Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 18.11.2011


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 18.11.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков"


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Одним из основных направлений деятельности ООО является строительство промышленных объектов. Строительство осуществляется на основании договоров подряда. Организация выступает в качестве генерального подрядчика.

В договоре строительного подряда не предусмотрен поэтапный порядок сдачи-приемки работ, не предусмотрены авансовые платежи, однако предусмотрена обязанность подрядчика ежемесячно в согласованный сторонами срок направлять заказчику следующие документы:

- акт приемки выполненных работ (форма N КС-2);

- справку о стоимости выполненных работ (форма N КС-3).

Правильно ли считать, что для ООО моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день пер! едачи работ (на основании формы N КС-2, формы N КС-3) или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (п. 1 ст. 167 НК РФ)? В рассматриваемом случае будет ли дата подписания акта заказчиком признаваться датой реализации работ?

Ответ:

Согласно п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" при осуществлении строительства здания по договору строительного подряда, в котором этапы работ не выделялись, акты по форме N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Данные акты не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.

Таким образом, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ заказчиком, то акты по форме N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", подписываемые заказчиком в отношении работ, выполненных подрядчиком за отчетный месяц, являются основанием для определения стоимости выполненных работ, по которой производятся расчеты с подрядчи! ком, и согласно договору не являются принятием результата работ заказчиком.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 ноября 2011 г. N 03-07-11/299

Вопрос:

Организация - сельскохозяйственный товаропроизводитель (ООО) применяет общий режим налогообложения. Учет доходов и расходов от сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности ведется раздельно. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки превышает 70%. Косвенные расходы распределяются между сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельностью пропорционально выручке от реализации сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции.

1. ООО заполняет два листа Приложения N 1 к листу N 2 налоговой декларации по налогу на прибыль соответственно с кодом 1 (несельскохозяйственная деятельность) и с кодом 2 (сельскохозяйственная деятельность).

Как распределить в целях исчисления налога на прибыль внереализационные доходы между сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельностью, в частности: полученные субсидии в части компенсации затрат по уплате проц! ентов по кредитам и займам, полученным в кредитных организациях; в виде доходов прошлых лет, выявленных в отчетном периоде; в виде стоимости полученных материалов и иного имущества при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде стоимости излишков товарно-материальных запасов и прочего имущества, которые выявлены при инвентаризации; суммы восстановленных расходов на капитальные вложения?

2. Как распределить в целях исчисления налога на прибыль внереализационные расходы между сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельностью, в частности: расходы в виде процентов по долговым обязательствам; расходы по созданию резерва предстоящих расходов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов; убытки от реализации прав требования долга, относя! щиеся к внереализационным расходам текущего отчетного (налогового) периода; расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы; штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, возмещение причиненного ущерба; убытки, приравненные к внереализационным расходам?

Ответ:

По вопросу 1.

Согласно ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

По вопросу 2.

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) з! аконодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 110-ФЗ) в 2004 - 2012 гг. налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Пунктом 2 ст. 274 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Таким образом, организации, п! ризнаваемой в целях ст. 2.1 Федерального закона N 110-ФЗ сельскохозяйственным товаропроизводителем, необходимо обеспечить раздельный учет доходов и расходов по деятельности, связанной с реализацией произведенной ею сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, облагаемой по ставке 0 процентов, и по иным видам деятельности.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Внереализационные расходы, которые непосредственно связаны с осуществлением деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя, облагаемой налогом на прибыль организаций по ставке 0 процентов, учитываются при определении налоговой базы по данному виду деятельности.

В случае если не предс тавляется возможным определить принадлежность внереализационных расход! ов к конкретному виду деятельности, то такие расходы подлежат распределению между ними пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/710

Вопрос:

По договорам добровольного медицинского страхования страховщик планирует осуществлять страховые выплаты непосредственно в аптечную организацию (далее - аптека) по ее счетам в рамках договорных отношений между страховщиком и этой аптекой. При этом застрахованное лицо предъявляет аптеке рецепт врача амбулаторно-поликлинического учреждения, предусмотренного договором ДМС, получает лекарственное средство, а затем его оплачивает страховщик аптеке по ее счетам. Такая схема получения и оплаты лекарственных средств предусмотрена правилами ДМС страховщика.

По мнению аптеки, она вправе не выставлять страховщику счета-фактуры, аргументируя это следующим образом:

- счет-фактура выставляется, если оплачивается НДС;

- в случае со страховщиком НДС начисляется в момент отпуска лекарственного средства застрахованному лицу;

- аптека формирует налоговую базу по НДС и полностью его оплачивает;

- лекарств! енные средства страховщику не продаются, а передаются застрахованным лицам в рамках договора ДМС;

- все страховщики, с которыми работает аптека, принимают к оплате обычные счета (не счета- фактуры).

Обязана ли аптека выставлять страховщику счета-фактуры по НДС за отпущенные застрахованным лицам лекарственные средства или аптека вправе выставить обычные счета?

Ответ:

В соответствии с п. 7 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные п. п. 3 и 4 данной статьи Кодекса, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Таким образом, при продаже товаров (работ, услуг) физическому лицу налогоплательщик освобождается от обязанности выставления счетов-фактур при соблюдении одновременно следующих условий - покупатель - физическое лицо осуществляет оплату товаров (работ, услуг) наличными средствами и продавец выдает покупателю касс! овый чек или иной документ установленной формы. Иных случаев освобождения налогоплательщиков налога на добавленную стоимость при реализации ими товаров (работ, услуг) физическим лицам от указанных обязанностей Кодексом не установлено.

Согласно п. 1 ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявляемых продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

Учитывая, что физические лица не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и этот налог к вычету не принимают, счета-фактуры по товарам, оплаченным страховщиками физических лиц в безналичном порядке, возможно выписывать в одном экземпляре для учета данных товаров продавцом по итогам налогового периода. При этом в случае отсутствия у продавца товаров информации о физических лицах в соответствующих строках счета-фактуры проставляются прочерки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 ноября 2011 г. N 03-07-09/37

Вопрос:

При создании ООО один из учредителей оплатил свою долю в уставном капитале объектом недвижимости - зданием производственного цеха. В учредительном договоре указанное здание, в целях оплаты доли в уставном капитале, оценено учредителями ООО по стоимости меньшей, чем его рыночная стоимость, рассчитанная независимым оценщиком.

Включается ли в доход для целей исчисления налога на прибыль указанная разница между рыночной стоимостью здания (оценка независимого оценщика) и номинальной стоимостью доли согласно учредительному договору (оценка учредителей)?

Ответ:

На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.

Согласно п. 2 указанной статьи денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляют более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено Федеральным законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимос! ти доли участника общества, оплачиваемой неденежными средствами, не могут превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения прибыли имущество, полученное организацией в качестве вклада (взноса) в уставный капитал (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)), не признается доходом.

В соответствии с п. 1 ст. 277 Кодекса имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав).

Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности ! на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

При этом ст. 277 Кодекса установлен особый порядок определения стоимости имущества, внесенного в уставный (складочный) капитал организации физическими лицами и иностранными организациями.

Так, при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в го сударстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, ! но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/712

Вопрос:

Организация применяет УСН. Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.

Вправе ли организация в составе расходов при определении налоговой базы по налогу при применении УСН признать стоимость объекта недвижимости, приобретенного для дальнейшей реализации и переданного покупателю на основании акта приема-передачи объекта, в момент его фактической передачи?

Ответ:

В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса), а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивиду! альным предпринимателем (за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 39 Кодекса) признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

При этом согласно п. 2 ст. 39 Кодекса место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй Кодекса.

У налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (раб! от, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).

Вместе с тем в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 808/10 указано, что расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, признаются в составе расходов при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет.

Согласно п. 3 ст. 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Исходя из этого расходы на приобретение объекта недвижимости, предназначенного для дальнейшей реализации, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются в составе расходов после передачи права собственности на данный объект недвижимости покупателям.

Основани е: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 ноября 2011 г. N 03-11-06/2/153

Вопрос:

В соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ покупатель предъявляет НДС к вычету при одновременном выполнении условий, предусмотренных гл. 21 НК РФ, и регистрирует счет-фактуру в книге покупок за соответствующий период.

НК РФ не содержит запрета на внесение изменений в счета-фактуры, а ст. ст. 171 и 172 НК РФ право применения налоговых вычетов связывают с выполнением только названных условий. При этом продавец должен внести изменения в книгу продаж путем составления дополнительного листа, а также представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за тот налоговый период, в отношении которого им были внесены изменения в книгу продаж. Организация полагает, что последующее исправление счетов-фактур не влияет на правомерность отражения налогоплательщиком налоговых вычетов в том налоговом периоде, в котором выполнены установленные законом условия.

ОАО-1 на основании договора энергоснабжения ежемесячно в! ыставляет в адрес ОАО-2 первичные документы и счета-фактуры за потребленную электроэнергию.

В 2011 г. ОАО-2 проинформировано о том, что цены за единицу отпущенной электроэнергии, по которым выставляются начиная с января 2011 г. первичные документы и счета-фактуры, указаны прогнозные нерегулируемые. В результате в счета-фактуры вносятся изменения после каждого последующего официального опубликования фактических средневзвешенных нерегулируемых цен.

В связи с этим у покупателя возникают налоговые риски при отражении полученных счетов-фактур с внесенными изменениями в книге покупок в налоговом периоде, в котором выполнены условия, предусмотренные ст. ст. 171 и 172 НК РФ, и, соответственно, предъявлении НДС, указанного в счете- фактуре, к вычету. Кроме того, при каждом внесении изменений в счета-фактуры у покупателя возникает обязанность в составлении и предоставлении в налоговые органы уточненных налоговых деклараций за периоды, которые данные изменения затрагиваю! т.

В каком налоговом периоде в целях НДС возникает право на применение налоговых вычетов у покупателя при внесении продавцом изменений в счет-фактуру в другом налоговом периоде?

Ответ:

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

На основании вышеуказанных норм Кодекса право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в налоговом периоде, в котором пр! иобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов и при наличии счетов-фактур. В связи с этим при внесении продавцом изменений в счет-фактуру исправленный счет-фактура регистрируется покупателем в книге покупок и, соответственно, суммы налога на добавленную стоимость предъявляются покупателем к вычету в том налоговом периоде, в котором исправленный счет-фактура получен, при одновременном соблюдении иных условий, предусмотренных гл. 21 Кодекса.

Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 октября 2011 г., установлен новый порядок применения корректировочных счетов-фактур, выставляемых при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества отгруженных товаров (выполненны! х работ, оказанных услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 ноября 2011 г. N 03-07-11/294

Вопрос:

Налогоплательщик в 2011 г. представляет в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. При этом причиной возникновения возмещения по декларации за налоговый период является заявленный вычет НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, отраженный в разд. 4 налоговой декларации. В разд. 3 и разд. 6 налоговой декларации отражены суммы налога, подлежащие уплате в бюджет. Налогоплательщик представил одновременно с декларацией пакет документов, подтверждающих право применения нулевой ставки в соответствии со ст. 165 НК РФ.

Налоговый орган в рамках камеральной проверки указанной декларации по требованию о представлении документов запросил дополнительные документы, прямо не поименованные в НК РФ в качестве документов, дающих право на налоговый вычет (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ): регистры бухгалтерского учета с обязательным отображением всех уровней аналитического учета; догов! оры, заключенные с покупателями и поставщиками; счета-фактуры выданные (отраженные в книге продаж); выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам; бухгалтерскую отчетность; расшифровки отдельных строк декларации.

Вправе ли налогоплательщик отказаться от представления перечисленных выше дополнительных документов, не поименованных в НК РФ в качестве документов, дающих право на налоговый вычет по НДС? Какой перечень документов вправе запросить налоговый орган в рамках проведения камеральной проверки декларации по НДС в данном случае?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 7 ст. 88 Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 Кодекса.

Пунктом 8 ст. 8! 8 Кодекса установлено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренный ст. 172 Кодекса, не является закрытым, налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие правомерность ! применения налоговых вычетов. При этом на основании положений ст. 23 Кодекса налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа, в том числе в части представления документов, необходимых для контроля за исчислением и уплатой налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 ноября 2011 г. N 03-07-08/302

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель - плательщик ЕСХН ввозит оборудование и материалы на территорию Российской Федерации с территории Финляндии.

Существует ли у данного индивидуального предпринимателя обязанность в представлении налоговой декларации по НДС?

Ответ:

Пунктом 1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, установлено, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога в случае, если на них в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) возложены обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость, в случае выставления ими покупателям счетов- фактур с выделением налога на добавленную стоимость, а также в случае, если они являются налоговыми агентами, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на добавленную стоимость.

Кроме того, на основании п. 1 Порядка заполнения налоговой декларации по ко! свенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза, утвержденного Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н, организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с переходом на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, обязаны представлять налоговую декларацию, форма которой утверждена данным Приказом, при ввозе товаров с территории государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, при ввозе товаров с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе с территории Финляндии, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость в налоговые органы не представляется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 ноября 2011 г. N 03-07-14/105

Вопрос:

ООО приобрело программный продукт для ЭВМ и ввело его в эксплуатацию. Для целей исчисления налога на прибыль ООО учитывает программный продукт в качестве объекта нематериальных активов (НМА) и начисляет амортизацию по данному НМА. В процессе пользования НМА ООО потребовалось его усовершенствование (доработка). Стоимость усовершенствования составила более 40 000 руб.

Может ли ООО единовременно учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы на усовершенствование НМА на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Пунктом 3 ст. 257 Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управ! ленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Таким образом, нематериальными активами признается вышеназванное имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Согласно положениям гл. 25 Кодекса нематериальные активы амортизируются, но увеличение их первоначальной стоимости в результате дооборудования, модернизации, реконструкции и т.п. положениями Кодекса не предусмотрено.

Подпунктом 26 п. 1 ст. 264 Кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права! на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Таким образом, расходы на обновление программы для ЭВМ, исключительное право пользование которой принадлежит организации, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 октября 2011 г. N 03-03-06/1/704

Вопрос:

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и прочих выплат, причитающихся работнику, работодатель, на основании ст. 236 ТК РФ, обязан выплатить их с уплатой процентов.

В соответствии со ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль относятся любые начисления работникам, в том числе компенсационные начисления, предусмотренные нормами законодательства РФ.

Вправе ли организация учесть в расходах в целях налога на прибыль компенсацию за несвоевременно выплаченную работникам заработную плату?

Ответ:

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Подпунктом 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в составе вне! реализационных расходов учитываются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

В случаях, предусмотренных положениями ст. 236 ТК РФ, размер денежной компенсации, выплачиваемой работодателем работнику, может быть установлен трудовыми и (или) коллективным договорами. Таким образом, положения пп. 13 п. 1 ст. 265 Кодекса к суммам указанной денежной компенсации неприменимы.

На основании ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нор! мами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Из нормы ст. 255 Кодекса следует, что компенсационные выплаты, предусмотренные указанной статьей, должны быть связаны с режимом работы или условиями труда, а также содержанием работников. Расходы по уплате денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, не отвечают условиям, установленным ст. 255 Кодекса, а следовательно, не могут быть включены в состав расходов на оплату труда.

Учитывая изложенное, расходы в виде компенсационных выплат работникам, уплачиваемых работодателем в соответствии со ст. 236 ТК РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 октября 2011 г. N 03-03-06/2/164



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное