Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 09.09.2011


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 09.09.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 N 748 "О внесении изменений в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей"


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

В соответствии с абз. 10 п. 18 ст. 214.1 НК РФ выплатой дохода в натуральной форме в целях данного пункта признается передача налоговым агентом налогоплательщику ценных бумаг со счета депо (лицевого счета) налогового агента или счета депо (лицевого счета) налогоплательщика, по которым налоговый агент наделен правом распоряжения. Выплатой дохода в натуральной форме в целях указанного пункта не признаются передача налоговым агентом ценных бумаг по требованию налогоплательщика, связанная с исполнением последним сделок с ценными бумагами, при условии, если денежные средства по соответствующим сделкам в полном объеме поступили на счет (в том числе банковский счет) налогоплательщика, открытый у данного налогово! го агента, а также передача (перерегистрация) ценных бумаг на счет депо, по которому удостоверяются права собственности данного налогоплательщика, открытый в депозитарии, осуществляющем свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Признается ли в целях НДФЛ выплатой дохода в натуральной форме в пользу налогоплательщика- физлица перевод ценных бумаг из одной управляющей компании в другую управляющую компанию?

Ответ:

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно абз. 10 п. 18 ст. 214.1 Кодекса выплатой дохода в натуральной форме в целях данного пункта признается передача налоговым агентом налогоплательщику ценных бумаг со счета депо (лицевого счета) налогового агента или счета депо (лицевого счета) налогоплательщика, по которым налоговый агент наделен правом распоряжения. Выплатой дохода в натуральной форме в целях настоящего пункта не признаются передача налоговым агентом ценных бумаг по требованию налогоплательщика, связанная с исполнением последним сделок с ценными бумагами, при условии, если денежные средства по соответствующим сделкам в полном объеме поступили на счет (в том числе банковский счет) налогоплательщика, открытый у данного налогового агента, а также передача (! перерегистрация) ценных бумаг на счет депо, по которому удостоверяются права собственности данного налогоплательщика, открытый в депозитарии, осуществляющем свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного при передаче по распоряжению налогоплательщика управляющей компанией ценных бумаг со своего счета депо в другую управляющую компанию, не связанной с исполнением налогоплательщиком сделок с ценными бумагами, у налогоплательщика в соответствии с п. 18 ст. 214 Кодекса возникает доход в натуральной форме, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2011 г. N 03-04-06/3-180

Вопрос:

ООО заключило агентское соглашение с иностранной организацией (судоходная контейнерная линия), не являющейся налоговым резидентом РФ. В соответствии с заключенным соглашением ООО является агентом иностранной организации на территории РФ и не является ее постоянным представительством.

Кроме сбора морского фрахта за доставку контейнеров в (из) РФ и демереджа, иностранная организация планирует оказывать сопутствующие международной перевозке работы и услуги: погрузочно- разгрузочные работы и услуги по хранению груженых контейнеров в российском порту.

При этом погрузочно-разгрузочные работы и услуги по хранению будут приобретаться ООО у налогового резидента РФ, а выставляемый ООО счет будет содержать дополнительную позицию "надбавка за погрузочно-разгрузочные работы (хранение) в пользу судоходной контейнерной линии".

К какому виду доходов согласно ст. 309 НК РФ относятся доходы иностранной организации о! т выполнения погрузочно-разгрузочных работ и оказания услуг по хранению груженых контейнеров и по какой ставке должен исчисляться налог на прибыль в отношении таких доходов?

Ответ:

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Статьей 247 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Для иных иностранных организаций объектом налогообложения признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соотв! етствии со ст. 309 Кодекса.

Доходы иностранных организаций, полученные в рамках договоров на оказание услуг на территории Российской Федерации (в том числе заключаемых агентом от имени и в интересах иностранной организации, либо от своего имени, но в интересах иностранной организации, в том числе на оказание услуг с привлечением субподрядных организаций), квалифицируются в целях налогообложения прибыли соответственно их гражданско-правовой природе - как доходы от оказания услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией, в частности, от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

В случае если деятельность иностранной организации, связанная с оказанием услуг на территории Российской Федерации, в соответствии с положениями ! ст. 306 Кодекса, квалифицируется как образующая постоянное представительство, прибыль такой иностранной организации облагается в Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 307 Кодекса.

Доходы иностранной организации облагаются в Российской Федерации с учетом соглашения об избежании двойного налогообложения, действующего у Российской Федерации с соответствующим иностранным государством, в котором данная иностранная организация - фактический получатель дохода признается лицом с постоянным местопребыванием в целях соглашения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/1/450

Вопрос:

Казахстанская организация по договору аренды предоставляет на территории РФ резиденту РФ геофизическое оборудование, в том числе транспортные средства. Срок предоставления в аренду имущества по согласованию сторон продлен до 01.01.2012 и составит более 12 месяцев.

Согласно пп. "в" п. 3 ст. 5 Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 постоянное учреждение образуется при оказании услуг, включая консультационные услуги, резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах страны более чем 12 месяцев.

В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Ф! едерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

А в соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

Приводит ли деятельность казахстанской организации по сдаче в аренду оборудования и транспорта к образованию постоянного учреждения?

Подлежит ли налогообложению налогом на прибыль доход от сдачи в аренду оборудования, выплачиваемый российской организацией в пользу резидента Казахстана?

Ответ:

Согласно ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) прибыль предприятия одного государства может облагаться налогом на территории другого государства, только если оно осуществляет на территории последнего предпринимательскую деятельность через расположенное там постоянное учреждение.

Статья 5 "Постоянное учреждение" определяет термин "постоянное учреждение" как постоянное место деятельности, через которое полностью или частично ведется предпринимательская деятельность предприятия. Постоянное место деятельности подразумевает, в частности, постоянство в географическом смысле, а также регулярность осуществления активной предпринимательской деятельности на территории другого государств! а через персонал предприятия или уполномоченных лиц.

Как следует из вопроса и представленного соглашения об аренде оборудования, обязанность арендодателя заключается в предоставлении оборудования по перечню и в комплектации, установленной соглашением, и доставке оборудования до места назначения на территории России. Если для начала функционирования оборудования необходимо выполнение шефмонтажных и пусконаладочных работ, арендодатель выполняет указанные работы до передачи оборудования арендатору. Арендатор обеспечивает сохранность оборудования, за свой счет поддерживает оборудование в исправном состоянии, несет расходы по его содержанию и эксплуатации. Дополнением к соглашению об аренде установлено, что арендатор сам и за свой счет производит перебазировку, страхование, охрану оборудования на территории России.

В международной налоговой практике, в частности в комментариях к Модели налоговой конвенции ОЭСР, в отношении сдачи в аренду оборудования выработан след! ующий подход. Если предприятие одного государства передает в аренду сооружения, промышленное, коммерческое, научное оборудование, помещения или нематериальное имущество предприятию другого государства, не имея для этой арендной деятельности постоянного места деятельности в другом государстве, то арендованные сооружения, оборудование, помещения или нематериальная собственность как таковые не будут составлять постоянное учреждение арендатора при условии, что контракт ограничивается простой арендой промышленного, коммерческого, научного оборудования и т.д.

В случае если деятельность по сдаче в аренду оборудования связана с деятельностью по осуществлению строительно-монтажных работ, то постоянное учреждение может образовываться при условии превышения 12-месячного периода, установленного пп. "а" п. 3 ст. 5 "Постоянное учреждение" Конвенции.

При условии, что с учетом вышеизложенного объем фактически осуществляемой деятельности предприятия - резидента Казахстана на те рритории Российской Федерации не приводит к образованию постоянного уч! реждения по смыслу ст. 5 Конвенции, доход от сдачи в аренду оборудования, выплачиваемый российской организацией в пользу резидента Казахстана, подлежит налогообложению в порядке, установленном ст. 12 "Роялти" Конвенции.

В соответствии с нормами ст. 12 "Роялти" Конвенции платежи, получаемые резидентом одного государства за пользование или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием резиденту другого государства, подлежат налогообложению как в государстве - резидентстве получателя дохода, так и в государстве - источнике выплаты дохода. При этом взимаемый в этой связи налог в государстве - источнике дохода не может превышать 10 процентов от общей суммы роялти.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 августа 2011 г. N 03-08-05

Вопрос:

В соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика- организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно п. 1.5 Положения о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде (утв. Б! анком России 29.12.2010 N 365-П) правила взаимодействия МИ ФНС России по ЦОД и уполномоченного подразделения Банка России определяются двусторонним регламентом. Указанный регламент в настоящее время не утвержден.

Будет ли являться нарушением действующего законодательства направление банком сообщений в налоговые органы об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, на бумажном носителе до заключения банком с территориальным подразделением Банка России соответствующего соглашения, содержащего условия о получении поручений и (или) решений налогового органа и (или) о направлении сведений об остатках, в том числе после вступления в силу Положения о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде (утв. Банком России 29.12.2010 N 365-П)?

Ответ:

Указанным пунктом в редакции пп. "б" п. 26 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229- ФЗ установлена обязанность банков представлять в налоговые органы сведения об остатках денежных средств налогоплательщиков на счетах в банках, операции по которым приостановлены, в электронном виде. Формат сообщения банками указанных сведений, а также порядок их направления банками в электронном виде утверждаются Банком России по согласованию с ФНС России.

Банком России утверждено Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде от 29.12.2010 N 365-П, которое вступило в силу с 01.08.2011.

До вступления в силу указанного Положения Банка России, а также до утверждения формата сообщения банками сведений об остатках денежных средств налогоплательщиков на счетах в банках, опера! ции по которым приостановлены, п. 2 Приказа ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@ "Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки" банкам рекомендовано при выполнении ими обязанностей, предусмотренных п. 5 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщать в налоговые органы об остатках денежных средств налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на счетах в банках по форме, утвержденной указанным Приказом.

Исполнение обязанности, установленной п. 5 ст. 76 Кодекса, банками не ставится в зависимость от заключения банками с территориальными учреждениями Банка России соглашений, предусмотренных вышеуказанным Положением Банка России.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 августа 2011 г. N 03-02-07/1-274

Вопрос:

В результате незаконных действий третьих лиц у клиентов банка возникает ущерб, в частности в результате мошеннических действий с находящимися в обращении пластиковыми картами, эмитированными банком. В таких случаях банк несет расходы, возмещая клиентам потери, связанные с мошенническими трансакциями с пластиковыми картами.

Принятие банком решения о возмещении клиентам потерь, связанных с мошенническими действиями третьих лиц с банковскими картами (с использованием украденных, поддельных банковских карт и т.п.), осуществляется на основании следующих документов:

- заявления клиента;

- заключения, полученного по результатам расследований, проведенных в соответствии с определенными в Операционных правилах международных платежных систем процедурами, устанавливающими ответственность сторон в той или иной ситуации;

- заключения службы безопасности банка.

В тех случаях, когда расследование пр! оводится по мошенническим действиям третьих лиц с использованием банкоматов банка (при помощи поддельных банковских карт, использования иных устройств и т.д.), в качестве основания для возмещения служат следующие документы:

- заявление клиента;

- отчет о работе банкомата в период совершения мошеннических действий;

- лента журнального принтера банкомата;

- заключение службы безопасности банка.

В указанных документах содержится информация о корректности обработки трансакций, о предпринятых действиях в части расследования мошеннических трансакций, а также пояснения касательно сути мошеннических действий и сведения о сумме ущерба, понесенного клиентом.

Вправе ли банк учитывать для целей исчисления налога на прибыль расходы по возмещению клиентам - держателям пластиковых карт на основании указанных документов убытков, понесенных в результате мошеннических действий третьих лиц?

Ответ:

Подпунктом 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что для целей налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под ущербом (реальным ущербом) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Таким образом, ущерб держателю карты может быть обусловлен проведением операции по списанию со счета держателя карты суммы без распоряжения держателя карты в результате мошенниче! ских действий третьих лиц с банковскими картами.

При выдаче карты держателю в банке открывается специальный счет, то есть банк и держатель карты вступают в отношения по договору банковского счета (ст. 845 ГК РФ), в которых банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

При оформлении заявления на выдачу банковской карты между эмитентом банковской карты и ее держателем заключается договор, определяющий права и обязанности сторон в связи с выдачей карты соответствующей платежной системы.

Такие правила содержат положения об обязанностях держателя карты в части вопросов безопасности, порядке контроля за совершаемыми банком по распоряжению держателя карты трансакциями, финансовой ответственности сторон. Кроме того, вовлечение в оборот карты определенной платежной системы ! (Visa, Mastercard и др.) предполагает использование международных Операционных правил этой платежной системы, в которых, в частности, содержатся положения об ответственности по трансакциям по поддельным картам.

Если обязанность компенсации ущерба держателю карты следует из условий указанных договоров и соглашений, то такие расходы банка могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Документальным подтверждением указанных убытков будут являться документы, однозначно свидетельствующие о факте причинения держателю карты ущерба и возникновении у банка обязанности по его компенсации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 августа 2011 г. N 03-03-06/1/113

Вопрос:

В отношении клиента банка налоговым органом принято решение о приостановлении операций по его расчетному счету.

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ банком прекращены все расходные операции по данному счету.

Согласно указанной норме НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством РФ, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению к бюджетную систему РФ.

Одновременно в отношении указанного клиента в банк поступают постановления судебных приставов- исполнителей об обращении взыскания, вынесенные на основании следующих исполнительных документов: исполнительных листов, решений о взыскании налога, страхового взноса, п! ени, штрафа за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), плательщика страховых взносов о взыскании в пользу налоговых органов и органов уплаты страховых взносов недоимок по уплате налогов, страховых взносов, штрафов, пеней.

Вправе ли банк списать с расчетного счета клиента и перечислить на депозитный счет подразделения службы судебных приставов суммы недоимок по уплате налогов, страховых взносов, штрафов, пеней на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании денежных средств в пользу налоговых органов и органов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, хранящиеся в банках, судебными приставами-исполнителями производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно п. 7 ст. 70 указанного Федерального закона в случае получения банком исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Таким образом, приостановление операций по счету налогоплательщика-организации в банке не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации по исполнительным документам судебных приставов- исполнителей.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 августа 2011 г. N 03-02-07/1-270

Вопрос:

Во II квартале 2011 г. на основании решения суда исполнение обязательств в 2009 г. поручителем по кредитному договору с банком признано недействительным, что влечет восстановление ссудной задолженности с созданием резерва по ссудной задолженности, а также доначисление процентов с даты оспоренного погашения до даты судебного акта.

Вправе ли банк включить указанные резерв и проценты в налоговую базу по налогу на прибыль за полугодие 2011 г. ?

Необходимо ли представление уточненных деклараций за 2009 г. с созданием резерва и доначислением процентов и за 2010 г. с доначислением процентов?

Необходимо ли представление уточненных деклараций за 2009 - 2010 гг. с доначислением процентов?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это возможно, во-первых, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) и, во-вторых, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) пери! од, в котором выявлены ошибки (искажения).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 июля 2011 г. N 03-03-06/2/110

Вопрос:

Об учете банком в целях налога на прибыль операций по приобретению и реализации объектов непроизводственного значения, а также об учете сумм налога на имущество организаций и земельного налога по указанным объектам в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Пунктом 1 ст. 257 НК РФ предусмотрено, что под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Учитывая изложенное, объекты недвижимости, пр! иобретенные банком и не используемые в деятельности, направленной на получение дохода, для целей налогообложения прибыли не признаются амортизируемым имуществом.

Порядок определения налоговой базы при реализации имущества установлен ст. 268 НК РФ.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ предусмотрено, что при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров, амортизируемого имущества) налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на цену приобретения (создания) этого имущества.

На основании п. 2 указанной статьи, если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Учитывая изложенное, налоговая база по налогу на прибыль организаций при реализации объектов недвижимости непроизводстве! нного назначения определяется в соответствии с указанными положениями ст. 268 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

В связи с этим суммы налога на имущество организаций и земельного налога, начисленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах по объектам недвижимости непроизводственного назначения, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июля 2011 г. N 03-03-06/2/108

Вопрос:

О праве банка при возникновении просроченной задолженности по процентам за пользование кредитом на основании п. 3 ст. 266 НК РФ сформировать резерв по сомнительным долгам, если кредитным договором установлено, что при недостаточности поступивших средств для погашения заемщиком обязательств в полном объеме сумма процентов за пользование кредитом погашается после суммы основного долга.

Ответ:

В соответствии со ст. 319 Гражданского кодекса Российской Федерации если сумма средств, полученная по договору отступного в результате реализации залогового имущества, недостаточна для исполнения денежного обязательства в полном объеме, то при отсутствии в условиях договора иного порядка в первую очередь погашаются издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а оставшейся частью - основная сумма долга.

Очередность, определенная в кредитном договоре, если это предусмотрено, может быть изменена, о чем уведомляется заемщик.

Исходя из текста вопроса условием кредитного договора установлено, что при недостаточности поступивших средств для погашения заемщиком обязательств в полном объеме предусмотрена очередность платежей, согласно которой сумма процентов за пользование кредитом погашается после суммы основного долга.

В соответствии с п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (! далее - НК РФ) банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Таким образом, в указанной ситуации налогоплательщик при возникновении просроченной задолженности по процентам за пользование кредитом вправе на основании п. 3 ст. 266 НК РФ сформировать резерв по сомнительным долгам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 июня 2011 г. N 03-03-06/2/104

Вопрос:

Об учете при исчислении налога на прибыль расходов банка по уплате комиссии за предоставление банковской гарантии или поручительства иностранному материнскому банку.

Ответ:

Статьей 361 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично.

Как следует из вопроса, с целью снижения кредитного риска и, как следствие, увеличения суммы выданного кредита банк получает от материнского банка поручительство и уплачивает за это комиссию. Объектом поручительства являются обязательства заемщика по кредиту.

В соответствии с пп. 16 п. 2 ст. 291 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями, относятся к расходам банков, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения ст. 252 НК РФ, расходы банка по уплате комиссии за поручительство признаются в целях налогоо! бложения прибыли согласно пп. 16 п. 2 ст. 291 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 июня 2011 г. N 03-03-06/2/103



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное