, уплаченных в Фонд социального страхования Российской Федераци! и по договору добровольного страхования.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 октября 2012 г. N 03-11-11/301

Вопрос:

ЗАО включило в состав расходов по налогу на прибыль расходы на капитальные вложения (амортизационную премию) в размере 10% первоначальной стоимости основных средств, приобретенных в 2010 г., в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ.

ЗАО планирует реализовать в 2012 г. данные основные средства, то есть ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода их в эксплуатацию. Суммы амортизационной премии, ранее примененные в отношении основных средств, будут восстановлены и включены в налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ.

Для определения финансового результата от реализации указанного амортизируемого имущества ЗАО будет использовать остаточную стоимость основных средств, определяемую как разница между первоначальной стоимостью основного средства до применения амортизационной премии и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации, при этом амортизационная премия не будет учитыв! аться при определении начисленной амортизации.

При реализации основного средства полученные доходы уменьшаются на его остаточную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Остаточная стоимость рассчитывается в соответствии со ст. 257 НК РФ и составляет разницу между первоначальной стоимостью основного средства и суммой начисленной амортизации.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как совокупная сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ).

НК РФ не предусматривает возможности корректировки первоначальной стоимости основного средства на сумму амортизационной премии. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства изменяется только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Расход! ы, учитываемые для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, не являются амортизационными отчислениями и не учитываются при определении остаточной стоимости основного средства. Первоначальная стоимость не изменяется в связи с применением амортизационной премии.

Правомерен ли порядок определения ЗАО в целях исчисления налога на прибыль остаточной стоимости амортизируемого имущества, реализуемого до истечения пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию, по которому ранее была применена амортизационная премия?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

На основании п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, мод! ернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода.

В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Таким образом, остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта за минусом указанных расходов в виде капитальных вложений (10% или 30%) и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2012 г. N 03-03-06/1/527

Вопрос:

Юридическое лицо получило от налогового органа требование о представлении документов (информации) о налогоплательщике в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. Помимо договора оказания услуг, счета-фактуры, книги продаж и накладных, налоговым органом у организации было затребовано штатное расписание работников организации, а также приказы о направлении работников юридического лица в командировки в адрес налогоплательщика.

Из пояснений налогового органа следует, что документы, содержащие персональные данные работников организации, необходимы ему в целях установления в штате юридического лица работников, которые могут оказывать услуги по запрашиваемому договору оказания услуг.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента налогоплательщика документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Документы, запр! ашиваемые налоговым органом, являются внутренними документами организации, не содержат информации о налогоплательщике и не относятся к его деятельности. Также запрашиваемые документы (штатное расписание юридического лица, приказ о направлении в командировку работников) содержат персональные данные физических лиц, которые могут быть переданы третьим лицам только с соблюдением законодательно установленного порядка (ст. 88 ТК РФ).

Имеет ли право налоговый орган в рамках ст. 93.1 НК РФ истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика информацию о персональных данных работников организации-контрагента (штатное расписание, приказы о направлении в командировки)?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Статья 93.1 Кодекса не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.

К таким документам отн! осятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2012 г. N 03-02-07/1-246

Вопрос:

ЗАО приобретает у физлиц транспортные средства (легковые автомобили или автомобили марки "Газель"). В договоре купли-продажи указывается период эксплуатации соответствующего транспортного средства.

Согласно п. 12 ст. 258 НК РФ приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

В вышеуказанных обстоятельствах возможно начисление амортизации исходя из срока использования ТС предыдущим собственником, а амортизационная группа может устанавливаться ЗАО исходя из собственных условий.

Каким образом определять амортизационную группу, срок использования ТС и начислять амортизацию по основным средствам в данном случае в целях исчисления налога на прибыль?

При эксплуатации собственных транспортных средств у ЗАО возникает вопрос о правомерности применения ! повышенного коэффициента согласно пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Так, например, в летний период (июнь - август) ТС эксплуатируются в режиме 22 часа в сутки.

Правомерно ли за этот период применять повышающий коэффициент в размере 2, оформляя это соответствующим приказом по организации?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Согласно п. 1 ст. 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплате! льщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 258 Кодекса организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования,! уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с гл. 25 Кодекса, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

В случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 Кодекса, так как у физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.

Сог ласно пп. 1 п. 1 ст. 259.3 Кодекса налогоплательщики вправе применять ! к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств.

При применении нелинейного метода начисления амортизации указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам.

Согласно Письму Минэкономразвития России от 13.01.2011 N Д13-13 "О применении повышающего коэффициента к норме амортизации основных средств, используемых в круглосуточном режиме" при подготовке Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01! .2002 N 1 (далее - Классификация), сроки полезного использования основн ых средств (машин и оборудования), используемых в прерывных технологических процессах, устанавливались исходя из двухсменного режима их работы.

Таким образом, режимом повышенной сменности в целях налогообложения может являться эксплуатация указанных основных средств в три смены и более.

В отношении машин и оборудования, работающих в условиях непрерывной технологии изготовления продукции, сроки полезного использования, установленные в Классификации, уже учитывают специфику их эксплуатации, вследствие чего указанный коэффициент применяться не может.

Круглосуточный режим эксплуатации основных средств, по мнению Минэкономразвития России, может являться как прерывным (например, трехсменным), так и непрерывным.

Учитывая изложенное, каждый конкретный случай применения налогоплательщиком повышающего коэффициента к норме амортизации основных средств, эксплуатируемых в круглосуточном режиме, требует детального исследования обстоятельств его применения.

!

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2012 г. N 03-03-06/1/525

Вопрос:

Между ОАО и его дочерними обществами заключен договор о создании КГН. По договору участники КГН (дочерние общества ОАО) перечисляют ответственному участнику КГН (ОАО) компенсационные платежи - денежные средства для уплаты налога на прибыль (авансовых платежей) по КГН. Сумма компенсационного платежа определяется исходя из величины прибыли, определяемой участником КГН по правилам гл. 25 НК РФ без учета правил КГН, и налоговой ставки, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ (данное условие включено в договор с учетом Письма Минфина России от 23.03.2012 N 03-03- 06/1/153).

На практике могут возникать ситуации, когда по итогам налогового периода сумма компенсационных платежей, перечисленных участниками КГН ответственному участнику, будет превышать сумму налога на прибыль по КГН, подлежащую уплате в бюджетную систему. Это будет происходить в случае, если участники КГН в течение налогового периода определяют сумму компенсацио! нного платежа исходя из обычной (максимальной) налоговой ставки, а ответственный участник КГН по итогам налогового периода применяет пониженные налоговые ставки, предусмотренные законами субъектов РФ, в отношении доли прибыли участников КГН, отвечающих законодательно установленным критериям (требованиям).

Ответственному участнику в соответствии с поданной им уточненной налоговой декларацией и заявлением может производиться возврат из бюджетной системы сумм излишне уплаченного налога на прибыль по КГН.

Обязан ли ответственный участник КГН возвращать участникам КГН разницу между суммой компенсационных платежей, полученных им в течение налогового периода, и суммой налога на прибыль по КГН, подлежащей уплате в бюджетную систему по итогам налогового периода, в том числе в случае возврата из бюджетной системы излишне уплаченных сумм налога ответственному участнику КГН?

Каким образом - в каких размерах (пропорциях) и между какими участниками (всеми участниками! КГН, либо между участниками, в отношении которых применена пониженная ставка налога на прибыль) должна распределяться разница?

Если разница не будет возвращена (будет возвращена не в полном объеме), возникают ли у ответственного участника доходы, а у участников КГН - расходы (убытки) для целей налога на прибыль?

Ответ:

Налоговая база по прибыли, полученной участниками консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН), определяется ответственным участником этой группы в порядке, установленном ст. 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), с учетом особенностей, установленных ст. ст. 278.1 и 288 Кодекса.

Кодексом установлены особенности определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (авансовых платежей) ответственным участником КГН.

Кодексом не установлена обязанность ответственного участника КГН возвращать участникам КГН разницу между суммой денежных средств, переданных участником КГН ответственному участнику этой группы для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов), и суммой налога на прибыль организаций по КГН, подлежащей уплате в бюджетную систему по итогам отчетного (налогового) периода, в том числе в случае возврата из бюджета ответственному у! частнику КГН излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций по КГН.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 25.3 Кодекса договор о создании КГН должен содержать положение о порядке и сроках исполнения обязанностей и осуществления прав ответственным участником и другими участниками КГН, не предусмотренных Кодексом, ответственность за невыполнение установленных обязанностей.

Таким образом, порядок и сроки взаиморасчетов между участниками КГН по поводу уплаты налога на прибыль организаций определяются в договоре о создании данной КГН.

При этом согласно пп. 44 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются в доходах денежные средства, полученные ответственным участником КГН от других участников этой группы для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) в порядке, установленном Кодексом для КГН, а также денежные средства, полученные участником КГН от ответственного участника этой группы налогоплательщиков в связи с уточнением сумм налога (! авансовых платежей, пеней, штрафов), подлежащих уплате по этой группе налогоплательщиков.

В соответствии с п. 48.14 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются в расходах денежные средства, переданные участником КГН ответственному участнику этой группы для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) в порядке, установленном Кодексом для КГН, а также денежные средства, переданные ответственным участником КГН участнику этой группы в связи с уточнением сумм налога (авансовых платежей, пеней, штрафов), подлежащих уплате по этой КГН.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2012 г. N 03-03-06/1/532

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель, оказывающий автотранспортные услуги, уплачивает ЕНВД. На балансе имеется 20 автомобилей, в октябре планируется приобрести 7 новых автомобилей, а 7 старых планируется сдавать в аренду. Общее количество автомобилей на балансе составит 27. Ежемесячно автотранспортные услуги будут оказывать 20 автомобилей. Будет ли применяться система налогообложения в виде ЕНВД в отношении данных 20 автомобилей?

Ответ:

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество транспортных средств, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

В число транспортных средств, имеющихся у налогоплательщика, включаются транспортные средства независимо от их ! эксплуатационного состояния (например, находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т.п.), а также транспортные средства, полученные по договору аренды (лизинга).

Таким образом, если общее количество предназначенных для перевозки пассажиров и грузов транспортных средств, находящихся у налогоплательщика, составляет менее 20 единиц, то такой налогоплательщик вправе перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

При этом в целях перехода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов не учитываются транспортные средства, переданные налогоплательщиком в аренду (лизинг). Доходы, полученные от осуществления данного вида предпринимательской деятельности, подлежат налогообложению в рамках иных режимов налогообложения.

Если часть транспортных средств передается налогоплательщиком в аренду по! сле перехода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса, то в отношении предпринимательской деятельности, связанной с получением доходов от сдачи автомобилей в аренду сторонним организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, следует применять общую систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения и на основании п. 7 ст. 346.26 Кодекса вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой уплачиваются налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Также следует отметить, что исходя из п. 9 ст. 346.29 Кодекса, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы е диного налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в ко! тором произошло изменение величины физического показателя.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2012 г. N 03-11-11/294

Вопрос:

Организация использует в производственной деятельности патент на изобретение. Патент учитывается в составе нематериальных активов, применяется линейный метод начисления амортизации. Срок полезного использования патента определен равным сроку действия патента на территории РФ и составляет 20 лет.

Патент досрочно прекратил свое действие в связи с неуплатой патентной пошлины. Действие патента восстановлено с 20.07.2011 до истечения срока его действия, а изобретение продолжало использоваться и в период прекращения действия патента, и после его восстановления.

Положения гл. 25 НК РФ не связывают уменьшение полученных доходов на сумму произведенных расходов с фактом государственной регистрации лицензионного договора. Пунктом 2 ст. 258 НК РФ определено, что срок полезного использования НМА определяется исходя из срока действия патента, а также исходя из срока полезного использования нематериальных активов, обусл! овленного соответствующими договорами.

Правомерно ли организация полагает, что, поскольку НМА продолжал использоваться при производстве продукции в период прекращения действия патента, нет оснований для пересмотра срока его полезного использования и величины амортизационных отчислений в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Как следует из вопроса, налогоплательщик использует в производственной деятельности патент на изобретение. Патент учитывается в составе нематериальных активов, применяется линейный метод начисления амортизации. Патент досрочно прекратил свое действие в связи с неуплатой патентной пошлины за поддержание его в силе. Через определенный промежуток времени действие патента было восстановлено до истечения срока его действия. При этом изобретение продолжало использоваться в деятельности в периоде прекращения действия патента.

Согласно ст. 1399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) действие патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец прекращается досрочно, в частности, при неуплате в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец в силе - со дня истечения установленного срока для уплаты патентной пошлины за подд! ержание патента в силе.

Пунктом 1 ст. 1400 ГК РФ предусмотрено, что действие патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которое было прекращено в связи с тем, что патентная пошлина за поддержание патента в силе не была уплачена в установленный срок, может быть восстановлено федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству лица, которому принадлежал патент. Ходатайство о восстановлении действия патента может быть подано в указанный федеральный орган в течение трех лет со дня истечения срока уплаты патентной пошлины, но до истечения предусмотренного ГК РФ срока действия патента. К ходатайству должен быть приложен документ, подтверждающий уплату в установленном размере патентной пошлины за восстановление действия патента.

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуа! льной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Согласно п. 3 ст. 257 Кодекса нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие н адлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого н! ематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

К нематериальным активам, в частности, относится исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель.

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 2 ст. 258 Кодекса установлено, что определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законо! дательством Российской Федерации или применимым законодательством иност ранного государства, а также исходя из срока полезного использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

По нематериальным активам, указанным в пп. 1 - 3, 5, 6 абз. 3 п. 3 ст. 257 Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.

Таким образом, в период между датой прекращения действия патента на изобретение и датой публикации в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности сведений о восстановлении действия патента соответствующий нематериальный актив исключается из состава амортизируемого имущества по причине отсутствия надлежаще оформленны! х документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности.

При восстановлении действия патента на изобретение амортизация по соответствующему нематериальному активу начисляется в порядке, действовавшем до момента прекращения действия патента на изобретение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 октября 2012 г. N 03-03-06/1/513

Вопрос:

В соответствии с п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

На основании п. 7 ст. 171 НК РФ выче! там подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Для работников, направляемых в командировку, организация приобретает электронные авиабилеты по конфиденциальным тарифам. В авиабилетах не указывается их стоимость, поскольку конфиденциальные тарифы разрабатываются перевозчиком самостоятельно и составляют коммерческую тайну. Сумма НДС выделена в авиабилете отдельной строкой. Передача авиабилетов организации оформляется актом приема-передачи, где указывается стоимость авиабилетов. Счета-фактуры на авиабилеты не выставляются.

Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учесть расходы на приобретение авиабилетов по конфиденциальным тарифам на основании акта приема-передачи?

Принимаются ли к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении электронных авиабилетов по конфиденциальным тарифам?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на ! получение дохода.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

В соответствии с п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Подпунктом 2 п. 1 Приложения к данному Приказу установлен перечень реквизитов, которые должен содержать электронный пассажирский билет. В частности, в билете ! указываются тариф, эквивалент тарифа (если применяется), итоговая стоимость перевозки, форма оплаты.

Учитывая изложенное, отражение в акте приема-передачи авиабилета стоимости перевозки без предъявления самого электронного пассажирского билета с указанной в нем стоимостью перевозки не является основанием для принятия этих расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

Что касается налога на добавленную стоимость, то на основании п. 7 ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, не принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, вычетам не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 сентября 2012 г. N 03-07-11/398

Вопрос:

Об оформлении корректировочного счета-фактуры, выставляемого при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в случае изменений каких-либо реквизитов, в том числе наименования, адреса продавца или покупателя товаров (работ, услуг), приходящихся на период между датой составления счета-фактуры при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и датой составления корректировочного счета-фактуры, в целях исчисления НДС.

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно п. 5.2 ст. 169 Кодекса в корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), должны быть указаны в том числе наименования, адреса и идентификационные номера продавца и покупателя.

Таким образом, при оформлении корректир! овочного счета-фактуры данные реквизиты должны соответствовать реквизитам продавца и покупателя, действительным на момент составления корректировочного счета-фактуры.

При этом нормами ст. 169 Кодекса отражение в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не запрещено. В связи с этим в случае изменений каких-либо реквизитов, в том числе наименований, адресов продавца или покупателя товаров (работ, услуг), приходящихся на период времени между датой составления счета-фактуры при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и датой составления корректировочного счета-фактуры, в корректировочном счете-фактуре могут быть дополнительно отражены реквизиты, указанные в счете-фактуре, к которому составляется корректировочный счет-фактура.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 сентября 2012 г. N 03-07-08/264



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное